Оценить статью
(Голосов: 7, Рейтинг: 4.43)
 (7 голосов)
Поделиться статьей
Милан Лазович

Программный менеджер РСМД

Программный менеджер Российского совета по международным делам Милан Лазович в интервью «Москва-Баку» комментирует арест в Ереване экс-лидера оппозиции Армении Баграта Галстаняна и другие события в республике в преддверии скорых выборов в парламент страны.

Программный менеджер Российского совета по международным делам Милан Лазович в интервью «Москва-Баку» комментирует арест в Ереване экс-лидера оппозиции Армении Баграта Галстаняна и другие события в республике в преддверии скорых выборов в парламент страны.

Бывший лидер оппозиции Армении, архиепископ Тавушский Баграт Галстанян арестован в Ереване по делу о подготовке свержения власти с применением на этом пути терактов по всей стране. Как можете это прокомментировать?

Cитуация, на мой взгляд, связана с подготовкой к парламентским выборам в Армении, хотя до них остается еще год.

И такой подготовкой к выборам со стороны действующих властей является зачистка несогласных с политикой премьер-министра Никола Пашиняна.

Помимо ареста архиепископа Баграта Галстаняна (который с начала прошлого года выступил в качестве лидера армянской оппозиции и стремился, хоть и безуспешно, путем акций протеста сместить Пашиняна) можно говорить о том, что сегодня действующий премьер активно добивается ухода с поста главы Армянской апостольской церкви католикоса Гарегина II, который тесно связан с «карабахским кланом». Также за призывы к свержению власти недавно в Армении был арестован российский бизнесмен Самвел Карапетян. В принципе, все обозначенные шаги армянских властей — звенья одной цепи. Все это, безусловно, корректировка негативного для Пашиняна политического поля перед выборами.

Вместе с тем, нельзя стопроцентно утверждать, что раскрытый в Армении, по утверждению властей, заговор — это некая фальсификация. И вполне возможно, что оппозиция действительно что-то готовила. Однако речь точно не о госперевороте. Может быть, что-то не в столь серьезных масштабах, как было обозначено действующими властями, но все же. Как минимум, акции протеста и создание более благоприятных политических условий для оппозиции и духовенства, вероятно, планировались.

Пашиняну и его команде важно показать, что армянское общество находится в новых условиях, он продвигает концепцию «реальной» Армении взаимен Армении «исторической», то есть призывает отказаться от исторических предрассудков, от вражды с соседями, что рационально. Мы видим, что Ереван выступает за нормализацию отношений с Азербайджаном, в этом направлении есть значительные подвижки. Пашинян заявляет, что он активно к этому стремится и желает этого во благо армянского народа. Шаги Еревана, направленные на нормализацию отношений с соседями, и прежде всего с Азербайджаном, абсолютно логичны и необходимы, это давно назрело. И сейчас появилось такое уникальное окно возможностей, которым сторонам необходимо воспользоваться. Он также добивается нормализации отношений с Турцией, вспомним недавний рабочий визит армянского премьера в Стамбул по приглашению Эрдогана. То есть Никол Пашинян пытается переформатировать Армению в более прогрессивном ключе, но это вызывает ярый протест у оппозиции, представителей прежних властей, которые привержены старым идеям, основанным на собственном видении будущего Армении. Однако такие идеи, как показывает практика, лишь привели Армению к удерживанию чужих территорий, войне, раздору с соседями. Пашинян сегодня имеет шанс стать реформатором для страны.

Но вместе с тем мы видим, что у оппозиции, кто бы ее ни возглавлял, за годы пребывания Пашиняна у власти, так и не получилось его свергнуть. Мы так и не увидели полномасштабных протестов по всей стране — ни за все эти годы, ни сейчас. Что это означает?

Это говорит об углубившемся расколе в армянском обществе. Можно по-разному относиться к Пашиняну, но нельзя оспаривать тот факт, что у него есть немалая доля сторонников. Да, есть немалая доля противников, но и сторонников тоже. И вот эта поляризация общества, она сейчас достигает своего пика. Не настолько сильны сейчас идеи «карабахского клана», оппозиции, основанные на националистических фундаментах и территориальных претензиях к соседям. Население очень сильно устало от карабахского конфликта, и этим объясняется поддержка Пашиняна со стороны части населения. Люди надеются на то, что их жизнь станет лучше. Они видят в действующем премьере того политика, который пытается сбросить «старые оковы», мешавшие Армении развиваться, идти вперед в светлое будущее. Каким оно будет, наверное, все видят по-разному, да, кто-то видит его в членстве Армении в ЕС, кто-то — в более тесном сотрудничестве с Россией, третьи — с другими игроками, в становлении доброжелательных отношений с соседями, открытии границ и экономическом развитии и благополучии.

Пашинян сегодня бросает вызов и церкви, вызов серьезным в армянском мире персоналиям, он не боится этого делать. А ведь они имеют за собой серьезные силы. Почему он не боится, с чем это связано?

Как я и сказал, это связано с уверенностью в поддержке его шагов частью общества. Действительно, за 7 лет оппозиции его так и не удалось свергнуть.

Пашинян устраивает и Запад. Для западных сил действующий армянский премьер олицетворяет определенный поворот от России, может быть не жесткий, не резкий, но все же поворот. Можно сказать и то, что в последнее время Пашинян, вероятно, ввиду все-таки ослабления поддержки Армении Западом и предстоящих парламентских выборов, на которых премьеру нужно победить, более хитро стал вести себя по отношению к России. Со стороны Еревана стало меньше звучать критических заявлений в адрес России и больше таких, что, дескать, Ереван готов продолжать союзнические отношения и не готов их ставит не ревизию. Это имеет место быть, поскольку для поддержания стабильности своей власти Пашиняну важно выдерживать и этот баланс, показывать, что и с Россией в Армении тоже не разрываются отношения, что они продолжаются, они стабильные, добрососедские и т.д. Он понимает, что если резко отвернется от России, то потеряет часть поддержки населения. Тем более, что Армении из экономических соображений важно сохранить членство в ЕАЭС.

Кроме того, в текущей ситуации можно говорить и о том, что Пашинян — лучшая кандидатура для Азербайджана и Турции. И можно говорить, как бы странно ни звучало, о какой-то степени косвенной поддержки Баку и Анкарой в его адрес. Ведь даже визит Пашиняна в Турцию был осуществлен по приглашению Эрдогана, то есть инициатива была турецкая. Вот это тоже, мне кажется, говорит в пользу поддержки инициатив армянского премьера.

Поэтому мой прогноз состоит в том, что, вероятнее всего, на данном этапе Пашинян удержит власть в своих руках. И с высокой долей вероятности, по итогам предстоящих в 2026 году парламентских выборов он снова может станет премьер-министром страны. Однако не стоит забывать и о растущей поляризации армянского общества. Каких масштабов она достигнет к тому времени — сказать пока сложно.

Впервые опубликовано в «Москва — Баку».


Оценить статью
(Голосов: 7, Рейтинг: 4.43)
 (7 голосов)
Поделиться статьей
 
Социальная сеть запрещена в РФ
Социальная сеть запрещена в РФ
Бизнесу
Исследователям
Учащимся