Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 16, Рейтинг: 4.69)
 (16 голосов)
Поделиться статьей
Иван Паничкин

Преподаватель кафедры правовых проблем ТЭК МИЭП МГИМО МИД России, эксперт РСМД

Валентина Давыдова

Заместитель начальника отдела ФГБУ «Российское энергетическое агентство»

После стремительного развала СССР, экономика которого работала в режиме государственного планирования, встал вопрос о механизмах товарообмена между образовавшимися на его пространстве государствами. Принимая во внимание необходимость сохранения сложившихся хозяйственных и производственных связей между предприятиями ранее единого экономического комплекса, а также снабжение населения товарами, на первоначальном этапе становления национальных экономик, государства — члены СНГ использовали режим взаимных беспошлинных поставок товаров. Этот режим отражал ранее сложившуюся в СССР практику товарообмена между союзными республиками, а государства – члены СНГ ежегодно согласовывая номенклатуру и объемы таких поставок.

Несмотря на разноформатные попытки, запуск интеграционной формации осуществился только в июле 2011 г., когда начал действовать Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана. При этом вопросы торговли нефтью и нефтепродуктами фактически выводились за периметр ТС и регулировались на двусторонней основе.

Аналогичная ситуация складывается в рамках Зоны свободной торговли. Несмотря на первоначальные ожидания о формировании общих рынков нефти и нефтепродуктов в рамках ЕАЭС, его государствам-участникам не удалось найти взаимоприемлемые решения, в связи с чем запуск общих рынков нефти и нефтепродуктов был отложен до 2025 г. До этого времени стороны вправе продолжить регулировать вопросы поставок нефти и нефтепродуктов на двусторонней основе.

При этом основная нагрузка в рамках ЕАЭС по обеспечению беспошлинных поставок нефти и нефтепродуктов лежит на России, которая в рамках евразийской экономической интеграции, фактически осуществляющей субсидирование армянской, белорусской, казахстанской и киргизской экономик за счет собственного нефтяного сектора. В настоящее время на площадке Евразийской экономической комиссии проводится работа по поиску возможных конструкций будущего общего рынка нефти и нефтепродуктов.

При этом в случае реализации Россией планов по отказу к 2025 г. от вывозных таможенных пошлин на нефть и нефтепродукты и соответствующего выравнивания цен на внутреннем и внешних рынках (по экспортному паритету) общие рынки нефти и нефтепродуктов ЕАЭС обретают понятные очертания. В то же время экономические выгоды Армении, Белоруссии и Киргизии от членства в ЕАЭС, в том числе заключающиеся в возможности получении нефти и нефтепродуктов по внутрироссийским ценам, отличным от мировых, в этом случае существенно сократятся, что может привести к пересмотру всей интеграционной конфигурации.

После стремительного развала СССР, экономика которого работала в режиме государственного планирования, встал вопрос о механизмах товарообмена между образовавшимися на его пространстве государствами. Принимая во внимание необходимость сохранения сложившихся хозяйственных и производственных связей между предприятиями ранее единого экономического комплекса, а также снабжение населения товарами, на первоначальном этапе становления национальных экономик, государства-члены СНГ использовали режим взаимных беспошлинных поставок товаров. Этот режим отражал ранее сложившуюся в СССР практику товарообмена между союзными республиками, а государства – члены СНГ ежегодно согласовывая номенклатуру и объемы таких поставок.

В целях упорядочивания условий таких поставок Российская Федерация, начиная с сентября 1992 г., заключает с государствами – членами СНГ межправительственные соглашения о свободной торговле [1]. Такие соглашения предусматривали запрет на применение во взаимной торговле таможенных пошлины, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие, а также количественных ограничений на экспорт и импорт товаров. При этом допускалось введение односторонних количественных ограничений на поставку товаров в «разумных» пределах и на строго определенный срок в случае дефицита данного товара на внутреннем рынке, дефицита торгового баланса, а также выявления реэкспорта товаров, поставляемых без внимания вывозных таможенных пошлин. Кроме того, предусматривалась возможность применения количественных ограничений согласно ежегодно согласуемым номенклатуре и объемам. При этом в случае выявления реэкспорта сторона, чьи интересы были нарушены, в одностороннем порядке вправе вводить меры по регулированию вывоза товаров на территорию государства, допустившего несанкционированный реэкспорт.

В этих условиях, в частности в 1993 г., была согласована поставка 16 млн т нефти, 50 тыс. т прямогонного бензина, 750 тыс. т дизельного топлива, 400 тыс. т мазута из России в Белоруссию. В свою очередь из Белоруссии в Россию была согласована поставка 750 тыс. т дизельного топлива экспортного качества и 700 тыс. т авиационного топлива [2]. В Республику Казахстан на 1993 г. была согласована поставка из Российской Федерации 12,1 млн т нефти, 1,5 млн т топочного мазута, 1 млн т автомобильного бензина, 2,2 млн т дизельного топлива и 2,4 млн т масла дизельного. В свою очередь из Республики Казахстан в Российскую Федерацию была согласована поставка 14 млн т нефти и газового конденсата, 450 тыс. т мазута топочного, 40 тыс. т бензина автомобильного и 40 тыс. т дизельного топлива [3].

Поскольку сохранялась тесная взаимосвязь экономик государств – членов СНГ, а также необходимость определения дальнейшего пути взаимодействия стран в торгово-экономической сфере, 23 января 1993 г. в Москве был подписан Договор о создании экономического союза [4], предусматривавший поэтапное формирование общего экономического пространства. На первом этапе предусматривалось создание зоны свободной торговли, на втором — формирование таможенного союза, на третьем — создание общего рынка товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, а на завершающем этапе — формирование валютного союза.

Реализуя достигнутые договоренности, 15 апреля 1994 г. государства – члены СНГ подписали Соглашение о создании зоны свободной торговли, предусматривавшее отмену таможенных пошлин и количественных ограничений во взаимной торговле, за исключением изъятий, которые Стороны должны были согласовать в течение шести месяцев со дня вступления соглашения в силу. До согласования данного перечня между сторонами применяются двусторонние соглашения о свободной торговле и протоколы об изъятиях из этого режима. Учитывая, что указанный перечень изъятий так и не был согласован сторонами, запуск зоны свободной торговли не состоялся.

В этих условиях в январе 1995 г. Россия и Белоруссия начинают работу по формированию таможенного союза [5] — согласовывают цели, принципы функционирования, а также механизм и этапы его создания. Учреждение каких-либо органов таможенного союза на данном этапе предусмотрено не было. Все государства – участники СНГ могли присоединиться к данной инициативе, однако воспользовалась возможностью только Республика Казахстан (20 января 1995 г.).

В марте 1996 г. Россия, Белоруссия, Казахстан и Киргизия договорились о поэтапном углублении четырехсторонней интеграции в экономике, науке, образовании, культуре, социальной сфере и иных областях [6]. В экономической сфере стороны договорились согласовывать основные направления, этапы и сроки проводимых экономических реформ, создавать необходимые условия функционирования общего рынка и завершить в 1996 г. создание единой таможенной территории с обеспечением общей системы управления. Также стороны договорились об учреждении совместных органов управления интеграцией — Межгосударственного Совета, Интеграционного Комитета и Межпарламентского Комитета.

В 1998 г. к данному интеграционному процессу присоединился Таджикистан.

С целью завершения создания таможенного союза и перехода к следующему этапу экономической интеграции — Единому экономическому пространству (ЕЭП) — в 1999 г. Россия, Белоруссия, Казахстан и Киргизия подписали Договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве. Этот договор предусматривал формирование общего рынка товаров, услуг, капитала и труда, проведение общей экономической политики и создание единой инфраструктуры, завершение гармонизации законодательства, обеспечивающего функционирование ЕЭП

Управление Таможенным союзом и ЕЭП передавалось созданным в 1996 г. органам управления. В целях институциализации процесса интеграции и его эффективного продвижения в 2000 г. страны договорились о создании международной организации — Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС). Органам управления ЕврАзЭС передавались полномочия органов управления, созданных в 1996 г; кроме того, был учрежден Суд ЕврАзЭС.

В 2003 г. была предпринята попытка поэтапного формирования единого экономического пространства между Россией, Белоруссией, Казахстаном и Украиной [7] путем создания зоны свободной торговли без изъятий и ограничений, унификации принципов разработки и применения технических регламентов и стандартов, санитарных и фитосанитарных норм, а также гармонизации макроэкономической политики и законодательства. В связи со сменой политического руководства на Украине в 2005 г. данный интеграционный процесс не получил продолжения.

В 2006 г. Республика Беларусь вышла из Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о порядке распределения и зачислений в соответствующие бюджеты Российской Федерации и Республики Беларусь вывозных таможенных пошлин на экспортируемую белорусскими предприятиями продукцию, изготовленную из российского сырья (от 12 мая 1995 г.), предусматривавшего порядок зачисления в бюджеты России и Белоруссии таможенных пошлин от экспорта нефтепродуктов с территории Республики Беларусь [8]. В этих условиях Российская Федерация 13 декабря 2006 г. ввела вывозные таможенные пошлины в отношении нефти и нефтепродуктов, поставляемых в Республику Беларусь [9].

В целях разрешения сложившегося кризиса, Россия и Беларусь 12 января 2007 г. согласовали применение вывозных таможенных пошлин в отношении поставок российский нефти в период с 2007–2009 гг. [10] с учетом понижающих коэффициентов [11]. Это позволило Белоруссии продолжить получать доходы от экспорта нефтепродуктов, произведенных из российской нефти. Достижение Россией и Белоруссией договоренностей в нефтяной сфере дало возможность в 2007 г. продолжить процесс экономической интеграции России, Белоруссии и Казахстана. 6 октября 2007 г. были подписаны Договор о Комиссии таможенного союза, предусматривающий учреждение Комиссии таможенного союза в качестве единого постоянно действующего регулирующего органа Таможенного союза с поэтапной передачей ей необходимых полномочий. Также был заключен Договор о создании единой таможенной территории и о формировании Таможенного союза, предусматривающий мероприятия, необходимые для завершения формирования Таможенного союза, и устанавливающий, что с момента создания единой таможенной территории Стороны не применяют во взаимной торговле таможенные пошлины, количественные ограничения и эквивалентные им меры.

1 января 2010 г. вступил в силу Единый таможенный тариф Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, что формально означало начало функционирования Таможенного союза трех стран (ТС). В то же время практический запуск ТС был приостановлен в связи с очередными разногласиями между Россией и Белоруссией относительно возможности закупки Белоруссией у России нефти и нефтепродуктов в беспошлинном режиме и последующим их реэкспортом в третьи страны с зачислением вывозных таможенных пошлин только в бюджет Республики Беларусь. 27 января 2010 г. Россия и Белоруссия договорились о том, что вывозные таможенные пошлины не применяются только в отношении поставок нефти в объемах внутреннего потребления Белоруссией [12], которые согласуются ежегодно.

В этих условиях 6 июля 2010 г. для России и Казахстана, а 1 июля 2010 г. для Белоруссии вступил в силу Таможенный кодекс ТС [13], что означало начало функционирования ТС. Однако в полноформатном режим ТС заработал только с 1 июля 2011 г. и включил в себя единую таможенную территорию России, Белоруссии и Казахстана на которой применялись нормы единого Таможенного кодекса, Единый таможенный тариф, единая система внешнеторгового и таможенного регулирования, а также единое техническое регулирование.

Параллельно с запуском ТС Россия, Белоруссия и Казахстан проводили работу по формированию общих рынков нефти и нефтепродуктов в рамках ЕЭП, запуск которого ожидался 1 января 2012 г. В этих условиях 9 декабря 2010 г. был подписан пакет соглашений, в том числе двусторонних и трехсторонних, по сотрудничеству в нефтяной сфере. Трехсторонним документом стало Соглашение о порядке организации, управления, функционирования и развития общих рынков нефти и нефтепродуктов Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации. Данный документ определял основные принципы и мероприятия, направленные на формирование общих рынков нефти и нефтепродуктов ЕЭП, а также развитие конкуренции на этих рынках. Под общим рынком нефти и нефтепродуктов ЕЭП понималась совокупность торгово-экономических отношений хозяйствующих субъектов государств – участников ЕЭП в сфере добычи, транспортировки, поставки, переработки и сбыта нефти и нефтепродуктов на территориях их государств, необходимых для удовлетворения потребностей в них государств – участников ЕЭП. Одним их принципов формирования общих рынков нефти и нефтепродуктов являлось неприменение Сторонами во взаимной торговле количественных ограничений и вывозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное значение). На период формирования общего рынка страны договорились регулировать вопросы торговли нефтью и нефтепродуктами, включая вопросы применения вывозных таможенных пошлин и количественных ограничений, на двусторонней основе.

Формирование общего рынка нефти и нефтепродуктов предполагалось завершить в 2014 г. в рамках следующей стадии экономической интеграции. Так, в отношениях между Россией и Белоруссией достигнута договоренность о неприменении в торговле нефтью и нефтепродуктами вывозных таможенных пошлин. При этом с целью ограничения потерь бюджета Российской Федерации от экспорта Белоруссией нефтепродуктов, выработанных из российской нефти, а также реэкспорта Белоруссией российских нефтепродуктов, вывозные таможенные пошлины от экспорта Белоруссией нефтепродуктов в полном объеме должны были зачисляться в бюджет Российской Федерации.

Предполагалось, что договоренность о полном зачислении вывозных таможенных пошлин в бюджет Российской Федерации будет действовать до вступления в силу Соглашения между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией о порядке уплаты вывозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие), которое должно было быть подписано до 31 декабря 2013 г., однако, так и не было принято.

С Казахстаном была достигнута договоренность [14] о неприменении во взаимной торговле нефтью и нефтепродуктами вывозных таможенных пошлин [15]. Также было согласовано ежегодное определение номенклатуры нефтепродуктов, при вывозе которых за пределы ТС с территории Республики Казахстан суммы вывозных таможенных пошлин перечисляются в полном объеме в бюджет Российской Федерации. Кроме того, предполагалось, что с 1 января 2014 г. взаимные поставки нефти будут осуществляться в эквивалентном объеме.

В 2012 г. договоренности с Казахстаном были скорректированы [16] путем их дополнения обязательством казахстанской стороны осуществлять встречную поставку нефти в Российскую Федерацию по согласованной методике за поставленные в страну российские нефтепродукты, тем самым компенсируя бюджету Российской Федерации выпадающие доходы от беспошлинных поставок нефтепродуктов [17].

В декабре 2013 г. Россия и Казахстан согласовали новый подход к режиму взаимной торговли нефтью и нефтепродуктами [18], заключающийся в завершении встречной поставки нефти казахстанской стороной за поставленные российской стороной нефтепродукты 31 декабря 2013 г., а также возможности ограничения поставок определенных видов нефтепродуктов из России в Казахстан, а также из Казахстана за пределы Евразийского экономического союза.

Завершение встречных поставок можно объяснить позицией казахстанской стороны, считавшей, что в рамках ТС и ЕЭП поставки товаров должны осуществляться без взимания вывозных таможенных пошлин, в связи с чем у казахстанской стороны отсутствуют обязательства по компенсации российской стороне выпадающих доходов от беспошлинных поставок нефтепродуктов.

Официально введение ограничений на поставки нефтепродуктов было обосновано необходимостью обеспечения охраны окружающей природной среды, однако, как представляется, истинные причины заключались в незавершенности построения общих рынков нефти и нефтепродуктов в рамках ЕЭП и неурегулированностью вопроса с реэкспортом российских нефтепродуктов в условиях более низких ставок вывозных таможенных пошлин в Республике Казахстан.

Параллельно с процессом запуска ТС и формирования ЕЭП в 2011 г. страны СНГ предприняли повторную попытку создания зоны свободной торговли после неудачной попытки в 1994 г. 18 октября 2011 г. Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Россия [19], Таджикистан и Украина подписали Договор о зоне свободной торговли, предусматривающий отмену сторонами ввозных и вывозных таможенных пошлин во взаимной торговле за исключением случаев, предусмотренных в приложении 1 к договору, а также запрет на повышение ставок таможенных пошлин во взаимной торговле в отношении товаров, указанных в приложении 1 к договору.

В договоре предусмотрена возможность заключения Россией и Казахстаном межправительственных соглашений с Киргизией и Таджикистаном о беспошлинных поставках нефти и нефтепродуктов, что связано с их участием в интеграционных процессах в рамках ЕврАзЭС. Кроме того, Россия и Казахстан сохранили право применения особых формул для поставок нефти и нефтепродуктов в рамках Зоны свободной торговли, тем самым ограничив объем выпадающих доходов своих бюджетов и недопустив возможности получения необоснованных доходов других стран на реэкспорте.

Учитывая исключение в отношении поставок в Киргизию, Российская Федерация продолжила беспошлинную поставку нефтепродуктов в данную страну в соответствии с российско-киргизским соглашением о свободной торговле [20], без необходимости распространения данного режима на другие страны-участники Договора о зоне свободной торговли, не входящие на тот момент в ТС, а именно Армению, Молдавию, Таджикистан и Украину.

В 2013 г. Россия и Таджикистан договорились о беспошлинных поставках российских нефтепродуктов в Таджикистан в объемах его внутреннего потребления [21]. 2 декабря 2013 г. в ходе визита Президента Российской Федерации В. Путина в Армению был подписан пакет межправительственных соглашений в нефтегазовой сфере; речь идет о Соглашении между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Армения о сотрудничестве в сфере поставок природного газа, нефтепродуктов и необработанных природных алмазов в Республику Армения от 02 декабря 2013 г., предусматривающем беспошлинные поставки природного газа, нефтепродуктов и необработанных природных алмазов для обеспечения внутренних потребностей Армения. Заключение пакета документов стало ответом на возможность подписания Арменией соглашения об ассоциации с Европейским союзом. По итогам российско-армянских переговоров на высшем уровне президент Республики Армения С. Саргсян заявил о решении Армении вступить в ТС.

С целью сохранения Арменией курса на евразийскую интеграцию в соглашении была предусмотрена возможность перевода неуплаченных вывозных таможенных пошлин от поставок нефтепродуктов, природного газа и необработанных природных алмазов в государственный долг Республики Армения перед Российской Федераций. Дополнительно следует отметить, что в соответствии с Договором о зоне свободной торговли его участники могли потребовать от Российской Федерации предоставление аналогичных таможенных преференций, однако не сделали этого. После вступления Армении в Евразийский экономический союз (2 января 2015 г.) такую возможность Молдавия и Украина утратили.

24 мая 2014 г. Россия, Белоруссия и Казахстан перешли к следующей стадии экономической интеграции — экономическому союзу. Новое интеграционное объединение получило название Евразийский экономический союз (ЕАЭС) и включило в себя ТС и ЕЭП. В ходе подготовки Договора о Евразийском экономическом союзе высказывались предложения по включению в сферу регулирования договором таких вопросов как охрана границ, миграционная политика, система обороны и безопасности, вопросы здравоохранения, образования, культуры, правовой помощи по гражданским, административным и уголовным делам, создание единой валюты. Также рассматривалась возможность создания наднационального парламента. Включение данных вопросов в сферу Договора позволило бы странам сформировать Евразийский союз по примеру Европейского союза. Однако Белоруссия и Казахстан согласились только на экономическую интеграцию. В итоге был создан ЕАЭС, являющийся международной организацией региональной экономической интеграции, обладающей международной правосубъектностью.

Союз заработал с 1 января 2015 г. Большая часть соглашений, заключенных в рамках ТС и ЕЭП, со дня начала работы ЕАЭС были денонсированы. Органами управления ЕАЭС стали Высший Евразийский экономический совет, Евразийский межправительственный совет, Евразийская экономическая комиссия и Суд Евразийского экономического союза. ЕАЭС объединил ТС и ЕЭП. В рамках ЕАЭС функционирует внутренний рынок товаров со свободным перемещением их между территориями государств-членов без применения таможенного декларирования и государственного контроля (транспортного, санитарного, ветеринарно­санитарного, карантинного фитосанитарного), за исключением случаев, предусмотренных Договором.

Сторонам не удалось договориться о принципах функционирования общих рынков нефти, нефтепродуктов, природного газа и электроэнергетики. В вопросе общего рынка нефти и нефтепродуктов основная проблема заключается в нерешенности вопроса реэкспорта нефти и нефтепродуктов, поставляемых без внимания вывозных таможенных пошлин. В этих условиях Стороны согласовали продление срока построения общего рынка нефти и нефтепродуктов до 2025 г. На период создания общего рынка нефти и нефтепродуктов Стороны договорились о применении двусторонних межправительственных соглашений, регулирующих, в том числе, вопросы уплаты вывозных таможенных пошлин и количественных ограничений в отношении поставок нефти и нефтепродуктов [22].

В преддверии подписания Договора, в целях поддержки экономики Республики Беларусь в условиях падения мировых цен на нефть и проводимого в Российской Федерации «большого налогового маневра» [23] и, соответственно, снижения валютных поступлений в белорусский бюджет от экспорта нефтепродуктов [24], а также в условиях возможного отказа Республики Беларусь от подписания Договора, Россия и Белоруссия согласовали зачисление в 2015 г. всего объема вывозных таможенных пошлин от экспорта нефтепродуктов, произведенных на белорусских НПЗ из российской нефти, в бюджет Республики Беларусь [25]. В октябре 2014 г. Россия и Беларусь договорились, что с 2016 г. в бюджет Республики Беларусь будет зачисляться не более 1,5 млрд долл. в год [26].

Эти договоренности позволили обеспечить поступление в бюджет Республики Беларусь в 2015 г. порядка 1,2 млрд долл., в 2016 г. — порядка 550 млн долл. и в 2017 г. — более 600 млн долл. [27], что можно охарактеризовать как прямое субсидирование белорусской экономики со стороны Российской Федерации, пусть и не в тех объемах, на которые рассчитывала Беларусь. При этом важно отметить, что доходы от экспорта нефти, добываемой в Республике Беларусь, 100% которой направляется на экспорт, в полном объеме зачисляются в белорусский бюджет.

Одновременно с подписанием Договора были согласованы новые условия поставок нефти в Белоруссию [28], заключавшиеся в готовности Российской Федерации обеспечить поставку 24 млн т нефти ежегодно. При этом речь шла только о согласии России на то, что данный объем будет поставлен в Белоруссию в беспошлинном режиме, а сами поставки являются вопросом коммерческих договоренностей российских и белорусских компаний. Кроме того, Россия и Белоруссия договорились о номенклатуре и объемам реализации в Российской Федерации нефтепродуктов, производимых на нефтеперерабатывающих заводах Республики Беларусь из российской нефти в период с 2015 по 2017 гг. — не менее 1 млн т автомобильных бензинов ежегодно. Принимая во внимание отсутствие «жестких» обязательств по поставкам такого объема бензина в Россию, данная договоренность в полном объеме в указанный период не выполнялась.

Учитывая сохраняющийся «низкий» уровень поступлений в бюджет Республики Беларусь от экспорта нефтепродуктов, белорусские предприятия приступили к реэкспорту российских нефтепродуктов, несмотря на нулевые показатели поставок основных категорий нефтепродуктов из России в Беларусь в соответствующих индикативных балансах Союзного государства Беларуси и России [29]. С целью ограничения выпадающих доходов бюджета Российской Федерации в октябре 2018 г. Россия и Белоруссия договорились ограничить поставки нефтепродуктов в Белоруссию [30] только теми из них, которые не производятся на белорусских НПЗ и используются исключительно внутри страны.

После вступления Республики Армения в ЕАЭС [31] Россия и Армения смягчили порядок беспошлинных поставок нефтепродуктов, природного газа и необработанных природных алмазов, исключив условия о переносе неуплаченных вывозных таможенных пошлин в государственный долг Армении перед Россией, а также ограничили перечень нефтепродуктов, поставляемых в беспошлинном режиме [32].

Киргизская Республика официально присоединилась к ЕАЭС 12 августа 2015 г. [33] В связи с отсутствием российско-киргизских международных договоров, регулирующих вопросы торговли нефтью и нефтепродуктами, со дня присоединения Киргизии к ЕАЭС поставки нефти и нефтепродуктов в Киргизию из России осуществлялись без применения вывозных таможенных пошлин и количественных ограничений. Несмотря на это, в ходе визита президента России В. Путина в Киргизию было подписано Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Киргизской Республики о сотрудничестве в сфере поставок нефти и нефтепродуктов от 6 июня 2016 г. Соглашение предусматривало возможность беспошлинных поставок нефти и нефтепродуктов в рамках внутреннего потребления Киргизии с ежегодным согласованием объемов и номенклатуры поставок. Таким образом, Киргизия фактически ограничила свои возможности по использованию преимуществ общего рынка ЕАЭС.

В 2018 г. было отменено временное таможенное декларирование в отношении поставок нефти и нефтепродуктов в Киргизию [34], что позволило отойти от непрозрачного резервирования компаниями «квот» без обязательств по поставкам. Это создавало проблемы как внутри России, с точки зрения возможности всех заинтересованных компаний в осуществлении поставок, так и в Киргизии, покупатели которой были ограничены в выборе поставщиков.

В отношениях с Казахстаном в 2018 г. была достигнута договоренность об обновлении перечней нефтепродуктов, запрещенных к вывозу из России в Казахстан и из Казахстана за пределы ТС, а также о согласовании этих перечней на уровне профильных министерств [35]. Российско-казахстанские договоренности о запрете поставок ряда нефтепродуктов, действующие с 2015 г., позволили Казахстану завершить модернизацию нефтеперерабатывающих мощностей. В этих условиях обновление перечня нефтепродуктов, запрещенных к поставкам из России в Казахстан, может привести к снижению доли российских нефтепродуктов как на казахстанском рынке, так и на рынках стран Центральной Азии.

При этом важно отметить, что в отличие от Российской Федерации, у Республики Казахстан нет запретов на поставки нефтепродуктов на российский рынок; это создает возможности выхода казахстанских нефтепродуктов и на российский рынок.

Подводя итоги, можно отметить, что после распада СССР вновь образовавшиеся страны приступили к поиску взаимовыгодных механизмов торгово-экономического сотрудничества. На начальном этапе с целью снабжения населения нефтепродуктами, а также поддержания производственных и экономических связей между предприятиями ранее единого промышленного комплекса поставки нефти и нефтепродуктов между странами осуществлялись фактически в рамках отмененного государственного планирования СССР.

Далее были предприняты попытки запуска различных экономических интеграционных процессов — зоны свободной торговли, таможенного союза, единого экономического пространства и экономического союза. Эти попытки долгое время не имели успеха, в первую очередь в связи с имевшим место реэкспортом нефти и нефтепродуктов, поставляемых в беспошлинном режиме.

Несмотря на разноформатные попытки, запуск интеграционной формации осуществился только в июле 2011 г., когда начал действовать Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана. При этом вопросы торговли нефтью и нефтепродуктами фактически выводились за периметр ТС и регулировались на двусторонней основе.

Аналогичная ситуация складывается в рамках Зоны свободной торговли. Несмотря на первоначальные ожидания о формировании общих рынков нефти и нефтепродуктов в рамках ЕАЭС, его государствам-участникам не удалось найти взаимоприемлемые решения, в связи с чем запуск общих рынков нефти и нефтепродуктов был отложен до 2025 г. До этого времени стороны вправе продолжить регулировать вопросы поставок нефти и нефтепродуктов на двусторонней основе.

При этом основная нагрузка в рамках ЕАЭС по обеспечению беспошлинных поставок нефти и нефтепродуктов лежит на России, которая в рамках евразийской экономической интеграции, фактически осуществляющей субсидирование армянской, белорусской, казахстанской и киргизской экономик за счет собственного нефтяного сектора. В настоящее время на площадке Евразийской экономической комиссии [36] проводится работа по поиску возможных конструкций будущего общего рынка нефти и нефтепродуктов.

При этом в случае реализации Россией планов по отказу к 2025 г. от вывозных таможенных пошлин на нефть и нефтепродукты и соответствующего выравнивания цен на внутреннем и внешних рынках (по экспортному паритету) общие рынки нефти и нефтепродуктов ЕАЭС обретают понятные очертания. В то же время экономические выгоды Армении, Белоруссии и Киргизии от членства в ЕАЭС, в том числе заключающиеся в возможности получении нефти и нефтепродуктов по внутрироссийским ценам, отличным от мировых, в этом случае существенно сократятся, что может привести к пересмотру всей интеграционной конфигурации.


1. Первые такие соглашения были заключены с Республикой Арменией и Республикой Азербайджан 30.09.1992.

2. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о торгово-экономическом сотрудничестве в 1993 году от 21.01.1993.

3. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о сотрудничестве в отраслях топливно-энергетических комплексов от 24.12.1992.

4. Договор был подписан всеми государствами-членами СНГ кроме Украины, выразившей желание сотрудничество с экономическим союзу в качестве ассоциированного члена. Туркмения присоединилась к договору 24 декабря 1993 г.

5. Соглашение о создании Таможенного союза между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 6 января 1995 г.

6. Договор между Республикой Белоруссия, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой и Российской Федерацией об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях от 29 марта 1996 г.

7. Соглашение о формировании Единого экономического пространства от 19.09.2003.

8. В отношении моторного топлива, а также авиатоплива было предусмотрено зачисление 85% таможенных пошлин в бюджет Российской Федерации.

9. Постановление Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2006 г. N 753 «О применении вывозных таможенных пошлин в отношении нефти сырой, вывозимой с территории Российской Федерации в Республику Белоруссия».

10. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о мерах по урегулированию торгово-экономического сотрудничества в области экспорта нефти и нефтепродуктов от 12.01.2007.

11. Ограничение срока применения коэффициентов 2009 годом связано с планами окончательно запуска с 2010 года Таможенного союза и ЕЭП России, Казахстана и Белоруссии.

12. Протокол о внесении изменений в Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о мерах по урегулированию торгово- экономического сотрудничества в области экспорта нефти и нефтепродуктов от 12 января 2007 г.

13. Таможенный кодекс Таможенного союза был принят 27.11.2009 в качестве приложения к Договору о Таможенном кодексе таможенного союза.

14. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о торгово-экономическом сотрудничестве в области поставок нефти в Республику Казахстан от 9 октября 2010 г.

15. Данные договоренности вступили в силу только 23 мая 2013 г.

16. Протокол о внесении изменений в Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о торгово-экономическом сотрудничестве в области поставок нефти и нефтепродуктов в Республику Казахстан от 9 декабря 2010 г.,19.09.2012.

17. Данные договоренности вступили в силу только 31 июля 2013 г.

18. Протокол о внесении изменений в Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о торгово-экономическом сотрудничестве в области поставок нефти и нефтепродуктов в Республику Казахстан от 9 декабря 2010 г.,24.12.2013.

19. В связи с подписанием Украиной Соглашения об ассоциации между Украиной и Европейским союзом, Россия приостановила действие договора в отношении Украины с 1 января 2016 года за исключением раздела II приложения 1 к Договору о зоне свободной торговли в части таможенной пошлины, применяемой Российской Федерацией при экспорте газа природного в газообразном состоянии.

20. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Кыргызстан о свободной торговле от 08.10.1992.

21. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Таджикистан о сотрудничестве в сфере поставок нефтепродуктов в Республику Таджикистан, 06.02.2013.

22. Пункт 12 Приложения № 23 к Договору.

23. Большой налоговый маневр в нефтегазовой сфере заключался в поэтапном снижении размера экспортной пошлины на нефть и нефтепродукты с одновременным повышением налога на добычу полезных ископаемых и понижением акцизов на нефтепродукты.

24. В соответствии с российско-белорусскими договоренностями, размер вывозных таможенных пошлин в Республике Беларусь на нефть и нефтепродукты должен соответствовать аналогичному значению вывозных таможенных пошлин, установленным в Российской Федерации.

25. Протокол между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о внесении изменений в Соглашение о порядке уплаты и зачисления вывозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие) при вывозе с территории Республики Беларусь за пределы таможенной территории Таможенного союза нефти сырой и отдельных категорий товаров, выработанных из нефти, от 9 декабря 2010 года и об отдельных вопросах его применения от 27.05.2014.

26. Протокол между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь об отдельных вопросах применения международных договоров о порядке уплаты и зачисления вывозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие) при вывозе с территории Республики Беларусь за пределы таможенной территории Таможенного союза нефти сырой и отдельных категорий товаров, выработанных из нефти от 21.10.2014.

27. Стенограмма 429 заседания Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации от 14 февраля 2018 года. URL: http://council.gov.ru/activity/meetings/89079/transcript/

28. Протокол о внесении изменений в Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о мерах по урегулированию торгово- экономического сотрудничества в области экспорта нефти и нефтепродуктов от 12 января 2007 г., 29.05.2014.

29. Индикативные балансы являются прогнозными документами, не носящими юридически обязывающий характер.

30. Протокол о внесении изменений в Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о мерах по урегулированию торгово- экономического сотрудничества в области экспорта нефти и нефтепродуктов от 12 января 2007 г., 10.10.2018.

31. Договор о присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., 10.10.2014.

32. Протокол о внесении изменений в Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Армения о сотрудничестве в сфере поставок природного газа, нефтепродуктов и необработанных природных алмазов в Республику Армения от 2 декабря 2013 года, 29.12.2015.

33. Договор о присоединении Кыргызской Республики к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., 23.12.2014.

34. Протокол о внесении изменений в Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Киргизской Республики о сотрудничестве в сфере поставок нефти и нефтепродуктов от 6 июня 2016 года от 28.04.2018.

35. Протокол о внесении изменений в Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о торгово-экономическом сотрудничестве в области поставок нефти и нефтепродуктов в Республику Казахстан от 9 декабря 2010 года, от 03.10.2018.

36. Постоянно действующий наднациональный регулирующий орган ЕАЭС.


Оценить статью
(Голосов: 16, Рейтинг: 4.69)
 (16 голосов)
Поделиться статьей
Бизнесу
Исследователям
Учащимся