Оценить статью
(Голосов: 14, Рейтинг: 5)
 (14 голосов)
Поделиться статьей
Лариса Хопёрская

Д.полит.н., профессор, директор Центра евразийских исследований Киргизско-Российского славянского университета (Бишкек, Киргизская Республика)

31 мая 2023 г. Жогорку Кенешем Кыргызской Республики был принят Конституционный закон КР «О государственном языке Кыргызской Республики», а 17 июля он вступил в силу. Эксперты провели анализ проекта Конституционного закона и выделили содержащиеся в нем дискриминационные положения, ограничивающие «права и свободы граждан, гарантированные Конституцией Кыргызской Республики, например, право на свободный труд, право на образование», поскольку содержат «нормы, ограничивающие права граждан ввиду незнания государственного языка, которые не дают возможность работать ни в государственных органах и органах местного самоуправления, ни в другой частной организации».

Вопросы, связанные с положением русского языка в Киргизии, неоднократно обсуждались в правозащитном, публицистическом и научном сообществах. Постоянно отмечалось, что на бытовом уровне проблем в общении на русском или киргизском языках нет. Но на уровне элит — происходит «задвижение» русского языка.

К моменту распада СССР в Киргизии насчитывалось около 1 млн россиян, а экономический и финансовый кризисы 1990-х гг. и революции 2000-х гг. привели к интенсивному оттоку русскоязычного населения. На начало 2022 г. при общей численности населения в 6 747 323 человек в республике оставалось 363 025 соотечественников (в том числе 335 237 русских). За 2022 г. их численность уменьшилась почти на 73 тыс. чел., и в качестве одной из основных причин можно выделить языковую политику. Большинство экспертов сходятся во мнении, что после введения нового закона сокращение численности российских соотечественников по причине языковой дискриминации продолжится.

В настоящее время основным стратегическим партнером Киргизии выступает Россия, которая в среднесрочной перспективе видит ее союзником, участником Евразийского экономического союза, сохраняющим официальный статус русского языка. В то же время последние годы наблюдаются целенаправленное и систематичное нормативное и административное ограничение сфер функционирования русского языка, сокращение государственного финансирования русскоязычного образования в Киргизии. Напрашивается вывод, что в геополитическом плане трансформация языковой политики КР может рассматриваться в качестве одного из индикаторов определенного дистанцирования политических элит Киргизии от союзников по ЕАЭС, ОДКБ и ШОС.

Закон о государственном языке КР: дипломатический аспект

31 мая 2023 г. Жогорку Кенешем Кыргызской Республики в третьем чтении был принят Конституционный закон КР «О государственном языке Кыргызской Республики», а 17 июля 2023 г. его подписал президент КР С. Жапаров (Указ № 140), и закон вступил в силу.

Глава МИД РФ С. Лавров на состоявшейся 19 июля 2023 г. встрече с руководителями российских некоммерческих организаций прокомментировал данный закон: «Когда только эта идея появилась, мы предупреждали наших киргизских друзей о том, что это не вполне демократично. Имею в виду обязать всех госслужащих знать киргизский язык и работать на нем. В категории госслужащих оказались и учителя, и врачи государственных медицинских учреждений. Будем продолжать работать. Несколько раз предупреждали, но возобладала другая линия. Хотя в Конституции Киргизии русский язык остается языком национального общения».

Реакция на это замечание С. Лаврова не заставила себя ждать. Президент КР С. Жапаров в интервью государственному агентству «Кабар» заявил: «Видимо, Сергей Лавров не изучил закон детально. В нем нет умысла подвергать русский язык дискриминации. Наоборот, в нем указано, что русский язык будет применяться в качестве официального. Такая норма есть и в Конституции. Она сохранится и в дальнейшем. К учителям и врачам закон отношения не имеет». Председатель Национальной комиссии по госязыку и языковой политике К. Осмоналиев также выступил с критикой замечания главы МИД России.

То, что утверждения президента КР и председателя Нацкомиссии о нераспространении закона на учителей и врачей не соответствуют действительности, сразу же отметили журналисты. В Статье 32 закона четко указаны медицинские работники и сотрудники учебных заведений среди лиц, которые обязаны владеть государственным языком и использовать его при исполнении служебных обязанностей.

Есть ли дискриминация по языковому признаку?

Следует сказать, что вопросы, связанные с положением русского языка в Киргизии, неоднократно обсуждались в правозащитном, публицистическом и научном сообществах. Постоянно отмечалось, что на бытовом уровне проблем в общении на русском или киргизском языках нет. Но на уровне элит — происходит «задвижение» русского языка.

Эксперты правовой клиники «Адилет» провели анализ проекта Конституционного закона о государственном языке и выделили содержащиеся в нем дискриминационные положения, ограничивающие «права и свободы граждан, гарантированные Конституцией Кыргызской Республики, например, право на свободный труд, право на образование», поскольку содержат «нормы, ограничивающие права граждан ввиду незнания государственного языка, которые не дают возможность работать ни в государственных органах и органах местного самоуправления, ни в другой частной организации».

Несмотря на ссылки в Конституции и Законе на то, что употребление официального языка осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством Кыргызской Республики, никаких норм, определяющих требования к владению официальным языком (выделение уровней владения), в отличие от требований к владению государственным языком, современное законодательство КР не устанавливает. Отсутствие нормативного, институционального и финансового обеспечения функционирования русского языка является формой его дискриминации, которую в науке называют косвенной или структурной. Структурная дискриминация «содержится в самих институциональных структурах, будь то юридических, организационных и т. д. Проблема структурной дискриминации состоит в том, что ее нужно выявить».

Слова министра иностранных дел России не могут расцениваться как вмешательство во внутренние дела, поскольку русский язык — это язык российских соотечественников, поддержка которых с принятием в 2020 г. поправки в Конституцию стала конституционной обязанностью государства. К моменту распада СССР в Киргизии насчитывалось около 1 млн россиян, а экономический и финансовый кризисы 1990-х гг., революции 2005, 2010 и 2020 гг. привели к интенсивному оттоку русскоязычного населения. По данным Нацстаткома КР, на начало 2022 г. при общей численности населения в 6 747 323 человек в республике оставалось 363 025 соотечественников (в том числе 335 237 русских). За 2022 г. их численность уменьшилась почти на 73 тыс. чел., и в качестве одной из основных причин можно выделить языковую политику (см. Табл. 1). Очевидно, что это не может не волновать министра иностранных дел России. Какими будут результаты после введения нового закона в действие? Большинство экспертов сходятся во мнении, что сокращение численности российских соотечественников по причине языковой дискриминации продолжится.

Таблица 1. Численность представителей этносов российских соотечественников в 2019–2023 гг. в Кыргызской Республике

Национальность/ годы На начало 2019 г. На начало 2020 г. На начало 2021 г. На начало 2022 г. На начало 2023 г.
русские 348 935 344 950 341 351 335 237 277 600
татары 26 992 26 732 26 507 26 079 11 400
чеченцы 1 701 1 707 1 708 1 709 1 100
белорусы 816 768 736 705 400
Итого 378 444 374 157 370 302 363 730 290 500

Источник: построено автором на основе данных Национального статистического комитета Кыргызской Республики

Русский как иностранный

Последние годы наблюдаются целенаправленное и систематичное нормативное и административное ограничение сфер функционирования русского языка, сокращение государственного финансирования русскоязычного образования в Киргизии. В 2018 г. Министерство образования и науки КР в Предметном стандарте по предмету «Русский язык» прямо увязало методику и объем преподавания языка с его статусом: «Различия в государственном статусе русского языка в Кыргызстане и России, особенности современного социально-экономического и культурного контекста Кыргызстана послужили причиной разработки стратегического документа национального уровня». В этом документе был декларирован отказ от «традиционно приоритетного направления обучения учащихся языковым правилам (орфографии, пунктуации)», а приоритет отдан обучению «практической речевой деятельности». Также установлено количество часов на изучение русского языка: в русскоязычных школах оно составляет 2 часа в неделю в 9-х классах, 1 час — в 10-х и 11-х, в киргизоязычных — 1 час в 9-х и 2 часа в 10-х и 11-х классах, то есть сведено до минимума.

Государственный образовательный стандарт школьного общего образования 2022 г. «обеспечивает построение системы образования на компетентностной основе и согласование школьного общего образования с социальным заказом общества». О том, каков этот заказ, можно судить по списку 100 произведений, рекомендуемых школьникам для чтения, вынесенному на общественное обсуждение Министерством образования и науки КР в марте 2023 г. Для учащихся школ с обучением на киргизском языке: 103 произведения киргизских авторов, 23 — русских, советских и российских авторов, среди которых отсутствуют Пушкин, Лермонтов, Некрасов, Есенин, Маяковский. Для учащихся школ с обучением на русском языке: 77 произведений киргизских авторов, 37 — русских, советских и российских авторов, среди которых отсутствуют все русскоязычные классики.

В «Национальной стратегии развития Кыргызской Республики на 2018–2040 годы» предусмотрено «сохранение и использование официального [русского — прим. ред.] языка во всех регионах страны для полноценной коммуникации и повышения конкурентоспособности граждан на рынке труда». Эту же позицию подтвердил и президент КР С. Жапаров: «В принципе, нельзя вести дела в странах СНГ, внутри ЕАЭС, не владея русским языком. Кроме того, русский язык широко используется в рамках ООН». Иными словами, подчеркнута служебная роль русского языка, и ему фактически присваивается статус иностранного.

Такая позиция полностью согласуется с установкой власти, сформулированной в Концепции укрепления единства народа и межэтнических отношений в Кыргызской Республике, что «в результате политических, социально-экономических, миграционных процессов последних лет Кыргызстан из республики с разнообразным этническим составом населения, особенно городского, постепенно трансформируется в страну с численным преобладанием этносов стран Центральной Азии».

Геополитический контекст

В настоящее время основным стратегическим партнером Киргизии выступает Россия, которая в среднесрочной перспективе видит ее союзником, участником Евразийского экономического союза, сохраняющим официальный статус русского языка. В то же время другие партнеры КР ориентированы на снижение роли русского языка и понижение его статуса до иностранного.

Так, в июле 2022 г. Киргизия объявила о продолжении переговоров с Вашингтоном по новому соглашению о сотрудничестве. 30 марта 2023 г. в Вашингтоне состоялось пятое заседание ежегодных двусторонних консультаций между Кыргызской Республикой и США. В совместном заявлении сторон отмечено, что двусторонние консультации предоставляют возможность укрепить кыргызско-американское партнерство путем обсуждения перспектив сотрудничества, продвижения двусторонних целей во благо процветающей Центральной Азии. В июле 2023 г. Киргизия стала сопредседателем Секретариата С5+1 — платформы, объединяющей США и пять стран Центральной Азии. Ее целью является «построение независимой, процветающей и защищенной Центральной Азии, которая решает общие проблемы в партнерстве со Штатами».

В октябре 2022 г. состоялась первая региональная встреча высокого уровня в Астане, участники которой, включая президента КР С. Жапарова, «приветствовали институционализацию отношений между странами Центральной Азии и ЕС посредством работы существующих платформ высокого уровня». На одной из таких платформ — конференции ЕС — Центральная Азия по связям Global Gateway — верховный представитель Европейского союза по иностранным делам и политике безопасности Ж. Боррель заявил: «Мы в Европе сосредоточены на развитии нашей стратегической автономии, мы признаем стремление наших партнеров делать то же самое. Мы уважаем и поддерживаем естественное желание наших центральноазиатских партнеров отказаться от зависимости от какого-либо одного международного партнера, независимо от истории или географии». Очевидно, что под таким партнером подразумевалась Россия.

Кыргызская Республика является членом Организации тюркских государств, на саммите которой была утверждена Концепция тюркского мира на период до 2040 г. — «стратегический документ, представляющий собой так называемую дорожную карту по углублению сотрудничества между тюркоязычными государствами на ближайшие два десятилетия в приоритетных сферах, в частности, в сфере безопасности, транспорта и таможни, информационно-коммуникационных технологий, энергетики, туризма, здравоохранения, окружающей среды, сельского хозяйства, культуры, образования и науки, молодежи и спорта, работы с диаспорами и т.д.».

21 июля 2022 г. состоялась четвертая Консультативная встреча глав государств Центральной Азии, на которой президенты Киргизии, Казахстана и Узбекистана подписали Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве в целях развития Центральной Азии в XXI веке. Таджикистан и Туркменистан от подписания документа воздержались. В контексте членства Кыргызстана в ОДКБ особого внимания заслуживает пункт «центральноазиатского» Договора, в соответствии с которым «Договаривающиеся Стороны обязуются не допускать использования своих территорий, систем коммуникаций и другой инфраструктуры третьими государствами в ущерб государственному суверенитету, безопасности, стабильности, конституционному строю и территориальной целостности какой-либо другой из Договаривающихся Сторон». Отмечается, что «эти новые проекты имеют значение и для России хотя бы потому, что их реализация может вступить в противоречие с ЕАЭС».

На все мероприятия стратегический партнер и союзник Кыргызской Республики — Россия — не была пригашена даже в качестве наблюдателя.

Напрашивается вывод, что в геополитическом плане трансформация языковой политики КР может рассматриваться в качестве одного из индикаторов определенного дистанцирования политических элит Киргизии от союзников по ЕАЭС, ОДКБ и ШОС.


Оценить статью
(Голосов: 14, Рейтинг: 5)
 (14 голосов)
Поделиться статьей
 
Социальная сеть запрещена в РФ
Социальная сеть запрещена в РФ
Бизнесу
Исследователям
Учащимся