XV Международный авиационно-космический салон МАКС-2021 – в новом измерении
Вход
Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы
(Голосов: 11, Рейтинг: 4.82) |
(11 голосов) |
Независимый аналитик рынков вооружений
XV Международный авиационно-космический салон МАКС-2021, прошедший 20–25 июля в подмосковном Жуковском — на территории ЛИИ имени М.М. Громова — стал единственной из крупнейших мировых аэрокосмических выставок, проведенной в условиях пандемии коронавирусной инфекции COVID-19. Все прочие ведущие мировые авиасалоны, запланированные на этот период — ILA Berlin 2020, Farnborough 2020, Airshow China 2020 и Le Bourget 2021 — были отменены. Те компании, которые не смогли посетить авиасалон, воспользовались возможностью дистанционного участия в форуме, что стало принципиально новым форматом. На уровень и масштаб зарубежного участия в работе не оказали особого влияния на уровень зарубежного участия в работе МАКС-2021 оказали все усложняющиеся в последние два года внешнеполитические отношения Москвы с Вашингтоном и его геополитическими союзниками, наращивающими санкционное давление на Россию, а также на зарубежные государства и компании, сохраняющие с ней тесные связи в сфере высоких технологий и военно-технического сотрудничества.
Все это в очередной раз продемонстрировало высокий статус и реноме российского авиасалона как одного из ведущих и авторитетных международных авиакосмических форумов для зарубежных участников.
XV Международный авиационно-космический салон МАКС-2021, прошедший 20–25 июля в подмосковном Жуковском — на территории ЛИИ имени М.М. Громова — стал единственной из крупнейших мировых аэрокосмических выставок, проведенной в условиях пандемии коронавирусной инфекции COVID-19. Все прочие ведущие мировые авиасалоны, запланированные на этот период — ILA Berlin 2020, Farnborough 2020, Airshow China 2020 и Le Bourget 2021 — были отменены. Те компании, которые не смогли посетить авиасалон, воспользовались возможностью дистанционного участия в форуме, что стало принципиально новым форматом. На уровень и масштаб зарубежного участия в работе не оказали особого влияния на уровень зарубежного участия в работе МАКС-2021 оказали все усложняющиеся в последние два года внешнеполитические отношения Москвы с Вашингтоном и его геополитическими союзниками, наращивающими санкционное давление на Россию, а также на зарубежные государства и компании, сохраняющие с ней тесные связи в сфере высоких технологий и военно-технического сотрудничества.
Все это в очередной раз продемонстрировало высокий статус и реноме российского авиасалона как одного из ведущих и авторитетных международных авиакосмических форумов для зарубежных участников.
Участники
АО «Рособоронэкпорт» официально пригласило более 120 делегаций из 65 государств [1]. На площадках МАКС-2021 развернули свои экспозиции 538 российских компаний и 91 зарубежный участник из 20 стран. Из числа зарубежных государств, помимо Казахстана, представившего в качестве страны-партнера авиасалона отдельную экспозицию своей аэрокосмической индустрии (11 компаний-экспонентов), экспозиции представили компании и организации из Франции (18 компаний), Чехии (девять компаний), Ирана (девять компаний), Германии (восемь компаний), Беларуси (пять компаний), США (четыре компании), а также из Индии, Италии, Канады, Бельгии, Великобритании, Швейцарии, Южной Кореи, Южно-Африканской Республики, Нидерландов, Хорватии, Словакии, Кот-д’Ивуара, Бразилии и Чили. Франция, Германия, Бельгия, Чехия, Канада, Иран и Беларусь развернули отдельные национальные экспозиции. В дистанционном формате в работе авиасалона приняли участие 202 зарубежные компании из 53 стран мира.
В совокупности, с учетом дистанционного участия в работе авиасалона МАКС-2021 приняла участие 831 компания-экспонент, в том числе свыше 250 иностранных компаний из 55 стран. Таким образом, можно констатировать, что по количеству зарубежных участников (экспонентов) МАКС-2021 превзошел показатели предыдущих МАКС-2019 (184 компании из 33 государств) и МАКС-2017 (180 компаний из 36 стран).
Помимо этого, за проводимыми мероприятиями деловой программы МАКС-2021 на официальном сайте авиасалона в онлайн режиме следили порядка 33 тыс. человек, а трансляции и прямые включения собрали аудиторию совокупной численностью более миллиона человек.
Деловая программа
Авиасалон традиционно проводился под патронажем президента России Владимира Путина, который принял участие в церемонии открытия. В приветственном обращении к организаторам, участникам и гостям форума глава государства отметил, что «за прошедшие почти три десятилетия МАКС стал важной и востребованной площадкой для презентации новейших достижений отечественной и зарубежной авиации» и, несмотря на определённые сложности, вызванные последствиями пандемии коронавируса, в полной мере отвечает своему международному статусу.
Особый акцент МАКС-2021 придало то, что он прошёл под знаком объявленного в Российской Федерации Года науки и технологий. Соотвественно, ключевыми демонстриуемыми проектами, знаменующими приоритетные направления технологического развития отрасли, стали перспективные летательные аппараты с гибридными, электрическими и водородными силовыми установками, беспилотные авиационные системы, авиаплатформы для городской мобильности и решения по их интеграции в единое воздушное пространство, решения по применению в авиации искусственного интеллекта.
Прошедший авиасалон отличался масштабной деловой программы, превзошедшей программы предыдущих лет и насчитывавшей свыше 100 мероприятий — стратегических сессий, семинаров, круглых столов, презентаций, брифингов и других мероприятий по актуальным вопросам развития авиакосмической отрасли и международного научно-технического сотрудничества.
Одним из ключевых событий МАКС-2021 стало проведенное под председательством Владимира Путина совещание по тематике гражданского авиапрома, в ходе глава государства отметил прогресс в развитии национальной авиакосмической отрасли и выразил уверенность в том, что «современная, эффективная и безопасная техника российского производства поможет отечественным авиакомпаниям удовлетворять растущий спрос на полёты, займёт достойное место на мировом рынке и тем самым укрепит позиции России как одного из признанных лидеров авиакосмической отрасли».
Крупнейшим и наиболее представительным мероприятием деловой программы МАКС-2021 стал 4-й Евразийский аэрокосмический конгресс «Стратегические изменения в мировой авиационно-космической отрасли: новые управленческие вызовы и перспективы», крупнейший отраслевой форум на территории Восточной Европы и Евразийского экономического союза, в работе которого приняли участие около 800 делегатов из 30 стран мира.
В рамках конференций и круглых столов форума, организованного Евразийским партнерством авиационно-космических кластеров (ЕПАК) и АО «Внешавиакосмос» при поддержке Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, Государственной корпорации «Ростех», Государственной корпорации «Роскосмос», обсуждались приоритетные направления развития авиационно-космической индустрии, стратегические изменения, новые управленческие вызовы и перспективы, консолидация усилий бизнеса, науки и власти для решения глобальных и прикладных, перспективы международного сотрудничества и кооперации, новые подходы к аэрокосмическому образованию.
Одной из глобальных проблем отрасли на фоне коронавирусной пандемии и связанных с ней ограничений стало снижение объема авиаперевозок, поэтому ряд мероприятий был посвящен проблематике развития отрасли в новых условия. Речь идет о конференции «Рынки будущего», организованной Объединенной авиастроительной корпорацией. В рамках мероприятия был представлен новый долгосрочный прогноз рынка самолётов гражданской авиации «Обзор рынка 2021–2040».
В числе наиболее масштабных тематических мероприятий по использованию перспективных авиационных технологий — организованный Минпромторгом России и АО «Авиасалон» круглый стол «Отечественные цифровые технологии в авиации и авиационной промышленности», проведенная ЦАГИ конференция по развитию сверхзвуковой авиации и проведённая Национальным исследовательским технологическим университетом НИТУ «МИСиС» III Международная конференция «Аддитивные технологии для аэрокосмоса 2021».
Особого внимания заслуживает организованная Минпромторгом России и Росреестром конференция «Беспилотная авиация в государственном секторе: настоящее и будущее» на тему перспектив использования беспилотных авиационных систем, правового регулирования их использования и несанкционированного воздействия на их работу.
Есть ли будущее у российских БПЛА?
Еще одной приоритетной внешнеполитической темой для МАКС-2021 стало развитие сотрудничества с государствами Евразийского экономического союза (ЕАЭС). С Казахстаном реализуется ряд масштабных совместных проектов в области авиации и космонавтики, включая организацию сборки вертолётов семейства «Ми» и проект «Байтерек» по оказанию пусковых услуг с космодрома Байконур. По итогам МАКС-2021 к ним теперь прибавится сотрудничество Центрального аэрогидродинамического института с ТОО «Казахстанская авиационная индустрия» по совместным проектам в области авиации с использованием научно-испытательной базы ФГУП «ЦАГИ», а также в сфере исследований и разработок беспилотных летательных аппаратов и лётных тренажёров.
В рамках развития стратегического сотрудничества с Китаем — государства-партнера предыдущего авиасалона — на МАКС-2021 была проведена презентация Сычуаньского авиационно-космического салона, было также подписано соглашение об установлении стратегического сотрудничества с Международным авиационно-космическим салоном МАКС.
Несмотря на продолжаемый правительством США и их западноевропейскими союзниками официальный курс санкционного давления на Россию, ведущие американские и европейские оборонные и аэрокосмические компании не сократили формат своего участия в работе МАКС-2021. Европейский концерн «Airbus» и американская корпорация «Boeing» традиционно организовали ряд специальных мероприятий в качестве бизнес-площадок, ориентированных на установление и расширение кооперационных связей с российскими компаниями.
Американская корпорация «Boeing», продемонстрировавшая на своей экспозиции линейку моделей пассажирских и грузовых воздушных судов В737-800BCF, В767-300BCF и В777 Freighter, основной акцент сделала на масштабное участие в разделе Future Hub/«Вузовская наука и авиационно-техническое творчество молодёжи» (с проведением профориентационных мероприятий, лекций и мастер-классов для российских молодых специалистов и школьников). Boeing и Airbus подписали ряд контрактов и соглашений с российскими компаниями на полях МАКС-2021.
Контракты и соглашения
Согласно официальной информации, объём подписанных в ходе авиасалона МАКС-2021 контрактов и протоколов о намерениях достиг 265 млрд руб. Крупнейшими российскими контракторами стали госкорпорация «Ростех» и государственный экспортер продукции военного назначения «Рособоронэкспорт» — Ростехом было объявлено о подписании соглашений на 230 млрд руб. на поставку 161 единицы авиатехники, в том числе 77 самолетов (58 лайнеров Sukhoi Superjet, 100 и 19 региональных Ил-114-300), а Рособоронэкспортом было заявлено о подписании 13 экспортных контрактов на поставку вооружений и военной техники (в их числе — истребители Су-30СМЭ, вертолеты Ми-35М и Ми-17В5, радиолокационная техника, ПЗРК, авиационные средства поражения, бронетанковая и автомобильная техника) на сумму более миллиарда евро, а также о проведении в ходе авиасалона презентаций основных продвигаемых на мировом рынке образцов самолётов, вертолётов, средств ПВО и РЭБ для более чем 30 делегаций из 20 стран.
Внешнеторговые контракты подписали российские гражданские компании. Так, например, холдинг «Технодинамика» и Zen Technologies Limited подписали документ о стратегическом партнёрстве на рынке Индии в гражданской сфере, а Государственная транспортная лизинговая компания и ООО «Индустриальные Дроны» подписали с бразильской компанией «BirdView Drone BioControl» соглашение о намерениях по экспорту беспилотных летательных аппаратов российского производства, ОДК-Климов подписала ряд соглашений по выстраиванию системы послепродажного обслуживания и ремонта вертолётных двигателей ТВ3-117 и ВК-2500 в Беларуси, Кыргызстане и Узбекистане.
В числе крупнейших внутренних сделок были отмечены контракты Корпорации «Иркут» и компании «ПСБ Лизинг» с российскими авиаперевозчиками на поставки лайнеров Sukhoi Superjet 100 — в общей сложности 40 машин; контракт холдинга «Вертолеты России» с «ЮТэйр-вертолётные услуги» на поставку 50 вертолётов Ми-8АМТ; и лизинговый контракт компании «ПСБ Лизинг» с Национальной службой санитарной авиации на 66 вертолётов санавиации Ми-8МТВ-1 и «Ансат».
Ряд контрактов на полях МАКС-2021 подписали американская корпорация «Boeing» и европейский концерн «Airbus». Boeing — с российской Объединенной авиастроительной корпорацией на поставку программных продуктов для лайнеров Sukhoi Superjet-100, а концерн «Airbus» — с авиакомпанией «Air Manas» по сервисному обслуживанию лайнеров A220, также анонсировав поставку российской авиакомпании «Азимут» в 2022-2024 гг. шести самолётов A220-300.
Армия и авиация будущего
Мероприятия для молодёжи и студентов
Уже традиционно значительную часть деловой программы МАКС-2021 составили мероприятия для студентов российских вузов и средне-специальных учебных заведений. Ключевым событием стал проведенный 23 июля «День студента» с открытым посещением авиасалона для учащихся очной формы обучения. Мероприятие дало будущим специалистам возможность принять участие в деловой программе салона, ярмарках вакансий, профориентационных мероприятиях, посетить лекции и мастер-классы, мероприятия проводимые в рамках выставки авиационно-технического творчества молодёжи в разделе Future hub/«Вузовская наука и авиационно-техническое творчество молодежи».
Заметным событием в рамках молодёжной программы стал организованный Благотворительным фондом «Система» (входит в Группу АФК «Система») проект «Лифт в будущее», включавший серию мероприятий для подростков по ознакомлению авиасалоном, профессиями аэрокосмической отрасли, известными личностями в мире авиации и космонавтики, участия в волонтёрской программе и профориентационных мероприятия на площадке Future Hub, а также проведение он-лайн трансляций и репортажей, которые собрали более миллиона зрителей на канале проекта [3].
Масштабное участие в разделе «Future Hub» приняла американская корпорация «Boeing», проведшая ряд профориентационных мероприятий, лекций и мастер-классов для российских молодых специалистов и школьников, принимающих участие в программе «Авиация от А до Я», организованной российским представительством Boeing совместно с некоммерческой организацией Junior Achievement / «Достижения молодых».
Как сообщалось организаторами, в рамках программы авиасалон посетили более 4 тыс. учащихся [2]. Авиасалон МАКС является единственным из крупнейших международных авиакосмических форумов, в рамках которого реализуется масштабная специальная программа для молодежи и учащихся — авиасалоны «Le Bourget», «Farnborough» и Берлинский авиасалон ILA подобные программы не проводят.
Демонстрационная программа
В рамках демонстрационной программы МАКС-2021 были представлены новейшие образцы авиатехники российских разработчиков, презентации которых стали стержневыми событиями авиасалона.
Ключевым экспонатом авиасалона МАКС-2021, безусловно, стал демонстрировавшийся прототип перспективного лёгкого тактического истребителя пятого поколения Checkmate разработки компании «Сухой» (входит в Объединенную авиастроительную корпорацию Госкорпорации «Ростех»). Новая платформа, предварительно уже именуемая Су-75, является квинтэссенцией компетенций отечественных разработчиков боевых авиационных платформ, сочетая в себе инновационные технические решения и технологии — как отработанные на тяжелом истребителе Су-57, так и перспективные, включая поддержку работы пилота средствами искусственного интеллекта.
Новинка не является красивым рекламным концептом — как сообщил СМИ глава Объединённой авиастроительной корпорации Юрий Слюсарь, серийный самолет будет предложен заказчикам в 2026 г. В презентационных материалах и интервью разработчики особо акцентировали внимание на экспортной ориентированности новой машины, которая составит конкуренцию западным истребителям. Речь идет о машинах легкого класса — американском истребителе пятого поколения F-35 и новейшей модификации шведского JAS-39 Gripen. В частности, генеральный директор Госкорпорации «Ростех» в числе потенциальных заказчиков обозначал страны Ближнего Востока, Азиатско-Тихоокеанского региона и Латинской Америки.
Заметными премьерами МАКС-2021 стали магистральный самолёт МС-21-310 с отечественными двигателями ПД-14 (на настоящее время более 80% всех комплектующих лайнера производится в России), региональный турбовинтовой самолёт Ил-114-300, лёгкий многоцелевой самолёт ЛМС-901 «Байкал», созданный для замены парка Ан-2, и линейка новейшей вертолётной техники разработки холдинга «Вертолеты России».
Традиционным украшением авиасалона стала масштабная лётная программа с выступлениями пилотажных групп Воздушно-космических сил России — «Русских Витязей», «Стрижей», «Соколов России», «Беркутов», а также приглашённой индийской пилотажной группы «Sarang» (на многоцелевых вертолётах ALH Dhruv). Всего в демонстрационной программе МАКС-2021 экспонировалось 202 летательных аппарата, при этом на статической экспозиции демонстрировались 133 единицы и более 80 приняли участие в лётной программе.
Работу МАКС-2021, традиционно широко освещали российские и зарубежные СМИ – всего были аккредитованы 2 600 журналистов. При этом некоторое сокращение количества представителей СМИ не сказалось на информационном освещении форума и компенсировалось проведением устроителем онлайн трансляций мероприятий. МАКС-2021 посетили 135,02 тыс. специалистов и гостей, что значительно меньше показателей прошлых лет и связано исключительно с введёнными организаторами санитарно-эпидемиологическими ограничениями. При этом, согласно статистике, за ходом авиасалона на официальном сайте следили 328 тыс.человек, а охват в социальных сетях оценивался в 2,1 млн пользователей.
1. MAKS-2021 Official Show-Daily (Официальное издание Международного авиакосмического салона МАКС-2021), №1, 20.07.2021
2. Итоги «Дня студента» — четвёртого дня работы авиасалона МАКС-2021 // Специальный пресс-релиз АО «Авиасалон», 23.07.2021
3. Итоги «Дня студента» — четвёртого дня работы авиасалона МАКС-2021 // Специальный пресс-релиз АО «Авиасалон», 23.07.2021
(Голосов: 11, Рейтинг: 4.82) |
(11 голосов) |
Как проходила и чем запомнится одна из крупнейших выставок вооружений
Армия и авиация будущегоНаступающее десятилетие станет временем нарастающей гонки вооружений
Есть ли будущее у российских БПЛА?Конкурентоспособность в области БПЛА возможна только в случае вывода отечественной продукции на новый уровень технологической оснащенности