Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 13, Рейтинг: 5)
 (13 голосов)
Поделиться статьей
Артур Хетагуров

Независимый аналитик рынков вооружений, эксперт РСМД

Военно-техническое сотрудничество давно перестало быть просто «торговлей оружием» и является теперь многоуровневой компонентой в межгосударственных отношениях. Помимо собственно поставок вооружений оно охватывает традиционные сферы геополитики и военно-политического баланса, смежные сегменты международной промышленной и научно-технической кооперации.

Современный уровень военно-технического сотрудничества характеризуется все большим расширением формата реализации заключаемых сделок. Помимо собственно поставки вооружений и военной техники, редкие контракты обходятся без офсетной составляющей, трансфера (передачи) технологий и локализации производства, согласования сопутствующих вопросов касающихся передачи прав на интеллектуальную собственность, условий риск-разделенного партнерства.

Крупнейшие международные выставки вооружений (выступающие в качестве «витрин» смотра интеллектуального и научно-технического потенциала оборонной промышленности ведущих государств мира и инструментов маркетингового продвижения на зарубежные рынки) давно вышли из узких рамок специализированных выставок «для профессионалов». Теперь они являются площадками по проведению тематических конференций и дискуссионных форумов по вопросам военно-технического сотрудничества и связанных с ним смежных дисциплин.

Значимым событием стал и XIV Международный авиационно-космический салон МАКС-2019, прошедший в период с 27 августа по 1 сентября в подмосковном Жуковском. Салон 2019 г. стал особенно примечательным, поскольку был проведен совместно с Китайской Народной Республикой. Как анонсировалось организаторами, партнерское участие КНР было призвано символизировать 70-летие установления дипломатических отношений между двумя странами и приверженность сторон развитию взаимовыгодного сотрудничества в сфере науки и техники.


Военно-техническое сотрудничество давно перестало быть просто «торговлей оружием» и является теперь многоуровневой компонентой в межгосударственных отношениях. Помимо собственно поставок вооружений оно охватывает традиционные сферы геополитики и военно-политического баланса, смежные сегменты международной промышленной и научно-технической кооперации.

Современный уровень военно-технического сотрудничества характеризуется все большим расширением формата реализации заключаемых сделок. Помимо собственно поставки вооружений и военной техники, редкие контракты обходятся без офсетной составляющей, трансфера (передачи) технологий и локализации производства, согласования сопутствующих вопросов касающихся передачи прав на интеллектуальную собственность, условий риск-разделенного партнерства.

Крупнейшие международные выставки вооружений (выступающие в качестве «витрин» смотра интеллектуального и научно-технического потенциала оборонной промышленности ведущих государств мира и инструментов маркетингового продвижения на зарубежные рынки) давно вышли из узких рамок специализированных выставок «для профессионалов». Теперь они являются площадками по проведению тематических конференций и дискуссионных форумов по вопросам военно-технического сотрудничества и связанных с ним смежных дисциплин.

Ключевые российские международные оборонные выставки — авиакосмический салон «МАКС», военно-технический форум «Армия» и военно-морской салон «МВМС» — по праву входят в число ведущих международных форумов. Именно эти форумы демонстрируют тенденции развития индустрии рынка вооружений и высокотехнологичных отраслей промышленности, а также становятся авторитетными площадками для делового и дискуссионного общения по вопросам военно-технического и научно-технологического сотрудничества, глобальной безопасности и геополитических проблем.

Значимым событием стал и XIV Международный авиационно-космический салон МАКС-2019, прошедший в период с 27 августа по 1 сентября в подмосковном Жуковском. Салон 2019 г. стал особенно примечательным, поскольку был проведен совместно с Китайской Народной Республикой. Как анонсировалось организаторами, партнерское участие КНР было призвано символизировать 70-летие установления дипломатических отношений между двумя странами и приверженность сторон развитию взаимовыгодного сотрудничества в сфере науки и техники.

Деловая программа

По сложившейся традиции, работу МАКС-2019 открыл президент России Владимир Путин. В своем приветствии к организаторам, участникам и гостям он отметил значимость авиасалона для развития отечественной авиационно-космической отрасли, высокий интеллектуальный и научно-технический потенциал которой позволяет России оставаться в числе мировых флагманов. При этом особый акцент глава государства сделал на значимости международной кооперации для развития отрасли, выразив уверенность, что зарубежных партнеров заинтересуют достижения российского авиапрома и технические возможности Воздушно-космических сил России. Все это в свою очередь откроет новые возможности для взаимовыгодного сотрудничества.

Наряду с проведением МАКС-2019 при партнерстве с КНР особенностью нынешнего авиасалона стало присутствие на его открытии президента Турецкой Республики Реджепа Тайипа Эрдогана. Турецкий лидер в приветственном обращении выразил надежду, что «сотрудничество с Россией придаст импульс новому развитию событий как в авиационной сфере, так и в сфере космических технологий».

По официальным данным организаторов МАКС-2019, количество зарубежных и российских участников (экспонентов) составило 827 компаний и организаций, в том числе 184 зарубежных компании из 33 государств.

Помимо Китая, представившего в качестве соорганизатора авиасалона отдельную экспозицию своей аэрокосмической индустрии (21 компания-экспонент), в работе МАКС-2019 участвовали компании и организации из Италии (35 экспонентов), Франции (28 экспонентов), Германии (23 экспонента), Чехии (14 экспонентов), Бельгии (9 экспонентов), США (6 экспонентов), Великобритании, Канады, Индии, Нидерландов, Австрии, Люксембурга, Швейцарии, Румынии, Ирана, Турции, Израиля, Греции, Туниса, Марокко, ОАЭ, Мьянмы, Малайзии, Мексики, Японии, Бразилии, ЮАР, Чили, Мексики, а Беларуси, Казахстана, Литвы и Эстонии.

Вопреки продолжающемуся санкционному давлению США и их геополитических союзников на государства, сохраняющие тесные связи с Россией в сфере высоких технологий и военно-технического сотрудничества, уровень и масштаб участия зарубежных компаний в работе МАКС-2019 не снизился по сравнению с МАКС-2017 и даже несколько превысил их. Тогда количество зарубежных экспонентов насчитывало 180 компаний из 36 стран. Этот факт в очередной раз продемонстрировал значимость и привлекательность продолжения и развития взаимовыгодного сотрудничества с российскими партнерами, несмотря на сиюминутные гримасы официальной политической конъюнктуры, для зарубежных аэрокосмических компаний (в том числе из США и других государств, поддержавших санкции). Несмотря на продолжаемый правительством США курс санкционного давления на Россию, крупные американские оборонные и аэрокосмические компании, сохраняющие производственные кооперационные связи с российскими авиационными предприятиями, расширили формат своего участия в работе МАКС-2019 по сравнению с предыдущими годами. В работе авиасалона приняли участие шесть американских компаний-экспонентов, в том числе Boeing, Honeywell, Teledyne, United Technologies Corporation.

Кроме того, по линии Рособоронкэспорта были приглашены 120 официальных делегаций из 65 стран мира, что также превысило показатели МАКС-2017 (тогда авиасалон посетили 103 делегация из 65 стран мира).

aviasalon.com
МС-21-300

Как отметил в своем приветственном обращении Владимир Путин, «мы глубоко ценим международное внимание к российскому авиасалону, видим в этом признание высокого интеллектуального, научно-технического и экспортного потенциала нашей страны, ее уникальных традиций самолетостроения, которые позволяют России оставаться в числе мировых флагманов авиакосмической отрасли».

Участвуя в качестве соорганизатора в проведении МАКС-2019, китайские партнеры в первую очередь заинтересованы в получении российской помощи для сокращения своего отставания от ведущих мировых авиационных держав, а также перспективном развитии и масштабном выходе на мировой рынок. В числе приоритетных направлений кооперации китайские партнеры выделяют проекты создания широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета, авиационного двигателя большой мощности и тяжелого транспортного вертолета. По комментариям российских авиационных экспертов, привлекательность авиасалона МАКС для китайского авиапрома также состояла в предоставленной китайским компаниям возможности масштабного экспонирования, по ряду объективных причин недоступного им на площадках ведущих международных авиакосмических салонов, проводимых в Ле-Бурже, Фарнборо и Берлине.

Как анонсировал еще в апреле 2019 г. заместитель директора департамента промышленного оборудования Министерства промышленности и информатизации КНР Минхуа Цянь, экспозиция ведущих китайских аэрокосмических корпораций специально разместилась в национальном павильоне китайской аэрокосмической индустрии, что позволило комплексно представить все достижения Китая в авиакосмической сфере.

Еще одной ключевой и статусной особенностью деловой программы МАКС-2019 стало присутствие турецкого президента Реджепа Эрдогана. Вместе с Владимиром Путиным турецкий лидер осмотрел экспозицию авиасалона и поприсутствовал на летной программе, при этом уделив особое внимание истребителю пятого поколения Су-57 и истребителю поколения 4++ Су-35, среднему вертолету Ка-62 и тяжелому вертолету Ми-38. Несмотря на довольно скромное участие собственно турецких компаний в деловой программе МАКС-2019, визит Р. Т. Эрдогана стал заявкой на масштабные планы сотрудничества турецкого авиапрома с российскими компаниями. По словам Владимира Путина, он обсуждал с турецким коллегой различные аспекты сотрудничества в военно-технической и гражданской сферах, в частности сотрудничество «по Су-35 и о возможной работе даже по новому самолету Су-57. Многое, на мой взгляд, заинтересовало наших турецких партнеров, и не только с точки зрения приобретения, но и с точки зрения совместного производства».

МАКС-2019 продемонстрировал рост масштабов и интенсивности мероприятий деловой программы — было проведено порядка 90 конференций, стратегических сессий, семинаров, круглых столов, презентаций и брифингов. Основными темами мероприятий стали вопросы международной промышленной и научно-технической кооперации в аэрокосмической отрасли, развитие критических технологий по направлениям беспилотных и гиперзвуковых летательных аппаратов, применение в авиастроении новых технологий и специальных материалов, рост профессиональных компетенций специалистов.

Наиболее представительным форумом в рамках деловой программы МАКС-2019 стал Третий Евразийский аэрокосмический конгресс, прошедший под названием «Стратегические изменения в мировой авиационно-космической отрасли: новые управленческие вызовы и перспективы». Организаторами конгресса, являющегося крупнейшим отраслевым мероприятием в Восточной Европе, выступили Евразийское партнерство авиационно-космических кластеров и Правительство Самарской области.

Ключевыми темами конгресса, позиционируемого в качестве площадки, интегрирующей представителей властных структур, промышленности и науки, стали вопросы, связанные с современными и перспективными трендами международной научно-технической и промышленной кооперации в аэрокосмической отрасли и ее инновационным развитием. Программа конгресса включала проведение восьми конференций и ряда круглых столов, в работе которых приняли участие более 700 делегатов из 28 стран мира.

С учетом современных тенденций развития авиакосмической индустрии актуальным мероприятием стала панельная дискуссия «Авиастроительные кластеры России. Мировой опыт», организованная АНО «Межрегиональный авиационный кластер» и ОАО «Авиасалон». В ходе нее участники обменялись мнениями о современных тенденциях выстраивания и развития производственно-технологической кооперации в мировой авиастроительной промышленности и вопросам функционирования авиапромышленных кластеров за рубежом и в России.

Для демонстрации промышленного потенциала российских регионов и компаний-поставщиков на МАКС-2019 впервые был организован павильон «Авиационные регионы России». В него вошли четыре коллективные экспозиции, представленные Ульяновской и Самарской областями, Пермским краем и Республикой Татарстан. Они демонстрировали продукцию и услуги 50 компаний, выступающих поставщиками 1–3 уровней интеграции, а также представляли возможности инфраструктурных проектов: технопарков и портовой особой экономической зоны «Ульяновск».

В контексте расширяющегося сотрудничества российского ОПК с частным бизнесом ПАО «Промсвязьбанк», выступающим стратегическим банком-партнером авиасалона МАКС-2019, впервые был организован коллективный стенд отечественных компаний малого и среднего бизнеса. В рамках мероприятий деловой программы компании получили возможность налаживания прямых контактов с предприятиями авиационной промышленности.

aviasalon.com
Су-57

На фоне партнерского участия Китая в проведении МАКС-2019 одними из ключевых мероприятий деловой программы авиасалона стали мероприятия, организованные с китайскими партерами. В частности речь идет о пленарном заседании в ходе форума «Российско-китайское сотрудничество» по теме «Непревзойденное сотрудничество и партнерство», организованном Министерством промышленности и торговли РФ и Министерством промышленности и информатизации КНР. Его основными темами стали развитие политического взаимодоверия между странами и кооперация в сегментах обороны и безопасности, коммерческой космонавтики, гражданской и беспилотной авиации. Кроме того, стоит отдельно упомянуть четвертое заседание российско-китайской Подкомиссии по сотрудничеству в области промышленности, в ходе которого стороны обсудили ключевые проекты и вопросы промышленного взаимодействия в сфере гражданской авиации и гражданского авиастроения.

Ряд мероприятий деловой программы МАКС-2019 был инициирован зарубежными участниками — они были использованы в качестве бизнес-площадок для установления и расширения кооперационных связей с российскими компаниями. В числе наиболее масштабных можно отметить международную конференцию «Немецкие технологии, оборудование и материалы в области гражданской авиации», организованную Российско-Германской внешнеторговой палатой при участии Министерства экономики и энергетики Германии, Федерального союза немецкой авиационной и космической промышленности (BDLI) и корпорации «Airbus»; проведенный Министерством иностранных дел и Министерством промышленности и торговли Чехии совместно с Минпромторгом России семинар «РЕЙС 2030: В каком направлении развивается чешско-российское сотрудничество в области авиастроения?»; а также проведенный итальянскими компаниями «Aerospace Gateway» и «Creasys S.r.l.» для российских коллег семинар по современным подходам к риск-менеджменту и затратам совместных предприятий.

Специальные деловые и презентационные мероприятия для российских и зарубежных участников авиасалона также были организованы американскими и европейскими аэрокосмическими корпорациями «Boeing» и «Airbus».

По словам главы представительства Airbus в России Жюльена Франьятта, основной фокус компания ставит на расширение промышленного сотрудничества с российскими корпорациями в области коммерческой авиации и космоса [1].

В частности, Airbus представил новейшие разработки и проекты авиалайнеров и космических систем, в том числе космическое оборудование, производимое совместным предприятием «Синертек» (созданным с АО «Российские космические системы»), также проекты, реализуемые инженерным центром Airbus в Москве — ECAR, в летной программе демонстрировался широкофюзеляжный авиалайнер А350-900. В рамках деловой программы специалистами Airbus была проведена пресс-конференция на тему «Коммерческий обзор Airbus. Прогноз развития авиаперевозок в России и СНГ». При этом был обозначен интерес компании к перспективному расширению своего присутствия на российском рынке авиаперевозок и планы по расширению поставок авиалайнеров российским авиакомпаниям, в том числе новых типа A350.

Американская корпорация «Boeing» также подготовила обширную деловую программу, приурочив к проведению МАКС-2019 мероприятия по подписанию ряда соглашений о сотрудничестве с российскими компаниями. В частности Boeing были подписаны соглашения с российскими авиакомпаниями «Якутия» и «ЮТэйр» о подготовке пилотов для эксплуатируемых лайнеров Boeing 737-700/800 на базе Авиационного учебного и учебно-исследовательского центра корпорации в «Сколково» [2]. Кроме того, было подписано соглашение с «ГКНПЦ им. М. В. Хруничева» по пролонгации контракта по поддержанию эксплуатации функционально-грузового блока «Заря» Международной космической станции и ее модернизации с целью расширения технических возможностей [3].

Специализированный семинар для представителей российских авиакомпаний и компаний-разработчиков авиационной (вертолетной) техники, участвующих в миротворческих миссиях ООН, был проведен Федеральным агентством воздушного транспорта (Росавиация) с участием заместителя генерального секретаря ООН по оперативной поддержке Атул Кхаре и сотрудников департамента оперативной поддержки ООН. В свою очередь холдингом «Вертолеты России» при поддержке Минобороны России, ФСВТС и АО «Рособоронэкспорт» впервые в рамках авиасалонов МАКС был проведен информационный брифинг для военных атташе зарубежных государств, темой которого стала презентация холдинга «Вертолеты России» и его деятельности в сфере разработки, изготовления, поставок и послепродажного обслуживания.

Значительная часть деловой программы МАКС-2019 была посвящена вопросам развития беспилотной авиации (с учетом ее все возрастающего значения) как наиболее перспективного и быстрорастущего сегмента военной и специальной авиационной техники.

Деловой потенциал МАКС-2019 оценивается организаторами более чем в 400 млрд руб. (не считая переговоров по линии военно-технического сотрудничества), из которых подписанные твердые контракты и соглашения о намерениях поставок отечественной авиатехники российским и зарубежным эксплуатантам и лизингодателям составляют 248 млрд руб. По информации, опубликованной устроителем МАКС-2019 ОАО «Авиасалон» со ссылкой на Рособоронэкспорт, оценочная стоимость соглашений, заключенных с зарубежными заказчиками по линии военно-технического сотрудничества, «исчисляется миллиардами долларов».

Всего в рамках деловой программы МАКС-2019 состоялось более 3 000 деловых встреч и переговоров, что значительно превысило показатели МАКС-2017 (тогда была проведена 1 521 деловая встреча).

В первые три дня работы МАКС-2019 («бизнес-дни») посетило беспрецедентное количество специалистов — 143,5 тыс. Это число значительно превысило показатели прошлых лет (например, прошлый МАКС-2017 посетили 70 тыс. специалистов), а также заметно превзошло показатели почти всех крупнейших зарубежных авиасалонов.

По объемам заключаемых контрактов авиасалон МАКС по ряду объективных причин пока продолжает уступать ведущим зарубежным авиакосмическим форумам, традиционно являющимся площадками для заключения соглашений по закупке коммерческой авиатехники. При этом необходимо отметить, что российские аэрокосмические компании, по соображениям исключительно маркетингового характера, значительную часть заключаемых контрактов с зарубежными заказчиками также подписывают на площадках зарубежных авиасалонов.

Однако для государств, стремящихся диверсифицировать рамки индустриально- технологического сотрудничества в авиационно-космической отрасли, именно авиасалон МАКС является ключевой площадкой для установления и развития деловых связей и выстраивания кооперации с российскими производителями и разработчиками.

По словам военного редактора одного из ведущих специализированных изданий (журнала «Aviation Week & Space Technology») Стивена Тримбла, только на площадке авиасалона МАКС зарубежные специалисты могут досконально оценить и ознакомиться с потенциалом и конкурентоспособностью российской авиационной отрасли [4]. Эксперт также отмечает, что особенностью российского авиасалона является интригующая для зарубежных журналистов возможность непосредственного общения с ведущими российскими авиационными специалистами — формат практически недоступный на других авиационных форумах.

Демонстрационная программа

aviasalon.com
Airbus 350

МАКС-2019 традиционно стал площадкой для ряда премьер российского авиапрома — новейший истребитель пятого поколения Су-57 впервые демонстрировался как в летной программе, так и на статической экспозиции (причем в экспортном исполнении Су-57Э), премьерными стали показ на статической экспозиции и в летной программе опытных образцов перспективного пассажирский лайнера МС-21-300, экспонирование конвертируемого самолета-заправщика/транспортного самолета Ил-76МД-90А(Э), экспортной версии легкого военно-транспортного самолета Ил-112ВЭ, VIP версий вертолетов Ми-38 и «Ансат» и участие в летной программе среднего многоцелевого вертолета Ка-62.

Помимо новинок, неизменным вниманием посетителей пользовались многоцелевые сверхманевренные истребители Су-35 и Су-30СМ, МиГ-35, МиГ-29СМТ, учебно-тренировочные (учебно-боевые) самолеты Як-130, самолет-топливозаправщик Ил-78М-90А, летающая лаборатория Ту-214ЛМК, линейка вертолетов гражданского и военного назначения холдинга «Вертолеты России» в том числе боевые вертолеты Ми-28НЭ и Ка-52 и военно-транспортные вертолеты Ми-171Ш и Ми-17В-5, самолет-амфибия Бе-200ЧС-Е, другая военная и гражданская авиационная техника. Непрофильным «гвоздем программы» МАКС-2019 стал также «президентский» лимузин «Aurus» в компоновке «Сенат» — практически все желающие могли ознакомиться с его интерьером и даже посидеть в салоне.

Центр подготовки космонавтов впервые демонстрировал на публике летающую лабораторию Ил-76МДК, на борту которой космонавты отрабатывают действия в условиях невесомости; модификацию новейшего пассажирского лайнера Ту-204-300, предназначенную для перевозки космонавтов; специализированный самолет L-39, созданный для отработки действий при осуществлении стыковки космических кораблей в ручном режиме.

Всего в демонстрационной программе МАКС-2019 на статической экспозиции и в летной программе российскими и зарубежными экспонентами было представлено 202 натурных экспоната летательных аппаратов.

В числе инновационных экспонатов российских экспонентов большой интерес вызвали легкий двухместный самолет «Сигма-4» разработки ЦК НТИ «Новые мобильные источники энергии» с двигателем, работающим на водороде (водород в двигателе самолета не сжигается, а в топливных элементах вступает в электрохимическую реакцию с кислородом, давая электроэнергию для вращения винтов, при этом в атмосферу вместо выхлопных газов выделяется водяной пар); а также макет экспериментального беспилотного ЛА с планером и малоразмерным газотурбинным двигателем МГТД-20, созданными с помощью технологий 3D-печати, демонстрировавшийся Всероссийским НИИ авиационных материалов [5].

В выставочной программе специальный тематический раздел был отведен беспилотным авиационным системам. Он был организован компанией АНО «ЦЕНТР «АЭРОНЕТ», выступившей в статусе эксклюзивного партнера устроителя авиасалона — ОАО «Авиасалон». В рамках раздела была представлена коллективная экспозиция компаний, разрабатывающих и производящих беспилотные летательные аппараты, авионику, двигатели и системы полезной нагрузки, а также оказывающих услуги операторам БАС и эксплуатирующих беспилотную технику.

Особое внимание участников авиасалона привлекала экспозиция Китайской Народной Республики — стенды ведущих предприятий и научно-исследовательских институтов КНР были развернуты в специально построенном павильоне площадью 3 000 кв. м, а также на отдельной статической площадке площадью 400 кв. м, где экспонировались БПЛА.

В числе демонстрировавшихся экспонатов были передовые разработки китайской аэрокосмической промышленности — как уже состоявшиеся проекты ближнемагистрального самолета ARJ21 и среднемагистрального лайнера C919, беспилотных ЛА различного назначения, а также космических системы, так и перспективные разработки по проектам среднемагистрального узкофюзеляжного самолета и совместно разрабатываемого с Россией дальнемагистрального широкофюзеляжного лайнера CR929 (стал ключевым экспонатом национальной экспозиции) [6].

Разработчики лайнера — китайская корпорация COMAC и Объединенная авиастроительная корпорация — позиционируют проект CR929 в качестве конкурента монополии американской Boeing и европейской Airbus на рынке широкофюзеляжных авиалайнеров. Планируется вывести самолет на рынок в 2026–2027 гг. и занять до 2035 г. до 10% рынка, выпустив около 1 000 единиц. При этом разработчики видят CR929 на 20% дешевле по стоимости (с каталожной ценой в первый год серийного выпуска на уровне 113,5–117,8 млн долл.) и на 10-15% дешевле по операционным затратам по сравнению с основными конкурентами — Boeing 787 Dreamliner и Airbus 350.

По оценкам авиационных экспертов, заинтересованность китайской стороны состоит в доступе к отсутствующим технологиям и компетенциям в области производства композитных крыльев, фюзеляжа, мощных авиационных двигателей. Российская же сторона могла бы воспользоваться финансовыми возможностями китайских партнеров, а также отсутствием экономических санкций западных государств в их отношении.

Для реализации проекта стороны создали совместную компанию «China-Russia Commercial Aircraft International Corp. Ltd.» со штаб-квартирой и головным офисом в Шанхае.

Связанным направлением является и совместная работа российских и китайских специалистов над созданием авиационного турбореактивного двигателя большой тяги, который будет устанавливаться в том числе и на CR929. Китай из-за отсутствия собственных компетенций ориентирован на использование наработок по перспективному российскому авиадвигателю ПД-35 в качестве базы. В числе приоритетных совместных проектов России и Китая стороны также обозначают разработку тяжелого гражданского вертолета AHL и взаимодействие по проекту создания тяжелого самолета-амфибии.

Большое внимание гостей авиасалона привлекли летательные аппараты, демонстрировавшиеся зарубежными экспонентами. Airbus на статической стоянке и в летном показе продемонстрировала дальнемагистральный широкофюзеляжный самолет Airbus A350-900, оборудованный элементами «умного салона». Он создан на базе платформы Airbus Connected Experience, функционирующей с применением технологии «интернета вещей» и позволяющей дистанционно управлять системами сервисного обслуживания пассажиров. Впервые были выставлены на МАКС региональный лайнер E195-E2 бразильской компании «Embraer» и бизнес-джет PC-24 швейцарской компании «Pilatus Aircraft» [7].

Молодежная программа

aviasalon.com
CR929

Яркими событиями авиасалона стали специальные мероприятия для учащихся, студентов и молодых ученых. В их числе Международный молодежный форум «Будущее авиации и космонавтики за молодой Россией», специальная программа «Вузовская наука и авиационно-техническое творческое молодежи/FUTURE HUB», проведенная в рамках авиасалонов МАКС уже восьмой раз, а также проводившийся в третий раз «День студента».

Был также проведен Международный фестиваль детского и молодежного научно-технического творчества «От Винта!», в рамках которого были представлены школьные и студенческие работы на тему авиации и космоса, молодежные стартапы, предлагающие готовые бизнес-решения для внедрения в производственную сферу.

Проведение специальных мероприятий для учащихся высших и средне-специальных учебных заведений стало заметным событием деловой программы авиасалонов МАКС, и для тысяч молодых людей участие в них стало стартовой площадкой для шага в будущую профессию. К этому стоит добавить, что авиасалон МАКС является единственным международным авиакосмическим форумом первого ранга с масштабной специальной программой для молодежи и учащихся. Ни Le Bourget, ни Farnborough, ни Берлинский авиасалон ILA подобных программ не проводят.

За время работы МАКС-2019 посетили 578 810 человек (в том числе 143,5 тыс. специалистов). По числу посетителей этот форум традиционно опережает крупнейшие международные авиационно-космические салоны Le Bourget, Farnborough, ILA Berlin и AIRSHOW CHINA.

Работу МАКС-2019 освещали российские и зарубежные СМИ — всего было аккредитовано 3 100 сотрудников СМИ и независимых журналистов, представляющих 594 отечественных и 238 иностранных СМИ, в том числе 103 российских и зарубежных телеканала, что также превысило показатели МАКС-2017 (тогда было аккредитовано 3 070 журналистов, представляющих 570 отечественных и 197 иностранных СМИ).

***

Подводя итоги международного авиакосмического салона МАКС-2019, ставшего завершающим мероприятием в череде крупнейших российских выставок вооружений 2019 г. (к их числу относится международный военно-технический форум «Армия-2019», международный военно-морской салон «МВМС-2019» и выставка вертолетной индустрии HeliRussia 2019), необходимо отметить, что характерной чертой становится все большее привлечение организаторами академических институтов к проведению тематических конференций и дискуссионных форумов. Эти мероприятия посвящены широкому кругу вопросов, связанных с различными аспектами организации и обеспечения военно-технического сотрудничества.

На проводимых на крупнейших российских военно-технических форумах тематических мероприятиях все большее место занимают специализированные конференции, круглые столы и семинары, модераторами которых наряду с организаторами — Минпромторгом и Минобороны России и госкорпорацией «Ростех» — выступают ведущие российские академические институты. В числе наиболее актуальных проблем — вопросы, касающиеся роли военно-технического и научно-технологического сотрудничества в условиях новой геополитической реальности, проблем совершенствования правового обеспечения военно-технического сотрудничества и регулирования вопросов, связанных с защитой прав российских экспортеров на интеллектуальную собственность, вопросов контрактного сопровождения с инозаказчиками [8].

1. Show Observer. Обозрение выставки МАКС-2019// Официальный информационный бюллетень МАКС-2019, 29.02.2019

2. Show Observer. Обозрение выставки МАКС-2019// Официальный информационный бюллетень МАКС-2019, 27.02.2019

3. Работа и шоу // Специальный выпуск газеты «Промышленный еженедельник», №03, 29.08.2019

4. Show Observer. Обозрение выставки МАКС-2019// Официальный информационный бюллетень МАКС-2019, 28.02.2019

5. Show Observer. Обозрение выставки МАКС-2019// Официальный информационный бюллетень МАКС-2019, 27.02.2019

6. Show Observer. Обозрение выставки МАКС-2019// Официальный информационный бюллетень МАКС-2019, 28.02.2019

7. Show Observer. Обозрение выставки МАКС-2019// Официальный информационный бюллетень МАКС-2019, 27.02.2019

8. В их числе проведенные в рамках Международного военно-технического форума «Армия — 2019» конференции «Международный военно-технический форум «АРМИЯ» — объединяя мир, сохраняем будущее» и «Военно-техническое сотрудничество — новые подходы к правовому регулированию в условиях меняющегося миропорядка». Они были организованы АО «Рособоронэкспорт» и Институтом государства и права РАН. Круглый стол «Трансфер технологий в области военно-технического сотрудничества», модераторами которого выступили Группа по управлению РИД АО «Рособоронэкспорт» и Институт государства и права РАН, на котором были рассмотрены актуальные вопросы касающиеся правовых механизмов и практики трансфера технологий в рамках военно-технического сотрудничества и охраны прав на результаты интеллектуальной деятельности, презентация «Практика заключения сделок с банками и зарубежными контрагентами. Выстраивание схем работы компаний за рубежом», проведенная в рамках деловой программы программа выставки вертолетной индустрии HeliRussia 2019.


Оценить статью
(Голосов: 13, Рейтинг: 5)
 (13 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся