Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 94, Рейтинг: 4.9)
 (94 голоса)
Поделиться статьей
Александр Степанов

Независимый военный эксперт, аспирант Института Латинской Америки РАН

Применение беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) в современных вооруженных конфликтах доказало свою высокую эффективность и, в отдельных случаях, превосходство над традиционными видами оружия. Помимо военного потенциала на сегодняшний день дроны в высокоразвитых странах формируют неотъемлемую часть системы гражданской и общественной безопасности, в том числе активно используются при проведении крупных международных мероприятий и обеспечении правопорядка в условиях мегаполиса и агломераций.

Анализ состояния гражданского и военного сегментов российской беспилотной авиации свидетельствует о том, что изделия указанной категории не имеют широкого экспортного распространения.

При этом современные отечественные разработки по своим качественным характеристикам китайским конкурентам не уступают. Несмотря на санкционное давление со стороны США, по мнению главы «Ростеха» С. Чемезова, на мировом рынке ожидается спрос на разнообразные беспилотные комплексы отечественного производства. По количеству стоящих на вооружении Минобороны России БПЛА наша страна уступает только США и Израилю.

Однако конкурентоспособность в этой области, особенно с учётом высокой динамики развития данной отрасли в Китае, возможна только в случае вывода отечественной продукции на новый уровень технологической оснащенности (начиная от энергетических установок/перспективных двигателей, позволяющих расширить эксплуатационные характеристики, заканчивая программным обеспечением и аппаратным оснащением, которое обеспечивает интеграцию устройств в современные автоматизированные платформы управления).

Кроме того, налицо низкая коммерциализация и экспортная ориентированность данного производственного сегмента РФ и маловариативность линейки продукции, предназначенной для реализации на зарубежных площадках.

Фактическое отсутствие маркетингового сопровождения продвижения отечественной беспилотной авиации на мировом рынке оружия создает предпосылки к утрате позиций в указанном сегменте, развитие которого в условиях глобальной цифровизации и перехода на новый технологический уклад, в том числе в сфере безопасности, имеет неограниченный потенциал.

В указанных условиях целесообразно адаптировать имеющуюся технологическую базу для увеличения производственного потенциала БПЛА, наращивания их эксплуатационных возможностей с целью обеспечения экспортных поставок (в том числе двойного назначения), закрепления лидерства в данной сфере в традиционных странах — потребителях отечественной продукции ОПК.

Применение беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) в современных вооруженных конфликтах доказало свою высокую эффективность и, в отдельных случаях, превосходство над традиционными видами оружия. Помимо военного потенциала на сегодняшний день дроны в высокоразвитых странах формируют неотъемлемую часть системы гражданской и общественной безопасности, в том числе активно используются при проведении крупных международных мероприятий и обеспечении правопорядка в условиях мегаполиса и агломераций.

Александр Ермаков:
Армия и авиация будущего

Также БПЛА участвуют в ликвидации последствий природных бедствий. Например, в Китае дроны активно задействуются в рамках обследования участков, затопленных в результате половодья и чрезмерных осадков, а также осуществляют поиск пострадавших и своевременное информирование спасателей в отношении мест их дислокации [1].

Сегодня до 90% мирового рынка в сфере реализации продукции беспилотной авиации принадлежит КНР [2], промышленность которой имеет высокий уровень коммерциализации и экспортной ориентированности.

Отечественные разработки

В данном контексте для отечественного ОПК необходим технологический прорыв в сфере разработки современных и перспективных БПЛА, прежде всего связанный с повышением основных характеристик дронов — длительности, дальности и высоты полета, увеличения полезной нагрузки и боевых возможностей, потенциала программного обеспечения.

Ключевой элемент модернизации — современные двигатели, в том числе перспективные — на новых физических принципах и с использованием ядерных энергоустановок. При этом соответствующие технологии в смежных сферах уже разрабатывались и их применение имеет очевидные перспективы в беспилотной авиации.

Например, в СССР задача разработки экспериментальной крылатой ракеты «375» с ядерным прямоточным воздушно-реактивным двигателем была поставлена перед ОКБ-301, возглавляемым С. Лавочкиным i . Место обычной камеры сгорания в этом двигателе занимал реактор, работавший по открытому циклу — воздух протекал прямо сквозь активную зону, нагревался до высокой температуры и выбрасывался наружу, создавая тягу [3]. После смерти конструктора проект не получил развития, однако сохраняет потенциал для использования при разработке перспективных БПЛА.

На международном военно-техническом форуме «Армия-2020» фонд перспективных исследований представил прототип первого российского беспилотного циклолета ii «Циклон» массой 60 кг с гибридной силовой установкой, который выступит основной будущих более тяжелых образцов, способных выполнять в том числе десантные мероприятия и транспортировку военнослужащих.

Не менее важный вопрос для российской оборонки на ближайшую перспективу — разработка тяжелых ударных дронов. В настоящее время в РФ ведётся доработка беспилотного комплекса «Орион», прошедшего серию успешных испытаний, в том числе в САР, а также проектов схожего назначения «Альтиус-У» и С-70 «Охотник». Последний относится к серии изделий, имеющих возможность работать в одном строю с пилотируемыми истребителями 5-го поколения [5]. Проведенные испытания прототипа «Охотник-Б» на полигоне «Ашулук» подтвердили эффективность установленной новейшей прицельно-навигационной системы, приближающей эффективность бомбометания к уровню высокоточного оружия. Указанный прототип, по мнению эксперта Центра военно-морского анализа США С. Бендетта, в конечном итоге будет оснащен искусственным интеллектом.

На международном военно-техническом форуме «Армия-2020» был представлен макет перспективного БПЛА «Гром», предназначенный для взаимодействия с самолетами, способный брать на себя наиболее опасную боевую работу в рамках обеспечения безопасности воздушного пространства и противодействия наземным силам противника.

Тактика применения дронов и искусственный интеллект (ИИ)

С учетом высокой динамики технологического развития и глобальной цифровизации систем управления, тактика использования БПЛА также эволюционирует, вовлекая в процесс управления возможности ИИ, использование сложных алгоритмов которого стало возможным по причине огромного и быстрого роста вычислительной мощности. Компании разработчики ПО для дронов перешли на уровень глубинного обучения дронов, когда сбор и анализ данных достигает высочайшего уровня автоматизации (инфографика № 1).

Источник: БПЛА Дроны и искусственный интеллект// Российские беспилотники.

ВВС США до 2030 года рассчитывают завершить разработку перспективной системы Skyborg, целью которой является создание БПЛА, полностью управляемых искусственным интеллектом. На данном этапе в качестве базовой платформы избран опытный БПЛА Kratos XQ-58A Valkyrie, первое успешное испытание летных характеристик которого проведено в марте 2018 г.

В январе 2021 г. компания General Atomics выбрана ВВС США в качестве основного разработчика БПЛА с системой управления ИИ с использованием платформы Avengerуспешный испытательный полет которой осуществлен в декабре 2020 г.

На базе 35 научно-исследовательского центра четвертой Академии Китайской аэрокосмической научно-производственной корпорации (CASIC) также ведутся работы по интеграции ИИ в системы БПЛА.

За разработку китайской наступательной роевой концепции отвечают специалисты компании Norinco, которые еще в 2018 г. на международной выставке China airshow продемонстрировали несколько сценариев боевого применения группы мультикоптеров моделей MR-40 и MR-150, способных использовать широкую номенклатуру авиационных средств поражения — от управляемых ракет до автоматических гранатометов.

Разработанная в РФ система управления малыми БПЛА, которые предназначены для нанесения массированного удара, получила официальное обозначение «Стая-93». Ее основу составляет самоорганизующийся рой дронов системы СОМ-93, управляемый БЛА-лидером, имеющий неограниченный потенциал интеграции аппаратов, каждый из которых способен нести до 2,5 кг полезной нагрузки.

На международной выставке INTERPOLITEX-2019 продемонстрированы возможности указанного комплекса, что привлекло существенное внимание зарубежных СМИ, материалы о «FLOCK-93» («стая-93») опубликованы на ресурсах ведущих американских научно-популярных изданий, в том числе Popular Mechanics.

В свою очередь, отечественная компания «Кронштадт» разрабатывает для российских ВКС многоцелевой беспилотный комплекс «Молния», в состав которого включены летающие роем реактивные дроны. В качестве базовой платформы может выступать самолет-носитель Су-57, способный разместить до восьми комплексов во внутрифюзеляжном отсеке.

Следует отметить, что вышеперечисленные отечественные разработки практически не известны широкой общественности. Их продвижение среди экспертного сообщества фактически отсутствует, что снижает перспективный экспортный потенциал.

Заключение

Анализ состояния гражданского и военного сегментов российской беспилотной авиации свидетельствует о том, что изделия указанной категории не имеют широкого экспортного распространения.

При этом современные отечественные разработки по своим качественным характеристикам китайским конкурентам не уступают. Несмотря на санкционное давление со стороны США, по мнению главы «Ростеха» С. Чемезова, на мировом рынке ожидается спрос на разнообразные беспилотные комплексы отечественного производства. По количеству стоящих на вооружении Минобороны России БПЛА наша страна уступает только США и Израилю.

Однако конкурентоспособность в этой области, особенно с учётом высокой динамики развития данной отрасли в Китае, возможна только в случае вывода отечественной продукции на новый уровень технологической оснащенности (начиная от энергетических установок/перспективных двигателей, позволяющих расширить эксплуатационные характеристики, заканчивая программным обеспечением и аппаратным оснащением, которое обеспечивает интеграцию устройств в современные автоматизированные платформы управления).

Кроме того, налицо низкая коммерциализация и экспортная ориентированность данного производственного сегмента РФ и маловариативность линейки продукции, предназначенной для реализации на зарубежных площадках.

Фактическое отсутствие маркетингового сопровождения продвижения отечественной беспилотной авиации на мировом рынке оружия создает предпосылки к утрате позиций в указанном сегменте, развитие которого в условиях глобальной цифровизации и перехода на новый технологический уклад, в том числе в сфере безопасности, имеет неограниченный потенциал.

В указанных условиях целесообразно адаптировать имеющуюся технологическую базу для увеличения производственного потенциала БПЛА, наращивания их эксплуатационных возможностей с целью обеспечения экспортных поставок (в том числе двойного назначения), закрепления лидерства в данной сфере в традиционных странах-потребителях отечественной продукции ОПК.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ / REFERENCES

1. Lu m., Liao X., Yue H., Huang Y., Ye H., Xu C., Huang S. Optimizing distribution of droneports for emergency monitoring of flood disasters in China // Journal of flood risk management 13/1. 2020

2. Elsa B. Kania. “AI weapons” in China’s military innovation// Brookings Institution. 27.04.2020.

3. Меликов Р. Т., Кудряшов А. А. Воздушный реактивный двигатель с нагревом воздуха в ядерном реакторе и его применение в БПЛА. //Журнал Актуальные проблемы авиации и космонавтики. № 7, стр. 217, 2011г. Красноярск.

4. Леонов В.С., Бакланов О.Д., Саутин М.В., Костин Г.В., Кубасов А.А., Алтунин С.Е., Кулаковский О.М.// Воздушно-космическая сфера. 2019. №1, с.68-75.

5. Горчаков С.Е., Лукиянчук А.А. Тяжелые ударные БПЛА ВС РФ. Ударный БПЛА С-70 «Охотник»// Сборник материалов III научно-практической конференции «Авиация России: прошлое, настоящее и будущее». МАИ 2020, с. 182.

i. Советский авиационный конструктор, генерал-майор, дважды Герой Социалистического труда, один из создателей истребителей Ла-5, Ла-7, принимавших активное участие в Великой Отечественной Войне, и большого количества других моделей военных самолетов и межконтинентальных баллистических ракет.

ii. Летательный аппарат, где для создания тяги и подъемной силы используются вращающиеся роторы.


Оценить статью
(Голосов: 94, Рейтинг: 4.9)
 (94 голоса)
Поделиться статьей
Бизнесу
Исследователям
Учащимся