Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 24, Рейтинг: 4.79)
 (24 голоса)
Поделиться статьей
Георгий Кутырев

К.полит.н., научный сотрудник НИУ ВШЭ

Мадрид выступает за развитие европейской оборонной промышленности и ожидает получить большие дивиденды от развития европейского военного союза.

На сегодняшний день крупнейшими поставщиками вооружений являются США, Россия, Китай, Франция, Германия, Великобритания и Испания (указаны в порядке ранжирования). Среди стран ЕC военная промышленность Испании выглядит как одна из наиболее динамично развивающихся. Мадрид выступает за развитие европейской оборонной промышленности и ожидает получить большие дивиденды от развития европейского военного союза.

Недавнее увеличение расходов на оборону было в основном направлено на военно-морской флот Испании, включая планы по строительству дизель-электрических ударных подводных лодок класса S-80 , приобретение пяти фрегатов класса F-110, патрульных кораблей и морских вертолетов. Также испанская авиакомпания Iberia выиграла контракт у Airbus Defence&Space по переоборудованию трех новых гражданских самолетов A330 в вариант многоцелевого транспортного самолета-заправщика A330-MRTT (MultiRole Tanker Transport).

Согласно мнению экспертов Исследовательской службы Конгресса США и представителей Автономного университета Мадрида, социал-демократическая администрация П. Санчеса, которая после досрочных выборов 12 ноября 2019 г. блокируется с «Подемос» (Podemos), в среднесрочной перспективе не внесет каких-либо кардинальных изменений в политику развития ВПК. Взятый предыдущей администрацией М. Рахоя курс на интернационализацию оборонного производства, скорее всего, будет сохраняться. В 2017 г. экспорт военных товаров составил 5,033 млрд евро (для сравнения в 2011 г. он достигал 2,394 млрд евро). Не собирается администрация П. Санчеса отказываться и от предыдущих военных контрактов, которые сулят Испании хорошие дивиденды.

У Испании сохранится проевропейский подход и многостороннее внешнеполитическое сотрудничество посредством членства Испании в таких институтах, как НАТО и ООН.

В настоящее время политическая ценность НАТО для Испании, безусловно, гораздо выше, чем военная ценность Испании для НАТО. Испанская социалистическая рабочая партия во главе с П. Санчесом выступает за сохранение сотрудничества между США и Испанией в сфере обороны и безопасности. При этом в отношении России у Испании отсутствует сколько-нибудь самостоятельная позиция.


Политическая история кооперации в сфере производства вооружений в Европе

Идея европейского военного сотрудничества не нова. После образования Европейского объединения угля и стали (ЕОУС) в 1951 г. на уровне министров обороны стран Европы предпринимались отдельные шаги по вопросу интеграции оборонной промышленности. Например, обозначена общая программа поставок вооружений в рамках Договора об учреждении Европейского оборонного сообщества (Договор о ЕОС, 1952 г.). Кроме того, была поставлена цель создания Европейского оборонного агентства (ЕОА), которая должна была быть достигнута в соответствии с решением ЕС в июне 2003 г. Однако практическое объединение в сфере оборонной промышленности продвигалось чрезвычайно медленно.

Окончание холодной войны в 1991 г. обозначило новую эру реорганизации европейской политики безопасности и обороны. Европей¬ские оборонные предприятия не смогли быстро провести реорганиза¬цию своих структур. Растущее беспокойство среди многих государств — членов ЕС по поводу чрезмерно доминирующей роли США, что было продемонстрированно, например, во время конфликта в Косово (1998–1999 гг.), стало важным фактором для подготовки общей платформы оборонной и военной политики.

С 1980 по 1990 гг. начался процесс слияния капиталов инвесторов различных государств для производства вооружений и военной техники. Процесс кооперации заключался прежде всего в создании совместных предприятий и других совместных механизмов производства и регулирования, особенно в сфере авиакосмической промышленности. Так, 10 июля 2000 г. был создан Европейский аэрокосмический и оборонный концерн (European Aeronautic Defence and Space Company, EADS).

В 1990-х гг. были обозначены три стратегические цели развития ВПК ЕС:

  1. консолидация усилий;
  2. глубокая реструктуризация стратегического и индустриального потенциала военно-промышленного комплекса;
  3. создание нового европейского измерения оборонной промышленности в долгосрочной перспективе [1].

В рамках военно-политического Западноевропейского Союза (ЗЕС) на базе действующей Независимой европейской программной группы (Independent European Program Group) была создана Западноевропейская группа по вооружениям. Вошедшие в Группу 13 стран (Австрия, Бельгия, Чехия, Дания, Финляндия, Франция, Германия, Греция, Венгрия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Испания, Швеция, Турция, Великобритания.) в декабре 1992 г. договорились о создании единого общеевропейского форума по кооперации и оборонной промышленности, сохранении связи с НАТО и европейской промышленной группой. В 1997 г. по инициативе Западноевропейской группы по вооружениям была создана Западноевропейская организация по вооружениям (Western European Armaments Group) [2]. В 2000 г. к группе присоединились Австрия, Чехия, Финляндия, Венгрия, Польша, Швеция. Эстония, Латвия, Литва получили статус ассоциированных членов.

Обновленными целями группы провозглашались: более эффективное использование ресурсов, в частности, за счет согласования требований к членам; открытие национальных оборонных рынков для трансграничной конкуренции; укрепление европейской оборонно-технологической и производственной базы; сотрудничество в области исследований и разработок.

В 2001 г. Совместная организация по сотрудничеству в области вооружений (Organisation for Joint Armaments Cooperation), созданная по инициативе Франции, Германии, Италии и Великобритании в 1996 г., получила статус юридического лица. В июне 2003 г. в целях укрепления сотрудничества на заседании ЕС в Салониках было принято решение о создании агентства по вопросам повышения обороноспособности, научно-исследовательской работе, закупкам и вооружениям.

Данный межгосударственный институт являлся важной структурой для объединения усилий представителей правительств и крупных предприятий ВПК. Такой состав позволял сформулировать новые принципы развития ВПК, среди которых: оптимизация политики поставок вооружений; координация усилий в сфере разработки новых видов вооружений; оптимизация промышленной кооперации и расширение партнерских отношений с другими европейскими странами, если все страны-участницы согласны.

Однако, по мнению экспертов, на сегодняшний день «хотя организация и обладает правовым потенциалом для того, чтобы стать полноценным агентством по вооружениям, она до сих пор является чисто управляющим агентством, стремящимся повысить эффективность управления совместными программами защиты» [3]. К наиболее важным программам в области вооружений данного агентства относятся разработки современных вертолетов «Тигр» и NHI NH 90, РЛС контрбатарейной борьбы «Кобра» (Counter Battery Radar, COBRA), системы класса земля-воздух нового поколения и военно-транспортный самолёт Airbus A400M Atlas.

Как отмечает в своей статье В. Корощупов, «слабость координации в оборонном планировании приводит к неэффективности использования выделяемых средств, излишнему дублированию и неудовлетворительному дислоцированию вооруженных сил» [4]. Поэтому одним из механизмов европейской интеграции, который должен был решить данную проблему, стало создание рабочих групп по отдельным направлениям в сфере производства, экспорта и импорта вооружений.

Так, в 1993 г. была образована Рабочая группа ЕС по экспорту обычных вооружений (Working Party on Conventional Arms Export) [5], в 1995 г. создана Рабочая группа по европейской политике вооружений (Working Party on a European Armaments Policy) [6], в 1998 г. был принят «Кодекс поведения ЕС в области экспорта оружия» (The Code of Conduct on Conventional Arms Exports) [7], а в 2002 г. был представлен проект «Плана действий по созданию европейского потенциала» (European Capabilities Action Plan).

Для реализации Плана в феврале 2002 г. было создано 19 групп для изучения состояния дел в различных стратегических направлениях ВПК. В марте 2003 г. эксперты выявили более тридцати проблем развития общего европейского ВПК (основную проблему составляли транспортные средства).

Для решения обнаруженных проблем были созданы проектные группы. В свою очередь генеральный секретарь ЕС Х. Солана сформулировал несколько рекомендаций:

  1. активнее подключать к ПДЕП министров обороны ЕС;
  2. улучшить и детализировать оценку деятельности рабочих групп по «узким местам» с целью оптимизации механизмов мониторинга в рамках реалистичного временного планирования;
  3. добиться качественных улучшений на основе предложений рабочих групп с учетом имеющегося потенциала и с акцентом на меры по взаимодействию и взаимозаменяемости сил и средств на основе многонациональных подходов.
  4. Растущий дисбаланс военно-промышленных потенциалов США и Европы был важным фактором, побудившим последнюю к дальнейшей интеграции в сфере оборонной промышленности. В 2000 г. после второй войны в Персидском заливе (1990–1991 гг.) и операции на Балканах (1999 г.) был создан еще один механизм регулирования в виде Рамочного соглашения о мерах по реструктуризации и усовершенствованию европейской оборонной промышленности (Framework Agreement concerning measures to Facilitate the Restructuring and Operation of the European Defence Industry). Практическим воплощением данного Соглашения стала Европейская программа приобретения технологий (European Technology Acquisition Program), которая с конца 2001 г. реализуется шестью крупнейшими государствами-производителями оружия в ЕС (Германия, Франция, Великобритания, Италия, Швеция и Испания).

    Следующим ша¬гом к укреплению европейского оборонно-промышленного ком¬плекса (ОПК) стало одобрение совместной инициативы «Европейская иден¬тичность в области безопасности и обороны» и принятие на заседании Совета ЕС в 2003 г. решения о формировании Евро¬пейского оборонного агентства (ЕОА).

    Руководство организа¬ции подвело черту под длительным периодом поиска взаимоприемле¬мых для большинства стран форм военно-технического сотрудничест¬ва и военной кооперации, без кото¬рых реализация европейской поли¬тики безопасности и обороны вы¬глядела бы сомнительной. Однако, по мнению экспертов, ЕОА «не стало агентством, отвечающим за развитие европейского военного потенциала, научных исследований и разработку вооружений» [8]. ЕОА находится вне основных программ вооружений соответствующих государств-членов (программы по разработке средневысотных БПЛА, воздушная боевая система будущего [9]) и ответственность за это несут государства-члены, а не наднациональный институт.

    Еврокомиссия и Европейский инвестиционный банк неоднократно предлагали меры по развитию общего рынка в сфере оборонной промышленности в Европе. Наибольшее внимание уделялось развитию двух сфер ВПК — аэрокосмической промышленности и военному судостроению. В 2019 г. Европейский инвестиционный банк подготовил доклад «Будущее Европейского космического сектора», в котором было проанализировано, как государственные средства в ЕС могут быть использованы для привлечения частных инвестиций и иным образом стимулировать развитие аэрокосмического сектора, а также рассмотрены условия доступа компаний к финансированию.

    В ноябре 2016 г. Еврокомиссия предложила создать Европейский оборонный фонд (ЕОФ) для поддержки совместных оборонных научно-исследовательских проектов и совместной разработки конкретных возможностей при финансовом участии ЕС. Предлагаемый фонд включает «два окна»: «окно для исследования» и «окно создания вооружений». В первом случае предлагалось выдавать гранты непосредственно финансируемые из бюджета ЕС для совместных исследований в области развития инновационной оборонной продукции и технологий.

    Такие исследования будут финансироваться с помощью следующих вспомогательных программ:

    1. Подготовительный план мероприятий по развитию оборонных исследований с бюджетом в размере 90 млн евро до конца 2019 г.;
    2. Европейская программа оборонных исследований с ежегодным бюджетом в 500 млн евро, которую Европейская комиссия обещает предложить в 2018 г. в последующей Многолетней программе финансового развития на 2021–2027 гг. [10]

    Инициатива «окно создания вооружений» подразумевает два уровня. На первом уровне обозначаются общие основы оказания поддержки государствам-членам для разработки определенных проектов на основе общих правил. Второй уровень состоит из конкретных проектов создания общих образцов техники на основе добровольного участия государств-членов.

    В сфере регулирования рынка ВПК в ЕС действуют соглашения разного характера. С одной стороны, задействуются механизмы внутриевропейской политической кооперации, с другой — заключаются межгосударственные соглашения со странами, не входящими в ЕС (крупными производителями вооружений), среди которых — Саудовская Аравия, Египет, Израиль, Катар и Ирак. Наряду с межгосударственными соглашениями интенсивно развивается трансатлантическое сотрудничество.

    Испанский ВПК: проблемы и перспективы

    Стратегический курс военно-политического руководства (ВПР) Испании направлен на повышение ее роли в решении основных международных проблем, защиту государственных интересов, а также на нейтрализацию новых рисков и угроз (вооружённые конфликты, распространение оружия массового уничтожения, шпионаж, применение иными государствами военной силы, рост активности структур международного терроризма, факторы национализма и экстремизма, кибератаки). Основное внимание при этом уделяется углублению интеграционных военно-политических и экономических связей в рамках ЕС, а также расширению испанского участия в деятельности НАТО, СБ ООН, ОБСЕ и других международных организаций (ПЕСКО).

    Испания поддерживает эмбарго на товары военного назначения из Афганистана, Азербайджана (Нагорный Карабах), Белоруссии, Китая, Берега Слоновой Кости, Египта, Ирака, Ирана, Ливана, Либерии, Ливии, Мьянмы, ЦАР, Конго, России, Сирии, Сомали, Судана, Зимбабве, а также на товары двойного назначения из Северной Кореи, Ирана, России и Сирии [11].

    В 2017 г. была принята новая Стратегия национальной безопасности (СНБ). Основной акцент в документе сделан на так называемые гибридные угрозы, под которыми понимаются методы и действия, нацеленные на уязвимые точки оппонента. Эти уязвимости могут быть обусловлены исторической памятью, законодательством, геостратегическими факторами, сильной поляризацией общества, идеологическими различиями, технологическими недостатками [12].

    С учетом всего спектра угроз безопасности и анализа стратегий Испании, специалисты выделяют следующие приоритеты в этой области [13]:

    • поддержание обороноспособности государства и вооружённых сил на должном уровне;
    • противодействие широкому спектру угроз безопасности, в том числе транснационального характера (нелегальной миграции, международного терроризма [14] и организованной преступности);
    • обеспечение непрерывного доступа к источникам энергии и другим природным ресурсам, поставки которых зависят от зарубежных контрагентов, а также защита критической инфраструктуры государства;
    • продвижение повестки разоружения, контроля над вооружениями, нераспространения оружия массового уничтожения (ОМУ);
    • создание эффективной системы защиты интересов граждан Испании на международной арене.

    Главным вызовом внутренней безопасности Испании по-прежнему остаётся сохранение территориальной целостности государства. Причем это связано не только с Каталонией, но и с другими регионами Испании (Страна Басков, Галисия, Валенсия).

    В 2019 г. было принято несколько важных документов, касающихся безопасности Испании и дополняющие уже изданные ранее документы: Национальная стратегия борьбы с терроризмом (Estrategia Nacional contra el Terrorismo), Стратегия национальной кибербезопасности (Estrategia Nacional de Ciberseguridad), Национальная стратегия по аэрокосмической безопасности (Estrategia de Seguridad Aeroespacial Nacional).

    На сегодняшний день крупнейшими поставщиками вооружений являются США, Россия, Китай, Франция, Германия, Великобритания и Испания (указаны в порядке ранжирования). Среди стран ЕC военная промышленность Испании выглядит как одна из наиболее динамично развивающихся. Мадрид выступает за развитие европейской оборонной промышленности и ожидает получить большие дивиденды от развития европейского военного союза.

    По номинальному ВВП экономика Испании занимает 5 место в Европейском союзе и 12 место — в мире. Значительный рост объемов испанского экспорта и импорта за последние годы превратил ее в одну из наиболее интернационализированных стран. Среди импортируемых товаров 2017–2018 гг. наибольшими темпами выросли закупки самолетов, запчастей (на 55,5%) и углеводородов (на 35,5%) [15] .

    Стоит отметить, что мировой финансовый кризис сильно пошатнул экономические показатели Испании: темп роста ВВП страны в 2008 г. составил 1,1%, а в 2009 г. стал отрицательным (–3,6%). Падение шло до 2013 г. включительно. В связи с кризисом с 2008 по 2014 гг. общие расходы на оборону были значительно сокращены. Только в 2014 г. экономика страны вернулась к росту (исключением был 2010 г, когда темп роста составил всего +0,02%) [16]. Именно с 2014 г. Испания начинает постепенно увеличивать бюджет на оборону: если в 2015 г. расходы на содержание Министерства обороны составили 6.853.85 млрд евро, то в 2018 г. они выросли до 9.917.68 млрд евро.

    В соответствии с отчетом Национального института статистики, за последние 3 года показатели роста ВВП Испании замедлились: в 2017 г. — на 3,0 %, в 2018 г. — на 2,6 % и в 2019 г. — на 2,0%. Однако, по данным НАТО, расходы на оборону Испании в 2017 г. составили 11,864 млрд долл., в 2018 г. — уже 13,863 млрд долл., а в 2019 г. — 13,156 млрд долл. Вместе с тем расходы на оборону, достигающие 0,92% от ВВП страны, все равно не дотягивают до установленного НАТО показателя в 2% от ВВП страны.

    Недавнее увеличение расходов на оборону было в основном направлено на военно-морской флот Испании, включая планы по строительству дизель-электрических ударных подводных лодок класса S-80 [17], приобретение пяти фрегатов класса F-110, патрульных кораблей и морских вертолетов. Также испанская авиакомпания Iberia выиграла контракт у Airbus Defence&Space по переоборудованию трех новых гражданских самолетов A330 в вариант многоцелевого транспортного самолета-заправщика A330-MRTT (MultiRole Tanker Transport).

    Занимая прочное седьмое место среди крупнейших экспортёров основных видов вооружений, на долю Испании приходится 3,2% совокупного мирового экспорта данного вида товаров, который показывает рост. Основной движущей силой роста стал экспорт самолетов-дозаправщиков и больших транспортных самолетов, которые производятся компанией Airbus [18]. Именно дозаправка самолётов в воздухе — сфера, которая возглавляется Испанией по условиям Плана действий по созданию европейского потенциала. Для сравнения — объём экспорта обычных вооружений соседней Португалии за составляет всего 0,2 % [19].

    В 2015 г. Министерство обороны Испании приняло документ под названием «Оборонно-промышленная стратегия» (Defence Industrial Strategy), цель которого сформулировать ряд инструментов для укрепления технико-производственной базы страны и расширения промышленных возможностей.

    В тексте документа рассматриваются следующие проблемы оборонной промышленности Испании:

    • чрезмерная фрагментация отрасли по сравнению с ее международными конкурентами;
    • недостаток финансирования оборонных НИОКР [20]. Частично этим вопросом занимается ЕОА, куда входит Испания, и чьи усилия сосредоточены на реализации совместных НИОКР, а также на разработке и производстве новых конкурентоспособных образцов ВВТ;
    • недостаточный уровень конкурентоспособности испанских оборонных предприятий на внешних рынках;
    • зависимость от экспорта внешних технологий для ключевых продуктов испанского ВПК.

    В организационном плане ВПК страны представляет собой не единую систему, а конгломерат различных предприятий [21], которые поддерживаются министерством обороны Испании. Согласно данным реестра компаний Генеральной дирекции вооружений и материального обеспечения (DGAM), по состоянию на 2017 г. было зарегистрировано 528 компаний, 373 из которых были заняты созданием военной продукции. В 2017 г. оборот оборонной промышленности (с учетом продаж на гражданском рынке) составил 41,301 млрд евро, из которых более 15.4% приходится на оборонный сектор.

    Остановимся на наиболее важных секторах ВПК Испании.

    1. Автомобилестроение и бронетанковая наземная военная техника.

    Большое внимание в Испании уделяется развитию наземных сил. Испания является 2-м в Европе и 8-м в мире производителем автомобилей. Сектор автомобилестроения — один из самых капиталоемких в Испании, на него приходится более 10% ВВП. В секторе занято более 300 тыс. человек. Одна из ведущих испанских фирм, которая занимается производством бронетанковой техники — General Dynamics Santa Barbara Sistemas (филиал американской General Dynamics). В филиале занято свыше 700 высококвалифицированных сотрудников. Она разрабатывает как для Испании, так и для других стран-членов НАТО бронетранспортеры Piranha V с колесной формулой 8х8, боевые машины пехоты Pizarro, танки Leopard 2E, бронеавтомобили RG-31 Nyala и 155-мм самодвижущие гаубицы.

    Ещё одной важной компанией в данном сегменте ВПК является IVECO, которая имеет давние традиции производства специализированных военных грузовиков с колесной формулой 4х4, 6х6, 8х8, бронированных ремонтно-эвакуационных машин (БРЭМ), бронетранспортеров-амфибий (VBTP, SUPER-AV) и танков (Centauro).

    2. Аэрокосмическая промышленность.

    Аэрокосмическая промышленность Испании занимает 5-е место в Европе. Всего в отрасли занято более 3,3 тыс. чел. Испания принимает участие в крупных европейских проектах: миссия Rosetta и исследование Марса. Компании, которые находятся в аэрокосмическом секторе ВПК, занимаются разработкой, производством авиационной и космической техники, компонентов, а также техническим обслуживанием и ремонтом. Испания — крупный европейский производитель военно-транспортных самолетов, турбин низкого давления, самолетов дозаправщиков, а также систем управления воздушным движением (ITP, Aernova).

    3. Судостроение.

    Сектор судостроения Испании специализируется на проектировании и разработке многофункциональных судов. На верфях Испании строятся военные корабли (авианосцы, фрегаты и подводные лодки), суда для перевозки химической продукции и топлива, понтоны для регазификации СПГ и научные суда, предназначенные для проведения океанографических исследований. Испания имеет большое количество контрактов на производство кораблей для зарубежных стран (последние заказы получены от Норвегии, Австралии, Белиза и Анголы), а также на постгарантийное обслуживание и модернизацию уже имеющихся кораблей. В частности, подписан контракт с Норвегией по обслуживанию 5 фрегатов серии F-310; ведется техническое обслуживание кораблей по контракту с ВМС США; проводятся работы по модернизации кораблей для Алжира и Мозамбика; ведутся переговоры с Катаром на модернизацию военных судов. Испанская компания Navantia и американская General Dynamics Bath Iron Works в декабре 2017 г. подписали соглашение о сотрудничестве в рамках разработки ракетного фрегата нового поколения FFG(X), предназначенного для ВМС США. Ещё одна испанская компания Freire участвует в строительстве первой плавающей электростанции по заказу правительства Анголы.

    В мае 2019 г. началось строительство серии новых фрегатов класса F-110. По данным министерства обороны Испании, их водоизмещение составит более 6 тонн, длина корпуса — 145 метров. Фрегаты вооружат 127-мм артустановкой, противокорабельными ракетами «Гарпун», торпедами, двумя 30-мм зенитными арткомплексами и системой вертикального пуска, рассчитанной на 16 зенитных ракет класса SM-2. Navantia проектирует новые корабли в сотрудничестве с предприятиями из США. В частности, американская компания Lockheed Martin установит на фрегатах систему ПРО Aegis, которой оснащены ракетные эсминцы ВМС США класса «Арли Бёрк».

    Министерство обороны Испании обнародовало уточненный график поставки ВМС страны новых подлодок класса S-80. Первая подлодка Isaac Peral, по планам министерства, должна поступить на вооружение в сентябре 2022 г. «Оснащенные воздухонезависимой энергетической установкой подлодки S-80 будут иметь водоизмещение в 2430 тонн. Их длина корпуса составит 71 метр, скорость под водой — 19 узлов, экипаж — 32 человека (возможно дополнительное размещение восьми водолазов). Подлодка будет оснащена шестью 533-мм торпедными аппаратами и крылатыми ракетами «Томагавк»». В марте 2020 г. стало известно, что Navantia совместно с фирмой Abengoa завершила программу испытаний воздухонезависимой энергетической установки (ВНЭУ) для S-80.

    Особенности строительства испанского ВПК при администрации П. Санчеса

    Согласно мнению экспертов Исследовательской службы Конгресса США и представителей Автономного университета Мадрида, социал-демократическая администрация П. Санчеса, которая в нынешнем своём виде после досрочных выборов 12 ноября 2019 г. блокируется с «Подемос» (Podemos), в среднесрочной перспективе не внесет каких-либо кардинальных изменений в политику развития ВПК. Взятый предыдущей администрацией М. Рахоя курс на интернационализацию оборонного производства, скорее всего, будет сохраняться. В 2017 г. экспорт военных товаров составил 5,033 млрд евро (для сравнения в 2011 г. он достигал 2,394 млрд евро) [22]. Не собирается администрация П. Санчеса отказываться и от предыдущих военных контрактов, которые сулят Испании хорошие дивиденды.

    Так, заявив в сентябре 2018 г. об отказе поставить Саудовской Аравии 400 бомб с лазерным наведением ввиду продолжающегося военного вмешательства Саудовской Аравии [23] и ОАЭ в Йемене, администрация П. Санчеса уже 13 сентября на фоне демонстраций местных рабочих сообщила, что не будет отменять сделку, переговоры по которой начались еще в 2015 г. при администрации М. Рахоя.

    24 октября 2018 г. П. Санчес заявил, что Испания не откажется от поставок вооружений Саудовской Аравии после убийства журналиста Д. Хашикджи. Саудовское военно-промышленное объединение Saudi Arabian Military Industries (SAMI) подписало контракт с испанской судостроительной компанией Navantia по покупке пяти корветов Avante 2200. Сумма контракта оценивалась в 1,8 млрд евро. Согласно данным Navantia, полное водоизмещение этих корветов составит более 2500 тонн, длина корпуса — 98,9 м. Двухвальная дизельная энергетическая установка обеспечит скорость полного хода до 25 узлов. Экипаж — 92 человека. Корветы Avante 2200 уже состоят на вооружении ВМС Венесуэлы как тип Guaiquerí.

    14 февраля 2019 г. министр обороны Испании М. Роблес на встрече министров обороны государств — членов НАТО в Брюсселе подписала соглашение о намерениях присоединения Испании к совместной программе Франции и Германии Future Combat Air System (FCAS) по созданию перспективного истребителя Next Generation Fighter (NGF). Испанскую сторону будет представлять концерн Indra Sistemas. Завершение строительства самолёта NGF планируется в 2030-х гг.

    У Испании сохранится проевропейский подход [24] и многостороннее внешнеполитическое сотрудничество посредством членства Испании в таких институтах, как НАТО и ООН.

    В настоящее время политическая ценность НАТО для Испании, безусловно, гораздо выше, чем военная ценность Испании для НАТО. Испанская социалистическая рабочая партия во главе с П. Санчесом выступает за сохранение сотрудничества между США и Испанией в сфере обороны и безопасности. При этом в отношении России у Испании отсутствует сколько-нибудь самостоятельная позиция.

    1. P. de Vestel, “The Prospects for Defense Industrial Cooperation in an Enlarged European Union” in F.Algieri et al. (eds), Managing Security in Europe: The European Union and the Challenge of Enlargement, Gütersloh: Bertelsmann Foundations Publishers; 1996) - P. 137

    2. Была распущена в 2005 г., поскольку с появлением Европейского оборонного агентства ее задачи становились дублирующими.

    3. Schmitt B. Armaments cooperation in Europe // Institute for Security Studies – P. 4

    4. Корощупов В.О. Современные тенденции в организации общеевропейских оборонных научных исследований // Пути к миру и безопасности – М.: ИМЭМО, 2017 – С. 70-81.

    5. Рабочая группа ЕС по экспорту обычных вооружений занимается работой по контролю за экспортом обычных вооружений. Она также работает в качестве форума, на котором государства-члены обсуждают общую политику экспорта вооружений ЕС в страны третьего мира.

    6. Рабочая группа по европейской политике вооружений поставила цель изучить различные вопросы, связанные с вооружениями, в том числе рынок вооружений внутри ЕС, специфику секторов рынка вооружений, экспорт и безопасность поставок. Однако из-за отсутствия консенсуса данная группа была не очень успешной в достижении конкретных результатов.

    7. Кодекс поведения устанавливает восемь критериев, которые являются минимальными стандартами для управления и контроля за экспортом вооружений государствами-членами в третьи страны. Был установлен стандарт механизма обмена информацией и консультаций между государствами — членами ЕС.

    8. Корощупов В.О. Указ соч.

    9. В 2017 г. Франция и Германия договорились о создании многоцелевого самолета фронтовой авиации с рабочим названием «Воздушная боевая система будущего» (Système de Combat Aérien du Futur, SCAF).

    10. Корощупов В.О. Формирование общеевропейского процесса оборонного планирования: ключевые аспекты // Пути к миру и безопасности. 2018. № 2(55). – М.: ИМЭМО РАН С. 104-131.

    11. Полный список ограничительных мер ЕС можно посмотреть по ссылке http://eeas.europa.eu/cfsp/sanctions/docs/measures_en.pdf

    12. Spain’s 2017 National Security Strategy. – Madrid: Persidencia del Gobierno, 2017. – 128 p.

    13. Molina I. Hacia una renovación estratégica de la política exterior española // Informe Elcano. – 2014. – № 15. – 150 p.

    14. 17 августа 2017 г. фургон Fiat Talento сбил людей на пешеходной туристической улице Рамбла в Барселоне. В общей сложности жертвами теракта стали 16 человек, а ответственность взяло на себя ИГ (запрещённая на территории РФ террористическая организация). Ещё в 2004 г. Мадрид стал местом террористических атак, а потому данная угроза воспринимается королевством вдвойне остро.

    15. Торговое представительство Российской Федерации в Королевстве Испания. Обзор состояния экономики и основных направлений внешнеэкономической деятельности Испании за 2017 год. – Мадрид: 2018 – С. 10-11.

    16. Испания — страна с высоким региональным неравенством // Бюллетень о текущих тенденциях мировой экономики. Аналитический центр при Правительстве РФ – М.: АЦП РФ№ 23 – С. 4.

    17. Изначальная стоимость проекта по строительству четырех подлодок оценивалась в 2,132 миллиарда евро, однако при всех доработках стоимость оценивается в 3,907 млрд долл. См. Новая испанская подлодка S-80 Plus не помещается в док // РИА Новости https://ria.ru/20180718/1524884950.html

    18. Веземан С., Флоран О., Тан Н., Везерман П. Тенденции в торговле оружием в 2016 г. Ежегодник СИПРИ 2017: вооружения, разоружение и международная безопасность: Пер. с англ. – ИМЭМО им. Е. М. Примакова РАН. – М.: ИМЭМО РАН, 1998 – 2017. – 2018. –С. 288

    19. 50 крупнейших поставщиков основных видов обычных вооружений в 2013–2017 гг. // Ежегодник СИПРИ 2018: вооружения, разоружение и международная безопасность: Пер. с англ. – ИМЭМО им. Е. М. Примакова РАН. – М.: ИМЭМО РАН, 1998 – 2018. – 2019. С. 219

    20. Средний возраст передовых технологий достигает 5–7 лет.

    21. В 2015 г. Министерство обороны Испании зарегистрировало 608 компаний, 415 из которых активно участвуют в производстве оборонной продукции.

    22. «2019-2020 Spanish Defence Industry Catalogue» - Spanish Ministry of Defence, 2019 P. 21

    23. Саудовская Аравия — один из крупнейших покупателей испанского оружия. Военные поставки Испании Эр-Рияду в 2017 г. составили 270,2 млн евро, что на 133% больше, чем в 2016 г.

    24. Испания (наряду с Германией, Францией и Италией) активно выступает за создание европейского автономного оборонного потенциала.

Оценить статью
(Голосов: 24, Рейтинг: 4.79)
 (24 голоса)
Поделиться статьей
Бизнесу
Исследователям
Учащимся