Оценить статью
(Голосов: 9, Рейтинг: 4.89)
 (9 голосов)
Поделиться статьей
Ольга Малик

Независимый журналист-международник, эксперт Центра европейско-азиатских исследований

Затянувшийся экономический кризис в Пакистане, усугубившийся из-за пандемии коронавируса, фактически остановил внешнюю торговлю в стране и создал катастрофическую ситуацию с безработицей. Попытки премьер-министра Имрана Хана убедить Китай в льготном финансировании грандиозного китайско-пакистанского экономического коридора «Main Line 1» стоимостью 6,8 млрд долл., направленного на стимулирование экономики страны и создание новых рабочих мест, в очередной раз пресеклись Поднебесной. Инвестиционный климат в стране заметно ухудшился из-за многочисленных антикоррупционных проверок в отношении бывших государственных лидеров. Положение премьер-министра осложняется и растущим в стране объединённым оппозиционным альянсом, совершавшим в течение последних нескольких месяцев нападки на главу правительства. Поможет ли предложенная на конференции ООН (ЮНКТАД) И. Ханом стратегия спасти страну и каковы перспективы удержания политического лидерства на фоне борьбы с оппозицией и потери союзников на международной арене?

Имран Хан пришел в большую политику с целью изменить сложившуюся за десятилетия коррумпированную систему государственного управления, в которой ближайшие родственники основателей самых крупных партий сменяют друг друга на посту премьер-министра. Стремясь выстроить новую социально-экономическую модель, он сумел заручиться поддержкой большинства представителей среднего класса. Однако борьба И. Хана с коррупцией в основном была сосредоточена на заключении в тюрьму политиков-оппозиционеров, особенно тех, кто принадлежит к «Пакистанской мусульманской лиге», возглавляемой бывшим премьер-министром Навазом Шарифом. Это отвлекло И. Хана и его правительство от других серьезных проблем в стране и своевременного реагирования на них (территориальные конфликты в Белуджистане, обострение ситуации на границе с Афганистаном и др.). Более того, такая политика сформировала негативную среду для иностранных инвестиций.

Затянувшийся экономический кризис в Пакистане, усугубившийся из-за пандемии коронавируса, фактически остановил внешнюю торговлю в стране и создал катастрофическую ситуацию с безработицей. Попытки премьер-министра Имрана Хана убедить Китай в льготном финансировании грандиозного китайско-пакистанского экономического коридора «Main Line 1» стоимостью 6,8 млрд долл., направленного на стимулирование экономики страны и создание новых рабочих мест, в очередной раз пресеклись Поднебесной. Инвестиционный климат в стране заметно ухудшился из-за многочисленных антикоррупционных проверок в отношении бывших государственных лидеров. Положение премьер-министра осложняется и растущим в стране объединённым оппозиционным альянсом, совершавшим в течение последних нескольких месяцев нападки на главу правительства. Поможет ли предложенная на конференции ООН (ЮНКТАД) И. Ханом стратегия спасти страну и каковы перспективы удержания политического лидерства на фоне борьбы с оппозицией и потери союзников на международной арене?

Кризис в наследство

Алексей Куприянов:
Деконструкция Пакистана

Выиграв выборы в 2018 г., Имран Хан в своем манифесте объявил борьбу с коррупцией главным направлением своего нового курса, подчеркнув, что его предшественники затянули страну в долговую яму: «У Пакистана огромный внешний и внутренний госдолг, причиной которому стала коррумпированность предыдущих управленцев», — отметил он.

Так, Наваз Шариф, экс-глава правительства Пакистана, был приговорен к семи годам лишения свободы по обвинениям в коррупции, основанным на «панамских документах» — материалах журналистского расследования об использовании политиками и бизнесменами офшоров для налоговых манипуляций. Возглавлявший правительство страны в разные периоды с 1988 г. Н. Шариф выстроил экономическую модель, в основе которой — приватизация, отмена государственного контроля над бизнесом и смягчение налогов для бизнесменов. Однако эти привилегии распространялись лишь на крупные компании, тогда как мелкое предпринимательство, напротив, облагалось повышенными налоговыми сборами. Ремесленное производство и сельское хозяйство, составляющие основу пакистанского экспорта, оказались неконкурентоспособными из-за чрезмерного налогообложения, отсутствия доступа к инфраструктуре (электроэнергии и газу) и банковскому кредитованию, а уникальные навыки пакистанских мастеровых — нереализованными. Для сравнения, в соседней Индии только доля поступлений от продажи драгоценных камней и ювелирных изделий за рубеж вдвое больше общей экспортной прибыли Пакистана.

В результате к 2018 г. экономика страны испытывала колоссальный внешнеторговый дефицит: за 2017 г. доля импорта выросла в 21 раз, достигнув 48,5 млрд долл., тогда как экспорт сократился в три раза и составил 18,5 млрд долл.

Чтобы выровнять экономическую ситуацию, И. Хан намеревался вернуть миллиарды долларов в страну через взыскание налогов с крупных предпринимателей или налоговых резидентов Пакистана, живущих за границей. По его словам, такая тактика позволила бы избежать постоянной финансовой зависимости от Запада. Однако план оказался не только невыполнимым, но и усилил противоречия между И. Ханом и политическим истеблишментом страны, многие представители которого, согласно «панамскому досье», также владели бизнесом в офшорах. Среди опубликованных Международным консорциумом журналистских расследований имён — ближайшие родственники Наваза Шарифа, главный министр провинции Пенджаб и др. Понимая, что возврат налогов в страну может затянуться на несколько лет, И. Хан изменил своё решение и уже через несколько месяцев министр финансов Пакистана Асад Умар сообщил о намерении правительства обратиться в Международный валютный фонд, а весь 2019 г. охарактеризовался для страны политикой жёсткой экономии.

Более того, рост государственного долга и продолжающийся внешнеторговый дефицит стали причиной обвала национальной валюты и колоссальной инфляции. Несмотря на то, что к концу 2019 г. ситуация немного улучшилась, а в стране был отмечен небольшой экономический рост, пандемия COVID-19, повлекшая за собой в первую очередь заморозку внешнеторговых связей и рост безработицы, стала новым испытанием для И. Хана.

Внутриполитический гамбит и внешнеэкономические трудности

Однако было бы ошибкой считать пандемию коронавируса главной причиной нынешней катастрофической экономической ситуации в стране и потери Пакистаном ключевых торговых партнёров.

Напротив, успех Пакистана в первоначальном сдерживании COVID-19 в 2020 г. дал надежду на быстрое восстановление экономики. Правительство премьер-министра Имрана Хана работало вместе с военными, координируя изоляцию в провинциях через Национальный командный оперативный центр (NCOC). Используя наработанные знания и открытия в области медицины и биотехнологий, Пакистан смог сдержать массовое распространение инфекции и добиться относительно низкого уровня смертности по сравнению с соседними Индией, США и большей частью Европы.

Пандемия, безусловно, ударила по экономике Пакистана, заморозив международную деятельность и туристические потоки (хоть и небольшие). Однако причины кризиса в стране кроятся намного глубже. Внутриполитическая система Пакистана представляет сложный клубок противопоставляющих себя друг другу сил и группировок, каждая из которых имеет определенный вес в формировании курса страны. Действующие политические оппозиционные партии, генералы, религиозные лидеры, сепаратисты, боевики и активисты тянут страну в разные стороны. В такой ситуации выбор наиболее оптимального пути, не создавая при этом массовое противостояние, оказалось для Имрана Хана главным вызовом с момента его прихода к власти.

На фоне сближения И. Хана с военными (именно они сыграли одну из ключевых ролей в лоббировании интересов его партии «Движение за справедливость» и ее победе на выборах) в политике страны наметилось усиление влияния оппозиции. Ключевые партии — «Пакистанская мусульманская лига» (PML-N) во главе с дочерью бывшего премьер-министра Марьям Наваз Шариф и «Пакистанская народная партия» (PPP), возглавляемая сыном бывшего премьер-министра страны Беназир Бхутто и экс-президента страны Асифа Али Зардари — наряду с другими политическими силами в конце 2020 г. организовали ряд крупных протестов в стране. Их главным требованием была немедленная отставка И. Хана и пересмотр легитимности выборов. Кроме того, оппозиционные силы под объединенной коалицией «Пакистанское демократическое движение» (PDM), созданной по инициативе находящегося в Лондоне Наваза Шарифа, прошлись по городам Пакистана волной протестов против влияния армии на политику страны.

Внутриполитические и экономические проблемы спровоцировали обострение отношений Пакистана с дружественными ему странами. Основной проблемой сегодня являются сложные переговоры Исламабада с Пекином — главным экономическим партнёром страны по финансированию проекта «Main Line 1». Эта железнодорожная магистраль формирует основной участок китайско-пакистанского коридора (CPEC) в рамках инициативы «Один пояс, один путь», стоимость проекта оценивается в примерно 7,2 млрд долл., большая часть этой суммы (6 млрд долл.) должна быть прокредитована Пекином. При этом предполагалось, что процент по кредиту составит менее 3% (по данным пакистанских СМИ, порядка 1%). Но Китай предложил сочетание льготных и коммерческих кредитов, а также завил о необходимости предоставления дополнительных гарантий из-за ослабления финансового положения Пакистана.

Еще одним вызовом для И. Хана на международной арене стала официальная рекомендация ООН в начале года всем сотрудникам воздержаться от рейсов, выполняемых зарегистрированными на территории Пакистана авиалиниями. Причиной стало заявление министра авиации Пакистана Гулама Сарвара Хана о необходимости проверки пакистанских пилотов, подозреваемых в наличии у них двойных свидетельств лётчика. Предписание, направленное Всемирной организации здравоохранения, Управлению ООН по делам беженцев, Продовольственной и сельскохозяйственной организации и др., вызвало волну критики в адрес Имрана Хана со стороны оппозиции за подрыв репутации Пакистана и отток зарубежных инвестиций.

Ответная стратегия Хана

Тем не менее перспективы восстановления экономики и возобновления отношений со странами-партнерами у Имрана Хана все же есть. Стратегическим союзником Пакистана по-прежнему остается Турция, активно расширяющая свои зоны влияния на Ближнем Востоке и в Северной Африке. В январе в ходе встречи в Исламабаде с министром иностранных дел Турции Мевлютом Чавушоглу Имран Хан назвал отношения двух стран «исключительными» в политическом и экономическом плане.

Кроме того, И. Хану удалось сгладить возникшие на фоне конфликта в Кашмире противоречия с Саудовской Аравией и ОАЭ (изначально лидеры двух мусульманских стран встали на сторону Индии, отказавшись от поддержки Пакистана). Отношения Пакистана с Эль-Риадом осложнялись и войной саудитов в Йемене против про-иранских повстанческих группировок «Хути», которых поддерживал Исламабад. Однако после победы Джо Байдена на президентских выборах США объявили о прекращении поддержки саудитов в войне в Йемене, что дает шанс на восстановление дружественных дипломатических отношений Исламабада и Эль-Риада. Впрочем, последний уже продлил срок выплаты долга Пакистаном в начале этого года и заявил о готовности финансовой поддержки Исламабада в дальнейшем.

Для спасения страны от экономической катастрофы И. Хан призвал других государств-инвесторов в усугубившихся на фоне пандемии условиях рассмотреть возможность частичного списания долга или предоставления временных «кредитных каникул». Об этом он заявил в ходе четвертой сессии Конференции Организации Объединенных Наций по торговле и развитию (ЮНКТАД) в январе, отметив, что развивающиеся страны «оказались в ловушке между восстановлением после пандемии и выполнением своих обязательств по обслуживанию долга».

Предложенная им стратегия по развитию Пакистана до 2030 г. включает несколько основных пунктов:

  1. создание условий для справедливых и доступных поставок вакцины против COVID-19 в развивающиеся страны;
  2. облегчение долгового бремени за счет приостановки выплат по кредитам наиболее пострадавшим странам до окончания пандемии;
  3. дополнительное выделение займа в размере 500 млрд долл. для облегчения давления на платежный баланс;
  4. возврат украденного имущества коррумпированных политиков;
  5. достижение общей цели по ежегодному выделению 100 млрд долл. развитыми странами на адаптацию к климатическим изменениям в развивающихся странах.

В этой логике особое место уделяется необходимости получения иностранных инвестиций, направленных не столько на борьбу с пандемией, сколько на спасение Пакистана от голода, о чем сказал И. Хан в конце выступления.

Уроки и выводы

Бывшая легенда Национальной сборной по крикету Пакистана, Имран Хан, пришел в большую политику с целью изменить сложившуюся за десятилетия коррумпированную систему государственного управления, в которой ближайшие родственники основателей самых крупных партий сменяют друг друга на посту премьер-министра. Стремясь выстроить новую социально-экономическую модель, он сумел заручиться поддержкой большинства представителей среднего класса. Однако борьба И. Хана с коррупцией в основном была сосредоточена на заключении в тюрьму политиков-оппозиционеров, особенно тех, кто принадлежит к «Пакистанской мусульманской лиге», возглавляемой бывшим премьер-министром Навазом Шарифом. Это отвлекло И. Хана и его правительство от других серьезных проблем в стране и своевременного реагирования на них (территориальные конфликты в Белуджистане, обострение ситуации на границе с Афганистаном и др.). Более того, такая политика сформировала негативную среду для иностранных инвестиций.

План И. Хана по улучшению экономической ситуации также не сработал. По данным Международного валютного фонда, в Пакистане из-за пандемии COVID-19 ожидается проседание экономики не менее чем на 1,5% в текущем финансовом году, однако в 2019 г., до пандемии, её рост составил 3,3%. По данным Министерства финансов страны, из-за снижения экспортных доходов и увеличения государственных расходов бюджетный дефицит вырос с первоначального целевого показателя в 7,5% ВВП до 9,4%.

В ходе отчетного мероприятия по утверждению стратегии правительства на ближайший год И. Хан сам признал недостаток информации по ключевым направлениям экономики в первые месяцы после его избрания. «Когда мы пришли в правительство, нам потребовалось три месяца, чтобы разобраться во всем и сформировать нашу команду», — сказал он, добавив, что Пакистану необходимо пересмотреть свою систему передачи власти. «Мы продолжаем учиться даже сейчас», — резюмировал И. Хан. Однако до тех пор, пока действующее правительство пользуется поддержкой генералов, шансы объединённой оппозиции сместить И. Хана досрочно — крайне малы. Да и сам премьер-министр, очевидно, настроен бороться до конца.


(Голосов: 9, Рейтинг: 4.89)
 (9 голосов)
 
Социальная сеть запрещена в РФ
Социальная сеть запрещена в РФ
Бизнесу
Исследователям
Учащимся
sexy film kannada coffetube.info very very hot women محجبة بتتناك arabysexy.org صور سكس اخ واخته natasha malkova sex video jizzman.mobi www.indian sex .com rambha swimsuit images yourporn.name lauren gottlieb hot 藤代ゆかり freejavporn.mobi honb-142 hot teen fuck lazoom.mobi desi aunty xvideos.com arabella episode 58 wowteleserye.com lotto result complete today xnxxtalugu redpornvideos.mobi desi99 سيكس لبناني freepornjournal.com سكس مصري مشعر سكس فنانات ار 18 tropsha.com سكس حصان وبنات boa foda pornucho.mobi ayyan ali maria clara at ibarra december 21 2022 full episode pinoycinema.org mga dokumentaryo xxx hindi sex story ganstagirls.com imo sex videos فيديو منى وشيما سكس blackpornsexvideos.com صور طياز بلدى michael keikaku megahentai.org secret journey po-ju