Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 8, Рейтинг: 4.5)
 (8 голосов)
Поделиться статьей
Сергей Луценко

Директор Центра экономического анализа права и проблем правоприменения Института экономический стратегий РАН, член Экспертного совета Комитета Государственной Думы ФС РФ по обороне

Как отметил президент России В. Путиным на саммите СНГ 13 октября, «Израиль подвергся жестокой атаке, но урегулирование возможно только путем создания независимой Палестины со столицей в Восточном Иерусалиме». Утром 7 октября 2023 г. с территории сектора Газа было выпущено тысячи ракет по Израилю, после чего начались наземные атаки радикальных палестинских движений ХАМАС и «Исламский джихад».

Израиль обязан прекратить нарушать свои обязательства по международному праву и соблюдать их в последующем. Прежде всего, речь идет о праве палестинского народа на самоопределение, о правах человека, международном гуманитарном праве и свободе доступа к святым местам, перешедшим под контроль Израиля в результате войны 1967 г. Кроме того, Израиль обязан возместить весь ущерб, нанесенный строительством стены в Иерусалиме физическим и юридическим лицам, по возможности устранив все последствия противоправного деяния.

Терроризм, как со стороны Палестины, так и со стороны Израиля незаконен и аморален, поскольку наносит серьезный ущерб законным чаяниям народов обоих государств и должен быть осужден, как к этому призывает Резолюция Совета Безопасности ООН № 1373. К сожалению, необходимо констатировать, что верховенство права значительно ослаблено. Говоря словами поэта У. Йейтса, «церемония невинности утонула».

Как отметил президент России В. Путиным на саммите СНГ 13 октября 2023 г., «Израиль подвергся жестокой атаке, но урегулирование возможно только путем создания независимой Палестины со столицей в Восточном Иерусалиме». Утром 7 октября 2023 г. с территории сектора Газа было выпущено тысячи ракет по Израилю, после чего начались наземные атаки радикальных палестинских движений ХАМАС и «Исламский джихад». По данным на 13 октября 2023 г., в результате вооруженного конфликта между Израилем и Палестиной погибли более 1,5 тыс. палестинцев, ранены свыше 7,2 тыс. человек; с израильской стороны жертвами конфликта стали до 1,5 тыс. человек, почти 4 тыс. получили ранения.

Предыстория палестинской проблемы и классическая формула независимости

Конфликт между Палестиной и Израилем длится уже более 75 лет — это противостояние двух стран считается самым долгим в мире. Глубинная причина происходящих событий кроется в неурегулированности затянувшегося арабо-израильского конфликта и его стержневой — палестинской — проблемы.

Противоречия между еврейским населением Палестины, с одной стороны, и палестинскими арабами, и соседними странами — с другой, приобрели международный характер после принятия в 1947 г. резолюции 181-й Генеральной Ассамблеи ООН. Документ предусматривал раздел Палестины на два государства — арабское и еврейское. Еврейское государство было создано через полгода, а арабское государство в Палестине не создано до сих пор. Эти события положили начало череде взаимных претензий и войн.

Позиция России и Конвенция Монтевидео

Всеобъемлющее арабо-израильское урегулирование должно предусматривать вывод израильских войск с оккупированных территорий, осуществление национальных прав палестинцев, включая право на самоопределение и создание собственного государства, справедливое решение проблемы беженцев, обеспечение равной и устойчивой безопасности всех государств региона и населяющих их народов — как арабов, так и израильтян.

В 2002 г. Государственная Дума приветствовала принятие Советом Безопасности ООН резолюции 1397 (2002), подтверждающей государственность Палестины, а также необходимость сосуществования Палестины и Израиля в рамках признанных границ[1]. В частности, в Резолюции Совета Безопасности ООН № 1397 верифицируется правосубъектность двух государств — Израиля и Палестины, — которые живут бок о бок в пределах безопасных и признанных границ.

Согласно классической формулировке государственности Конвенции Монтевидео о правах и обязанностях государств, государство «как субъект международного права» должно обладать следующими признаками: (a) постоянным населением; (b) определенной территорией; (c) правительством; (d) способностью ко вступлению в отношения с другими государствами. Другими словами — государство Палестина имеет правительство, постоянное население и способна вступать в отношения, что подтверждается тем фактом, что Палестина в действительности имеет представительства в ряде государств. СССР, например, еще в 1988 г. признал провозглашение государства Палестина, а в 1989 г. было принято решение о преобразовании представительства в Москве в посольство и повышении статуса руководителя данной миссии до уровня чрезвычайного и полномочного посла.

Кроме того, Палестина также контролирует часть своей территории и вступает в отношения с другими государствами. Например, в Постановлении Правительства РФ «О подписании Соглашения между Российской Федерацией и Государством Палестина о культурном и научном сотрудничестве»[2] отмечается, что «Российская Федерация и Государство Палестина, желая укреплять дружбу и взаимопонимание между российским и палестинским народами, признают важность взаимного ознакомления с культурным наследием друг друга, а также исходят из стремления дальше развивать культурные связи и содействовать научному сотрудничеству».

Незаконность, приданная декларациям независимости, следовала не из одностороннего характера этих деклараций как такового, а из того факта, что они были или могли быть связаны с незаконным использованием силы или другими вопиющими нарушениями норм общего международного права, имеющих императивный характер (jus cogens).

Таким образом, Палестина обладает международной правосубъектностью в контексте классической формулы Конвенции Монтевидео. В свою очередь, палестинский народ имеет право на самоопределение без внешнего вмешательства, а также право на национальную независимость и суверенитет. В том числе речь идет о праве на возвращение к своим очагам — на свои исконные территории, откуда они были перемещены и изгнаны.

Политика Израиля в фокусе Международного Суда ООН

9 июля 2004 г. Международный Суд ООН вынес консультативное заключение в отношении правовых последствий возведения Израилем стены на оккупированной им палестинской территории, включая Восточный Иерусалим.

В частности, Суд постановил, что строительство стены и связанный с этим режим нарушают международное право; Израиль обязан положить конец нарушениям международного права, немедленно прекратить строительство стены на оккупированной территории, разобрать уже возведенные участки, прекратить действие всех законодательных и подзаконных актов, имеющих отношение к этому вопросу, кроме тех, которые дают право на возмещение убытков в связи со строительством стены (за конфискацию имущества и т.д.); Израиль обязан возместить весь ущерб, причиненный строительством стены; все государства обязаны не признавать незаконную ситуацию, возникшую в результате строительства стены, и не предоставлять помощь или поддержку для сохранения этой ситуации, а государства – участники 4-й Женевской конвенции[3] обязаны также с соблюдением Устава ООН[4] и международного права заставить Израиль соблюдать международное гуманитарное право, закрепленное этой Конвенцией. ООН в лице Генеральной Ассамблеи и Совета Безопасности, обязана должным образом учитывать заключение Суда, принять меры, чтобы положить конец неправомерной ситуации, вытекающей из строительства стены и связанного с ней режима.

Резолюцией Совет Безопасности ООН № 1515 одобрил подготовленную «четверкой» (Россия, США, Европейский союз, ООН) «дорожную карту» продвижения к постоянному урегулированию палестино-израильского конфликта, предусматривающую сосуществование двух государств. Международный Суд ООН отметил, что Израиль обязан соблюдать на оккупированных территориях права человека, закрепленные в пактах, а также не чинить препятствий осуществлению этих прав в вопросах, компетенция по которым передана палестинским властям.

При этом, однако, с 1977 г. Израиль проводит политику по созданию на оккупированной территории поселений для своего гражданского населения, что противоречит нормам международного права. Власти страны настаивали на том, что строительство стены — это проявление его права на самооборону согласно ст. 51 Устава ООН. Однако Устав ООН не ставит право на самооборону в зависимость от вооруженного нападения со стороны другого государства. Кроме того, Судом признается разграничительная линия между Израилем и оккупированной палестинской территорией, что означает, что эта территория, с которой и совершаются нападения на Израиль, не является частью Израиля.

Израиль обязан прекратить нарушать свои обязательства по международному праву и соблюдать их в последующем. Прежде всего, речь идет о праве палестинского народа на самоопределение, о правах человека, международном гуманитарном праве и свободе доступа к святым местам, перешедшим под контроль Израиля в результате войны 1967 г. Кроме того, Израиль обязан возместить весь ущерб, нанесенный строительством стены физическим и юридическим лицам, по возможности устранив все последствия противоправного деяния. Преимущество следует отдать реституции в натуре, а если это невозможно — компенсации деньгами. Главным выводом Суда явилось обязательство Израиля уважать право палестинского народа на самоопределение, а также ряд обязательств по гуманитарному праву являются обязательствами erga omnes (для всех). Эти обязательства в силу их правовой природы касаются всех государств. 20 июля 2004 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Резолюцию ES-10/15, потребовав от Израиля соблюдать правовые обязательства, упомянутые в заключении Суда.

Терроризм, как со стороны Палестины, так и со стороны Израиля незаконен и аморален, поскольку наносит серьезный ущерб законным чаяниям народов обоих государств и должен быть осужден, как к этому призывает Резолюция Совета Безопасности ООН № 1373. К сожалению, необходимо констатировать, что верховенство права значительно ослаблено. Говоря словами поэта У. Йейтса, «церемония невинности утонула».


[1] Постановление ГД ФС РФ от 15.03.2002 N 2553-III ГД «О Заявлении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации «О мерах по прекращению насилия и возобновлению мирного процесса на Ближнем Востоке» // СПС «Консультант Плюс».

[2] Постановление Правительства РФ от 19.04.1994 № 345 «О подписании Соглашения между Российской Федерацией и Государством Палестина о культурном и научном сотрудничестве» // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1994. № 17.

[3] Женевская конвенция о защите гражданского населения во время войны (Заключена в г. Женеве 12.08.1949) // СПС «Консультант Плюс».

[4] Устав Организации Объединенных Наций (Принят в г. Сан-Франциско 26.06.1945) // СПС «Консультант Плюс».


Оценить статью
(Голосов: 8, Рейтинг: 4.5)
 (8 голосов)
Поделиться статьей
 
Социальная сеть запрещена в РФ
Социальная сеть запрещена в РФ
Бизнесу
Исследователям
Учащимся