Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 12, Рейтинг: 4.33)
 (12 голосов)
Поделиться статьей
Дмитрий Дыкань

Магистр по направлению «Международные отношения», профиль «Гуманитарная миссия России на Ближнем Востоке», РГГУ

Совсем недавно хуситы дважды атаковали ОАЭ, что удивило многих на Ближнем Востоке, ведь прямые боевые столкновения между повстанцами и эмиратцами раньше не происходили. Их предыдущие нападения ограничивались территорией Саудовской Аравией, но что же изменилось?

Единственным выходом из случившегося кризиса представляется диалог с Ираном, который имеет определенное влияние на мятежников. В то же время руководители хуситов даже не планируют успокаиваться, угрожая ОАЭ новыми ударами. Продолжение будет огромным ударом по ее имиджу и пошатнет успех туристического направления.

Полагаем, что сначала ОАЭ и КСА продолжат проводить карательные военные акции в составе коалиции в качестве ответа на выпады йеменских повстанцев. Однако если кризис усугубится, если военные ответы не будут приносить никакого эффекта, а хуситы будут продолжать действовать в такой манере, угрожая национальной безопасности монархий, не исключено, что коалиция обратится к Ирану.

Совсем недавно хуситы дважды атаковали ОАЭ, что удивило многих на Ближнем Востоке, ведь прямые боевые столкновения между повстанцами и эмиратцами раньше не происходили. Их предыдущие нападения ограничивались территорией Саудовской Аравией, но что же изменилось?

Исторический контекст

Вооруженный кризис в Йемене продолжается с марта 2014 г. ОАЭ участвуют в нем в составе арабской коалиции, во главе которой стоит Саудовская Аравия. Их позицию по йеменскому конфликту сложно назвать неизменной. Войска ОАЭ находились в Йемене в составе антихуситской арабской коалиции, целью которой является поддержка легитимной власти в Йемене и обеспечение стабильности в стране и регионе, с 2015 г. — с тех пор, как шиитские мятежники свергли международное признанное правительство страны. Однако в 2019 г. ОАЭ временно прекратили свое военное присутствие, по сути, оставив Эр-Рияд в этой затратной и не совсем удачной военной компании. Эксперты и политики Саудовской Аравии неоднократно публично критиковали роль ОАЭ в йеменском кризисе, но делали это весьма сдержанно. Несмотря на определенные противоречия между ними, резкие высказывания в этом контексте не звучали, поскольку стороны поддерживают добрососедские отношения.

Саудовская Аравия и сама была бы не против завершить эту затратную военную компанию, особенно в эпоху пандемии, которая бросает вызов всей мировой экономике. Но не все так просто — если она выйдет из этой войны без успехов, это, безусловно, ударит по ее репутации в регионе. Но существует еще один аспект — бесконечная война не совсем устраивает ее граждан. При этом никто не отменял и соперничество с Ираном. Если Королевство выйдет из войны, оставив хуситов у власти, это автоматически будет обозначать передачу влияния в этой стране Тегерану, что совсем не радует Эр-Рияд.

Тем не менее отметим, что ОАЭ, несмотря на вывод войск из операции арабской коалиции, продолжали быть вовлеченными в конфликт в Йемене. Так, например, они не прекращали поддержку некоторых местных вооруженных формирований. Но относительно недавно ОАЭ вернулись к йеменскому конфликту, поддержав участвующие в гражданской войне группировки в богатых нефтью провинциях Шабва и Мариб. Эти территории представляются стратегически важными, ведь они, по сути, образуют перекресток между севером и югом, а также являются выходом к стратегическому морскому побережью. Именно здесь в прошлом году начались основные битвы, которые должны были определить дальнейшие перспективы участников конфликта. В прошлом году некоторое время хуситы активно продвигались, а действия коалиция оставляли желать лучшего. На этом фоне в СМИ просачивались новости о том, что Саудовская Аравия стала постепенно покидать Йемен. В частности, в ноябре 2021 г. появились сообщения о том, что значительные силы Саудовской Аравии покинули южный йеменский город Аден. А месяцем ранее вышеупомянутые военные оставили базу Аль-Анад в провинции Лахдж. Представители Королевства опровергали эти новости, подчеркивая, что это всего лишь передислокация личного состава.

Удары по ОАЭ: как и зачем?

Но почему же хуситы решились на удары по ОАЭ, если раньше ограничивались исключительно нападениями на КСА? Известия о ракетном обстреле 18 января повстанцами инфраструктуры Национальной нефтяной компании Абу-Даби и строительной площадки в районе международного аэропорта прозвучали довольно неожиданно. Йеменские повстанцы-хуситы взяли на себя ответственность за нападения на Абу-Даби, в результате которых погибли три человека, а 24 января Министерство обороны ОАЭ сообщило, что хуситы вновь атаковали Абу-Даби и Дубай. Согласно сообщениям эмиратского ведомства, система ПРО уничтожила несколько баллистических ракет, тем не менее в городах были слышны взрывы, о погибших и раненных при этом информации не поступало. Предположительно, целью стали авиабаза и нефтехранилища. В ОАЭ на этом фоне даже временно запретили запускать беспилотники — теперь для этого необходимо получить лицензию в органах гражданской авиации.

При этом стоит подчеркнуть, что произошедшее — не единственные антиэмиратские выпады хуситов. Так, 3 января шедшее под флагом ОАЭ грузовое судно было захвачено неподалеку от йеменского портового города Ходейда. Представитель хуситов генерал Яхья Сария подтвердил информацию о том, что отряды повстанцев захватили эмиратское военное грузовое судно с боевой техникой на борту, и отметил, что оно вошло в территориальные воды Йемена без какой-либо лицензии, планируя совершить враждебные действия, направленные против безопасности и стабильности Йемена.

«Бригада гигантов»

Нападения хуситов начались после того, как они стали терять провинцию Шабва и районы провинции Мариб после побед «бригады гигантов», поддерживаемых ОАЭ. Потеря повстанцами провинции Шабва ощутима. Эта провинция является одним из главных городов для экономики страны, где добывается около 50 тысяч барр. нефти в день, а месторождение Аль-Акла в провинции представляет собой второе по величине нефтяное месторождение в стране, а также имеет выход к морю. Эти территории богаты и газом, серебром, каменной солью, гранитом, гипсом и мрамором.

Йеменские военные источники сообщают, что «бригада гигантов» получила значительную поддержку ОАЭ в виде оружия и оборудования, что в значительной степени способствовало изгнанию хуситов из освобожденных районов. Таким образом йеменские повстанцы решили резко обозначить ОАЭ красную линию, за пересечением которой последуют жесткий ответ. И в этом случае можно понять хуситов, которые на протяжении прошлого года успешно вели боевые действия в этих провинциях, постепенно увеличивая зону своего влияния, однако под конец года инициатива стала возвращаться в руки коалиции.

Реакция арабской коалиции на удары

На этом конфликт ОАЭ с повстанцами не закончился — хуситы полны решимости продолжать противостоять Эмиратам. Абдул Илах Хаджар, советник президента Высшего политического совета хуситов в Сане, сказал, что военная операция в Абу-Даби была «предупредительным выстрелом». Он также отметил, что, если ОАЭ продолжат враждебно относиться к Йемену, они не смогут в будущем противостоять ударам. Послание более чем понятное, и теперь мяч на стороне ОАЭ. Решение за ними — продолжать втягиваться в эту игру, не отступая, но подвергая свою страну опасности, или же пойти на уступки хуситам, чтобы обезопасить свою территорию от будущих потенциальных выпадов со стороны повстанцев. Однако второй вариант станет ударом по их имиджу как качестве регионального игрока. Кроме того, снова проявятся разногласия с Саудовской Аравией, которая точно не одобрит такой выбор.

Впрочем, ОАЭ пока не намерены отступать. Совместно с Саудовской Аравией на дипломатическом фронте Лига арабских государств (ЛАГ) призывают ООН и США признать хуситов террористической группировкой со всеми вытекающими для них последствиями. Напомним, решение о внесении этой хуситской группировки в перечень террористических организаций было принято Дональдом Трампом в конце его президентского срока. Однако Джо Байден отменил его сразу после прихода к власти в начале 2021 г. Новый американский истеблишмент осознает, что подобного рода действия не будут позитивно восприняты иранскими властями, которые и без того не слишком сговорчивы при обсуждении собственных ядерных амбиций. В том году Джо Байден даже объявил о прекращении поддержки наступательных операций в Йемене и о начале поиска мирных путей урегулирования конфликта. Помимо этого, администрация запретила продавать оружие Саудовской Аравии и ОАЭ на время проверки договоров о поставках высокоточных боеприпасов. Но в конце 2021 г. поставки возобновились. В администрации также понимают, что, признав Ансар Аллах террористический организацией, нужно будет проводить определенного рода военные операции. Данная перспектива, конечно, никак не может понравиться Вашингтону — особенно после неудачного бегства из Афганистана. Вылазка в ближневосточную страну, вывод войск из которой точно не произойдет в ближайшее время, и возможное обострение отношений с Ираном на фоне переговоров по ядерной сделке — очевидно, не лучшее развитие событий для США.

Однако нападение хуситов все же ставит США в неловкое положение, поскольку ракеты йеменских повстанцев, согласно заявлению представителя йеменских мятежников Яхья ас-Сариа, достигли военной базы ОАЭ Эд-Дафра, где также дислоцированы 3,5 тыс. американских военных. В данном случае не так уж легко дистанцироваться от данного кризиса, который шаг за шагом перерастает из гражданской войны в региональный конфликт. Власти США не могли оставить эту ситуацию без внимания, но их действия ограничились лишь осуждением. Так, советник президента по национальной безопасности Джейк Салливан заявил, что Вашингтон решительно осуждает теракты, и добавил, что США работают с ОАЭ и международным сообществом, чтобы привлечь хуситов к ответственности за это нападение.

ООН также не хотела бы спешить с признанием хуситов террористами — это лишь усугубит и без того трудную ситуацию в стране, уменьшит и без того низкие шансы на мирное урегулирование. Кроме того, есть риск осложнения поставок гуманитарной помощи, в которой нуждаются от 17 до 24 млн человек, то есть до 85% населения страны. При этом ситуация в Йемене ужасает — вспышки инфекций, нехватка чистой воды и высочайший уровень смертности, особенно детской. Согласно отчетам ЮНИСЕФ, в Йемене каждые 10 минут умирает ребенок, которого можно было спасти. При этом генсек ООН Антониу Гутерриш осудил ответные авиаудары арабской коалиции во главе с Саудовской Аравией в Йемене, приведшие к гибели десятков мирных граждан. Он призвал провести расследование и привлечь виновных к ответственности.

КСА и ОАЭ понимают, что рассчитывать на реакцию международных организаций и союзников не стоит, поэтому 18 января силы арабской коалиции нанесли авиаудары по объектам Ансар Аллах в Сане, в результате чего погибли 20 граждан. Но на этом все не закончилось — коалиция также атаковала тюрьму в городе Саада, в результате погибли более 80 человек. Удар пришелся и по телекоммуникационному зданию в портовом городе Ходейда, что вызвало отключение интернета по всей стране, погибли как минимум трое детей. Однако представители монархий отрицают свое причастие к двум вышеупомянутым операциям, и именно за этим последовала вторая атака хуситов.

Иранский фактор

Леонид Цуканов, Небрас Адель Мохаммед Салем:
Йеменская головоломка для Джо Байдена

Единственным выходом из случившегося кризиса представляется диалог с Ираном, который имеет определенное влияние на мятежников. В то же время руководители хуситов даже не планируют успокаиваться, угрожая ОАЭ новыми ударами. Продолжение будет огромным ударом по ее имиджу и пошатнет успех туристического направления.

Представители Йемена — советник премьер-министра Хамид Абдул Кадер Антар и министр иностранных дел Йемена Хишам Шараф — единогласно заявляют, что ОАЭ ожидают более серьёзные атаки, если они не остановят агрессию. А представитель вооруженных сил хуситов Яхья ас-Сариа и вовсе призвал иностранные компании покинуть ОАЭ, чтобы они не поддерживали это «небезопасное государство».

Вечером 30 января столица Объединенных Арабских Эмиратов подверглась ракетному обстрелу. Как минимум одна ракета была перехвачена силами ПВО, местные СМИ сообщают об осколках ракеты, которые упали на землю, но данных о пострадавших нет. Очередной ракетный обстрел был осуществлен в то время, когда в Абу-Даби находился с первым официальным визитом президент Израиля. Государственное информационное агентство ОАЭ WAM сообщило о перехвате, заявив, что «атака не привела к каким-либо потерям, поскольку остатки баллистической ракеты упали за пределами населенных районов».

Представитель комитета по национальной безопасности и внешней политике иранского парламента Махмуд Аббасзаде Мешкини заявил, что Иран готов выступить посредником между Йеменом и Саудовской Аравией для урегулирования их конфликта. В то же время Тегеран осуждает недавние воздушные удары по территории Йемена, совершенные коалицией, призвав ООН привлечь виновных в «преступном шаге» к ответственности. Медиаторство возможно лишь в том случае, если стороны проявят желание идти на взаимные уступки. В том, что Тегеран сможет убедить хуситов, вряд ли стоит сомневаться, а вот захочет ли коалиция идти навстречу — другой вопрос.

Полагаем, что сначала ОАЭ и КСА продолжат проводить карательные военные акции в составе коалиции в качестве ответа на выпады йеменских повстанцев. Однако если кризис усугубится, если военные ответы не будут приносить никакого эффекта, а хуситы будут продолжать действовать в такой манере, угрожая национальной безопасности монархий, не исключено, что коалиция обратится к Ирану.


Оценить статью
(Голосов: 12, Рейтинг: 4.33)
 (12 голосов)
Поделиться статьей
Бизнесу
Исследователям
Учащимся