Оценить статью
(Голосов: 12, Рейтинг: 4.83)
 (12 голосов)
Поделиться статьей
Алексей Чихачев

К.полит.н., доцент Кафедры европейских исследований СПбГУ, ведущий эксперт Центра стратегических исследований ИМВЭС НИУ ВШЭ

Историю франко-американских отношений после окончания Второй мировой войны трудно однозначно охарактеризовать. За последние 70 лет наблюдались как периоды сближения, так и моменты острой взаимной критики.

Отношения США и Франции остаются заложниками борьбы двух направлений внешней политики Франции — «антиамериканского» и «проамериканского». Э. Макрону предстоит выбрать, какое из двух направлений окажет влияние на внешнеполитический курс Франции.


Несмотря на то что наибольшее внимание французской дипломатии традиционно привлекает Европа, диалог с США имеет для Парижа не меньшую ценность, особенно в тех случаях, когда позицию Вашингтона приходится прямо или косвенно учитывать на континенте. Для Франции сотрудничество с США имеет особую значимость, поскольку оно обычно развивается вокруг наиболее чувствительных для Пятой республики направлений: автономии принятия решений, неприятия единоличного лидерства любой державы, поиска собственного влияния в мире. Атлантический вектор внешней политики Франции стал одним из тех «интерфейсов», в соответствии с которыми оригинальный голлистский курс сначала сформировался, а затем претерпел определённую эрозию.

Историю франко-американских отношений после окончания Второй мировой войны трудно однозначно охарактеризовать. За последние 70 лет наблюдались как периоды весьма тесного сближения, так и моменты острой взаимной критики. До конца 1950-х гг. французские правительства, скованные внутренней политической нестабильностью, неудачными войнами в Индокитае (1946–1954 гг.) и Алжире (1954–1962 гг.), а также Суэцким кризисом (1956 г.), не имели возможности резко отделиться от своих союзников. Поэтому единственным выбором для Парижа оставалось постепенное признание лидирующей позиции США в западном мире, а в качестве лучшей гарантии безопасности — блок НАТО, заменивший близкий Франции Западноевропейский союз. Альтернатива была предложена Ш. де Голлем в 1958–1969 гг. — Пятая республика, автономная от воли любой сверхдержавы, должна самостоятельно обеспечивать собственную безопасность, даже если США такой сценарий придется не по нраву. С тех пор франко-американские отношения оставались заложниками борьбы двух разнонаправленных тенденций внешней политики Франции, причём обе тенденции могли проявиться при одном и том же президенте.

Тенденция 1. «Антиамериканская»

«Антиамериканская» тенденция сформировалась в период президентства Ш. де Голля и ярче всего выразилась в его известных внешнеполитических решениях — ускорении кризиса Бреттон-Вудской системы и выводе Франции из военных структур НАТО. Французское руководство негативно относилось к привычке американских коллег действовать в одностороннем порядке. Такой стиль внешней политики США мог привести к тому, что Франция, объективно уступавшая Америке по совокупной мощи, была бы вынуждена в ущерб своим интересам автоматически присоединяться к уже принятым в Вашингтоне решениям. В конечном итоге страна не могла бы рассчитывать на «величие» [1], к которому стремился Ш. де Голль, и «растворилась» бы в сфере влияния западной сверхдержавы. Чтобы не допустить этого, первый президент Пятой республики стремился подчеркнуть особый статус Франции, к примеру, настояв на приобретении национального ядерного арсенала, поддержании конкурентоспособности французского ВПК. Практиковавшаяся до 1969 г. доктрина «обороны по всем азимутам» допускала пусть и мало реалистичный, но необходимый для рассмотрения сценарий столкновения с противником не только с Востока, но и с Запада [2].

Для Франции сотрудничество с США имеет особую значимость, поскольку оно обычно развивается вокруг наиболее чувствительных для Пятой республики направлений.

Следующие президенты также имели возможность испытать отношения с США на прочность. Так, Ж. Помпиду был недоволен активизацией политики Вашингтона на европейском направлении в 1972–1974 гг. [3]. В. Жискар-д’Эстен критиковал американскую внешнюю политику за «нестабильность и слабость» в годы президентства Дж. Картера. Ф. Миттеран не принимал торгово-экономическую политику Р. Рейгана и развитие программы СОИ [4], а президент США, в свою очередь, критиковал «левый эксперимент» во французской экономике и намерение увеличить помощь международному развитию. Наконец, хорошо известны события 2003 г., когда Ж. Ширак отказался поддержать операцию США в Ираке, вызвав шквал критики с американской стороны [5].

«Антиамериканская» тенденция сформировалась в период президентства Ш. де Голля и ярче всего выразилась в его известных внешнеполитических решениях — ускорении кризиса Бреттон-Вудской системы и выводе Франции из военных структур НАТО.

Между тем периодически возникающие разногласия нельзя назвать настоящей конфронтацией, хотя бы отдалённо напоминающей соперничество США и СССР. Французское руководство интересовало не фронтальное противостояние Вашингтону, на которое оно не имело ресурсов, а, скорее, выбор иных, более оригинальных акцентов во внешней политике. «Антиамериканизм» оставался достаточно условным и не означал борьбу социально-экономических систем и идеологий (отдалённые признаки этого можно было увидеть разве что в противоречиях Ф. Миттерана и Р. Рейгана). Даже оставаясь вне военных структур НАТО, Франция позиционировала себя в качестве безусловного члена «западной семьи», в напряжённые моменты знающего, на чьей он стороне (Карибский кризис 1962 г., «кризис евроракет» 1983 г.).

Тенденция 2. «Проамериканская»

«Проамериканская» тенденция начала проявляться после ухода Ш. де Голля с поста президента. Первую попытку возобновить полноценный диалог с США предпринял уже Ж. Помпиду, которому удалось наладить сотрудничество даже по оборонным проектам [6]. Приверженец либеральных убеждений В. Жискар-д’Эстен при образовании «Группы семи» подчёркивал ценностную близость стран-участниц, имея в виду и Францию, и США [7]. При Ф. Миттеране начались первые попытки сближения с НАТО [8], которые Ж. Ширак почти довёл до конца, подключив французские силы к операции Альянса в Югославии. Критика Вашингтона стала всё чаще сопровождаться сотрудничеством, притом акцент всё больше смещался в сторону последнего. Возобладало мнение о том, что повлиять на курс могущественного союзника необходимо не посредством принципиального противостояния, а при помощи действий в рамках многосторонних форматов, в которых участвуют США. Считалось, что такая политика принесёт выгоды и самой Франции, чья «слишком» оригинальная позиция в современном мире может означать не особый статус, как в условиях биполярного мира, а изолированность от узловых проблем международных отношений.

Такой логики придерживался президент Н. Саркози, больший «атлантист», чем все его предшественники. Его приход к власти обычно считается тем рубежом, с которого «антиамериканская» тенденция неуклонно пошла на спад, а «проамериканская» в итоге возобладала. Подтверждение союзнических обязательств стало заметным направлением его внешнеполитического курса, а возвращение в военные структуры НАТО — одним из главных событий пятилетнего срока, которое преемственно воспринял и Ф. Олланд. Показательно, что при двух последних президентах франко-американские отношения обошлись без больших кризисов наподобие 1966 г. или 2003 г. Оговорки о «стратегической автономии» и собственных интересах не исчезли, но фон диалога с США стал спокойнее. Аналогичным образом не произошло отказа от собственного ядерного потенциала и боеспособной армии, но Североатлантический альянс стал считаться необходимой и не противоречащей надстройкой безопасности. Французская сторона согласилась на своеобразное разделение труда в организации, опробованное в 2011 г. в Ливии и описанное Ю. Ведрином: «Европейцы дают стимул к проведению операции, ООН определяет мандат, США поддерживают принятое решение и соглашаются на использование средств НАТО, и европейцы проводят значительную часть всей операции».

Пышный приём Д. Трампа на празднике 14 июля 2017 г. должен был показать, как мало в современной внешней политике Франции осталось «антиамериканизма» и насколько высоко ценится союз с Вашингтоном,

Э. Макрону предстоит выбрать, какая из двух тенденций окажется сильнее в его внешнеполитическом курсе. С одной стороны, его взаимодействие с Д. Трампом не обходится без противоречий: легко вспомнить разногласия по Парижскому соглашению, сделке с Ираном или ситуации на Корейском полуострове. Важным мотивом выступления Э. Макрона на 72-й сессии Генассамблеи ООН стали слова о многополярности современного мира и эффективности мультилатерализма, которые не в полной мере соответствуют признанию лидирующей позиции США. С другой стороны, французский президент смягчает острые углы, не разворачивая системную критику США и не ставя под сомнение полноценное членство Франции в НАТО. Впрочем, о своём выборе Э. Макрон уже намекнул в самом начале своего президентства: пышный приём Д. Трампа на празднике 14 июля 2017 г. должен был показать, как мало в современной внешней политике Франции осталось «антиамериканизма» и насколько высоко ценится союз с Вашингтоном, несмотря на периодическое недопонимание.

1. Обичкина Е. О. Внешняя политика Франции от де Голля до Саркози (1940-2012): Научное издание / Е.О. Обичкина. – М.: Аспект Пресс, 2012. – С. 108-114.

2. Осипов Е. А. Французские архивы: визит Жоржа Помпиду в США в 1970 году // Международная жизнь. 2013. № 10. С 161-162.

3. Обичкина Е. О. Указ. соч. С. 155-157.

4. Там же. С. 189-193.

5. Acher C. L’image de Jac

ques Chirac dans la presse américaine // Bulletin de L’Institut Pierre Renouvin. 2007. № 25. P. 99-114.

6. Осипов Е. А. Французские архивы: визит Жоржа Помпиду в США в 1970 году // Международная жизнь. 2013. № 10. С. 162.

7. Pottier F. La rencontre de Rambouillet // Politique étrangère. 1976. Vol. 41, № 1. P. 20.

8. Raflik J. François Mitterand et l’Otan // Matériaux pour l’histoire de notre temps. 2011. № 101-102. P. 35-38.

9. Манжола В. А., Шаповалова А. И. Внешняя политика Франции: изменилась ли доктрина голлизма? // Современная Европа. 2014. № 4. С. 91-95.


Оценить статью
(Голосов: 12, Рейтинг: 4.83)
 (12 голосов)
Поделиться статьей
 
Социальная сеть запрещена в РФ
Социальная сеть запрещена в РФ
Бизнесу
Исследователям
Учащимся
sexy film kannada coffetube.info very very hot women محجبة بتتناك arabysexy.org صور سكس اخ واخته natasha malkova sex video jizzman.mobi www.indian sex .com rambha swimsuit images yourporn.name lauren gottlieb hot 藤代ゆかり freejavporn.mobi honb-142 hot teen fuck lazoom.mobi desi aunty xvideos.com arabella episode 58 wowteleserye.com lotto result complete today xnxxtalugu redpornvideos.mobi desi99 سيكس لبناني freepornjournal.com سكس مصري مشعر سكس فنانات ار 18 tropsha.com سكس حصان وبنات boa foda pornucho.mobi ayyan ali maria clara at ibarra december 21 2022 full episode pinoycinema.org mga dokumentaryo xxx hindi sex story ganstagirls.com imo sex videos فيديو منى وشيما سكس blackpornsexvideos.com صور طياز بلدى michael keikaku megahentai.org secret journey po-ju