Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 3, Рейтинг: 4.33)
 (3 голоса)
Поделиться статьей
Данил Бочков

Магистратура МГИМО МИД России. Бакалавр Зарубежного регионоведения (Экономическое и политическое развитие стран Востока: Китай) Института бизнеса и делового администрирования РАНХиГС при Президенте РФ, эксперт РСМД

В январе 2021 г. Foreign Policy опубликовала статью с предупреждениям США о возможной потери своего влияния среди союзников, так как Россия и Китай активно используют свой дипломатический инструмент — вакцину от коронавирусной инфекции COVID-19. Примечательно, что в списке дипломатических инструментов данный вопрос упоминается всего несколькими строчками ниже торговли вооружениями и официальных визитов высокопоставленных лиц.

Действительно, успешное создание вакцины от коронавирусной инфекции может являться свидетельством эффективности национальной системы здравоохранения, высокого уровня технологического развития страны и передового характера ее научно-исследовательской базы. Великие державы, такие как Россия, Китай и США с самого начала придавали огромное значение первенству в глобальном распространении вакцин.

Вакцинная гонка не только стала новой областью для стратегической конкуренции Россия, Китая и США, но и вновь подтвердила эффективность партнёрства Москвы и Пекина. В дополнение к собственным усилиям Россия и Китай также изучают новую область для своего сотрудничества — совместную разработку вакцины от COVID-19 и обмен результатами и данными клинических исследований.

В январе 2021 г. Foreign Policy опубликовала статью с предупреждениям США о возможной потери своего влияния среди союзников, так как Россия и Китай активно используют свой дипломатический инструмент — вакцину от коронавирусной инфекции COVID-19. Примечательно, что в списке дипломатических инструментов данный вопрос упоминается всего несколькими строчками ниже торговли вооружениями и официальных визитов высокопоставленных лиц, что говорит о безусловной значимости разработки вакцины от COVID-19 как внешнеполитического инструмента.

Согласно исследованиям корпорации Micrososft, создание каждой из вакцин от COVID-19 является уникальным вызовом в вопросе закупок, распределения, администрирования [поставок] и управления ими. Среди осложняющих ситуацию факторов можно выделить беспрецедентно высокую скорость передачи заболевания, отсутствие стандартизации и гармонизации международных стандартов для проведения испытаний. Научно-исследовательский журнал Future Science отмечает, что сжатые сроки разработки увеличивают риск получения ограниченного представления об эффективности и безопасности вакцины.

Именно поэтому успешное создание вакцины от коронавирусной инфекции может являться свидетельством эффективности национальной системы здравоохранения, высокого уровня технологического развития страны и передового характера ее научно-исследовательской базы. Великие державы, такие как Россия, Китай и США с самого начала придавали огромное значение первенству в глобальном распространении вакцин. СМИ США отмечали, что Россия и КНР стремятся расширить свое международное влияние через «вакцинную дипломатию».

В августе 2020 г. Россия заявила, что спустя 2 месяца испытаний зарегистрировала первую вакцину от вируса, которая получила символичное название — «Спутник V». Некоторые из официальных лиц США усомнились в эффективности российской разработки, назвав ее «русской рулеткой», ввиду ограниченного времени для исследования безопасности препарата. Россия выступила с критическим ответом, обвинив США в попытке «очернить достижения России» по глобальной борьбе с пандемией и развязывании «дезинформационной войны» против нее.

9 ноября 2020 г. американская биофармацевтическая компания Pfizer первой в мире опубликовала статистические данные эффективности своего препарата, результат которой составил 90%. Спустя два дня Россия также раскрыла сведения испытаний, которые показали аналогичный результат, но с учетом меньшей доли репрезентативности. Сравнение основывалось на 20 изученных российской стороной случаев заболевания, в то время как Pfizer исследовал 94. Россия столкнулась с международной критикой за попытку любым способом удержаться в глобальной «гонке за вакциной».

Во время ноябрьского саммита лидеров стран БРИКС В. Путин указывал на высокую эффективность российской вакцины и призывал высокопоставленных коллег по форуму поучаствовать в совместном производстве и развитии препарата. В январе 2021 г. целью глобального продвижения российской разработки, Президент России назвал Спутник V «лучшей в мире».

Китай также подчеркивал, что был одним из первых государств, которые начали разработку вакцины и в декабре уже располагал пятью прототипами, приближающимися к третьей стадии клинических исследований. Агентство Синьхуа отмечало, что китайский препарат станет «глобальным общедоступным товаром», добавив позднее, что он будет распространяться по разумным ценам в развивающиеся страны.

К чему это привело? Неудивительно, что предпочтения стран при выборе дипломатических партнеров сказались и на географии закупок вакцин от коронавируса. Индонезия и Филиппины выбрали китайского производителя Sinovac. Вьетнам и Малайзия также рассматривают его в качестве основного поставщика. Бразилия и Узбекистан одновременно отдают первенство вакцинам из России и Китая.

Самым большим покупателем российской вакцины является Индия, разместившая 13 января 2021 г. заказ на 100 млн доз Спутника V. Далее следуют Мексика с 32 млн заказанных препаратов, затем — Египет и Непал с 25 млн доз. В январе 2021 г. Россия с тем, чтобы подчеркнуть популярность и потенциал собственной вакцины, отмечала, что по всему миру количество размещенных заказов на российский препарат достигло 1 млрд.

Тем временем Pfizer поставляет вакцину 14% населения планеты, так как большинство развитых стран выбрали именного американского производителя. В число его клиентов входят в том числе и давние союзники — Канада, разместившая заказ на 40 млн доз, ЕС с 200 млн единиц и Великобритания, намеревающаяся закупить 40 млн штук.

Примечательно, что гонка за лидерство в «дипломатии вакцин» является не только конкуренцией между ведущими державами — региональные лидеры также участвуют в ней. Индия продвигает свою так называемую «вакцинную дружбу», которая направлена на то, чтобы заручиться поддержкой стран Южной и Юго-Восточной Азии, что становится еще более актуальным на фоне увеличивающегося регионального доминирования Китая. Дели уже направила произведенную у себя вакцину британского происхождения AstraZeneca в Бутан, Непал, Бангладеш, Мьянму, а также на Сейшелы и Мальдивы. Активизация индийской «дипломатии вакцин» происходит на фоне ухудшающихся отношений Дели с Пекином, включая недавние столкновения на границе с северо-восточным штатом Индии Сикким.

Очевидно, что географическое распределение вакцины основывается не на практической выгоде, а скорее, на почве дипломатических предпочтений. Некоторые СМИ указывали, что страны предпочитают российский или китайский препарат американскому, ввиду их более низкой стоимости. Однако в то время как российский препарат стоит 10 долл., китайский — 14 долл. за укол — что меньше американской Pfizer — совместно разработанная университетом Оксфорда AstraZeneca стоит лишь 3 долл. Это свидетельствует о том, что ценовой фактор является не столь решающим.

Россия и Китай останутся привержены их внешнеполитической риторике мультилатерализма и вероятно сдержат обещания поставить вакцины по конкурентным ценам. КНР является участником глобального партнёрства COVAX, целью которого является обеспечение доступности вакцин для наименее развитых стран мира. США с приходом администрации Д. Байдена также выразили поддержку данной программе с одновременным возвращением в члены Всемирной организации здравоохранения, выход из которой в прошлом году санкционировал Д. Трамп.

После того, как в некоторых странах возникли проблемы с поставками китайских препаратов (в частности комплектов для диагностирования антител к COVID-19) и российского оборудования (аппаратов ИВЛ) обеим странам нужно будет приложить дополнительные усилия для восстановления репутации. Схожие трудности появились и у американского производителя Pfizer, препараты которого вызывали опасения относительно их безопасности в ряде стран, включая Австралию и в Норвегию. Вместе с тем, пока ни одна страна не отказалась от их использования, поскольку большинство из них руководствуются политической близостью.

Ксения Табаренцева-Романова:
Дипломатия вакцины 2.0

В некоторых случаях — как было в ситуации с Венгрией — странам просто указывают на необходимость действовать коллективно. В октябре — когда были обсуждения закупки препарата у России и Китая — ЕС пригрозил Будапешту «административными мерами», если она приобретёт вакцину, произведённую вне ЕС. Лишь в январе 2021 г. на фоне катастрофической нехватки вакцин в ЕС, Венгрия — первая из стран ЕС — смогла подписать контракт с Россией о поставке Спутника V в страну, сославшись на то что, ее законодательство позволяет в экстренных случаях обойти противодействие Брюсселя. Руководство страны также отметило осуществление сильного лобби в ЕС против иностранных вакцин. Будапешт отметил, что ЕС действует слишком медленно в вопросе администрирования поставок препаратов внутри союза. На конец января Венгрия получила чуть более 150 тыс. доз, что эквивалентно вакцинированию лишь 1,6% населения.

Эта ситуация является ярким примером двойных стандартов и еще раз подтверждает, что сегодняшняя вакцинная гонка не руководствуется экономической или практической целесообразностью, а носит исключительно политический характер. Именно поэтому Россия критически реагирует на колкие замечания западных СМИ и официальных лиц, направленные «на дискредитацию тех усилий, которые страна принимает в ходе противодействия распространению коронавирусной инфекции». Российский МИД назвал высказывания западных стран относительно обвинений России в распространении дезинформации для продажи своей вакцины «войной вакцин» и «попыткой недобросовестной конкуренции».

Вопрос политизированности «дипломатии вакцин» вызывает и оказанное на Европейское агентство лекарственных средств (ЕАЛС) давление в процессе проведения сертификации нескольких вакцин американского поставщика. Среди поднятых вопросов была проблема «нехватки данных о коммерческих партиях вакцины», что сейчас выливается в срыв запланированных поставок, которые начались еще в первой середине января и вызвали «недовольство» ряда стран ЕС, включая Швецию, Данию, Финляндию. Они назвали это неприемлемым.

BBC отмечает, что задержки поставок «снизят темп реализации программ вакцинации». В конце января на фоне ухудшения эпидобстановки и продолжающихся задержек поставки вакцин Pfizer и AstraZeneca — представители стран ЕС заявили, что подобные действия замедляют процесс восстановления блока и пригрозили британскому и американском производители судебными исками и даже более серьезными ограничениями. Одной из таких мер стал запрет на экспорт вакцины за переделы Союза, принятый 29 января 2021 г.

С учётом высказанных во время инаугурационной речи намерений нового президента США сконцентрировать усилия на воссоздании глобальных партнерских сетей и его планов начать «снова взаимодействовать с миром» (engaging with world once again) — США продолжат конкурировать за лидерство в политически мотивированной «дипломатии вакцин».

Вместе с тем, Д. Байден намерен побороть пандемию сначала в США, что может замедлить глобальное распространение американского препарата. И хотя новая администрация — в отличие от предыдущей — собирается обеспечить глобальную доступность своего препарата, усиливающаяся нехватка вакцины для собственных нужд делает практически невозможным существенное ускорение ее распространения среди других стран мира. Китайские СМИ также подчеркивают данный факт, акцентируя внимание на том, что «во многих местах в США ощущается нехватка препарата».

Вакцинная гонка не только стала новой областью для стратегической конкуренции Россия, Китая и США, но и вновь подтвердила эффективность партнёрства Москвы и Пекина. В дополнение к собственным усилиям Россия и Китай также изучают новую область для своего сотрудничества — совместную разработку вакцины от COVID-19 и обмен результатами и данными клинических исследований.

С самого начала Москва и Пекин были в тесном контакте по вопросу разработки препаратов, они успешно апробировали совместный отличный от США подход относительно COVID-19. В августе 2020 г. оба государства согласились создать совместную лабораторию для проведения исследований коронавируса. Такое сотрудничество может оказаться значимым в будущем, с учетом того, что новые глобальные пандемии, по мнению экспертов, не заставят долго себя ждать.

Впервые опубликовано в сокращенном варианте на английском языке в The Diplomat.

Оценить статью
(Голосов: 3, Рейтинг: 4.33)
 (3 голоса)
Поделиться статьей
Бизнесу
Исследователям
Учащимся