Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 6, Рейтинг: 4.33)
 (6 голосов)
Поделиться статьей
Юлия Мельникова

Программный менеджер РСМД

В конце прошлой недели состоялся прощальный визит Ангелы Меркель в Москву в качестве канцлера ФРГ. Симпатичный букет, возложение венков к Могиле Неизвестного Солдата, трехчасовые переговоры и подробная пресс-конференция — семиотика саммита отразила всё лучшее, что ассоциируется с российско-германскими отношениями: прагматизм, взаимное уважение и стремление к сохранению диалога даже при наличии противоречий.

Представляется, что преемственность в российско-германских отношениях сохранится вне зависимости от состава нового правительства ФРГ, и не только, потому что его, вероятно, возглавит однопартиец Ангелы Меркель — Армин Лашет. У Москвы и Берлина присутствуют и общие, и параллельные, и расходящиеся интересы, что создает пространство для политического торга, поддерживая устойчивость взаимодействия.

Если рассмотреть вопросы политического урегулирования и транзита газа в некоторой взаимосвязи, на пресс-конференции стороны проявили способность к промежуточному, хотя бы вербальному компромиссу. Ангела Меркель выразила приверженность сохранению приоритетной роли минского формата, а Владимир Путин подтвердил готовность сохранить поставки газа по территории Украины после истечения срока российско-украинских договоренностей в 2024 году. Но оговорил, что это будет зависеть от состояния рынка и условий европейских импортеров.

Однако политическое балансирование начинается не тогда, когда определена степень совпадения интересов, а когда в каждый конкретный момент государства выстраивают иерархию их приоритетности, выделяя жизненно важные, первостепенные и второстепенные. Как скоро неприятные вопросы покинут повестку дня российско-германских отношений, зависит от ранжирования приоритетов новым правительством ФРГ, успешностью сотрудничества в зоне общих интересов и общей внешнеполитической конъюнктурой.

К сожалению, не всегда осознание интересов — процесс объективный. Так, вопросы прав человека сами по себе не являются жизненно важным интересом Берлина, но в контексте геополитической игры воспринимаются как первостепенные. Аналогичным образом обстоит ситуация и с германскими НКО в России. Для смены вектора с конфронтационного на кооперационный необходим более отчетливый общий интерес или раздражитель — благо, в корзине российско-германских отношений, как показали переговоры, остается множество подобных тем.

В конце прошлой недели состоялся прощальный визит Ангелы Меркель в Москву в качестве канцлера ФРГ. Симпатичный букет, возложение венков к Могиле Неизвестного Солдата, трехчасовые переговоры и подробная пресс-конференция — семиотика саммита отразила всё лучшее, что ассоциируется с российско-германскими отношениями: прагматизм, взаимное уважение и стремление к сохранению диалога даже при наличии противоречий.

Представляется, что преемственность в российско-германских отношениях сохранится вне зависимости от состава нового правительства ФРГ, и не только, потому что его, вероятно, возглавит однопартиец Ангелы Меркель — Армин Лашет. У Москвы и Берлина присутствуют и общие, и параллельные, и расходящиеся интересы, что создает пространство для политического торга, поддерживая устойчивость взаимодействия.

К новым сферам общего интереса относится Афганистан — МИД ФРГ уже подвергся шквалу критики за непредусмотрительность Запада. Усугубление ситуации в стране чревато новым миграционным кризисом в Европе, поэтому в интересах Берлина не только оказание гуманитарной помощи и эвакуация всех, кто поддерживает Германию в ходе миссии НАТО в Афганистане, отметила на пресс-конференции Ангела Меркель. Долгосрочная стабилизация, обеспечение ответственного управления государством необходимы и Берлину, и Москве, что создает пространство для диалога на месяцы вперед.

«Зеленая» повестка — еще одно новое позитивное направление. Россия проявляет интерес к климатическому пакету ЕС «Fit for 55», обозначена общая необходимость противодействовать изменениям климата. Это конструктивный шаг с учетом вероятности вхождения антироссийски настроенных «Зеленых» в правительство ФРГ.

Сохраняются и традиционные общие темы: мониторинг состояния ядерной сделки с Ираном, ситуация в Ливии и двусторонние экономические и гуманитарные связи. Позитивный задел на будущее создает продолжение перекрестных Годов экономики и устойчивого развития в 2022 году. В гуманитарной сфере, несмотря на богатейший опыт сотрудничества, необходимо компенсировать ущерб, нанесенный приостановлением весной 2021 года работы трех немецких НКО в России и форума «Петербургский диалог».

Интересно, но «Северный поток-2» — сегодня объект параллельных интересов Москвы и Берлина, несмотря на то, каких усилий стоило сохранить его. При том, что строительство газопровода и его запуск, как отметил российский лидер, — дело решенное, июльская американо-германская сделка и общеевропейские требования увязали его функционирование с украинским вопросом, добавив последнему новое измерение. В отношении урегулирования на юго-востоке Украины, гарантами которого остаются и Россия, и Германия, интересы сторон всегда различались ввиду разного видения природы конфликта и того, как он может быть решен.

Если рассмотреть вопросы политического урегулирования и транзита газа в некоторой взаимосвязи, на пресс-конференции стороны проявили способность к промежуточному, хотя бы вербальному компромиссу. Ангела Меркель выразила приверженность сохранению приоритетной роли минского формата, а Владимир Путин подтвердил готовность сохранить поставки газа по территории Украины после истечения срока российско-украинских договоренностей в 2024 году. Но оговорил, что это будет зависеть от состояния рынка и условий европейских импортеров.

Не уступил российский президент и по вопросам принципиального расхождения интересов двух стран — аспектам дела Алексея Навального и ситуации в Беларуси. Позиция России была не только прямо высказана в соответствующем контексте, но красной нитью прошла через всю пресс-конференцию: так, комментируя ситуацию в Афганистане, Владимир Путин подчеркнул, что только народ страны определяет ее внутренние дела, что является квинтэссенцией российской внешнеполитической доктрины.

Однако политическое балансирование начинается не тогда, когда определена степень совпадения интересов, а когда в каждый конкретный момент государства выстраивают иерархию их приоритетности, выделяя жизненно важные, первостепенные и второстепенные. Как скоро неприятные вопросы покинут повестку дня российско-германских отношений, зависит от ранжирования приоритетов новым правительством ФРГ, успешностью сотрудничества в зоне общих интересов и общей внешнеполитической конъюнктурой.

К сожалению, не всегда осознание интересов — процесс объективный. Так, вопросы прав человека сами по себе не являются жизненно важным интересом Берлина, но в контексте геополитической игры воспринимаются как первостепенные. Аналогичным образом обстоит ситуация и с германскими НКО в России. Для смены вектора с конфронтационного на кооперационный необходим более отчетливый общий интерес или раздражитель — благо, в корзине российско-германских отношений, как показали переговоры, остается множество подобных тем.

Впервые опубликовано в «Известиях».


Оценить статью
(Голосов: 6, Рейтинг: 4.33)
 (6 голосов)
Поделиться статьей
Бизнесу
Исследователям
Учащимся