Оценить статью
(Голосов: 7, Рейтинг: 4.14)
 (7 голосов)
Поделиться статьей
Екатерина Василенко

Ведущий экономист отдела анализа климатических рисков Департамент финансовой стабильности Банка России

26 сентября 2021 г. состоятся выборы в Бундестаг, которые определят не только нового федерального канцлера и состав правительства, но и климатическую политику страны на следующие четыре года. С момента проведения последних парламентских выборов в 2017 г. вопросы климата и энергетического перехода успели стать приоритетом для рядовых избирателей. Это наглядно продемонстрировали массовые климатические протесты, в особенности «Пятницы ради будущего» (англ. Fridays for Future), которые сделали тему сокращения выбросов парниковых газов центром общественных дебатов. Правительству Ангелы Меркель удалось предпринять ряд решительных действий для обеспечения климатической нейтральности, в том числе — начать поэтапный отказ от угольной энергетики и разработать всеобъемлющую Программу действий по борьбе с изменением климата до 2030 г. (нем. Klimashutzprogramm 2030). Однако немецкие партии пока не пришли к общему мнению о некоторых проблемах. К ним относится расширение использования возобновляемой энергетики, трансформация автомобильной промышленности, производство экологически чистого водорода и ценообразование на углерод.

Согласно последним опросам, лидирующие позиции занимает Социал-демократическая партия Германии с 26%. На втором месте, отставая на пять пунктов, находится ХДС/ХСС (21%). Замыкает тройку лидеров Союз 90/ Зеленые — им отдают предпочтение 16% опрошенных. У СвДП и Левой партии — 11% и 6% соответственно. При этом еще в мае 2021 г. преимущество было у Зеленых (25%), а СДПГ занимали третье место (15%).

Аналитики Deutsche Bank пришли к выводу, что новое коалиционное правительство, вероятно, будет способствовать достижению климатических целей ЕС. Будущая коалиция, скорее всего, будет состоять из партии Зеленых, консервативной ХДС и, возможно, либеральной СвДП, поскольку нынешние партнеры — ХДС и социал-демократы СДПГ — не стремятся снова работать вместе. По мнению аналитиков Банка, такая коалиция будет на стороне проевропейской интеграции и зеленой политики. В целом же любая коалиция, вне зависимости от состава, вероятно, центральное место отведет декарбонизации, а также пересмотрит и расширит Европейскую систему торговли выбросами (EU ETS).

26 сентября 2021 г. состоятся выборы в Бундестаг, которые определят не только нового федерального канцлера и состав правительства, но и климатическую политику страны на следующие четыре года. С момента проведения последних парламентских выборов в 2017 г. вопросы климата и энергетического перехода успели стать приоритетом для рядовых избирателей. Это наглядно продемонстрировали массовые климатические протесты, в особенности «Пятницы ради будущего» (англ. Fridays for Future), которые сделали тему сокращения выбросов парниковых газов центром общественных дебатов. Правительству Ангелы Меркель удалось предпринять ряд решительных действий для обеспечения климатической нейтральности, в том числе — начать поэтапный отказ от угольной энергетики и разработать всеобъемлющую Программу действий по борьбе с изменением климата до 2030 г. (нем. Klimashutzprogramm 2030). Однако немецкие партии пока не пришли к общему мнению о некоторых проблемах. К ним относится расширение использования возобновляемой энергетики, трансформация автомобильной промышленности, производство экологически чистого водорода и ценообразование на углерод.

На фоне надвигающегося экономического спада, вызванного пандемией коронавируса, проблема изменения климата и его последствий становится более серьезной, чем когда-либо. Эту тенденцию подтверждают и результаты опросов, проведенных после разрушительных наводнений в Рейнланд-Пфальце и Северном Рейне-Вестфалии в июле 2021. В соответствии с результатами, полученными группой исследователей из Allensbach Institute for Demoscopy, 52% опрошенных «очень обеспокоены» изменением климата. Большинство заявили, что внимательно следят за освещением наводнений, а 62% респондентов видят прямую связь между катастрофой и изменением климата. Иными словами, избиратели ждут от претендентов на место в новом парламенте решительных мер, направленных на разрешение климатического кризиса. Именно четкая и продуманная позиция партий в отношении данной проблемы может во многом повлиять на распределение голосов избирателей.

В этом контексте будет интересно проанализировать предвыборные программы крупнейших политических партий Германии: Блока ХДС/ХСС, Социал-демократической партии Германии (СДПГ), Свободной демократической партия Германии (СвДП), Левой партии, Союза 90/Зеленых, а также представленную в них климатическую повестку, в том числе цели и меры по сокращению выбросов, энергетический поворот, трансформацию транспортного сектора, а также отношение к европейскому и международному климатическому регулированию.

Блок ХДС/ХСС — Стабильность и обновление. Вместе за современную Германию

Ключевым пунктом предвыборной программы блока ХДС/ХСС является приверженность целям Парижского соглашения и уже существующим обязательствам Германии по сокращению выбросов парниковых газов: снижение на 65% по сравнению с уровнем 1990 г. к 2030 г., и далее — на 88% к 2040 г. Переход к углеродной нейтральности планируется завершить к 2045 г. Для христианских демократов исполнение обязательств, принятых по Парижскому соглашению, — одна из основных задач в рамках внешнеполитического курса.

Процесс декарбонизации немецкой экономики будет осуществляться с помощью внедрений новых технологий и инноваций, а также привлечения инвестиций, что позволит повысить конкурентоспособность и создать новые стоимостные цепочки. Предлагаемые меры климатической политики также включают в себя рыночные механизмы. В частности, планируется расширенное внедрение системы торговли выбросами: ХДС/ХСС хотят распространить ее на транспортный сектор, производство тепла и теплоснабжение. При этом население и бизнес получат выгоды от снижения цен на электроэнергию и отмены надбавок за электроэнергию (нем. EEG-Umlage), которые сегодня платят потребители и из которых выплачиваются компенсации производителям возобновляемой энергии. Однако стоит отметить, что в программе христианских демократов отсутствуют конкретные планы по изменению цен на углерод.

Что касается возобновляемых источников энергии, то в планах блока не только расширение их использования, но и диверсификация энергетического баланса. Он будет охватывать генерацию солнечной, ветровой и геотермальной энергии, био- и гидроэнергетику. ХДС/ХСС ставит перед собой задачу по превращению Германии в ведущую водородную державу. Предполагается наращивать получение водорода посредством возобновляемых источников энергии. В переходный период в дополнение к «зеленому» будет также использоваться «голубой» водород, произведенный на основе природного газа.

В транспортном секторе помимо увеличения количества электромобилей христианские демократы намерены расширять использование синтетического топлива, в том числе и на тяжелых грузовых перевозках. Сегодня они выступают против запрета на использование дизельного топлива и введения скоростных ограничений на автомагистралях. При этом программа напрямую не указывает на то, рассматривает ли блок возможность полного отказа от двигателей внутреннего сгорания и если да, то каковы сроки.

Для блока ХДС/ХСС Европейский зеленый курс стал своего рода исторической вехой, способной внести свой вклад в развитие и историю европейского роста. Международное сотрудничество в области климата — неотъемлемый инструмент для ограничения глобального повышения температуры.

Социал-демократическая партия Германии — С уважением к будущему

Социал-демократическая партия Германии (СДПГ) также ставит перед собой амбициозные климатические цели. В соответствии с планами, представленными в предвыборном манифесте «С уважением к будущему», к 2045 г. повседневная жизнь рядовых немцев, а также деятельность бизнеса должны стать углеродно-нейтральными. Причем для СДПГ борьба с последствиями климатических изменений и адаптация к ним является, не только экологической или экономической, но еще и социальной задачей.

В центре климатической и энергетической политики социал-демократов лежит расширение использования возобновляемых источников энергии. В планах СДПГ — завершить переход на ВИЭ не позднее 2040 г. Увеличивать генерацию из возобновляемых источников предполагается за счет солнечной, ветровой и геотермальной энергии. В частности, ряд крыш должен быть оборудован солнечными панелями. Будут также увеличены электрические сети, сети железных дорог и водородные линии, производство аккумуляторных элементов и зарядных станций для электромобилей. К 2030 г. Германия должна стать ведущим рынком водородных технологий.

Особое внимание СДПГ уделяют социальным аспектам развития ВИЭ в стране: созданию новых направлений бизнеса и рабочих мест. А поскольку проблема изменения климата рассматривается социал-демократами и как социальная проблема, то они хотели бы привлечь население к проекту по переходу к ВИЭ посредством создания энергетических кооперативов, а также заключить пакт между федеральным правительством, федеральными землями и местными властями. В соответствии с положениями предвыборной программы каждый гражданин должен иметь возможность получить выгоду от перехода к ВИЭ на местах. Надбавки за электроэнергию будут отменены, а компенсационные выплаты будут формироваться за счет роста доходов от повышения цен на СО2.

В транспортном секторе центральную роль социал-демократы отводят железнодорожному транспорту, путешествия по Европе с помощью которого должны стать дешевле, чем авиаперелеты. Что касается общеевропейской климатической повестки и Зеленого курса, то СДПГ практически не ссылаются на них в своих планах.

Свободная демократическая партия Германии — Больше нечего предпринять

В основе климатической и энергетической политики свободных демократов лежат наука, инновации и идеи. Они считают, что бороться с изменением климата можно, используя научный подход и рыночные методы.

Что касается рыночных методов, то Свободная демократическая партия планирует как можно скорее расширить торговлю квотами на выбросы, включив в систему новые сектора и регионы. Более того, чтобы защитить немецкие компании, они предлагают создать согласованный на международном уровне подход, выходящий за рамки европейской торговли выбросами, с единой ценой на CO2 для всех. Конечная цель СвДП — единая рыночная цена на CO2 на все выбросы. Они также хотят поддержать ЕС во внедрении трансграничного углеродного механизма (CBAM).

Для снижения социальных издержек климатических изменений свободные демократы предполагают введение ежегодных фиксированных климатических выплат всем гражданам, а также резкое снижение налогов на электроэнергию. В связи с увеличением государственных доходов в результате роста цен на разрешения на выбросы СвДП хотели бы отменить надбавку за электроэнергию.

В транспортном секторе ставка также делается на инновации, современную инфраструктуру, систему торговли выбросами и открытую политику в области технологий. СвДП выступает против общих запретов на двигатели внутреннего сгорания. Дополнительно свободные демократы планируют продвигать идеи приватизации железнодорожных перевозок, отмены налогов на воздушные перевозки и расширения сети водных путей. Электротранспорт — это часть транспортной системы будущего. Он должен набирать обороты без субсидий, но с более свободной и прозрачной системой поставщиков зарядных станций.

На международном уровне помимо установления единой цены на CO2 свободные демократы хотят добиться того, чтобы сокращение выбросов парниковых газов компенсировалось за счет финансирования климатических проектов в других странах.

Левая партия — Время действовать! За социальную безопасность, мир и климатическую справедливость

Целью Левых является изменение социально-экологической системы в стране. Для этого предполагается реализовать переход к климатической нейтральности к 2035 г., достичь климатической справедливости, а также отказаться от угольной энергетики не позднее 2030 г. Причем все эти меры должны быть включены в Федеральный закон об изменении климата (нем. Bundes-Klimaschutzgesetz), а их выполнение должно финансироваться государством. Борьба с изменением климата также должна быть включена в Основной закон для Федеративной Республики Германия, поскольку, по мнению Левых, она является одним из основных прав.

В отношении развития возобновляемой энергетики Левые ставят перед собой конкретные задачи по увеличению их мощностей. Так, до 2025 г. планируется ежегодно увеличивать мощность солнечных электростанций не менее чем на 10 ГВт и не менее чем на 7 ГВт и 2 ГВт для ветровых генераторов, установленных на суше и на море соответственно. Партия настаивает на том, что производимый водород должен быть исключительно «зеленым». При этом использоваться он должен только там, где нет других альтернатив, например, в химической промышленности или сталелитейном производстве. Они также отвергают импорт водорода из развивающихся стран до тех пор, пока эти страны не могут покрыть собственные потребности зеленой электроэнергией. Планируется не позднее 2030 г. запретить регистрацию и экспорт автомобилей, оборудованных двигателями внутреннего сгорания.

Что касается рыночных механизмов, то позиция Левых сводится к тому, что торговля выбросами не является эффективным механизмом для борьбы с изменением климата. Аналогичное отношение у партии и к Зеленому курсу ЕС. Они выступают за далеко идущие реформы и изменения социальной и экологической системы, которые приведут к реструктуризации экономики с огромными государственными инвестициями в климатически нейтральное производство и инфраструктуру, а также создание новых рабочих мест. При этом Левые не поддерживают идею зачета сокращения выбросов CO2 за счет реализации климатических проектов за пределами Германии.

Союз 90/Зеленые — Германия. Там есть всё

Союз 90/Зеленые в свой программе заявили о намерении внести поправки в Федеральный закон об изменении климата и пересмотреть целевые показатели по сокращению выбросов парниковых газов на национальном уровне. Их цель — снижение выбросов на 70% к 2030 г. К 2030 г. они также планируют полностью отказаться от угля. Кроме того, обязательства по Парижскому соглашению, по их мнению, должны быть включены в Основной закон. В будущем принимаемые законы будут оцениваться с точки зрения их совместимости с климатическими целями и воздействием на климат.

В планах Зеленых — увеличение цен на углерод до 60 евро с 2023 г., которое в перспективе поможет достичь климатических целей. Союз 90/Зеленые хотели бы вернуть гражданам доход от цены на углекислый газ социально справедливым образом — за счет снижения надбавки за электроэнергию и новых выплат за электроэнергию, которые должен получить каждый.

В отношении возобновляемых источников энергии программным предложением партии является расширение сети ветровых генераторов на суше не менее чем на 5 ГВт ежегодно, а также оперативный демонтаж старых установок. Что касается солнечной энергетики, то цель Зеленых здесь — миллион новых солнечных панелей на крышах в ближайшие четыре года. Кроме того, планируется располагать новые мощности на закрытых участках рядом с автомагистралями или железнодорожными путями, а не на пахотных землях. Они хотят создать инфраструктуру для производства водорода. Однако он будет использоваться только там, где это действительно необходимо» — как и синтетическое топливо (например, в воздушном сообщении). При этом даже импортный водород должен поступать только из возобновляемых источников.

В транспортном секторе Зеленые хотят положить конец субсидиям на воздушные перевозки и финансовой помощи экономически неэффективным региональным аэропортам. В планах также прекращение субсидирования дизельного топлива.

Союз 90 выступает с поддержкой Европейского зеленого курса и настаивает на необходимости реформы системы торговли выбросами, реализуемой на территории Европейского союза. Представители партии также предлагают включать в европейские торговые соглашения обязательные экологические и социальные стандарты.

Перспективы дальнейшего развития климатического регулирования в Германии

Согласно последним опросам, лидирующие позиции занимает Социал-демократическая партия Германии с 26%. На втором месте, отставая на пять пунктов, находится ХДС/ХСС (21%). Замыкает тройку лидеров Союз 90/ Зеленые — им отдают предпочтение 16% опрошенных. У СвДП и Левой партии — 11% и 6% соответственно. При этом еще в мае 2021 г. преимущество было у Зеленых (25%), а СДПГ занимали третье место (15%).

От этих оценок отталкиваются и аналитики Deutsche Bank в своих прогнозах, касающихся будущего немецкой политики после выборов в Бундестаг. В частности, они пришли к выводу, что новое коалиционное правительство, вероятно, будет способствовать достижению климатических целей ЕС. Будущая коалиция, скорее всего, будет состоять из партии Зеленых, консервативной ХДС и, возможно, либеральной СвДП, поскольку нынешние партнеры — ХДС и социал-демократы СДПГ — не стремятся снова работать вместе. По мнению аналитиков Банка, такая коалиция будет на стороне проевропейской интеграции и зеленой политики. В целом же любая коалиция, вне зависимости от состава, вероятно, центральное место отведет декарбонизации, а также пересмотрит и расширит Европейскую систему торговли выбросами (EU ETS).

Однако не все эксперты разделяют подобные оптимистичные прогнозы. Так, Карен Питтель — климатический экономист из Института экономических исследований (нем. Institut für Wirtschaftsforschung) — отмечает, что ни один из предвыборных манифестов немецких партий не соответствует целям страны по достижению климатической нейтральности к 2045 г. И хотя в программах часто упоминается проблема изменения климата, ни одна из партий не предлагает «надежных способов» для перехода к нулевым выбросам к 2045 г. или сокращению выбросов на 65% к 2030 г.

Более того, в соответствии с данными, представленными в новом докладе Федерального агентства по окружающей среде (нем. Umweltbundesamt), Германия сталкивается со значительным разрывом между реальными темпами сокращения выбросов парниковых газов и целевыми показателями на ближайшие 20 лет. С существующим на сегодняшний день регулированием сокращение выбросов к 2030 г. возможно только на 49%. Для достижения целевого показателя в 65% необходимо предпринять решительные меры. Таким образом, будущее правительство должно представить самую амбициозную программу действий по борьбе с изменением климата, которую Германия когда-либо видела, чтобы эффективно ответить на существующие вызовы.


Оценить статью
(Голосов: 7, Рейтинг: 4.14)
 (7 голосов)
Поделиться статьей
Бизнесу
Исследователям
Учащимся