Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 8, Рейтинг: 3.88)
 (8 голосов)
Поделиться статьей
Александр Петров

Бакалавр МГИМО МИД России

Энергетическая политика Германии носит название «энергетический поворот» (нем. Energiewende), в соответствии с которым Германия ставит амбициозную цель: полностью отказаться как от ядерной энергии, так и от углеводородного топлива и полностью перейти на возобновляемые и альтернативные источники энергии.

Помимо экологичности этого пути развития и стимулирования зеленых и иных высокоэффективных инноваций, Германия стремится противодействовать монополизации энергетической сферы, снизить свою зависимость от импорта энергоносителей и встать во главе стран, осуществляющих «зеленую революцию». Германия стала одной из немногих стран, которая закрепила серьезность своих намерений, на законодательном уровне, зафиксировав обязательство перехода на углеродно-нейтральную экономику к 2050 г. (Закон о расширении использования возобновляемых источников энергии от 21 июля 2014 г.).

Несмотря на амбициозность планов в области устойчивого развития, Германия не рассчитывает иметь полностью безуглеродную модель экономики к 2050 г., что было предложено в мае 2019 г. на саммите ЕС в Сибиу, поскольку, учитывая свой растущий уровень потребления энергии, страна до 2050 г. не сможет полностью отказаться от углеводородного топлива.

Процесс отказа от природного газа в Германии является необратимым, но не быстрым. На сегодняшний день данный вид топлива не только не теряет, но и, наоборот, набирает небывалую значимость для немецкого топливно-энергетического комплекса. Данный факт связан с тем, что в Германии природный газ рассматривается как основа переходного периода, в течение которого страна должна прекратить использование угля и атомной энергии и нарастить возобновляемую энергетику. Для компенсации потери генерации должен задействоваться природный газ как наиболее чистый вариант из традиционных источников энергии.

Политика по повышению экологичности своего топливно-энергетического сектора является не только инициативой, но и обязанностью Германии в соответствии с ее членством в ЕС. Германия, как один из лидеров в области устойчивого развития, берет на себя гораздо большую ответственность, чем большинство других стран. Связанность политики Германии с политикой ЕС будет, несомненно, толкать развитие возобновляемой энергетики в ущерб традиционным источникам топлива.

Однако, несмотря на амбициозность целей Германии, есть факты, указывающие на то, что стране не удастся осуществить полноценный переход на полностью безуглеродный вариант энергоснабжения.

Во-первых, на уровне ЕС уже проявляются тренды, которые являются предпосылкой того, что далеко не все страны способны выполнять предписания европейского руководства в области экологичной энергетики. Это говорит о том, что в будущем, вероятно, это ослабит давление этого ключевого экзогенного фактора на Германию, поскольку политику ЕС в области возобновляемой энергетики придется пересмотреть.

Во-вторых, стоит учесть, что Германия развивает свою возобновляемую энергетику преимущественно благодаря своему собственному желанию, а не под внешним давлением. Вместе с тем есть основания говорить о том, что это стремление будет пересматриваться по мере того, как будут приближаться отчетные даты по наиболее амбициозным показателям энергетической политики страны.

Темпы роста возобновляемой энергетики не полностью соответствуют требуемой целевыми показателями динамике. Многие эксперты отмечают, что достижение целевых показателей в 2020 г. связано с удачным стечением обстоятельств, а именно — кризисом 2008–2009 гг. и пандемией, при которой значительно сократилась экономическая активность, а значит — и объем выбросов. В нормальных условиях динамика сокращения потребления энергии практически не происходит, причем для этого и не производятся необходимые мероприятия.

Возможно, Германия не выполнит целевых показателей к 2050 г., однако процесс отказа от природного газа все равно будет рано или поздно осуществлен.

Формирование безуглеродной экономики в Европейском союзе

В начале XXI в. ЕС сделал значительные шаги по созданию в Европе безуглеродной экономики или экономики, основанной на использовании углеродно-нейтральных источников энергии. Были разработаны целевые показатели, к которым европейские страны обязаны стремиться для достижения энергетической эффективности. Страны должны постепенно сокращать выбросы парниковых газов преимущественно за счет отказа от «грязных» источников, таких как уголь, нефть и природный газ, переводя экономику на использование возобновляемых источников энергии. Энергогенерация с применением чистых источников энергии, согласно «Дорожной карте на пути к конкурентной низкоуглеродной экономике 2050», должна составлять 80% всего объема генерации к 2030 г. и 100% к 2050 г.

Способы, которыми страны будут достигать этих целей, остаются на усмотрение самих стран — руководство Евросоюза занимается только мониторингом соответствия целевым показателям. А. Зимаков анализирует и выделяет три основные модели энергетики, к которым стремятся страны [1]:

1. безуглеродная энергетика, в которой традиционные источники энергии и атомная энергия заменяются на возобновляемые источники, такие как энергия ветра, солнца, гидроэнергетика, генерация из биомассы и биогаза, геотермальная энергия;

2. безуглеродная энергетика с атомной составляющей;

3. более экологичная энергетика с использованием природного газа. Данная модель не совсем соответствует целям ЕС, однако для многих стран отказ от всех традиционных источников топлива и атомной энергетики приводит к необходимости равноценной замены, которую может дать только природный газ, являющийся наиболее чистым в триумвирате «уголь – нефть – газ». Переводя свои тепловые электростанции на использование природного газа, страны лишь частично (или паллиативно) решают стоящую перед ними задачу, однако иного выхода для этих стран нет. Для сокращения выбросов эти страны возлагают надежды на такие технологии, как улавливание и захоронение углекислого газа, что позволит избежать необходимости отказа от энергомикса с использованием природного газа [2].

К третьей модели относится и Германия, которая, несмотря на свои амбициозные планы в области экологизации энергетики, на сегодняшний день не имеет возможности полностью отказаться от использования природного газа.

Особенности «энергетического поворота» в Германии

Энергетическая политика Германии носит название «энергетический поворот» (нем. Energiewende), в соответствии с которым Германия ставит амбициозную цель: полностью отказаться как от ядерной энергии, так и от углеводородного топлива и полностью перейти на возобновляемые и альтернативные источники энергии. Идея «энергетического поворота» стала развиваться еще с 1980-х гг., когда немецкие эксперты признали возможность устойчивого развития экономико-энергетического комплекса страны за счет энергоэффективных технологий и использования возобновляемой энергии [3]. Помимо экологичности этого пути развития и стимулирования зеленых и иных высокоэффективных инноваций, Германия стремится противодействовать монополизации энергетической сферы, снизить свою зависимость от импорта энергоносителей и встать во главе стран, осуществляющих «зеленую революцию». Германия стала одной из немногих стран, которая закрепила серьезность своих намерений, на законодательном уровне, зафиксировав обязательство перехода на углеродно-нейтральную экономику к 2050 г. (Закон о расширении использования возобновляемых источников энергии от 21 июля 2014 г.).

Отказ от природного газа для Германии в рамках «энергетического поворота» не является первостепенной целью. Куда большую роль в энергомиксе страны играет уголь, с помощью которого производится до 37% электроэнергии в стране [1, 163]. Природный газ, как более чистый источник топлива, на сегодняшний день требуется Германии для отказа от угля. Только после этого страна сможет приступить к отказу от углеводородного топлива. В целом, план Германии предполагает снизить выбросы парниковых газов на 65% к 2030 г. по сравнению с уровнем 1990 г., и на 80–95% отказаться от углеводородного топлива уже к 2050 г. Стоит заметить, что сокращение газов включает в себя не только углекислый газ, но и все парниковые газы — показатель, к которому стремятся далеко не все страны.

Одна из промежуточных целей страны — достичь сокращения выбросов парниковых газов на 40% к 2020 г. — была перевыполнена. Так, к 2020 г. страна сократила выбросы на 40,8%, причем выполнение плана наблюдается во всех целевых секторах (энергетика, строительство, промышленность, сельское хозяйство и др.), кроме транспорта. Доля возобновляемых источников энергии в валовом конечном потреблении энергии остается невысокой — 17,5%, а целевой показатель был 18%. Германия планирует увеличить потребление ВИЭ до 30% к 2030 г.

Несмотря на амбициозность планов в области устойчивого развития, Германия не рассчитывает иметь полностью безуглеродную модель экономики к 2050 г., что было предложено в мае 2019 г. на саммите ЕС в Сибиу, поскольку, учитывая свой растущий уровень потребления энергии, отказ от двух основных источников энергии в ближайшие годы не позволит стране до 2050 г. компенсировать и полный отказ от углеводородного топлива.

Из-за пандемии, затормозившей экономическое развитие Германии, в 2020 г. выбросы парниковых газов сократились еще сильнее. Однако одновременно с этим в стране замедлился переход на возобновляемые источники энергии. В дальнейшем Германии придется приложить большие усилия, чтобы добиться поставленных перед собой целей, несмотря на рецессию. Более того, эксперты уверены, что уровень выбросов восстановится сразу после того, как экономика вернется к докризисному уровню.

Вместе с тем официальные прогнозы, предсказывающие значительное снижение потребления энергии к 2030 г. за счет энергоэффективных и энергосберегающих технологий, кажутся нереализуемыми. Критики программы устойчивого развития в области энергетики считают, что в стране не предпринимаются необходимые меры для достижения планируемых показателей.

Также ожидается дальнейший экономический рост, что приведет к росту потребления энергии. Природный газ в сравнительно небольших объемах используется в энергетике, однако он необходим при теплоснабжении, поскольку около половины домохозяйств в Германии отапливается природным газом. При этом сложно сказать, приведет ли отказ от атомной и угольной генерации именно к возрастанию значения природного газа, поскольку одновременно с этим будет развиваться и возобновляемая энергетика.

Перспективы «Северного потока-2»: позиция Германии

«Северный поток-2», значимый для России и Германии проект в сфере газоснабжения, в последние годы сталкивается с большими проблемами в области своей окончательной реализации из-за политических противоречий между Россией и рядом европейских стран. На сегодняшний день немецкая сторона занимает в этом вопросе преимущественно пророссийскую позицию, поскольку, как считают официальные лица Германии, страна не может отказаться одномоментно от поставок газа из России в рамках своей «зеленой» кампании. Несмотря на то, что Германия стремится к безуглеродной экономике и снижению импортозависимости от России, природный газ необходим ей на переходный период, пока идет отказ от атомной и угольной энергетики.

Использование газа, поступающего по «СП-2» является, по словам властей страны, одним из путей достижения более экологически чистой энергетики. Этот проект необходим, чтобы отказаться от угля и атомной энергии. Именно поэтому инициировано создание Фонда защиты климата, который бы финансировал строительство «СП-2». Судя по названию фонда, газопроводный проект действительно нужен для осуществления следующего шага в сторону чистой энергетики. Отказ от рассматриваемого проекта также повлечет за собой судебные издержки, что в нынешней ситуации ляжет излишним бременем на экономику Германии.

Российские производители воспринимают скептически настроенность Германии на постепенный отказ от российского газа, поскольку полноценный переход на ВИЭ считается чрезвычайно длительным процессом. Бытует мнение, что вся концепция энергетического поворота проводится в экспериментальном порядке, который предполагает как вероятность успеха, так и возможность провала. Некоторые утверждают, что реализация подобного эксперимента стала возможной ввиду того, что Германия обладает «лишними» средствами, которые она в условиях необеспеченности углеводородным сырьем решила инвестировать в развитие возобновляемой энергетики.

Газовые перспективы Германии

Процесс отказа от природного газа в Германии является необратимым, но не быстрым. На сегодняшний день данный вид топлива не только не теряет, но и, наоборот, набирает небывалую значимость для немецкого топливно-энергетического комплекса. Данный факт связан с тем, что в Германии природный газ рассматривается как основа переходного периода, в течение которого страна должна прекратить использование угля и атомной энергии и нарастить возобновляемую энергетику. Для компенсации потери генерации должен задействоваться природный газ как наиболее чистый вариант из традиционных источников энергии.

Политика по повышению экологичности своего топливно-энергетического сектора является не только инициативой, но и обязанностью Германии в соответствии с ее членством в ЕС. Более того, механизм снижения выбросов парниковых газов в ЕС устроен таким образом, чтобы неудачи одних стран в достижении экологической чистоты компенсировались успехами других стран. Германия, как один из лидеров в области устойчивого развития, берет на себя гораздо большую ответственность, чем большинство других стран. В то же время, несоответствие целевым показателям ЕС по объему выбросов парниковых газов обяжет Германию платить штраф в размере 100 евро за тонну превышения и покупать у других стран квоты на выбросы газов по высокой цене. Связанность политики Германии с политикой ЕС будет, несомненно, толкать развитие возобновляемой энергетики в ущерб традиционным источникам топлива.

Однако, несмотря на амбициозность целей Германии, есть факты, указывающие на то, что стране не удастся осуществить полноценный переход на полностью безуглеродный вариант энергоснабжения. Во-первых, на уровне ЕС уже проявляются тренды, которые являются предпосылкой того, что далеко не все страны способны выполнять предписания европейского руководства в области экологичной энергетики [1]. Это говорит о том, что в будущем, вероятно, это ослабит давление этого ключевого экзогенного фактора на Германию, поскольку политику ЕС в области возобновляемой энергетики придется пересмотреть.

Во-вторых, стоит учесть, что Германия развивает свою возобновляемую энергетику преимущественно благодаря своему собственному желанию, а не под внешним давлением. Вместе с тем есть основания говорить о том, что это стремление будет пересматриваться по мере того, как будут приближаться отчетные даты по наиболее амбициозным показателям энергетической политики страны.

Темпы роста возобновляемой энергетики не полностью соответствуют требуемой целевыми показателями динамике. Многие эксперты отмечают, что достижение целевых показателей в 2020 г. связано с удачным стечением обстоятельств, а именно — кризисом 2008–2009 гг. и пандемией, при которой значительно сократилась экономическая активность, а значит — и объем выбросов. В нормальных условиях динамика сокращения потребления энергии практически не происходит, причем для этого и не производятся необходимые мероприятия.

Возможно, Германия не выполнит целевых показателей к 2050 г., однако процесс отказа от природного газа все равно будет рано или поздно осуществлен.


Список источников и литературы:

1. Зимаков, А.В. Европейские модели экологичной электроэнергетики: состояние и перспективы // Вестник Института экономики РАН. 2019. № 4. С. 154-168.

2. Dincer, I., Acar, C. A review on clean energy solutions for better sustainability // International Journal Energy Research. 2015. № 39. С. 585- 606.

3. Krause, Von F., Bossel, H., Müller-Reißmann, K.F., Fischer, S. Energiewende // Physik in Unserer Zeit. 1980. № 11 (6). С. 193.


Оценить статью
(Голосов: 8, Рейтинг: 3.88)
 (8 голосов)
Поделиться статьей
Бизнесу
Исследователям
Учащимся