Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 15, Рейтинг: 4.87)
 (15 голосов)
Поделиться статьей
Сергей Андреев

Редактор ТАСС-ДОСЬЕ, эксперт РСМД

28 июня 2021 года премьер-министр Швеции Стефан Лёвен сообщил спикеру парламента Андреасу Норлену, что уходит в отставку. Это произошло после вынесенного ранее правительству по инициативе правой партии «Шведские демократы» вотума недоверия Риксдага — высшего законодательного органа страны. Из 349 депутатов 181 человек проголосовал за отставку С. Лёвена, занимающего пост главы правительства с 2014 г., еще 109 выступили против (противникам главы правительства требовалось 175 голосов).

В истории Швеции это первый случай, когда вотум недоверия привел к уходу главы правительства. После отказа лидера Умеренной коалиционной партии («Умеренные») Ульфа Кристерссона от формирования правительства, спикер Риксдага Андреас Норлен 1 июля поручил С. Лёвену выполнить эту задачу в трёхдневный срок. Всего спикер может предложить парламенту на голосование четыре кандидатуры на пост главы кабинета, в случае неудачи в стране будут объявлены новые выборы. Сам С. Лёвен пока формально остается исполняющим обязанности премьер-министра и отказался от проведения досрочных выборов, ибо ближайшие намечены на осень 2022 г.

Поводом для голосования о доверии правительству стали споры о законопроекте об изменениях в механизме взимания арендной платы — в королевстве существует ряд проблем с арендой жилья, остро необходимой в больших городах.

Такое единодушие разнополярных политических сил, пусть и по отдельности выступивших против премьер-министра, приводит к выводу, что вопросы арендной платы стали очередным поводом и последней каплей в борьбе за власть. Причины, очевидно, накапливались и росли несколько лет, среди которых можно отметить иммиграционный кризис, пандемию, ухудшение криминогенной обстановки.

С. Лёвен не смог сохранить Левую партию в качестве союзника. Он имеет шансы заручиться поддержкой большинства депутатов, но в том случае, если будет восстановлено согласие с «левыми». Левая партия и «центристы» смогли бы отдать предпочтение премьер-министру, однако данный сценарий столкнется с открытым нежеланием «центристов» сотрудничать с «левыми». Либерал-консерваторы из «Умеренных» теоретически могут собрать вокруг себя христианских демократов, Либералов и «центристов», но тогда дополнительно будет необходима поддержка «Шведских демократов», радикальная направленность которых отпугивает «центристов». Данная неуступчивость отрицательно сказалась на рейтинге последних, в свою очередь «Шведские демократы» выразили готовность к сотрудничеству с «Умеренными» и христианскими демократами и публично неоднократно обещали не отдавать ни одного голоса С. Лёвену. Заметное присутствие ультраправых, конечно, затруднит работу как правой, так и левой коалиций и вынудит их пойти на сотрудничество с популистами, которое они стараются лишний раз не афишировать или вообще избегать. Учитывая, что «Шведские демократы» изолированы от каких-либо стабильных политических союзов, то для претворения в жизнь своей политики в полной мере им придется заручиться поддержкой абсолютного большинства населения страны, чего пока не наблюдается.

Даже в случае сохранения С. Лёвеном своего поста с помощью очередного хрупкого закулисного соглашения, ему придется заранее продумать вопрос о том, поддержат ли его на важнейшем голосовании по проекту бюджета осенью этого года. Поскольку иметь правительство, которое продержится всего лишь несколько месяцев, — это еще один шаг в пропасть политического кризиса. Ранее С. Лёвен уже заявил, что если он не добьется принятия бюджета, будучи избранным премьер-министром, то покинет свой пост. Правительство социал-демократов в случае его утверждения будет кабинетом меньшинства, и ему понадобится поддержка других партий. Голосование по кандидатуре нового премьера может состояться уже 7 июля.

28 июня 2021 года премьер-министр Швеции Стефан Лёвен сообщил спикеру парламента Андреасу Норлену, что уходит в отставку. Это произошло после вынесенного ранее правительству по инициативе правой партии «Шведские демократы» вотума недоверия Риксдага — высшего законодательного органа страны. Из 349 депутатов 181 человек проголосовал за отставку С. Лёвена, занимающего пост главы правительства с 2014 г., еще 109 выступили против (противникам главы правительства требовалось 175 голосов).

В истории Швеции это первый случай, когда вотум недоверия привел к уходу главы правительства. Примечательно, что против премьер-министра, возглавлявшего правительство меньшинства Социал-демократической рабочей партии (СД) и «зелёных», выступили и поддерживающие его ранее члены оппозиционного левого спектра шведской политики. После отказа лидера Умеренной коалиционной партии («Умеренные») Ульфа Кристерссона от формирования правительства, спикер Риксдага Андреас Норлен 1 июля поручил С. Лёвену выполнить эту задачу в трёхдневный срок. Всего спикер может предложить парламенту на голосование четыре кандидатуры на пост главы кабинета, в случае неудачи в стране будут объявлены новые выборы. Сам С. Лёвен пока формально остается исполняющим обязанности премьер-министра и отказался от проведения досрочных выборов, ибо ближайшие намечены на осень 2022 г., и они состоятся в любом случае, даже если будут объявлены досрочные. Страна находится в сложном положении из-за пандемии COVID-19, а внеочередные выборы потребуют больших затрат.

Поводом для голосования о доверии правительству стали споры о законопроекте об изменениях в механизме взимания арендной платы — в королевстве существует ряд проблем с арендой жилья, остро необходимой в больших городах. Жилье можно снять без особых усилий на условиях субаренды («контракт второй руки»), но втридорога, а воспользоваться «контрактом первой руки» у муниципалитета с регулируемыми низкими государственными ценами затруднительно, к тому же очередь в крупных населенных пунктах может растягиваться на продолжительный срок. Правительство С. Лёвена приняло решение установить рыночные цены на аренду недвижимости в новых домах, при том что сами правящие социал-демократы не поддерживали данный шаг, но ради него пытались заручиться доверием оппозиционных правоцентристских партий. Однако с этим не согласились давние союзники СД из Левой партии (ранее название — «Левая партия – коммунисты»), для которых любые вопросы социальной сферы и особенно их передача в частные руки являются «красной линией».

Нынешние нападки на С. Лёвена изначально шли как раз от «левых». В процессе обсуждения законопроекта они первыми заявили о намерении отправить нынешнего премьера в отставку, невзирая на встречные предложения отложить вопрос до осени и не доводить дело до политического кризиса в условиях пандемии COVID-19, позже инициативу «левых» поддержали другие оппозиционные партии разной идеологической направленности. Но видя то, что главные противники С. Лёвена — это либерально-консервативная Умеренная коалиционная партия и националистическая и партия «Шведские демократы», после голосования глава «левых» Нуши Дадгостар поспешила заявить о необходимости возвращения С. Лёвена. В данном случае она усмотрела вероятность формирования нового правонационалистического правительства. Такое единодушие разнополярных политических сил, пусть и по отдельности выступивших против премьер-министра, приводит к выводу, что вопросы арендной платы стали очередным поводом и последней каплей в борьбе за власть. Причины и напряженность, очевидно, накапливались и росли несколько лет.

Хрупкий баланс

По итогам парламентских выборов 2014 года правительство меньшинства сформировали Социал-демократическая рабочая партия Швеции (113 мест в Риксдаге) и Партия зеленых (25). Их также поддержала Левая партия (21), однако ее не пригласили в правительство. В оппозиции оказался «Альянс за Швецию»: Умеренная коалиционная партия (84), Партия центра (22), Народная партия — либералы (19) и Христианско-демократическая партия (16). Ультраправая популистская антииммигрантская партия «Шведские демократы» с 49 мандатами хоть и удвоила свой результат 2010 года, но находилась в полной изоляции. Последняя в своей парламентской деятельности выступала против руководства страны, отвергала ее законодательные инициативы и в моменты парламентских кризисов единственная призывала к проведению досрочных выборов. Такая возможность уже возникала после двух месяцев работы правительства, однако правительственные силы и «Альянс за Швецию» подписали соглашение для того, чтобы обеспечить политическую стабильность как минимум до 2022 года и внеочередные выборы были отменены. Поддержка крайне правых «Шведских демократов» в условиях примерно равного распределения сил могла склонить баланс в сторону любой из соперничающих коалиций, но и левые, и правые неоднократно заявляли, что не желают сотрудничать с ними.

Социологические данные последующих четырех лет демонстрировали рост популярности «Шведских демократов» при снижении симпатий к социал-демократам и «Умеренным». А европейский иммиграционный кризис, который затронул не только транзитные страны, но и конечные пункты назначения — государства всеобщего благосостояния (к которым относится Швеция), периодически выводил ультраправых на первое место в шведских соцопросах (пиковые значения, превышающие 27%, достигались в сентябре 2015 г. и январе 2016 г.). Несмотря на дальнейшую стабилизацию рейтингов правящих социал-демократов и «Альянса», обновление руководства Умеренной коалиционной партии и Партии зеленых, «Шведские демократы» стабильно заняли место влиятельной «третьей силы» в стране, в среднем сохраняя свою популярность на уровне 20%.

Bloomberg

Несмотря на хрупкое согласие между коалицией и другими партиями, королевство демонстрировало экономические успехи — средний годовой рост ВВП оценивается Всемирным банком на уровне в 2,75% и безработица снизилась с 7,95% до 6,36% в 2014–2018 гг. Однако неразрешенными вопросами остались иммиграция и ксенофобия, где выигрышные позиции занимают ультраправые «Шведские демократы».

В логической цепочке правых популистов сюда прибавляется ухудшение криминогенной обстановки, рост количества «проблемных» районов, особенно в столице и на западном побережье страны, а также увеличение госрасходов на содержание беженцев. Последний пункт занимает особое место в экономической программе партии. В первую очередь это обещания разобраться с проблемами бедности среди пенсионеров и кризисом государства всеобщего благосостояния, сократив бюджеты на программы поддержки иммигрантов. Тактика переманивания электората с обеих флангов политического спектра и неспособность властей справиться с иммиграционными и криминальными проблемами частично принесли свои плоды — если в 2017–2018 гг. социал-демократы сохранили первое место в рейтинге, то второе место попеременно делили между собой националистические «Шведские демократы» и либерально-консервативные «Умеренные». Чтобы исправить положение, лидер «Умеренных» Кристерссон в предвыборной риторике добавил мигрантов в ряд угроз Швеции наряду с безработными, людьми без образования и молодежными бандами, а С. Лёвен признал наличие связи между миграцией и ростом организованной преступности. Дискуссия по этому вопросу резко обострилась в последние годы, поскольку в пересчете на общее количество населения шведы приняли у себя больше беженцев, чем любая другая страна Европы.

Сентябрьские выборы 2018 г. также не привели к явной победе какой-либо коалиции. СД сохранила большинство, но ее представительство упало до 100 мест, их «зеленые союзники» получили только 16 мест, «Умеренные» — 70 мандатов, в то время как «Шведским демократам» досталось 62 места. Усилили свои позиции и другие оппозиционные силы — Партия центра (31), Либералы (20), Христианско-демократическая партия (22), Левая партия (28). Дело дошло до вотума недоверия С. Лёвену и попыток сформировать правительство «Умеренными», однако они тоже потерпели поражение. Утвердить второе правительство Стефана Лёвена удалось только в январе 2019 г. путем долгих переговоров и письменного соглашения между СД, «центристами», «зелеными» и Либералами. Правительство по-прежнему де-юре осталось в руках хрупкой ослабевшей коалиции СД и «зелёных», однако в обмен на неформальную поддержку значительное влияние на политику и вопросы бюджета получили другие участники соглашения. При этом в СД заявили, что для Левой партии также сохранены возможности для дальнейших переговоров по разного рода вопросам. Но один из главных посылов соглашения остался прежним — минимизация контактов и влияния ультраправых сил.

Жизнь в пандемию

Помимо ведения долгих закулисных переговоров, передела влияния и нерешенных миграционных проблем, борьба с COVID-19 также стала еще одной причиной недовольства. В отличие от других стран Швеция изначально полностью не ограничивала передвижения жителей страны, работу предприятий и развлекательных учреждений, баров, магазинов, ресторанов и школ, ограничившись лишь рекомендациями Агентства общественного здравоохранения, которые не имеют строго обязательного характера, и полагаясь на честность и добропорядочность подданных. Задумывалось, что политика минимальных ограничений в долгосрочной перспективе поможет с меньшими потерями выйти из кризиса благодаря накопленному коллективному иммунитету, сохранению рабочих мест и открытым предприятиям. Стратегия, которая на первых порах встречала одобрение противников локдауна, демонстрировала относительную экономическую стабильность посреди закрытого бизнеса в других странах и резко возвысила популярность СД (в начале 2020 г. на первое место по соцопросам снова вырвались «Шведские демократы»), была подвергнута критике научным сообществом королевства, а в декабре 2020 г. ее ошибочность признали король и премьер-министр (в частности, король Карл XVI Густав заявил: «Я думаю, мы потерпели поражение»). При этом шведский ВВП в 2020 г., согласно национальным статистическим данным, продемонстрировал падение в первых двух кварталах 0,3% и 8,6% соответственно (рост в третьем и четвертом кварталах — 4,3% и 0,5% — не покрыл убытков первой половины года). В январе 2021 г. на основе отдельных законодательных актов руководству пришлось ужесточить ограничения. Власти также одобрили несколько вакцин, а большинство населения добровольно проходит вакцинацию (на 1 июля 2021 г. полностью вакцинировано порядка 30% населения). Но несмотря на обуздание волн пандемии, статистика говорит об обратном — на 1 июля 2021 г. общее число заражений приближается к 1,1 млн (более 10% населения страны), а число смертей составило более 14,5 тыс. В соседних Дании, Норвегии и Финляндии вместе взятых — 521,5 тыс. случаев заражения и 4,3 тыс. погибших.

Ранний старт политического сезона 2022

В моменты вотума недоверия и отставки С. Лёвена представители оппозиции, оставшиеся за бортом закулисных переговоров и соглашений открыто выражали свое недовольство премьером. Лидер партии христианских демократов Эбба Буш заявила на одной из пресс-конференций: «Мы были против правительства С. Лёвена, когда оно пришло к власти. Мы были против правительства С. Лёвена тогда, мы против правительства С. Лёвена сейчас». Аналогичного мнения придерживается лидер Умеренной коалиционной партии — второй партии в стране. В частности, Ульф Кристерссон отметил: «Это правительство вообще не должно было появиться. Против Стефана Лёвена мы голосовали не один раз и, конечно же, сделаем это снова». Лидер «Шведских демократов» (третьей партии в стране) Йимми Окессон заявил, что его партия готова взять ответственность за страну: «Вряд ли нужно говорить, что Швеция находится в сложной ситуации теперь, когда карточный домик Стефана Лёвена наконец пал. Мы будем готовы стать частью правительства или поддержать его. Оно даст нам возможность протолкнуть важные демократические реформы, в которых Швеция так отчаянно нуждается». Тон подобных заявлений вскрывает не только прежде коренившиеся противоречия шведской политики, но и готовность уже сейчас приступить к борьбе за власть и подготовить электоральную базу к выборам 2022 года.

Однако последние опросы общественно мнения, проведенные непосредственно перед вынесение вотума недоверия исследовательской службой Sifo совместно с изданием Svenska Dagbladet, демонстрируют небольшой отрыв между Кристерссоном и С. Лёвеном — 50% и 48,8% соответственно. Данные газеты Expressen дают преимущество С. Лёвену — 44%, когда у Кристерссона — 38%. Среди центристских партий фаворитом также является С. Лёвен (51% против 14%).

Вместе с тем в последние месяцы на уровне партий СД хоть и сохраняют первое место, но их рейтинг в среднем остается на уровне 26–27% — ниже, чем результаты выборов 2018 г. «Умеренные» продолжают сохранять хрупкое «второе» место, изредка уступая его «Шведским демократам», сами националисты уверенно сохраняют за собой звание третьей политической силы, угрожая противникам стать второй. Шведские социологи отмечают, что нынешняя ситуация — огромный шанс для радикальных сил в виде «Шведских демократов» и Левой партии, ибо их избирателей отмечает популизм, излишний алармизм и желание радикальных перемен, которые будет легче провести в эпоху «пробуксовок» и политического кризиса (и если они это открыто и не приветствовали, то всячески продвигали идею вотума недоверия парламентскими законными методами своим политическим противникам, оказавшимся у власти). Если ультраправым готовы поверить разочаровавшиеся сторонники правоцентристского спектра, то подъём Левой партии, в свою очередь, происходит в основном от «переманивания» голосов от СД и «зеленых». Для «центристов», пусть и поддерживавших нынешнюю коалицию, важной чертой оставалось формальное неучастие в правительстве, сохранение статуса «сочувствующих» и «не оппозиционеров» с целью сохранения влияния и избегания возможных нападок на политику коалиции.

***

С. Лёвен не смог сохранить Левую партию в качестве союзника. Он имеет шансы заручиться поддержкой большинства депутатов, но в том случае, если будет восстановлено согласие с «левыми». Левая партия и «центристы» смогли бы отдать предпочтение премьер-министру, однако данный сценарий столкнется с открытым нежеланием «центристов» сотрудничать с «левыми». Либерал-консерваторы из «Умеренных» теоретически могут собрать вокруг себя христианских демократов, Либералов и «центристов», но тогда дополнительно будет необходима поддержка «Шведских демократов», радикальная направленность которых отпугивает «центристов». Данная неуступчивость отрицательно сказалась на рейтинге последних, в свою очередь «Шведские демократы» выразили готовность к сотрудничеству с «Умеренными» и христианскими демократами и публично неоднократно обещали не отдавать ни одного голоса С. Лёвену. Заметное присутствие ультраправых, конечно, затруднит работу как правой, так и левой коалиций и вынудит их пойти на сотрудничество с популистами, которое они стараются лишний раз не афишировать или вообще избегать. Учитывая, что «Шведские демократы» изолированы от каких-либо стабильных политических союзов, то для претворения в жизнь своей политики в полной мере им придется заручиться поддержкой абсолютного большинства населения страны, чего пока не наблюдается.

Даже в случае сохранения С. Лёвеном своего поста с помощью очередного хрупкого закулисного соглашения, ему придется заранее продумать вопрос о том, поддержат ли его на важнейшем голосовании по проекту бюджета осенью этого года. Поскольку иметь правительство, которое продержится всего лишь несколько месяцев, — это еще один шаг в пропасть политического кризиса. Ранее С. Лёвен уже заявил, что если он не добьется принятия бюджета, будучи избранным премьер-министром, то покинет свой пост. Правительство социал-демократов в случае его утверждения будет кабинетом меньшинства, и ему понадобится поддержка других партий. Голосование по кандидатуре нового премьера может состояться уже 7 июля.

Оценить статью
(Голосов: 15, Рейтинг: 4.87)
 (15 голосов)
Поделиться статьей
Бизнесу
Исследователям
Учащимся