Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 8, Рейтинг: 4)
 (8 голосов)
Поделиться статьей
Олег Гуров

МBA, генеральный директор АНО «Центр развития деловых компетенций»

В конце сентября 2019 г. в Прибалтике прошли Дни Москвы, организованные Департаментом внешнеэкономических и международных связей города Москвы. В рамках этого события были проведены официальные, деловые и культурные мероприятия в Таллине, Риге и Даугавпилсе.

Кроме официальных и культурных мероприятий, в технопарке «Юлемисте» (Таллин) прошел круглый стол по вопросам цифровых технологий «Москва в глобальном цифровом пространстве. Приоритеты, перспективы, ключевые проекты».

Местом проведения круглого стола по цифровизации городской среды Таллин был выбран не случайно. Для развития Москвы может быть полезен опыт Таллина в части развития системы общественного транспорта и информационных технологий.

Эстония — один из лидеров цифровой трансформации всех сфер жизни, ставшая первым в мире государством, реализовавшим проект электронного гражданства (e-Residency). Конечно, цифровое гражданство, проект которого был запущен еще в 2014 г., не является гражданством в традиционном понимании, а представляет собой цифровое ID, которое дает право на получение государственных услуг Эстонии в онлайн-режиме. Предприниматель также получает возможность дистанционно зарегистрировать бизнес в Эстонии из любой точки мира и вести его без личного присутствия: бизнесмен может с легкостью пользоваться легитимными государственными, юридическими, бухгалтерскими и другими видами онлайн-услуг.

Реализация этого подхода позволила упростить процедуры и улучшить качество и скорость предоставления услуг, поэтому «электронными гражданами» Эстонии стали уже десятки тысяч человек со всего мира. Эта инициатива имеет глубокий философский и геополитический смысл: при дальнейшей успешной реализации станет возможным стереть традиционную связь между физической территорией и гражданством. Цель благая — в основе идеи электронного гражданства находится проект выстраивания прозрачной и честной «доверительной экономики» для бизнесменов и предпринимателей со всего земного шара. Данный проект является антитезисом понятия «темного Интернета» — цифрового ада, в котором работают террористы и экстремисты, мошенники и наркодилеры.

Одним из факторов, сопутствующим успеху реализации этого проекта в Эстонии стал высокий уровень цифровой грамотности и широкое проникновение интернет-услуг в эстонское общество: более 90% граждан Эстонии являются пользователями интернет-услуг. В России же количество интернет-пользователей составляет около 110 млн человек, а пользователей интернет-услуг — около 76%. Показатель, кстати, также вполне достойный с учетом того, что в среднем по миру Интернетом пользуется 57% населения, согласно данным отчета о глобальной отрасли digital на 2019 год, представленного агентством «We Are Social» и сервисом «Hootsuite».

В конце сентября в Прибалтике прошли Дни Москвы, организованные Департаментом внешнеэкономических и международных связей города Москвы. В рамках этого события были проведены официальные, деловые и культурные мероприятия в Таллине, Риге и Даугавпилсе.

Центральным событием Дней Москвы стал бизнес-форум, проведенный в Риге, в рамках которого представители органов государственной власти и бизнеса обсудили различные аспекты торгово-экономического сотрудничества и инвестиционный потенциал Москвы и Риги. Особое внимание было уделено обсуждению проблем и острых вопросов, касающихся трудностей в развитии бизнеса и торговли между гражданами России и Латвии.

Подобные Дням Москвы в Прибалтике мероприятия — важный инструмент для обеспечения конструктивного и прямого диалога, свободного от ограничений, налагаемых высокой политикой. Россия и страны Прибалтики — ближайшие соседи, и вести совместный бизнес, торговать друг с другом, обмениваться культурными достижениями и путешествовать — это то, к чему надо стремиться, и ради чего стоит направлять все возможные усилия в целях преодоления каких бы то ни было трудностей и препятствий.

При этом текущая ситуация далека от идеала. Как отметил Сергей Черёмин, Министр Правительства Москвы, руководитель Департамента внешнеэкономических и международных связей города Москвы, в последние годы внешнеторговый оборот со странами Балтии уменьшается. Особенно остро выглядит ситуация с Эстонией, у которой основные показатели торговли в последнее время снижались на 15–18% в год. Однако перспективы сотрудничества сугубо положительные, так как у представителей обоих государств на всех уровнях существует взаимный интерес к развитию взаимовыгодных отношений.

Конечно, практически невозможно выстроить сотрудничество в экономической сфере без создания и поддержания атмосферы добрососедской дружбы, культурного обмена и диалога. Поэтому мероприятия в сфере культуры стали важной частью программы Дней Москвы в Прибалтике. В Риге прошел музыкальный спектакль московского музыкального театра «Геликон-опера» и концерт хора Валаамского монастыря.

Не менее важные мероприятия были проведены и в столице Эстонии — Таллине. Кроме официальных и культурных мероприятий, в технопарке «Юлемисте» с успехом прошел круглый стол по вопросам цифровых технологий «Москва в глобальном цифровом пространстве. Приоритеты, перспективы, ключевые проекты», организованный совместно с АНО «Центр развития деловых компетенций». Актуальность круглого стола обусловлена тем, что в настоящее время и Москва, и Таллин, переживают глобальную трансформацию — это знак того, что столицы обоих государств развиваются в соответствии с мировыми трендами, направленными на качественное удовлетворение потребностей граждан и гостей столиц.

Говоря о Москве, все мы видим, как преобразилась российская столица за последние десятилетия. Речь идет не столько о расширении ее территории, сколько о качественных преобразованиях условий жизни, ведения предпринимательской и общественной деятельности. Налажен двусторонний диалог с активными гражданами, внедрены и успешно применяются электронные сервисы предоставления государственных услуг, развивается транспортная инфраструктура города, благоустраиваются парки, набережные, места общественного и культурного отдыха, активно реализуются различные государственные программы и городские проекты, формируется единое столичное цифровое пространство.

В 2018 г. Правительство Москвы утвердило комплексную программу по развитию комфортной и безопасной городской среды «Умный город – 2030», цель которой обеспечить устойчивый рост качества жизни москвичей и благоприятных условий ведения предпринимательской и общественной деятельности за счет применения цифровых технологий.

Современная Москва развивается в самых разных направлениях, использует передовой международный опыт и представляет собой достойный пример для других городов и регионов России.

Целью проведенного круглого стола явилось обсуждение планов и реального опыта развития комфортной городской среды, цифровой трансформации социально-экономической жизни населения, улучшения предпринимательского и инвестиционного климата городов на примерах опыта Москвы и Таллина.

Местом проведения круглого стола по цифровизации городской среды Таллин был выбран не случайно. Для развития Москвы может быть полезен опыт Таллина в части развития системы общественного транспорта и информационных технологий. И, конечно же, Москва и Таллин не скрывают заинтересованность в развитии взаимного туризма.

Кроме этого, стоит обратить внимание на то, что Эстония — один из лидеров цифровой трансформации всех сфер жизни, ставшая первым в мире государством, реализовавшим проект электронного гражданства (e-Residency). Конечно, цифровое гражданство, проект которого был запущен еще в 2014 г., не является гражданством в традиционном понимании, а представляет собой цифровое ID, которое дает право на получение государственных услуг Эстонии в онлайн-режиме. Предприниматель также получает возможность дистанционно зарегистрировать бизнес в Эстонии из любой точки мира и вести его без личного присутствия: бизнесмен может с легкостью пользоваться легитимными государственными, юридическими, бухгалтерскими и другими видами онлайн-услуг.

Реализация этого подхода позволила упростить процедуры и улучшить качество и скорость предоставления услуг, поэтому «электронными гражданами» Эстонии стали уже десятки тысяч человек со всего мира. Эта инициатива имеет глубокий философский и геополитический смысл: при дальнейшей успешной реализации станет возможным стереть традиционную связь между физической территорией и гражданством. Цель благая — в основе идеи электронного гражданства находится проект выстраивания прозрачной и честной «доверительной экономики» для бизнесменов и предпринимателей со всего земного шара. Данный проект является антитезисом понятия «темного интернета» — цифрового ада, в котором работают террористы и экстремисты, мошенники и наркодилеры.

Одним из факторов, сопутствующим успеху реализации этого проекта в Эстонии стал высокий уровень цифровой грамотности и широкое проникновение интернет-услуг в эстонское общество: более 90% граждан Эстонии являются пользователями интернет-услуг. В России же количество интернет-пользователей составляет около 110 млн человек, а пользователей интернет-услуг — около 76%. Показатель, кстати, также вполне достойный с учетом того, что в среднем по миру интернетом пользуется 57% населения, согласно данным отчета о глобальной отрасли digital на 2019 год, представленного агентством «We Are Social» и сервисом «Hootsuite».

В этих условиях фокус на цифровую грамотность — не роскошь, а необходимость, поскольку она становится главным навыком, требуемым современными реалиями. В широком смысле, цифровая грамотность — это умение оперировать цифровыми ресурсами, начиная от получения, понимания и оценки информации, заканчивая ее передачей и обменом — все то, что требуется сегодня от человека для участия в социальных процессах.

Поэтому на круглом столе, наряду с такими «традиционными» темами для мероприятий по урбанистической тематике, как перспективы и приоритеты Москвы и Таллина в условиях урбанизации и цифровизации, современные тренды формирования глобального цифрового пространства и роль городов, вопросы информационной безопасности, комфортной и безопасной городской среды, обсуждались и вопросы о том, какое место в формирующейся цифровой городской среде занимает современный человек — гражданин и горожанин.

С учетом того, что в ближайшие десятилетия прогнозируется рост городов и городского населения, в недалеком будущем актуальность данных вопросов станет приобретать еще большее значение, далеко выходя за пределы интересов администрации и жителей Москвы и Таллина. Согласно прогнозу, представленному в 2018 г. департаментом Организации объединенных наций (ООН) по экономическим и социальным вопросам, к 2030 году в мире будет существовать 43 мегагорода с населением более 10 млн человек. Спустя еще двадцать лет, две трети населения Земли будут жить в городах (на данный момент этот показатель составляет 55%).

Тренды развития городов, которые мы наблюдаем на наших улицах уже сегодня, включают совершенствование транспортной системы, обеспечение доступности сервисов, услуг и развитие «умной» инфрастуктуры, увеличение количества и улучшение качества общественного пространства, совершенствование системы безопасности и контроль над экологической ситуацией.

Данные тренды при их грамотной реализации являются примером воплощения инноваций. При частом, может быть, даже избыточно частом употреблении этого модного термина забывается его точное определение: инновация — это практически реализованная востребованная креативная идея. В этом определении важно каждое слово, и, говоря о городском строительстве и управлении в контексте Москвы, мы должны отметить, что процесс реализации инноваций, как любой общественно значимый процесс, имеет свой авангард, основную движущую силу и союзников.

В настоящее время формально инновационные процессы осуществляются под патронажем государства, поскольку основные финансовые и организационные ресурсы, а также система планирования, исходят от государства. Финансирование подобных проектов осуществляется из государственного бюджета через Центр стратегических разработок, Сколково и Агентство стратегических инициатив, которые являются центрами производства и распространения знания и выступают в качестве мозговых центров. Эти организации, несмотря на высокие стандарты деятельности, масштабы задач и мощные ресурсы, имеют и определенные минусы — являются монополистами на «истину» и не слишком публичны.

С другой стороны, широкий спектр инноваций в различных секторах городского строительства и управления процессами, распространяется и за пределами государства — в рамках полугосударственных и частных корпораций и объединений. Этот сектор шире, так как финансирование осуществляется не напрямую из государственного бюджета. Движущие силы этого сектора — самоназначенные эксперты, которые организуют и проводят профессиональные и публичные мероприятия, различные стратегические сессии, форсайты и круглые столы. Несмотря на существенную мобильность и «приземленность» поставленных целей и задач, в данном секторе также наблюдаются такие проблемы, как фокус на спекулятивность, конъюнктурность и отсутствие социальной ответственности за решения, принятые в угоду зачастую близоруким целям.

Еще одним сектором реализации инновационных процессов в городской среде являются частные инициативы. Конкретные люди и небольшие компании прекрасно понимают и осознают выгоды и перспективы для себя и своего бизнеса, однако, в большинстве случаев обладают ограниченными ресурсами, их сфера деятельности лимитирована узко-бытовыми вопросами и задачами. Кроме того, представители данного сектора часто демонстрируют сомнительное качество человеческого капитала и недостаток просвещенности.

В связи с этим, организация процессов развития данного сектора, создание системы и контроль финансирования, создание корректных и справедливых программ его распределения требуют особого внимания и отдельного изучения. При этом необходимо продуманно организовать систему информационного сопровождения этих процессов и вкладывать энергию и ресурсы для того, чтобы разъяснить ситуацию и убедить общество в полезности этого сектора и в необходимости участия каждого в этих процессах.

Необходимо внимательно проработать инструменты привлечения свободных ресурсов населения в инновационные процессы, так как они являются одной из наиболее перспективных сфер. Современная наука городского управления и развития практически во всем мире признает важнейшую роль городских жителей в реализации всех инновационных процессов городской жизни. Инструменты цифровизации позволяют обеспечить столь важные для любого города элементы как:

· Самобытность места и его неповторимость, дать ощущение и чувство места.

· Отлаженную среду с устойчивой, эффективной и рабочей инфраструктурой.

· Систему предоставления базовых и факультативных услуг бизнесу, обществу и гостям города.

· Пространство для отдыха и развлечений, карту достопримечательностей и культурного наследия.

Эти элементы имеют значение для каждого жителя города, и коренного, и приезжего, а также для тех, кто приезжает на работу или для отдыха. Отмеченные характеристики являются важнейшими для любого города, вне зависимости от специфики места, культурных, национальных, природных и других особенностей. Всем заинтересованным сторонам — администрации, обществу и отдельным горожанам — необходимо обеспечивать фокус на системное участие в создании перспектив собственного, уникального развития.

В этом контексте отдельного осмысления требует соотношение технологических и общественных процессов. Вовлечение огромных масс участников в эти конструктивные процессы в рамках цифровизации позволяют утверждать, что в городе успешно реализуются демократические принципы устройства жизни.

Именно поэтому этот вопрос очень важен — ведь он касается всех сторон общественной жизни и требует особенно ответственного и внимательного подхода, так как при отсутствии фокуса эти процессы могут быть дистанционно использованы различными деструктивными силами.

Исходя их опыта цифровой трансформации Москвы и Таллина, можно утверждать, что одним из эффективных инструментов решения подобных вопросов является их широкое обсуждение. В Москве широкое распространение и авторитет получил такой ресурс правительства Москвы, как «Активный гражданин», и его популярность растет, так как он является эффективным инструментом для решения многих задач московской жизни. Однако, этой инициативы недостаточно, и мы наблюдаем процессы того, как инициативы растут «снизу» — от частных лиц и различных объединений активистов. Эти инициативы необходимо поощрять и способствовать им, и в то же время координировать, чтобы удержать позитивный и конструктивный импульс.

Еще одной стороной демократичного характера процессов цифровизации городского управления является контроль над ними со стороны широкой общественности. Современные технологические платформы создают для этого большие возможности. В этом контексте экспертиза горожан является основой для общественного контроля. Горожане сегодня — это новый вид граждан. Это просьюмеры (prosumers) — активные потребители, способные и желающие улучшать мир и среду вокруг себя, стремящиеся участвовать в процессе развития Города и обращающие внимание органов управления на недостатки, требующие исправления и учета их мнения при определении и реализации путей развития.

В этих процессах ИКТ обеспечивают большую открытость, междисциплинарность, межсекторное сотрудничество, дают возможности собирать, обрабатывать и использовать результаты big data и другие продвинутые технологии. Процессы еще не завершены, сейчас идет серьезный поиск новых платформ и методов. Часть этих поисков удачные, часть — неудачные эксперименты, иногда создающие неприятные последствия. Поэтому поиск золотой середины — главная задача всех участников процесса. Необходимо отметить, что вовлечение горожан в совместное построение общего будущего — это способ объединить людей с разной мотивацией: от простого любопытства и коммерческого интереса до альтруизма, желания социализироваться и даже просто занять свободное время.

Оценить статью
(Голосов: 8, Рейтинг: 4)
 (8 голосов)
Поделиться статьей
Бизнесу
Исследователям
Учащимся