Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 1, Рейтинг: 5)
 (1 голос)
Поделиться статьей
Олег Гуров

МBA, генеральный директор АНО «Центр развития деловых компетенций»

В контексте евразийской интеграции и формирования единого экономического пространства важно обратить внимание на то, какое место в этих процессах занимает сегодня цифровая трансформация. Несмотря на то, что мы еще не в полной мере осознаем ее значение и пока не в состоянии оценить полномасштабные последствия происходящих изменений, нельзя поспорить с тем, что цифровизация уже успела занять важное место практически во всех аспектах жизни современного человека.

По мнению ЕЭК, цифровизация играет ключевую роль не только в законодательной сфере и экономических процессах, но и в гуманитарных аспектах интеграции, открывая новые возможности всестороннего и всеобъемлющего сотрудничества на базе единой сетевой инфраструктуры, формирующей общее цифровое пространство.

Это пространство позволяет объединить различные внутригосударственные и частные цифровые платформы (информационные системы и цифровые решения) для оперативного получения их пользователями товаров и услуг, заключения сделок, оформления налоговых и таможенных документов, обмена информацией с контролирующими государственными ведомствами и другими участниками международного товарооборота и сотрудничества. Эксперты прогнозируют, что создание общих цифровых платформ и внедрение новых цифровых решений позволит устранить барьеры для движения товаров, услуг, капитала и данных, создавать новые рабочие места и развивать ранее не существовавшие направления деловой активности и даже целые отрасли цифровой экономики (к которой стремятся все страны мира), что в конечном итоге должно привести к общему росту экономики государств-членов ЕАЭС и повышению благосостояния их граждан.

В контексте евразийской интеграции и формирования единого экономического пространства важно обратить внимание на то, какое место в этих процессах занимает сегодня цифровая трансформация. Несмотря на то, что мы еще не в полной мере осознаем ее значение и пока не в состоянии оценить полномасштабные последствия происходящих изменений, нельзя поспорить с тем, что цифровизация уже успела занять важное место практически во всех аспектах жизни современного человека. Ранее об этих явлениях говорили СМИ, освещая новости передовой науки, писали ученые в своих статьях, а теперь каждый человек участвует во многих сферах цифровизации: мы являемся субъектами цифрового государства и цифровой экономики, где формируется цифровая этика и, шире — цифровая культура.

Немногие обратили внимание на то, что исключительно ради того, чтобы соответствовать требованиям цифрового мира, производители модифицировали форму и упаковку многих товаров, чтобы облегчить транспортировку в другие страны и на другие континенты. В таких видах спорта как, например, волейбол и теннис, были введены новые правила игры в целях удобства демонстрации зрелищного спорта по телевидению для многомиллионной аудитории. Правила дорожного движения также меняются достаточно сильно: в качестве примера можно привести введение специальной разметки на перекрестках, запрещающей на них выезд в случае пробки, что контролируется видеокамерами, и это действительно способствует изменению культуры вождения в городе.

Приведенные выше примеры не должны отвлекать от наблюдения за тем, что цифровизация кардинально трансформировала и даже создала новые сферы человеческой деятельности. Например, электронная торговая площадка AliExpress в 2018 г. продемонстрировала оборот в 212 млрд рублей с 20 млн российских покупателей. По своей сути AliExpress представляет собой не просто интернет-площадку для торговли, а единую общенациональную цифровую платформу, через которую китайские компании продают свои товары по всему миру, экономя на рекламе и продвижении. В свою очередь, китайское правительство в рамках данной платформы получило эффективный инструмент для налогообложения предпринимателей и контроля за экспортными операциями.

В качестве удачного примера полномасштабного проекта «российского производства» можно привести общенациональную цифровую платформу «Госуслуги.ру» — единый федеральный портал, позволяющий российским гражданам эффективно взаимодействовать с государственными ведомствами через Интернет, что значительно экономит время и силы. По официальным данным Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ, за 2018 год число пользователей портала составило 86 млн человек. Объем платежей превысил 52,6 млрд рублей.

Николай Маркоткин:
Дивный новый мир без работы

Изменения, которые происходят в мире в связи с внедрением цифровых технологий, влияют не только на политическую и экономическую систему, но и создают запрос на появление новых и увеличение значимости ряда традиционных профессий (при этом делая часть из них невостребованными). Да и сам труд структурно меняется в результате развития технологий: предприятия начинают внедрять операционных роботов, которые в рамках своих компетенций принимают на себя выполнение простых и рутинных задач, и тем самым дают сотрудникам возможность посвятить рабочее время решению стратегических и творческих задач. Несмотря на то, что некоторые люди испытывают понятные опасения, что внедрение новых технологий сделает существенную часть населения безработными и невостребованными на рынке труда будущего, нам представляется, что на самом деле опасаться нечего — достаточно вспомнить мировую историю. В различные периоды неоднократно имели место достаточно резкие революционные изменения в экономической и общественной жизни, меняющие, в частности, систему трудовых отношений, создающие новые специальности и исключая устаревшие. И каждый раз общество находило в себе возможности адаптации, дальнейшего развития и движения вперед. Кроме стремления достичь более высокой производительности труда и понизить издержки на заработную плату, использование «цифровых работников» должно облегчить и снять с сотрудников часть операционной нагрузки, чтобы дать им возможность творчески развиваться, ставить перед собой новые цели. И уже сегодня на практике реализуется много проектов с целью оптимизации рутинных технических задач с помощью цифровых технологий.

Правительства, заинтересованные в обеспечении безопасности, контроле и автоматизации политических и общественных процессов; бизнес, чьей целью является оптимизация расходов и максимизация прибыли; энтузиасты-провидцы, своим творческим гением трансформирующие фантазии в реальность; общечеловеческая культура, находящая в цифровых технологиях благодатную почву для меняющейся на протяжении последнего столетия природы человека вследствие развития различных технологий — все эти и многие другие факторы слились воедино и составили новый цифровой поток жизни на пороге третьего тысячелетия.

Важно подчеркнуть, что происходящие процессы уже переросли государственные границы, и российскому государству требуется идти в ногу со временем для обеспечения суверенитета, а также для сохранения и усиления позиций в мире в новых условиях. Цифровизация не просто вошла в нашу жизнь, но на глазах становится ее основополагающей частью, изменяя множество традиционных систем. Даже такие консервативные в силу своей сложности и масштабности сферы, как, например, межгосударственные отношения, отнюдь не являются исключением.

В качестве примера можно посмотреть, как развивается одна из недавно созданных международных организаций региональной экономической интеграции, показавшая наиболее высокий экономический рост в течение последних лет — Евразийский экономический союз (ЕАЭС), договор о создании которого был подписан в 2014 году. Членами ЕАЭС являются такие государства, как Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика и Российская Федерация. Как представлено на официальном сайте организации: «ЕАЭС создан в целях всесторонней модернизации, кооперации и повышения конкурентоспособности национальных экономик и создания условий для стабильного развития в интересах повышения жизненного уровня населения государств-членов».

Успех текущей деятельности и перспективы развития ЕАЭС относятся к сфере стратегических интересов России, поскольку эта организация занимает важное место на геополитической картине мира и обладает серьезным экономическим потенциалом, в противовес Европейскому союзу уравновешивая баланс сил и торгово-экономических интересов в юго-восточной части Евразии. По текущим прогнозам, которые основаны на промежуточной статистике, предполагается, что в 2019 году объемы международного экономического взаимодействия Российской Федерации с регионами Европы и Азии впервые сравняются.

Приоритетным направлением развития ЕАЭС в настоящее время является проведение в странах Союза согласованных политик, в основе которых лежит гармонизация законодательства, которое является правовой основой интеграции.

Кроме этого, в 2018 году вступил в силу Таможенный кодекс ЕАЭС, предполагающий оцифровку бизнес-процессов и электронное декларирование, позволяющее повысить уровень интеграции и снизить издержки бизнеса. Важность и значение для будущего развития в части цифровой трансформации экономик государств —членов ЕАЭС отражены в главных направлениях «Цифровой повестки ЕАЭС до 2025 года», в которой цифровая трансформация позиционируется как главный фактор развития. В этом документе государства ЕАЭС согласовали пути и способы развития региона для повышения его конкурентоспособности на международной арене и улучшения качества жизни своих граждан за счет формирования единого цифрового пространства.

Говоря о деятельности ЕАЭС в контексте цифровизации, необходимо вспомнить и о том, что в 2018 году в результате двухлетних переговоров между ЕАЭС и Китайской Народной Республикой было подписано торговое соглашение. Укрепление экономического сотрудничества с Китаем и другими странами Азии нацелено не только на упрощение таможенных и контрольных процедур, и, следовательно, увеличение товарооборота, но и налаживание открытой дипломатии и расширение культурных связей.

По мнению ЕЭК, цифровизация играет ключевую роль не только в законодательной сфере и экономических процессах, но и в гуманитарных аспектах интеграции, открывая новые возможности всестороннего и всеобъемлющего сотрудничества на базе единой сетевой инфраструктуры, формирующей общее цифровое пространство.

Это пространство позволяет объединить различные внутригосударственные и частные цифровые платформы (информационные системы и цифровые решения) для оперативного получения их пользователями товаров и услуг, заключения сделок, оформления налоговых и таможенных документов, обмена информацией с контролирующими государственными ведомствами и другими участниками международного товарооборота и сотрудничества. Эксперты прогнозируют, что создание общих цифровых платформ и внедрение новых цифровых решений позволит устранить барьеры для движения товаров, услуг, капитала и данных, создавать новые рабочие места и развивать ранее не существовавшие направления деловой активности и даже целые отрасли цифровой экономики (к которой стремятся все страны мира), что в конечном итоге должно привести к общему росту экономики государств-членов ЕАЭС и повышению благосостояния их граждан.

Однако сама по себе цифровизация не является панацеей и технические возможности не решают все вопросы интеграции в международном масштабе. Эксперты ЕАЭС в сотрудничестве со Всемирным банком исследовали возможные риски, угрозы и перспективы и разработали ключевые рекомендации по внедрению Цифровой повестки до 2025 года. Для того, чтобы создать надежную основу для эффективной интеграции, необходимо проведение комплексных мероприятий, целью которых является, в первую очередь, синхронизация институциональных и правовых основ Цифровой повестки. С учетом развития технологических возможностей необходимо обеспечить овладение цифровой грамотностью гражданами. С этой целью требуется разработать образовательные программы повышения уровня цифровых навыков населения, обеспечить поддержку разработки и внедрения цифровых платформ и, наконец, предусмотреть в бюджете финансирование, необходимое для реализации данных мероприятий.

В настоящее время аналитические данные позволяют сделать вывод о крайне низком уровне применения цифровых технологий в частном секторе экономики большинства населения государств-членов ЕАЭС. Показательно, что причиной этого является не отсутствие технологий или их недоступность, а скорее — отсутствие цифровой культуры. Отказ от интеграции в цифровое пространство у граждан и представителей бизнеса связан с низким уровнем доверия к цифровым решениям, непониманием преимуществ цифровизации и недостаточной компетентностью. Эта проблема требует большого внимания как со стороны государственной политики, так и общественной деятельности.

Помимо совместных мероприятий в рамках ЕАЭС, направленных на внедрение цифровой повестки и ее синхронизации в рамках международной организации, государства — члены ЕАЭС реализуют и собственные программы цифровизации. Так, российское правительство сформировало национальную программу «Цифровая экономика Российской Федерации». Кроме того, активно реализуются региональные программы, учитывающие особенности и перспективные направления развития на местах.

В Казахстане реализуется государственная программа «Цифровой Казахстан», целью которой является активное развитие цифровой экосистемы для достижения устойчивого роста и повышения конкурентоспособности экономики, а также улучшение качества жизни населения. Среди основных элементов развития фокус делается на развитие компетенций и навыков граждан для цифровой экономики, повышение цифровой грамотности, подготовке специалистов в сфере информационно-коммуникационных технологий и усовершенствование системы электронного и мобильного правительства.

Мы видим, что несмотря на главенство экономической составляющей в программах цифровой трансформации, ограничиться данной сферой не представляется возможным. Ведь цифровизация экономики — это только часть картины, представляющей собой образ цивилизации в настоящее время. Наш мир не стоит на месте, и сам человек развивается и совершенствуется. Необходимо учитывать, что развитие цифровых технологий нельзя остановить или повернуть вспять, а ввиду резкого, прорывного характера развития эти тенденции обретают еще более мощный импульс. При всем оптимистичном отношении к прогрессу и техническим достижениям, ответ на вопрос, какими будут результаты развития технологий, не может быть однозначным. Существует несколько разных позиций: кто-то считает, что общество должно всецело содействовать развитию и применению цифровых технологий, другие специалисты настаивают на том, что цифровые технологии должны стать объектом серьезного общественного контроля.

В этих условиях становится очевидным, что если не сегодня, то в повестке завтрашнего дня встанут вопросы интеграции культуры в широком смысле, а также национальных культур государств-участников ЕАЭС для сохранения собственной самоидентификации и формирования новой идентичности на правах равноправия и синергии культурных ценностей. Реализация этой непростой задачи потребует осуществления культурного обмена, сотрудничества в рамках научного сообщества, взаимопроникновения национальных литератур, кинематографа, театра. Цифровые технологии являются эффективным инструментом для осуществления этой деятельности на системной основе.

Как известно, то, что дает возможности, несет и соответствующие риски. В этой связи не будет преувеличением сказать, что цифровая трансформация при отсутствии должного контроля может вызвать потрясения в обществе и даже подвергнуть риску сами основы культуры и общественных отношений. В этих условиях государствам необходимо уделять особое внимание новым технологиям, которые могут стать инновационными инструментами сохранения и использования культурного наследия и всех достижений культуры и цивилизации для построения и поддержания сильного и жизнеспособного сообщества в рамках ЕАЭС.

Цифровая трансформация достигла поистине планетарного масштаба. Российской Федерации и государствам — членам ЕАЭС требуется выработать общую идеологию и проводить согласованную политику для достижения поставленных задач, выполнение которых позволит не только занять и сохранить достойную позицию на международной арене в политической и экономической сфере, но также сформировать и обеспечить надежную защиту единому культурному пространству в интересах наших государств и всего мира.

Оценить статью
(Голосов: 1, Рейтинг: 5)
 (1 голос)
Поделиться статьей
Бизнесу
Исследователям
Учащимся