Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 2, Рейтинг: 3)
 (2 голоса)
Поделиться статьей
Милан Лазович

Программный координатор РСМД

Индия на протяжении многих веков имела определенное влияние в регионе Центральной Азии, являясь его непосредственным соседом. Несмотря на это, она не всегда была активна в регионе, индийское участие во внутри региональных делах носило волнообразный характер. С 2015 г., когда премьер-министр Индии Нарендра Моди совершил визит во все пять центральноазиатских государств, и до сих пор мы можем наблюдать новый виток индийской политики в Центральной Азии.

Участники круглого стола пришли к выводу, что Индия, безусловно, будет наращивать и расширять свое влияние в ЦА, а государства региона будут поддерживать ее инициативы. Вполне вероятно, что она окажется вовлеченной в более крупные региональные инициативы с участием третьих сторон. Речь может идти, например, об участии в российских оборонных проектах. Другой вопрос, который несколько упустили эксперты, — позволят ли остальные участники Индии наращивать свое влияние в условиях конкурентной борьбы, и как будет развиваться ситуация в сфере региональной безопасности. Наверняка этому влиянию будут установлены границы, и от того, какими они станут, будет зависеть изменение ситуации и баланса сил.

Индия на протяжении многих веков имела определенное влияние в регионе Центральной Азии, являясь его непосредственным соседом. Несмотря на это, она не всегда была активна в регионе, индийское участие во внутри региональных делах носило волнообразный характер. С 2015 г., когда премьер-министр Индии Нарендра Моди совершил визит во все пять центральноазиатских государств, и до сих пор мы можем наблюдать новый виток индийской политики в Центральной Азии.

Место Индии в регионе

Участники круглого стола, организованного Carnegie India в конце февраля 2020 г., вновь подчеркивают активизацию Дели в регионе. Важным является то, что Индия сегодня, по сути, провела кардинальную реформу своей стратегии по отношению к странам Центральной Азии. Было налажено и укреплено двустороннее сотрудничество между Дели и центральноазиатскими столицами в области обороны, энергетики, торговли, а также гуманитарных и социально-экономических связей. При этом, несмотря на то, что теперь больше внимания будет уделено связям Индии с регионом в целом, формат двусторонних контактов сохраняется. Необходимо отметить, что такое комплексное видение региона весьма полезно и является более прагматичным и отвечающим требованиям современных реалий. В ходе дискуссии эксперты пытались также показать баланс между сотрудничеством и конкуренцией в регионе. Конфликтогенность региона и существующие в нем горячие точки вызывают беспокойство соседей. В связи с этим внешние для Центральной Азии акторы стремятся не допустить эскалации и обеспечить мир на своих границах. В таких условиях они налаживают контакты друг с другом, сохраняя при этом свои интересы, ради которых они готовы соперничать.

Внешние игроки и их возможности

Центральная Азия — регион, в котором пересекаются интересы многих внешних игроков. Так, значительным влиянием на него традиционно обладает Россия. После распада Советского Союза среднеазиатские государства продолжают сотрудничество с Москвой в военно-политической сфере и в области безопасности. Значительным влиянием здесь обладает и Китай, который, в свою очередь, делает упор на экономическое взаимодействие и весьма успешен в этом плане.

Не стоит забывать, что еще одним ключевым внешним актором в регионе является Европейский союз, также имеющий конкретную стратегию в отношении пяти центральноазиатских республик. Главное ее отличие состоит в том, что европейцы, в первую очередь, сосредоточены на вопросах верховенства закона и соблюдения прав человека в регионе. При этом, конечно, они имеют и свои экономические интересы, главным условием для успешной реализации которых является поддержание стабильности и безопасности.

Выстраивание новой стратегии

В этом контексте Индии было чрезвычайно важно начать выстраивать новую стратегию в отношении Центральной Азии. Эксперты отмечают, что эволюция индийской стратегии не отличалась линейностью, а носила скорее скачкообразный характер. Был период активизации интереса Дели к региону в 1993 г., когда его посетил премьер-министр страны Памулапарти Венката Нарасимха Рао, затем — в 2012 г., когда в очередной раз были пересмотрены индийские подходы.

Сегодня можно с уверенностью говорить о том, что Индии удалось усилить свое присутствие в регионе и сделать его конкурентоспособным. Более того, после вступления Индии в состав Шанхайской организации сотрудничества в 2017 г. и создания в 2019 г. платформы диалога Индия — Центральная Азия, Дели получил ряд возможностей для проецирования своего влияния на регион, многостороннего сотрудничества, а также реализации проектов.

Эксперты также затронули вопрос культурно-исторических связей Индии и ЦА. На этом фоне важно отметить, что и в самой Индии, и в других соседних странах понимают, что все государства региона сегодня в целом определились со своими внешнеполитическими интересами и приоритетными направлениями сотрудничества. Несмотря на то, что традиционно Центральная Азия воспринимается как территория, полностью зависящая от более крупных игроков, сегодня государства региона проявляют независимость в выборе дальнейшего пути развития. Что же касается непосредственно Индии и ее роли в регионе, то здесь стоит отметить попытки Дели не проводить параллели между своими отношениями с Центральной Азией и ее отношениями с другими соседями. Важно и то, что и Дели, и центральноазиатские столицы в равной степени настроены на продолжение активного сотрудничества в сферах, интересных обеим сторонам, а также на совместное противостояние региональным и глобальным вызовам.

Что дальше?

Андрей Казанцев, Айгуль Каженова:
Новый этап центральноазиатской интеграции

В итоге у экспертов возникают вопросы о будущем и перспективах отношений Индии и государств Центральной Азии, которые также поднимались на мероприятии. Возникает необходимость определить более конкретные направления сотрудничества и задачи, стоящие перед сторонами в этом контексте. Отвечая на эти вопросы, эксперты сходятся во мнении, что перспективным может стать совместная борьба с терроризмом и религиозным экстремизмом. Ни Индия, ни страны Центральной Азии не заинтересованы в нестабильности в соседнем Афганистане. Исходя из этого, особое значение приобретают совместные усилия по противодействию радикальным силам. В экономическом плане немаловажно принятие ряда мер для стимуляции взаимной торговли и инвестиций, а также поддержка совместных инициатив в ряде областей производства.

***

Участники круглого стола пришли к выводу, что Индия, безусловно, будет наращивать и расширять свое влияние в ЦА, а государства региона будут поддерживать ее инициативы. Вполне вероятно, что она окажется вовлеченной в более крупные региональные инициативы с участием третьих сторон. Речь может идти, например, об участии в российских оборонных проектах. Другой вопрос, который несколько упустили эксперты, — позволят ли Индии остальные участники Индии наращивать свое влияние в условиях конкурентной борьбы, и как будет развиваться ситуация в сфере региональной безопасности. Наверняка этому влиянию будут установлены границы, и от того, какими они станут, будет зависеть изменение ситуации и баланса сил.

Оценить статью
(Голосов: 2, Рейтинг: 3)
 (2 голоса)
Поделиться статьей
Бизнесу
Исследователям
Учащимся