Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 2, Рейтинг: 3)
 (2 голоса)
Поделиться статьей
Милан Лазович

Программный координатор РСМД

В январе 2019 г. американский специалист по Евразии и председатель Института Центральной Азии и Кавказа Стивен Фредерик Старр на портале «American Foreign Policy Council» опубликовал статью «U.S. Strategy Towards Afghanistan And (The Rest Of) Central Asia», в которой отражено видение автором того, какой должна быть американская стратегия в Центральной Азии, в том числе и в Афганистане, на данном этапе.

Стивен Фредерик Старр подчеркивает, что трансформация и модернизация Центральной Азии должны проходить внутри ее самой, то есть без решений, навязываемых извне. Что действительно необходимо — так это помощь в уже начатых социально-экономических преобразованиях. В результате автономная и процветающая Центральная Азия может оказаться выгодной сразу для всех, включая непосредственно ее соседей.

Вместе с тем, автор указывает на то, страны Центральной Азии, весьма вероятно, будут инвестировать в экономику и человеческий капитал Афганистана, способствовать поддержанию мира и безопасности в стране. Такой подход Центральноазиатских республик, направленный на то, чтобы помочь Афганистану стать полноправным членом расширенной, модернизированной и более интегрированной Центральной Азии, сможет приумножить возможности для продвижения американских интересов здесь.

В январе 2019 г. американский специалист по Евразии и председатель Института Центральной Азии и Кавказа Стивен Фредерик Старр на портале «American Foreign Policy Council» опубликовал статью «U.S. Strategy Towards Afghanistan And (The Rest Of) Central Asia», в которой отражено видение автором того, какой должна быть американская стратегия в Центральной Азии, в том числе и в Афганистане, на данном этапе.

Главной целью США в Центральной Азии сегодня, как отмечает Стивен Фредерик Старр, является масштабное переосмысление американской стратегии и присутствия в регионе. Обновленная стратегия должна стать более гибкой и конкурентной, отвечать современным реалиям в полном объеме, а также противостоять разносторонним вызовам.

Так, на сегодняшний день, безусловно, нельзя не учитывать влияние России, Китая, Индии, а также соседних государств, таких как Иран и Турция, на регион. Автор отмечает, что Вашингтону не следует слишком увлекаться конкуренцией с другими игроками, а необходимо выстраивать свою стратегию максимально независимо от других. Иными словами, не нужно действовать по принципу «буду делать наперекор».

Автор вновь подчеркивает, что Центральная Азия — сложный регион, где активно продвигают свое влияние Россия и Китай, уже успевшие наладить достаточно тесные связи с местными игроками.

Государства Центральной Азии считают соседний Афганистан неотъемлемой частью региона. Это обусловлено тем, что он неизбежно оказывает влияние на их политическую и экономическую жизнь, а также на безопасность. Сегодня, по мнению автора, невозможно полноценно говорить о стабильности и безопасности региона без участия Кабула; и с этим трудно не согласиться. Афганистан действительно сегодня является, пожалуй, одной из самых сложных горячих точек не только в Центральной Азии, но и в мире.

В этой связи автор делает вывод о том, что Соединенным Штатам необходимо учитывать и афганский фактор в своей центральноазиатской стратегии. По его словам, значительное, радикальное снижение или вовсе свертывание американской поддержки Афганистану неизбежно отрицательно скажется на остальных государствах региона. Действительно, такое положение вещей будет способствовать росту нестабильности. Стоит также добавить, что если США примут решение окончательно уйти из Афганистана, оставив его один на один со всем спектром внутренних проблем, то это несомненно отразится на имидже Вашингтона. Республики Центральной Азии будут воспринимать его как несерьезного игрока, который в любой момент может бросить партнера в затруднительном положении. И подтолкнет их к еще большему сближению с Россией и Китаем.

Несмотря на существенные, даже «имперские», как их обозначают в статье, амбиции России, Ирана и Турции, наиболее серьезной угрозой для расширения американского влияния остается Китай и его торгово-экономический проект «Один пояс — один путь». В него вовлечены все республики Центральной Азии, что делает их более экономически зависимыми от Пекина. По мнению автора, как ни парадоксально, существует лишь один верный способ противостояния Китаю в данной сфере — США самим необходимо стать основным инвестором и двигателем экономики в регионе.

В этом контексте можно поспорить с автором, поскольку такой способ представляется слишком идеализированным и, откровенно говоря, трудно реализуемым. Противостоять Китаю в экономическом плане сегодня становится все труднее и труднее, а в Центральной Азии — тем более. По сути, идея представляется разумной — нужно приложить максимум усилий, чтобы обогнать Поднебесную, но полностью затмить ее в экономическом плане в этом регионе не представляется возможным.

С другой стороны, о чем также косвенно упоминает автор, сильный (в том числе экономически) Китай выгоден Соединенным Штатам, поскольку сдерживает и существенно сокращает возможности влияния России. В этой связи для США было бы целесообразным разработать стратегию балансирования между Россией и Китаем для Центральной Азии. Так, сами США смогут в определенной степени контролировать регион, степень его вовлеченности в российско-китайские проекты и где-то по возможности их сокращать. В качестве примера такого успешного балансирования автор приводит Монголию, расположенную между Россией и Китаем и добившуюся более активного вовлечения в региональные процессы.

Аналитическая записка РСМД и Китайской академии общественных наук
Сопряжение ЕАЭС и ИПП: проблемы и перспективы

Автор полагает, что Соединенным Штатам также будет выгодно, если Центральная Азия станет новым крупным, преимущественно независимым и влиятельным регионом мира. Более того, если регион сможет самостоятельно купировать и держать под контролем распространение террористической угрозы и других вызовов, то с повестки дня будет снят главный предлог, которым Москва и Пекин оправдывают свое активное присутствие в регионе — помощь в поддержании стабильности и безопасности.

Итак, какой же в итоге должна быть современная американская стратегия в регионе? Что необходимо предпринять Соединенным Штатам для эффективного ее построения и дальнейшего закрепления? В первую очередь, Стивен Фредерик Старр подчеркивает, что трансформация и модернизация Центральной Азии должны проходить внутри ее самой, то есть без решений, навязываемых извне. Что действительно необходимо — так это помощь в уже начатых социально-экономических преобразованиях. В результате автономная и процветающая Центральная Азия может оказаться выгодной сразу для всех, включая непосредственно ее соседей.

Вместе с тем, автор указывает на то, страны Центральной Азии, весьма вероятно, будут инвестировать в экономику и человеческий капитал Афганистана, способствовать поддержанию мира и безопасности в стране. Такой подход Центральноазиатских республик, направленный на то, чтобы помочь Афганистану стать полноправным членом расширенной, модернизированной и более интегрированной Центральной Азии, сможет приумножить возможности для продвижения американских интересов здесь.

Оценить статью
(Голосов: 2, Рейтинг: 3)
 (2 голоса)
Поделиться статьей
Бизнесу
Исследователям
Учащимся