Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 11, Рейтинг: 5)
 (11 голосов)
Поделиться статьей
Владимир Петровский

Главный научный сотрудник, Центр изучения и прогнозирования российско-китайских отношений ИДВ РАН

Юрий Кулинцев

Заместитель директора по молодежной политике Института Дальнего Востока РАН, эксперт РСМД

Цзян Цзин

К.э.н., ведущий научный сотрудник отдела экономических исследований России Института России, Восточной Европы и Центральной Азии Китайской академии общественных наук (ИРВЕЦА КАОН)

Чай Юй

Заместитель директора Института России, Восточной Европы и Центральной Азии Китайской академии общественных наук (ИРВЕЦА КАОН)

Ван Чэньсин

Научный сотрудник ИРВЕЦА КАОН

Алевтина Ларионова

Программный координатор РСМД, редактор сайта РСМД

Аналитическая записка РСМД и Китайской академии общественных наук №29 / 2020

Дорожная карта сопряжения евразийской экономической интеграции и Инициативы пояса и пути

После подписания в мае 2015 г. Совместного заявления о сотрудничестве по сопряжению строительства ЕАЭС и ЭПШП13 в ряде двусторонних документов лидеры КНР и РФ уточнили цели сопряжения. Они заключаются в том, чтобы на основе открытости, прозрачности и учета интересов сторон объединить ЕАЭС, ШОС и АСЕАН для создания эффективного диалогового механизма и построения Евразийского экономического партнерства. В частности, с экономической точки зрения сопряжение ИПП и ЕАЭС нацелено на то, чтобы придать новый импульс развитию и содействовать экономическому росту, исходя из общих интересов двух сторон. Это особенно важно в условиях эпидемии COVID-19, которая нанесла серьезный удар реальному сектору экономик Китая и стран, расположенных вдоль «Пояса и пути». Используя возможности сопряжения, страны смогут провести стыковку национальных стратегий восстановления экономик Китая, России и других стран ЕАЭС, укрепить политические связи и усилить поддержку таких сфер экономики, как торговля, инновации и технологии, сельское хозяйство, туризм, производство и логистика. Эти меры будут существенно способствовать экономическому росту после окончания эпидемии.

Сопряжение евразийской экономической интеграции в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и китайской Инициативы пояса и пути (ИПП) в настоящее время нуждается в придании ему дополнительной динамики, экспертном переосмыслении происходящих региональных процессов и детальном стратегическом планировании.


Аналитическая записка РСМД и Китайской академии общественных наук №29 / 2020

Дорожная карта сопряжения евразийской экономической интеграции и Инициативы пояса и пути

После подписания в мае 2015 г. Совместного заявления о сотрудничестве по сопряжению строительства ЕАЭС и ЭПШП в ряде двусторонних документов лидеры КНР и РФ уточнили цели сопряжения. Они заключаются в том, чтобы на основе открытости, прозрачности и учета интересов сторон объединить ЕАЭС, ШОС и АСЕАН для создания эффективного диалогового механизма и построения Евразийского экономического партнерства. В частности, с экономической точки зрения сопряжение ИПП и ЕАЭС нацелено на то, чтобы придать новый импульс развитию и содействовать экономическому росту, исходя из общих интересов двух сторон. Это особенно важно в условиях эпидемии COVID-19, которая нанесла серьезный удар реальному сектору экономик Китая и стран, расположенных вдоль «Пояса и пути». Используя возможности сопряжения, страны смогут провести стыковку национальных стратегий восстановления экономик Китая, России и других стран ЕАЭС, укрепить политические связи и усилить поддержку таких сфер экономики, как торговля, инновации и технологии, сельское хозяйство, туризм, производство и логистика. Эти меры будут существенно способствовать экономическому росту после окончания эпидемии.

Сопряжение евразийской экономической интеграции в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и китайской Инициативы пояса и пути (ИПП) в настоящее время нуждается в придании ему дополнительной динамики, экспертном переосмыслении происходящих региональных процессов и детальном стратегическом планировании.

Рекомендации российских экспертов

1. Ускорить формирование Дорожной карты проектов и мероприятий по сопряжению как между ЕАЭС и КНР, так и в двустороннем формате между Китаем и государствами – членами ЕАЭС, взяв за основу приоритеты сотрудничества, изложенные в Совместном заявлении РФ и КНР о сотрудничестве по сопряжению строительства Евразийского экономического союза и Экономического пояса Шелкового пути.

2.Для формирования всеобъемлющей и полноценной Дорожной карты сопряжения четко сформулировать его конечную цель и обозначить сроки ее достижения. Как представляется, ею могло бы стать создание зоны свободной торговли между ЕАЭС и Китаем.

3. Интегрировать основные элементы Дорожной карты сопряжения с национальными документами стратегического планирования всех вовлеченных сторон. В случае России акцент может быть сделан на стратегических документах регионального развития РФ.

4. В целях формирования Дорожной карты сопряжения рекомендуется рассмотреть интеграцию функций подразделений Минэкономразвития, координирующих сопряжение по линии ЕАЭС и сотрудничество с Китаем в двустороннем ключе, а также расширить полномочия Минэкономразвития РФ в рамках созданной межведомственной рабочей группы.

5. Сформировать более широкую рабочую группу под руководством Минэкономразвития РФ и Государственного комитета КНР по развитию и реформам по координации стратегий развития в рамках процесса сопряжения с привлечением представителей национальных экономических министерств стран – участниц ЕАЭС. Деятельность данной группы должна быть скоординирована с уже существующими структурами, а также аппаратом Евразийской экономической комиссии.

6. Использовать потенциал ШОС в качестве площадки для координации экономического взаимодействия по линии Китай (ИПП) – ЕАЭС, что позволит задействовать имеющийся геополитический ресурс Организации для стимулирования экономической интеграции с государствами – членами и партнерами ШОС, не входящими в ЕАЭС. Возможно также подключение представителей Секретариата ШОС к участию в указанной выше рабочей группе.

Рекомендации китайских экспертов

Цель разработки Дорожной карты – уточнение целей, задач и графика мероприятий в рамках сопряжения. Развитие институционального механизма представляется не только гарантией реализации Дорожной карты, но и ее неотъемлемой частью.

Работа совместного комитета должна включать следующие направления:

1. Реализация Соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве между КНР и ЕАЭС;

2. Ускорение обсуждения вопросов создания зоны свободной торговли, исходя из Соглашения;

3. Содействие реализации Соглашения Всемирной торговой организации об упрощении процедур торговли.

Сотрудничество в торгово-экономической среде должно касаться следующих аспектов:

1. Активный диалог и консультации по чувствительным вопросам снижения тарифов и поощрения инвестиций, непрерывное расширение воздействия эффекта масштаба и демонстрационного эффекта сопряжения;

2. Придание особого значения первым результатам сопряжения. Сопряжение ИПП и ЕАЭС – это системный процесс, охватывающий торговлю, энергетику, науку и технику, инвестиции, инфраструктуру, сельское хозяйство и другие направления. Стороны должны сосредоточиться на высококачественных проектах, которые можно реализовать в кратчайший срок и которые станут отправной точкой для полноценного использования сопутствующих эффектов, а затем следует продвигать большее число проектов и стремиться к укреплению основы долгосрочного сотрудничества по сопряжению;

3. Запуск переговоров о создании Евразийского экономического партнерства на основе соответствующих правил ВТО;

4. Укрепление сотрудничества между ЕАЭС и ШОС. С помощью многосторонних механизмов сотрудничества следует укреплять координацию макроэкономических политик, расширять использование механизма валютных свопов и повышать финансовую открытость;

5. Интеграция Дорожной карты сопряжения с национальными стратегиями развития в целях повышения эффективности;

6. Углубление сотрудничества в финансовой сфере, активное развитие взаимодействия и исследований в сфере инновационных финансовых инструментов и управления рисками в целях обеспечения стабильной и предсказуемой макроэкономической среды, и диверсификации финансовой деятельности.

Взаимодействие в сфере стандартов и информации должно затрагивать следующие вопросы:

1. Сопряжение национальных стандартов и совместное ужесточение надзора над рынками. Важно повысить качество экспортируемых товаров и узнаваемость брендов, проводить дальнейшую оптимизацию структуры экспорта и импорта;

2. Разработка индекса открытости для стран вдоль «Пояса и пути» и для отдельных отраслей, проведение исследований для выявления препятствий сопряжению и расширению рынка, поиска способов их устранения и предоставления сторонам базовых данных о стратегии сопряжения;

3. Расширение обмена информацией о торговых и инвестиционных рисках, проведение долгосрочного мониторинга, исследование тенденций, связанных с торговыми и инвестиционными рисками, а также изучение способов их устранения, с тем чтобы предоставлять политические рекомендации китайским и российским компетентным органам, отвечающим за сопряжение.

Сопряжение ЕАЭС и ИПП: проблемы и перспективы, 3 Мб

Оценить статью
(Голосов: 11, Рейтинг: 5)
 (11 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
 
Социальная сеть запрещена в РФ
Социальная сеть запрещена в РФ
Бизнесу
Исследователям
Учащимся