Оценить статью
(Голосов: 10, Рейтинг: 4.8)
 (10 голосов)
Поделиться статьей
Никита Мендкович

Эксперт Центра изучения современного Афганистана

В октябре 2019 года спецпредставитель ЕС в Центральной Азии Питер Буриан выступил с фактической поддержкой вступления Узбекистана в ЕАЭС. Это произошло несмотря на то, что США ранее выступали с осуждением этой идеи, а в Европе ЕАЭС воспринимается, как «российский проект».

Таким образом, выступление представителя Евросоюза — признак формирования новой стратегии ЕС в Центральной Азии, менее конфронтационной и более ориентированной на партнерство с Россией и иными региональными игроками, несмотря на сохраняющиеся разногласия.

Наиболее важные изменения в политике ЕС:

  1. Отказ от попыток агрессивной перестройки политической системы региона. Ставка на действующие региональные правительства в обеспечении развития и безопасности.
  2. Упоминание в качестве субъектов региональной политики ОДКБ, ЕАЭС, ШОС и китайской Инициативы пояса и пути, которые чаще всего игнорировались в предыдущих стратегических документах ЕС.
  3. Отказ от навязывания эксклюзивных отношений с ЕС в ущерб проектам иных государств. Например, стратегия декларирует о непротиворечивости расширенных соглашений о партнерстве ЕС и региональных государств с Евразийским экономическим союзом.

Изменение региональной стратегии ЕС связано с переоценкой Брюсселем собственных возможностей в Центральной Азии. На текущий момент основная заинтересованность Евросоюза в регионе связана с программой «Коннективности ЕС и Азии», принятой в сентябре 2018 года. Цель — создание постоянного сухопутного транспортного коридора между странами Восточной и Юго-Восточной Азии и странами ЕС.

На текущий момент пример ЕС заставил несколько изменить свою тактику и США. Так Элис Уэллс, заместитель помощника Госсекретаря по Центральной Азии, в ходе недавнего визита в Таджикистан пыталась копировать европейскую риторику — она заявляла о терпимости к проектам России и Китая в сфере безопасности и старалась не педалировать тему «свободы прессы» в ходе переговоров.

«Разворот» в центрально-азиатской политике ЕС также позволил открыть дискуссии в экспертных кругах о других возможных площадках сотрудничества с Россией. Например, германская Федеральная академия политики безопасности (Bundesakademie fur Sicherheitspolitik) выпустила доклад о возможном сотрудничестве в «сирийском вопросе». Некоторые эксперты высказывают также мысли о взаимодействии с Россией в африканских делах, используя позитивный опыт Москвы в ЦАР.

России необходимо в максимальной мере использовать пока еще сохраняющуюся тенденцию к потеплению, чтобы отстоять зоны своих интересов в различных регионах, включая Центральную Азию. Нужно, чтобы ЕС всерьез и надолго пришли к заключению, что в этих регионах с нашей страной продуктивнее сотрудничать и договариваться, а не пытаться «продавливать» свое мировоззрение с помощью «мягкой» и не очень силы.

В октябре 2019 года спецпредставитель ЕС в Центральной Азии Питер Буриан выступил с фактической поддержкой вступления Узбекистана в ЕАЭС. Это произошло несмотря на то, что США ранее выступали с осуждением этой идеи, а в Европе ЕАЭС воспринимается, как «российский проект».

Таким образом, выступление представителя Евросоюза — признак формирования новой стратегии ЕС в Центральной Азии, менее конфронтационной и более ориентированной на партнерство с Россией и иными региональными игроками, несмотря на сохраняющиеся разногласия.

Основы новой стратегии

Новая стратегия ЕС в Центральной Азии была официально опубликована в мае 2019 года, а некоторые ее идеи были подробнее раскрыты в заявлениях Федерики Могерини, сделанных в ходе июньской презентации в Бишкеке.

Наиболее важные изменения в политике ЕС:

  1. Отказ от попыток агрессивной перестройки политической системы региона. Ставка на действующие региональные правительства в обеспечении развития и безопасности.
  2. Упоминание в качестве субъектов региональной политики ОДКБ, ЕАЭС, ШОС и китайской Инициативы пояса и пути, которые чаще всего игнорировались в предыдущих стратегических документах ЕС.
  3. Отказ от навязывания эксклюзивных отношений с ЕС в ущерб проектам иных государств. Например, стратегия декларирует о непротиворечивости расширенных соглашений о партнерстве ЕС и региональных государств с Евразийским экономическим союзом.

По сути, можно говорить о попытке перехода к «неконфронтационной стратегии» в отношениях с региональными игроками и выносу за скобки центрально-азиатских отношений «украинского» и иных спорных вопросов.

В ходе июньского визита в Бишкек Ф. Могерини публично подчеркнула эти изменения в отношении к региональным странам. «Мы не скрываем, что есть противоречия и разногласия, но наш подход заключается в том, чтобы поощрять и поддерживать [страны региона]», — заявила она, пообещав, что теперь демарши по вопросам прав человека будут касаться «отдельных» ситуаций и персоналий.

Андрей Казанцев, Айгуль Каженова:
Новый этап центральноазиатской интеграции

В ходе закрытых консультаций с Россией и странами региона, на которых присутствовал автор и его коллеги, представители ЕС прямо брали на себя обязательства отказаться от поддержки «цветных революций» и масштабных кампаний по давлению на правительства с использованием подконтрольных НПО.

О готовности принести идеологию прав человека в жертву практическому сотрудничеству может говорить, например, потепление в отношениях ЕС с Туркменистаном. Летом 2019 г. ЕС объявил о создании постоянного представительства в стране, а также начал переговоры о совместных проектах в энергетической сфере.

Кроме того, ЕС сдержано реагировал на попытки оспорить итоги президентских выборов в Казахстане и начать кампанию массовых протестов против президента Токаева.

Не менее важным является изменение отношения ЕС к иным проектам в регионе на нейтральное и даже дружественное. Могерини пообещала в Бишкеке, что ЕС больше не будет требовать «выбирать между ЕС и партнерством с другими». Мы считаем, что страны региона могут быть хорошими партнерами и с нами, и с другими державами», — заявила европейский дипломат.

О реализации этих обещаний говорит упомянутое заявление Буриана по вопросу о параллельном вступлении Узбекистана в ЕАЭС и ВТО, которое по сути поддержало сторонников евразийской интеграции в республике в самый разгар дискуссий перед выборами национального парламента.

Кроме того, по наблюдениям автора, резко изменилась риторика экспертов государственных аналитических центров стран ЕС в ходе визитов в Центральную Азию. Мне доподлинно известна серия случаев в феврале-декабре 2019 г., когда они выступали в поддержку развития стран региона с Россией, создания новых форматов и площадок для кооперации.

Наконец, обнадеживает и позиция Жозепа Борреля, преемника Могерини на посту руководителя внешней политики ЕС. Если верить официальным коммюнике в ходе декабрьской встречи с Сергеем Лавровым он выразил принципиальную готовность к прямому диалогу ЕС — ЕАЭС. И это можно считать прорывом в отношениях между двумя интеграционными проектами, который выходит за границы центрально-азиатского контекста.

Причины перемен

Изменение региональной стратегии ЕС связано с переоценкой Брюсселем собственных возможностей в Центральной Азии. На текущий момент основная заинтересованность Евросоюза в регионе связана с программой «Коннективности ЕС и Азии», принятой в сентябре 2018 года. Цель — создание постоянного сухопутного транспортного коридора между странами Восточной и Юго-Восточной Азии и странами ЕС.

Однако в современных условиях есть лишь три возможных маршрута: Транссибирский (Китай — Россия — Беларусь — ЕС), Евразийский (КНР — Казахстан — РФ — Беларусь — ЕС) и Транскаспийский (КНР — Казахстан — Туркменистан — Каспий — Кавказ — Черное море), причем последний имеет крайне ограниченную емкость. Все они проходят на через территорию ЕАЭС, два из которых — через Центральную Азию.

Однако эти маршруты находятся под угрозой со стороны региональных террористических организаций. Опыт вооруженного конфликта в Афганистане показывает, что США и НАТО не могут контролировать ситуацию в регионе. С 2014-го афганский конфликт развивается не в пользу Запада и ожидается скорый вывод войск из региона.

Сегодня на Западе общепризнано, что основной военной силой в Центральной Азии выступают Россия и ОДКБ. Центральное командование ВС США в «Позиционирующем заявлении» 2019 года признало, что «Россия остается доминирующей силой в Центральной Азии», и это определяет притяжение к ней региональных государств. В опубликованном перед принятием новой стратегии докладе Исследовательской службы Европарламента «доминирующей военной силой в регионе» называются Россия и ОДКБ.

Наконец, в ходе октябрьского заседания «Берлинского евразийского клуба» Питер Буриан признал ограниченность и неконкурентоспособность подходов ЕС в сравнении с другими центрально-азиатскими игроками. В ходе этой встречи представители немецкого бизнеса открыто призывали власти к прямому диалогу с ЕАЭС в области производственных стандартов, видимо, также оценивая организацию как наиболее реальный экономический проект на Востоке.

Евросоюз, видимо, теперь осознает неготовность самостоятельно управлять региональными процессами и склоняется к необходимости действовать по ряду вопросов в русле политики ведущих региональных игроков, чтобы решить собственные логистические и экономические задачи.

В новых условиях активное вмешательство в политическую жизнь под флагом «прав человека» и саботаж российской и китайской политики перестает отвечать европейским интересам. Подобная деятельность подрывает существующий региональный порядок, которому ЕС и их союзники реально не могут предложить что-либо на замену. ОДКБ и ШОС гарантируют безопасность региона, ЕАЭС — создает удобную транзитную зону. Именно в этих реалиях необходимо действовать ЕС.

Риски и последствия

Несмотря на наметившееся потепление, Россия продолжает рассматривать политику ЕС в Центральной Азии как недружественную. В сентябре 2019 г. Лавров давал суровую оценку программе экспансии Евросоюза в регионе «составленную также без учета интересов России». Можно заключить, что Москва рассматривает систему «расширенных соглашений» Брюсселя со странами региона как новое издание «Восточного партнерства», попытку втянуть в центрально-азиатские государства в орбиту влияния ЕС «отвадить восточных и центральноазиатских партнеров от России, как можно больше ослабить наши связи и постараться внедрить свои подходы к организации жизни, решению политических проблем, участию в международных делах на основе лекал, которые устраивают ЕС».

Евросоюз в настоящий момент идет на кратковременное пусть и стратегическое отступление. Однако в среднесрочной перспективе ЕС рассматривает постепенное возвращение к экспансионистскому формату региональной политики. Брюссель может исходить из предположения, что заключение мира в Афганистане в течение 2020 года сократит риски для региональной безопасности и позволит меньше обращать внимание на страны и структуры, обеспечивающие региональную стабильность, и возобновить собственную игру.

С точки зрения России, нужно использовать возникающую «оперативную паузу» в полной мере для расширения ЕАЭС и решения иных региональных проблем пока противодействие ЕС ослаблено и попытаться использовать в максимальной мере некоторое изменение политического климата.

На текущий момент пример ЕС заставил несколько изменить свою тактику и США. Так Элис Уэллс, заместитель помощника Госсекретаря по Центральной Азии, в ходе недавнего визита в Таджикистан пыталась копировать европейскую риторику — она заявляла о терпимости к проектам России и Китая в сфере безопасности и старалась не педалировать тему «свободы прессы» в ходе переговоров.

«Разворот» в центрально-азиатской политике ЕС также позволил открыть дискуссии в экспертных кругах о других возможных площадках сотрудничества с Россией. Например, германская Федеральная академия политики безопасности (Bundesakademie fur Sicherheitspolitik) выпустила доклад о возможном сотрудничестве в «сирийском вопросе». Некоторые эксперты высказывают также мысли о взаимодействии с Россией в африканских делах, используя позитивный опыт Москвы в ЦАР.

России необходимо в максимальной мере использовать пока еще сохраняющуюся тенденцию к потеплению, чтобы отстоять зоны своих интересов в различных регионах, включая Центральную Азию. Нужно, чтобы ЕС всерьез и надолго пришли к заключению, что в этих регионах с нашей страной продуктивнее сотрудничать и договариваться, а не пытаться «продавливать» свое мировоззрение с помощью «мягкой» и не очень силы.


Оценить статью
(Голосов: 10, Рейтинг: 4.8)
 (10 голосов)
Поделиться статьей
 
Социальная сеть запрещена в РФ
Социальная сеть запрещена в РФ
Бизнесу
Исследователям
Учащимся
sexy film kannada coffetube.info very very hot women محجبة بتتناك arabysexy.org صور سكس اخ واخته natasha malkova sex video jizzman.mobi www.indian sex .com rambha swimsuit images yourporn.name lauren gottlieb hot 藤代ゆかり freejavporn.mobi honb-142 hot teen fuck lazoom.mobi desi aunty xvideos.com arabella episode 58 wowteleserye.com lotto result complete today xnxxtalugu redpornvideos.mobi desi99 سيكس لبناني freepornjournal.com سكس مصري مشعر سكس فنانات ار 18 tropsha.com سكس حصان وبنات boa foda pornucho.mobi ayyan ali maria clara at ibarra december 21 2022 full episode pinoycinema.org mga dokumentaryo xxx hindi sex story ganstagirls.com imo sex videos فيديو منى وشيما سكس blackpornsexvideos.com صور طياز بلدى michael keikaku megahentai.org secret journey po-ju