Постсоветское пространство 2020
Общество и экономика Центральной Азии

Александр Ермаков
Независимый военный обозреватель, эксперт РСМД
Вызовы безопасности:

В грядущем десятилетии традиционное «мягкое подбрюшье» России может напомнить о себе — и не самым приятным образом. Нестабильность, обусловленная внутренними проблемами экономического и этно-религиозного характера, сложностями транзита власти и смены поколений в элитах, может стать благодатной почвой для гражданских или даже межгосударственных конфликтов. Дополнительные риски создаст вывод американских войск из Афганистана.
Подробнее
Средняя Азия: регион Х
Средняя Азия не привлекает столько медийного внимания, как Украина или Прибалтика, что в корне неверно. Именно в грядущем десятилетии традиционное «мягкое подбрюшье» России может напомнить о себе — и не самым приятным образом.

В первую очередь речь, разумеется, о будущем Афганистана. Рано или поздно, но американские войска будут выведены из страны, неважно, сделает это Д. Трамп или его преемник в Белом доме. США уже слишком устали от этой войны, которая неизбежно закончится тем, что Талибан останется, а Вашингтон уйдет. Конфликт продолжается только ради торга за условия выхода, которые позволят сохранить американцам лицо. Этот процесс необязательно будет катастрофичным, Талибан вполне может удачно интегрироваться в существующее афганское государство и, как и хотелось бы американцам, активно включиться в борьбу с группировками, присягнувшими ИГ (организация запрещена на территории Российской Федерации). Но, пожалуй, более вероятным сценарием станет продолжение гражданской войны между различными группировками.

В этом случае создаются дополнительные риски для постсоветских республик. Пусть талибы не были замечены за активной экспансией за пределы границ страны (по крайней мере, ранее), этого нельзя сказать о других радикальных исламистских группировках, которые могут либо активизировать свою деятельность на фоне хаоса в Афганистане, либо искать новые территории для деятельности, если будут выдавлены из страны. Не всегда стабильные государства Средней Азии могут стать для них лакомым куском.

Нестабильность, обусловленная внутренними проблемами экономического и этно-религиозного характера, сложностями транзита власти и смены поколений в элитах, может сама по себе стать благодатной почвой для гражданских или даже межгосударственных конфликтов. Поэтому основным полем деятельности и, возможно, полем боя, для ОДКБ в следующем десятилетии станет Средняя Азия, где вспышки насилия видятся практически неизбежными.

Далее →

Артём Данков

К.и.н., директор Института Конфуция ТГУ, зав. каф. востоковедения Факультета исторических и политических наук ТГУ, эксперт РСМД
Противоречия социально-экономического развития Центральной Азии
Центральная Азия — весьма неоднородный регион с точки зрения социально-экономических процессов. Она стремительно фрагментируется по уровню жизни, темпам экономического роста, состоянию экологии, качеству социальных услуг и доступу к инфраструктуре. Поэтому сложно найти общие социально-экономические проблемы, которые бы одинаково беспокоили жителя мегаполиса и выходца из маленького села.

С другой стороны, для региона все же характерны многочисленные противоречия, которые представляют собой серьезные вызовы для социально-экономического развития всей Центральной Азии. Поэтому на нее стоит взглянуть через призму сочетания весьма противоречивых процессов.

Во-первых, в Центральной Азии продолжается рост населения, и острая проблема занятости сочетается с дефицитом квалифицированных кадров и низким качеством человеческого капитала. Несмотря на мощный миграционный отток, население региона за последние 30 лет выросло на 47%, или более чем на 23 млн человек. На фоне молодой структуры населения (средний возраст, по данным на 2015 г., колебался от 22 лет в Таджикистане до 29 лет в Казахстане) и большого количества детей в семье (например, в Таджикистане на одну женщину в среднем приходится 3,8 ребенка) очевидно, что рост, хотя и меньшими темпами, чем раньше, но будет продолжаться.

Для всех стран региона крайне актуальной остается проблема занятости населения, в первую очередь молодежи. Согласно официальным данным, безработица в Центральной Азии колеблется от 2,3% в Таджикистане до 9,3% в Узбекистане, а общее количество официальных безработных в странах региона превышает 2 млн человек.

Однако эксперты говорят о более серьезных масштабах проблемы, когда значительная доля безработных не регистрируется, относится к категориям сезонных работников или самозанятых, а также отправляется в трудовую миграцию за рубеж. Сотни тысяч жителей Центральной Азии не зарегистрированы в качестве безработных по нескольким причинам: из-за сложной и продолжительной бюрократической процедуры регистрации в органах соцзащиты, из-за своей юридической неграмотности или из-за того, что формально заняты в сельском хозяйстве или сфере услуг с частичной занятостью и крайне низкой производительностью труда.

По оценкам, доля безработных в крупных городах составляет 10-15 %, а в сельской местности колеблется от 40 до 60%. Поэтому мардикор-базары — стихийные рынки поденщиков — неотъемлемая часть ландшафта трудоизбыточных районов Центральной Азии, а более пяти млн человек находятся за рубежом в качестве трудовых мигрантов.

При этом страны региона испытывают острую нехватку квалифицированных специалистов в здравоохранении, образовании, промышленности, транспорте и жилищно-коммунальной сфере. Именно поэтому для реализации новых проектов в области промышленности и строительства страны Центральной Азии ежегодно привлекают несколько десятков тысяч иностранных рабочих и специалистов из Китая, Турции, России, Индии и других стран.

Одной из главных причин такой противоречивой ситуации остается низкий уровень образования и квалификации большинства населения региона. Доля трудоспособного населения с высшим и средним профессиональным образованием в Центральной Азии значительно ниже, чем в России или странах Европы. К сожалению, национальные системы профессионального образования не могут обеспечить экономики стран региона необходимым количеством специалистов с достаточным уровнем подготовки. Высокий уровень коррупции, низкий уровень квалификации преподавателей и слабая материально-техническая база не позволяют обеспечить качественную подготовку студентов.

Поэтому значительная часть молодежи из Центральной Азии получает образование за рубежом — в Европе, Северной Америке, Китае и других странах Восточной Азии. Лидерство в области подготовки кадров для региона прочно удерживает Россия. На данный момент в России обучаются более 100 тыс. выходцев из стран Центральной Азии, которые составляют более половины всех иностранных студентов в нашей стране. Даже учитывая, что почти половина выпускников российских вузов из числа жителей Центральной Азии после окончания университета остаются в России, специалисты с российскими дипломами играют ключевую роль в экономическом развитии региона. Уверен, что их количество должно и будет возрастать.

Во-вторых, для Центральной Азии характерен быстрый экономический рост, сопровождавшийся в последние 20 лет значительным повышением уровня жизни населения и серьезными успехами в борьбе с бедностью. При этом слабодиверсифицированные местные экономики зависимы от внешней экономической конъюнктуры, маленький внутренний рынок, ослабленный волной девальваций национальных валют 2014-2019 гг., не может обеспечить необходимый объем спроса, а новые проекты технологически тотально зависят от зарубежных компаний.

Темпы экономического роста в Центральной Азии за последние 15 лет были выше, чем у многих соседей: ЕС, России, Ирана или Турции. В самой бедной стране региона — Таджикистане — уровень бедности снизился с 73% в 2003 г. до 31% в 2015 г. Также произошли серьезные изменения в структуре ВВП, где значительно снизилась доля сельского хозяйства. Однако экономики стран региона по-прежнему зависят либо от экспорта минерального сырья (Казахстан, Туркменистан, Узбекистан), либо от экспорта рабочей силы (Таджикистан, Кыргызстан).

Учитывая малочисленность среднего класса — его численность сложно определить, однако к нему относятся около 30% населения (от 35% в Казахстане до 5% в Таджикистане) — и маленькую емкость внутреннего рынка, страны региона обречены на развитие экспортоориентированной модели экономики. Однако низкий уровень локализации сложных технологических производств, нехватка квалифицированных кадров, зависимость от импортного оборудования и технологий в ключевых секторах экономики не позволяют сделать экспорт более технологичным. Несмотря на очевидные успехи в развитии отдельных отраслей экономики — легкой (текстильной, швейной, пищевой) промышленности, цветной металлургии, производстве строительных материалов, транспорте, страны Центральной Азии все чаще сталкиваются с объективными ограничениями своего роста.

Для стран региона характерен огромный теневой сектор экономики. Например, по словам главы министерства занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан Шерзода Кудбиева в стране из 13,5 млн человек экономически активного населения лишь 40% работают официально, остальные заняты в теневом секторе. Масштабная коррупция и высокая роль государства в экономике препятствуют развитию частного бизнеса. В большинстве случаев, крупные бизнесмены либо связаны с государством, либо заработали капитал за рубежом.

В-третьих, регион занимает уникальное географическое положение в сердце Евразийского континента, однако его транзитный потенциал плохо реализуется из-за слаборазвитой инфраструктуры, таможенных и технических ограничений, а также высокого уровня коррупции. Например, в Казахстане объем железнодорожных транзитных грузов в 2018 г. составил чуть более 17 млн т., что в разы меньше, чем объем транзитных грузов Транссибирской магистрали.

Низкий уровень развития инфраструктуры объясняется многими причинами. Так, на момент распада Советского Союза только Казахстан имел относительно полноценную железнодорожную сеть, которая соединяла все регионы страны. В остальных государствах Центральной Азии передвижение из одной области в другую было завязано на транзит через территорию соседей. Например, в Узбекистане из Ташкента в Термез по железной дороге можно было попасть только через территорию Туркменистана.

За почти 30 лет с момента распада СССР в Центральной Азии были построены несколько тысяч километров внутри- и межгосударственных железных дорог. Однако серьезные проблемы остаются. Туркменистан завершил объединение национальной железнодорожной сети в единую систему в 2006 г., Узбекистан сделал это только в 2018 г., а Таджикистан и Кыргызстан до сих пор не имеют полноценной национальной железнодорожной сети. Под вопросом пока остаются и транзитные возможности автомобильного транспорта в регионе.

Острая проблема для многих частей Центральной Азии состоит не только в слабом развитии транспортной системы, но и других видов инфраструктуры, например, в дефиците электроэнергии и бытового газа. Систематические ограничения в подаче электроэнергии — норма для многих районов Узбекистана, Таджикистана и Кыргызстана, а сложности, связанные с подключением к энергосистемам, — одно из важнейших ограничений для развития крупных промышленных производств.

В сложном положении находится и жилищно-коммунальная инфраструктура стран Центральной Азии. Например, по данным Всемирного банка, центральное отопление и малые котельные охватывают лишь 8% населения Таджикистана, в основном в столице республики — Душанбе, и характеризуются неудовлетворительным качеством обслуживания и низкой надежностью снабжения. В результате снижения надежности теплоснабжения почти в 80% городских зданий, ранее подключенных к системе ЦО, были демонтированы радиаторы и внутридомовая инфраструктура отопления. Тяжелейший энергетический кризис зимой 2007–2008 гг. в Таджикистане и масштабная авария на ТЭЦ в Бишкеке в январе 2018 года подчеркивают, что проблемы коммунальной инфраструктуры до сих пор не решены.

Подводя итоги, стоит отметить, что решение указанных выше противоречий и будет стратегической задачей для всех стран Центральной Азии на ближайшие 15–20 лет. Именно это и есть ключевой элемент «большой трансформации», которую переживает регион.