Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 9, Рейтинг: 4.56)
 (9 голосов)
Поделиться статьей
Никита Панин

Эксперт Центра изучения Африки НИУ ВШЭ

Проводить параллели ситуации в Габоне с чередой переворотов в Западной Африке не стоит, хотя при желании у Нигера и у Габона можно найти много общего: бывшие французские колонии, получили независимость в августе 1960 г., входят в зону франка КФА (правда, разного), поставщики урана во Францию (Габон — в 1960-е гг., а Нигер — с 1970-х гг.). Список можно продолжать.

Однако различий больше. Не стоит искать параллели потому, что есть разница как в самих странах, так и в ситуации внутри них. Габон — в отличие от Мали, Буркина-Фасо и Нигера — демографически небольшое государство (население в 10 раз меньше), не испытывающее натиск джихадизма и терроризма. Доходы от экспорта нефтепродуктов позволили правящему режиму обеспечить довольно высокий показатель ВВП на душу населения: почти 9 тыс. долларов. Это выше, чем, например, в ЮАР (6,7 тыс.) и тем более выше любой другой соседней страны. А разрыв с Нигером составляет 16,5 раз! Всё это, вкупе с традицией формировать сбалансированные с этнической точки зрения правительства, работало на поддержание стабильности в государстве. В том числе и финансовой: инфляция в стране в среднем не превышала 3%.

Габон, в сравнении с Нигером, относится к другому субрегиону — Центральная Африка. Здесь свои, гораздо более слабые, институты. Субрегион слабо интегрирован: как политически, так и экономически. Таким образом, сильного «интеграционного ответа» на переворот ожидать не приходится. Да и штаб-квартира Экономического сообщества стран Центральной Африки (аналога ЭКОВАС) расположена в столице Габона Либревиле.

В текущей ситуации видим совершенно иную механику переворота. Спусковым крючком, вероятно, стал переход в новый избирательный цикл, когда не удалось отстранить правящее с 1967 г. семейство Бонго законным путем, то есть посредством выборов, — несмотря на все усилия, приложенные оппозицией. В других же странах перевороты не были привязаны к выборам, а были последним ответом на ухудшающуюся социально-экономическую обстановку. Второй момент — смены поколений в рамках такого транзита власти не произошло. Точнее, руководство «омолодилось», но пока это мало что поменяло.

Наконец, в первый день после переворота никаких антифранцузских лозунгов не было. Все яркие эпизоды, попадавшие на видео, имели отношение к внутренней ситуации. Это подтверждает версию о том, что переворот, вероятнее всего, созрел внутри элит и отразил их недовольство неумелыми действиями сына «патриарха нации», который к тому же на фоне собственной слабости после перенесенного инсульта готовил своего сына в преемники. Некоторые СМИ уже окрестили этот переворот «дворцовым».

Такого развития событий, видимо, никто не ожидал. Врасплох ситуация застала не только свергнутого и запертого в своей резиденции президента, но и внешних игроков. Все друг за другом занимают осторожно-выжидательную позицию. Габон, хоть и является важной частью Франсафрик, не играет для Франции столь же принципиальной роли в плане обеспечения национальной безопасности, как Нигер с его поставками около 20% необходимого Франции урана. Да, Габон экспортирует свою нефть в бывшую метрополию, и в структуре экспорта эта позиция явно доминирует (более 55%). Но Франция и Габон в этом отношении не ключевые партнеры.

В политическом же плане Габон всегда считался довольно прозападной страной, и характерно то, что здесь антифранцузские настроения проявляются не так отчётливо и явно, как в соседнем субрегионе. Однако в последнее время Габон, даже при А. Бонго, стал проводить более диверсифицированную внешнюю политику, находя противовесы французскому вектору. Голосования страны в ООН также показывают стремление найти взвешенный подход: при всей прозападной ориентации Либревиля его делегация поддерживает некоторые российские резолюции.

Как бы ситуация в Габоне ни развивалась в дальнейшем, речи об организации интервенции в страну не идёт. Но от постановки вопроса под тем или иным углом зависит, будут ли введены против Габона общеафриканские санкции, а его членство в АС приостановлено.

1. Новый Нигер? Проводить параллели с чередой переворотов в Западной Африке не стоит, хотя при желании у Нигера и у Габона можно найти много общего: бывшие французские колонии, получили независимость в августе 1960 г., входят в зону франка КФА (правда, разного), поставщики урана во Францию (Габон — в 1960-е гг., а Нигер — с 1970-х гг.). Список можно продолжать.

2. Различий больше. Не стоит искать параллели потому, что есть разница как в самих странах, так и в ситуации внутри них. Габон — в отличие от Мали, Буркина-Фасо и Нигера — демографически небольшое государство (население в 10 раз меньше), не испытывающее натиск джихадизма и терроризма. Доходы от экспорта нефтепродуктов позволили правящему режиму обеспечить довольно высокий показатель ВВП на душу населения: почти 9 тыс. долларов. Это выше, чем, например, в ЮАР (6,7 тыс.) и тем более выше любой другой соседней страны. А разрыв с Нигером составляет 16,5 раз! Всё это, вкупе с традицией формировать сбалансированные с этнической точки зрения правительства, работало на поддержание стабильности в государстве. В том числе и финансовой: инфляция в стране в среднем не превышала 3%.

3. Откуда деньги? Экономическое развитие Габона полностью завязано на экспорт сырья: прежде всего, нефти и марганцевой руды. Нефтяная рента (дополнительный доход сверх цены производства) составляет 15,6% ВВП. Из африканских стран выше только в Республике Конго, Анголе и Чаде. По экспорту руд марганца Габон занимает второе место в мире, уступая ЮАР, но серьезно впереди Австралии и Китая. Эти четыре страны и определяют компоновку всего рынка. Неудивительно поэтому, что на второй день французская «Эрамет» возобновила приостановленные работы на рудниках.

4. Куда смотрит ЭКОВАС? Габон, опять же в сравнении с Нигером, относится к другому субрегиону — Центральная Африка. Здесь свои, гораздо более слабые, институты. Субрегион слабо интегрирован: как политически, так и экономически. Собственно, французская стратегия по Африке, говоря об этом субрегионе, в первую очередь, отмечает именно этот факт. Таким образом, сильного «интеграционного ответа» на переворот ожидать не приходится. Да и штаб-квартира Экономического сообщества стран Центральной Африки (аналога ЭКОВАС) расположена в столице Габона Либревиле.

5. Цепочка отличий. В текущей ситуации видим совершенно иную механику переворота. Спусковым крючком, вероятно, стал переход в новый избирательный цикл, когда не удалось отстранить правящее с 1967 г. семейство Бонго законным путем, то есть посредством выборов, — несмотря на все усилия, приложенные оппозицией.

Мало примеров, когда в Африке политические силы с разными интересами оказываются настолько объединены одним общим, что согласовывают своего единого кандидата на выборы. В других же странах перевороты не были привязаны к выборам, а были последним ответом на ухудшающуюся социально-экономическую обстановку. В общем, повторять историю с сомнительными выборами 2016 г. в Габоне не захотели.

Второй момент — смены поколений в рамках такого транзита власти не произошло. Точнее, руководство «омолодилось», но пока это мало что поменяло. Главой переходного правительства стало бывшее доверенное лицо президента А. Бонго — командующий республиканской гвардией Брис Олигви Нгема. С одной стороны, он моложе А. Бонго (1959 г.р.) где-то на 14 лет. С другой стороны, он — племянник свергнутого президента. Возможно, поэтому тот и выглядел в таком смятении, призывая сочувствующих его внезапной участи «навести шума». Но в ситуации столь мягкой преемственности, даже после заявлений о роспуске всех институтов власти, радикальных перемен едва ли стоит ждать.

Наконец, в первый день после переворота никаких антифранцузских лозунгов не было. Все яркие эпизоды, попадавшие на видео, имели отношение к внутренней ситуации. Это подтверждает версию о том, что переворот, вероятнее всего, созрел внутри элит и отразил их недовольство неумелыми действиями сына «патриарха нации», который к тому же на фоне собственной слабости после перенесенного инсульта готовил своего сына в преемники. Некоторые СМИ уже окрестили этот переворот «дворцовым».

6. Переполох. Такого развития событий, видимо, никто не ожидал. Врасплох ситуация застала не только свергнутого и запертого в своей резиденции президента, но и внешних игроков. Все друг за другом занимают осторожно-выжидательную позицию.

7. Насколько затронуты интересы Франции? Габон, хоть и является важной частью Франсафрик, не играет для Франции столь же принципиальной роли в плане обеспечения национальной безопасности, как Нигер с его поставками около 20% необходимого Франции урана. Да, Габон экспортирует свою нефть в бывшую метрополию, и в структуре экспорта эта позиция явно доминирует (более 55%). Но Франция и Габон в этом отношении не ключевые партнеры. Так, на Париж приходится лишь 3% всего габонского экспорта, что меньше, чем в Нидерланды или в Испанию (по 4%). А ключевым партнёром сейчас является Китай, принимающий на себя около 40% всех поставок. Сырая нефть из Габона в основном идёт в незападные страны: Китай, Индию, Южную Корею и Индонезию. Франция получает лишь немногим более процента экспортируемой Габоном нефти.

Свою роль играет то, что Габон входит в зону франка КФА. Это накладывает определенные ограничения на внешнюю торговлю и возможности развития страны, поскольку центральные банки стран-участниц вынуждены следовать в фарватере политики Европейского центрального банка. С учётом мягкой денежной политики в Европе находить средства на серьёзные проекты по индустриализации и инфрастуктурному развитию довольно трудно. К тому же в правления банков африканских стран, в том числе Габона, включены представители Минфина Франции, а половина ЗВР хранится во французском Казначействе. Но главное, франк КФА ориентирует торговлю использующих его стран (в т.ч. Габона) на Европу, хотя объективные предпосылки подталкивают к поиску большего баланса в торговле с азиатскими партнерами и, прежде всего, с Китаем. Пока что ситуация выглядит так: в экспорте 40% приходится на Китай и всего 3% на Францию, а в импорте — 22% на Францию и 20% на Китай.

В политическом же плане Габон всегда считался довольно прозападной страной, и характерно то, что здесь антифранцузские настроения проявляются не так отчётливо и явно, как в соседнем субрегионе. Военные интересы здесь у Франции есть, но скорее связанные с соображениями престижа: в Габоне расположена единственная (и небольшая) база Франции на атлантическом побережье Африки. Она, например, была в центре внимания во время визита в Габон Н. Саркози в 2010 г.

8. Новый курс. В последнее время Габон, даже при А. Бонго, стал проводить более диверсифицированную внешнюю политику, находя противовесы французскому вектору. Первым стало вступление в британское Содружество наций в июне 2022 г., что уже вызвало некоторое непонимание и недовольство в Париже. Затем мы видели указания на то, что Габон среди прочих стран Африки хотел бы присоединиться к БРИКС. Голосования страны в ООН также показывают стремление найти взвешенный подход: при всей прозападной ориентации Либревиля его делегация поддерживает некоторые российские резолюции (например, по борьбе с героизацией нацизма).

***

Африканский союз — ключевая международная организация на африканском пространстве, не только занимающаяся широким кругом вопросов, но и обладающая растущей международной легитимностью. Помимо прочего, у АС есть собственный Совет мира и безопасности и оговоренное право при определённых условиях вмешиваться во внутреннюю ситуацию в странах-членах. А одним из ключевых принципов работы организации служит неприятие неконституционной смены власти (НСВ), что зафиксировано в Ломейской декларации АС от 2000 г. и Африканской хартии по вопросам демократии, выборов и управления, принятой в 2007 г. в Аддис-Абебе.

В этом смысле ситуация в Габоне вроде как очевидно нарушает этот принцип, подпадая под выделенные в Ломейской декларации критерии НСВ: вооружённый переворот с целью свержения демократически избранного правительства; интервенция наёмников с целью свержения демократически избранного правительства; свержение демократически избранных правительств вооруженными группами диссидентов и повстанческими движениями; и отказ действующего правительства передать власть победившей политической партии по итогам свободных и справедливых выборов.

Но в ст. 23 Аддис-Абебской Хартии содержится ещё один пункт: к НСВ относится «любая поправка или пересмотр конституции или правовых актов, которые являются нарушением принципов демократической смены правительства». Именно это положение может дать основание к двоякой трактовке ситуации со стороны АС.

Насколько легитимными можно считать выборы, результаты которых были сначала оспорены объединённой оппозицией, сумевшей за 9 дней до выборов согласовать единого кандидата, а затем аннулированы совершившими переворот военными? Выборы, на которых не было наблюдателей от Афросоюза и субрегиональных организаций, где глушился интернет и эфирное вещание (что показательно французское) и освещение которых журналистами было всячески затруднено.

Но дело здесь ещё и в том, что в ответ на создание общей платформы оппозиции «Альтернатива 2023» в январе этого года действующие власти внесли серьёзные изменения в избирательное законодательство, что как раз при желании можно трактовать как критерий НСВ. Речь идёт о том, что всего за месяц до выборов Независимая национальная избирательная комиссия объявила, что любой голос за местного депутата будет автоматически считаться голосованием за кандидата в президенты от этого депутата, что автоматически добавляло бы очки А. Бонго, потому что выставленный от оппозиции бывший министр образования Альберт Ондо Осса никакой партии не представлял (а значит, не мог получить никакие голоса по такой формуле).

Как бы ситуация в Габоне ни развивалась в дальнейшем, речи об организации интервенции в страну не идёт. Но от постановки вопроса под тем или иным углом зависит, будут ли введены против Габона общеафриканские санкции, а его членство в АС приостановлено.

(Голосов: 9, Рейтинг: 4.56)
 (9 голосов)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся