Оценить статью
(Голосов: 8, Рейтинг: 4)
 (8 голосов)
Поделиться статьей
Иван Лошкарёв

К.полит.н., доцент кафедры политической теории МГИМО МИД России

2 ноября в Претории при посредничестве Африканского союза был подписан документ о прекращении боевых действий между федеральными войсками и подразделениями Народного фронта освобождения Тиграя на севере Эфиопии. Этот вооруженный конфликт начался в ноябре 2020 г. из-за острых разногласий между властями штата Тиграй и федеральным правительством по вопросам общей конструкции власти в стране. Из-за боевых действий и разразившегося голода за два года погибли, по меньшей мере, 500 тыс. человек.

Выработанные в Претории условия открывают возможности для урегулирования конфликта в Тиграе и согласования значимых нюансов на локальном и региональном уровнях. Однако при существенных отклонениях или задержках в имплементации сохраняется вероятность возобновления партизанской борьбы или даже открытого противостояния федеральным властям.

2 ноября в Претории при посредничестве Африканского союза был подписан документ о прекращении боевых действий между федеральными войсками и подразделениями Народного фронта освобождения Тиграя на севере Эфиопии. Этот вооруженный конфликт начался в ноябре 2020 г. из-за острых разногласий между властями штата Тиграй и федеральным правительством по вопросам общей конструкции власти в стране. Из-за боевых действий и разразившегося голода за два года погибли, по меньшей мере, 500 тыс. человек.

Принуждение к миру

Стороны уже пытались договориться о перемирии в августе 2022 г., однако на локальном уровне это оказалось невыполнимым. Некоторые подразделения продолжили боевые действия, что дало сторонам конфликта возможность обвинить друг друга в неисполнении обязательств.

С целью давления на противника 17 октября подразделения федерального правительства совместно с силами региональной безопасности штата Амхара начали полномасштабное наступление в западных районах Тиграй. В этой операции было много символизма, поскольку одним из первых был занят городок Дедебит, в котором в 1975 г. 11 тиграйских студентов учредили Народный фронт освобождения Тиграя. Наступление федеральных войск оказалось настолько успешным, что контроль федерального правительства достиг еще одного исторического города — Адуа [1], находящегося в 65–70 км от первоначальной линии фронта.

Хотя положение дел Народного фронта освобождения Тиграя пока не достигло критического, новые успехи федеральных войск имеют огромное символическое значение и создают реальную военную угрозу для столицы Тиграя — города Мекеле. В связи с этим уже 24 октября делегация НФОТ прибыла в Преторию и стала готовиться к переговорам с федеральным правительством Абий Ахмеда, которого ранее обвиняли во всех грехах — от узурпации власти до геноцида.

Соглашение в Претории

Подписанный двумя сторонами документ во многом отражает баланс сил «на земле». Фактически НФОТ контролирует около трети штата Тиграй — преимущественно восточную, изолированную от всего мира часть. В отличии от федеральных властей мобилизационный ресурс НФОТ во многом исчерпан. Более того, вооружение и экипировка тиграйских подразделений стали пополняться партизанскими методами, что обеспечивает огневое превосходство федеральных войск.

В таких условиях понятна основная уступка НФОТ — «восстановление конституционного порядка» и присутствия федеральных органов власти в Мекеле (ст. 3). Более того, военные подразделения НФОТ — Силы обороны Тиграя — должны быть распущены и пройти программу по разоружению, демобилизации и реинтеграции (ст. 6). Что немаловажно, все аэропорты и зона границы с Эритреей также официально переданы в ведение федеральных властей — правда, без указания конкретных сроков. Наконец, Народный Фронт освобождения Тиграя взял обязательство не поддерживать другие повстанческие силы на территории Эфиопии, с которыми у этой организации налажен контакт (прежде всего, речь идет о Фронте освобождения оромо).

Федеральное правительство также пошло на некоторые болезненные уступки. В частности, с НФОТ придется снять статус террористической организации, хотя борьба с терроризмом была важным мотивом в избирательной кампании правящей партии на парламентских выборах 2021 г. Кроме того, федеральное правительство обязалось создать временную администрацию Тиграя на принципах инклюзивности и диалога — то есть с участием и по согласованию с НФОТ. Более того, власти страны обязались обеспечить представительство Тиграя в двух палатах эфиопского парламента — то есть представители НФОТ вполне могут вернуться в общенациональную политику, пусть и в ограниченном формате. Наконец, в отношении преступлений, совершенных в период конфликта, будут применяться нормы переходного правосудия, что косвенно подтверждает несовершенство действующей судебной власти Эфиопии.

В целом соглашение в Претории во многом восстанавливает ситуацию по состоянию до 4 ноября 2020 г. Тиграй признает конституционность нынешнего федерального правительства, а в обмен возвращается в конституционно-правовое поле Эфиопии с некоторыми особенностями. Однако очевидно, что до начала конфликта НФОТ правил регионом безраздельно, а теперь ему придется делить ответственность и согласовывать свои действия с федеральными властями. Но и правительству Абий Ахмеда, видимо, придется смириться с тем, что как минимум один регион страны будет лишь отчасти подконтролен правящей партии и общенациональным институтам управления.

Временные рамки

Хотя сторонам удалось достигнуть сложного компромисса, еще сложнее будет реализовывать изложенное в соглашении. Фактически Соглашение в Претории содержит три основных блока вопросов — гуманитарный, политический и военный. Наиболее детализированный блок — последний. В соответствии с Соглашением стороны должны наладить прямые контакты высшего командного состава и провести совместную встречу. Именно совещание командиров с двух сторон должно согласовать график разоружения Сил обороны Тиграя и подготовить полноценную программу по разоружению, демобилизации и реинтеграции. Из текста документа можно сделать два вывода о военном блоке обязательств. Во-первых, процесс разоружения может оказаться длительным — особенно с учетом разделения вооружения на легкое и тяжелое в документе. Во-вторых, положение документа о «потребностях Тиграя в правопорядке» косвенно подтверждает, что речь может идти скорее о формальном перевоплощении СОТ в некие полицейские силы (например, силы безопасности штата), а не о полноценном и окончательном роспуске.

Для политического блока Соглашения существуют всего две реперные точки. Во-первых, совещание высшего командного состава сторон конфликта должно согласовать формы и график восстановления работы органов федеральной власти в Тиграе — пока непонятно, в какой последовательности по отношению к процессу разоружения (после или параллельно). Во-вторых, в течении недели после снятия с НФОТ статуса террористической организации должен быть запущен политический диалог сторон по всем спорным вопросам (включая, например, юго-западные районы Тиграя, присоединенные федеральным правительством к штату Амхара). После снятия юридических ограничений на деятельность НФОТ также предполагается формирование временной коалиционной администрации Тиграя. Пока не совсем понятно, что должно произойти раньше — появление в Тиграе федеральных или региональных органов власти.

Наконец, гуманитарный блок прописан предельно общими словами. Хотя в Тиграе сложилась крайне тяжелая обстановка и значительная часть населения лишена доступа к базовым благам (например, к воде или лекарствам), конкретных временных рамок в Соглашении на этот счет нет. Согласно ст. 5, в штат Тиграй будет восстановлен «гуманитарный доступ», а федеральное правительство совместно с международными организациями предпримет меры по удовлетворению потребностей — в первую очередь, женщин, детей и пожилых. Гуманитарный блок документа никак не привязан к политическому или военному, что может создать сложности при замедлении работы по другим трекам.

Отменить (,) нельзя (,) имплементировать

Реализация соглашения на практике столкнется с рядом очевидных трудностей, которые могут существенно замедлить или даже остановить продвижение по политическому и военному трекам. Первое — в документе отсутствует прямое упоминание Эритреи. И это важный аспект, поскольку эритрейские вооруженные подразделения, по некоторым сведениям, активно вели операции на севере Тиграя вдоль линии государственной границы. Более того, во многом ожесточенность вооруженной борьбы НФОТ с федеральным правительством была вызвана самим фактом вовлечения Эритреи в этот конфликт. Туманное упоминание «третьих сил, враждебных одной из сторон», не накладывает на эритрейскую сторону какие-либо обязательства и не означает немедленный вывод эритрейских подразделений из зоны конфликта. То есть в случае необходимости подразделения Эритреи могут действовать самостоятельно с формальной точки зрения и дальше менять соотношение сил «на земле» не в пользу НФОТ.

Второе — вероятно, политические лидеры не смогут убедить всех рядовых участников конфликта сложить оружие. И федеральное правительство, и НФОТ немало сделали для разжигания ненависти среди рядовых сторонников, инвестировали организационные и материальные усилия в политическую мобилизацию широких слоев населения против оппонентов. Для властей Эфиопии наиболее неконтролируемыми могут стать подразделения регионального ополчения штата Амхара и отряды амхарской молодежи «Фано», а также недавно мобилизированные солдаты. Для многих из них негативное отношение к НФОТ и тиграйцам стало фактическим синонимом борьбы с несправедливостью и этническими дисбалансами в стране. Аналогично для рядовых бойцов Сил Обороны Тиграя (порядка 150–200 тыс. человек) урегулирование конфликта может означать невозможность мести за тяжелое положение 2020 —2022 гг. в регионе и за личные трагедии (гибель родственников и друзей, уничтожение имущества, разрушение сакральных мест). Для них переход под юрисдикцию федерального правительства (пусть где-то и номинальный) вполне может показаться предательством, а не единственным выходом из ситуации.

Наконец, третье — процедура мониторинга, описанная в Соглашении, представляется весьма слабой. Стороны конфликта, а также региональная организация «IGAD» и Африканский Союз должны создать Совместную комиссию, которая отберет экспертов для мониторинга ситуации в локальном измерении. Поскольку количество экспертов в документе ограничено (не более 10), вероятно, способность Совместной комиссии отслеживать динамику по трем блокам в разных точках Тиграя будет ограниченной. По всей видимости, предполагается, что федеральные и региональные органы власти в Тиграе будут оказывать содействие комиссии, но их еще предстоит создать. Более того, по текущей конструкции Совместной комиссии вполне можно предположить, что отдельные нарушения могут оставаться незамеченными не только из-за институциональной слабости комиссии, но и с целью сохранения общей рамки урегулирования. То есть имплементация Соглашения в Претории может застопориться из-за несовершенного механизма мониторинга выполнения обязательств сторонами конфликта.

Вместо эпилога

Во многом Соглашение в Претории напоминает печально известные Минские соглашения. В обоих случаях центральным элементом урегулирования можно считать прекращение боевых действий и диалог самостоятельно администрируемого региона с центральным правительством страны. В случае конфликта на Донбассе возник замкнутый круг: без прекращения боевых действий не начинался политический диалог, а без политического диалога не удавалось реализовать устойчивое перемирие. Условия соглашения в Претории выписаны похожим образом, что при наличии заинтересованных третьих сил может привести к провалу всего процесса урегулирования.

Однако у властей Эфиопии и Народного Фронта освобождения Тиграя есть и существенное преимущество — в Соглашении в Претории ответственность за выполнение соглашения во многом возложена на военных с двух сторон, а не на политиков. Многие командиры Сил обороны Тиграя ранее служили в Силах национальной обороны Эфиопии, что создает предпосылки для более доверительных контактов и взаимопонимания в процессе урегулирования. Более того, военный блок договоренностей в значительной степени отделен от политического блока, что позволит не застревать в дискуссиях об очередности выполнения пунктов Соглашения.

В целом выработанные в Претории условия открывают возможности для урегулирования конфликта в Тиграе и согласования значимых нюансов на локальном и региональном уровнях. Однако при существенных отклонениях или задержках в имплементации сохраняется вероятность возобновления партизанской борьбы или даже открытого противостояния федеральным властям.

1. В 1896 г. в битве при Адуа армия Эфиопской империи нанесла поражение итальянскому корпусу генерала Баратиери, что позволило сохранить независимость государства.


Оценить статью
(Голосов: 8, Рейтинг: 4)
 (8 голосов)
Поделиться статьей
 
Социальная сеть запрещена в РФ
Социальная сеть запрещена в РФ
Бизнесу
Исследователям
Учащимся
sexy film kannada coffetube.info very very hot women محجبة بتتناك arabysexy.org صور سكس اخ واخته natasha malkova sex video jizzman.mobi www.indian sex .com rambha swimsuit images yourporn.name lauren gottlieb hot 藤代ゆかり freejavporn.mobi honb-142 hot teen fuck lazoom.mobi desi aunty xvideos.com arabella episode 58 wowteleserye.com lotto result complete today xnxxtalugu redpornvideos.mobi desi99 سيكس لبناني freepornjournal.com سكس مصري مشعر سكس فنانات ار 18 tropsha.com سكس حصان وبنات boa foda pornucho.mobi ayyan ali maria clara at ibarra december 21 2022 full episode pinoycinema.org mga dokumentaryo xxx hindi sex story ganstagirls.com imo sex videos فيديو منى وشيما سكس blackpornsexvideos.com صور طياز بلدى michael keikaku megahentai.org secret journey po-ju