Активная фаза конфликта на севере Эфиопии продолжается с ноября прошлого года. И если в начале этих событий вероятность победы федерального правительства казалась почти неизбежной, то сейчас исход противостояния стал более непредсказуемым. Официальным властям противостоят мятежные власти штата (кылиля) Тиграй: Народный фронт освобождения Тиграя и его боевое крыло — Силы обороны Тиграя (СОТ). В повседневном лексиконе в Эфиопии эти тиграйские организации уже несколько десятилетий называют «Войяне» — то есть «фронт».
Напомним, что в конце июня 2021 г. Силы обороны Тиграя заняли 2/3 территории штата Тиграй и перешли к наступлению на нескольких направлениях. К августу сформировалось три основных линии фронта, имеющих общий тыл в городе Уольдыя (штат/кылиль Амхара). На запад от Уольдыи подразделения СОТ предприняли неудачную попытку отрезать штат Амхара от основных трасс, связывающих с центром страны. Сейчас там происходят маневренные бои между тиграйскими подразделениями и региональными силами штата Амхара (при поддержке отрядов молодежи): периодически какая-то из сторон заходит в тыл или во фланг противнику, но серьезных изменений пока не происходит. На восток от Уольдыи идут операции в штате Афар, где отряды СОТ стараются занять город Миле, а федеральные силы (недавно туда выехал лично премьер-министр Абий Ахмед) пытаются сдержать их фланговыми ударами с юга на запад и на север. Наконец, на третьем направлении — южном — подразделения СОТ в начале ноября взяли стратегически важный город Дессе и постепенно движутся на юг, преодолев дополнительно около 40–50 км на пути к столице (всего от Дессе до Аддис-Абебы около 250 км).
Конфликт в Эфиопии между федеральным правительством и НФОТ интенсивно развивается. Время для принятия решений у каждой из сторон сжато до предела, поэтому ошибки, просчеты и неудачи практически неизбежны. Контуры урегулирования противостояния в последние месяцы остаются примерно такими: легализация НФОТ в границах Тиграя в обмен на признание Тиграем федерального правительства (вопрос в формах легализации, параметрах границ и конструкции федеральной власти). Но до проработки этих деталей еще достаточно далеко. В настоящий момент логика ассиметричного конфликта удерживает стороны от смены стратегии. Опираясь на партизанский опыт 1970–1980 гг., НФОТ остановил свой выбор на постепенном расширении зоны конфликта и обострении противоречий на территориях под контролем федерального правительства. Премьер-министр Абий Ахмед и его команда, напротив, все еще надеются уничтожить противника конвенциональными военными методами — наступательными военными операциями, занятием населенных пунктов, авиаударами по коммуникационным объектам и складам вооружений. Обе стороны знают, что цена смены стратегии очень высока, так как это разочарует сторонников, активизирует внутренних оппонентов, потребует дополнительных материальных и политических ресурсов. Иными словами, слишком много «но» при отсутствии гарантий результата. Пока такая ситуация более благоприятна для «Войяне», но вряд ли это будет продолжаться слишком долго.
Активная фаза конфликта на севере Эфиопии продолжается с ноября прошлого года. И если в начале этих событий вероятность победы федерального правительства казалась почти неизбежной, то сейчас исход противостояния стал более непредсказуемым. Официальным властям противостоят мятежные власти штата (кылиля) Тиграй [1]: Народный фронт освобождения Тиграя и его боевое крыло — Силы обороны Тиграя (СОТ). В повседневном лексиконе в Эфиопии эти тиграйские организации уже несколько десятилетий называют «Войяне» — то есть «фронт» [2].
Напомним, что в конце июня 2021 г. Силы обороны Тиграя заняли 2/3 территории штата Тиграй и перешли к наступлению на нескольких направлениях. К августу сформировалось три основных линии фронта, имеющих общий тыл в городе Уольдыя (штат/кылиль Амхара). На запад от Уольдыи подразделения СОТ предприняли неудачную попытку отрезать штат Амхара от основных трасс, связывающих с центром страны. Сейчас там происходят маневренные бои между тиграйскими подразделениями и региональными силами штата Амхара (при поддержке отрядов молодежи): периодически какая-то из сторон заходит в тыл или во фланг противнику, но серьезных изменений пока не происходит. На восток от Уольдыи идут операции в штате Афар, где отряды СОТ стараются занять город Миле, а федеральные силы (недавно туда выехал лично премьер-министр Абий Ахмед) пытаются сдержать их фланговыми ударами с юга на запад и на север. Наконец, на третьем направлении — южном — подразделения СОТ в начале ноября взяли стратегически важный город Дессе и постепенно движутся на юг, преодолев дополнительно около 40–50 км на пути к столице (всего от Дессе до Аддис-Абебы около 250 км).
Неприятные сюрпризы для федерального правительства
В сентябре-ноябре военная и политическая обстановка в Эфиопии круто изменилась. Во-первых, взятие Силами обороны Тиграя города Дессе и наступательные операции у города Миле фактически усложнили ведение эфиопской внешней торговли. Из Аддис-Абебы в Джибути ведут две трассы, которые соединяются у г. Миле (одна — через города Дебре-Бырхан и Дессе, другая — через город Аваш). Именно по этим трассам идет основной грузопоток импорта и экспорта в страну. Помимо имиджевых потерь, сокращение объемов внешней торговли прямо влияет на валютные поступления для федерального правительства, а значит — на его способность закупать вооружения и продолжать борьбу с противником. Конечно, это еще не означает окончательного разрыва связей Эфиопии с внешним миром: помимо авиаперевозок в соседствующем с Сомали и Джибути штате (кылиле) Афар несколько десятилетий существует сеть контрабандистских групп с налаженными деловыми контактами в Джибути, а также в портах Бербера (Сомалиленд) и Босасо (Пунтленд) [3]. Тем не менее регулярность и объем внешней торговли Эфиопии точно пострадают.
Во-вторых, Народный фронт освобождения Тиграя (НФОТ) все-таки прорвал в Эфиопии и политическую блокаду. Еще в декабре 2019 г. НФОТ пытался сконструировать «Федералистские силы Эфиопии» — широкую коалицию этнических партий против премьер-министра Абий Ахмеда. Однако в итоге даже из этой коалиции НФОТ исключили. Поэтому событие 11 августа 2021 г. стало, без преувеличения, историческим — сделку о сотрудничестве с НФОТ заключил Фронт освобождения оромо (ФОО) [4] — одна из крупнейших этнических организаций оромо. У ФОО огромный лист претензий к НФОТ: в 1991–1992 гг. тиграйцы сумели переиграть политиков-оромо и сформировать органы власти в стране, а затем ФОО до 2018 г. оказался в списке террористических организаций. Все это время власти Эфиопии (фактически НФОТ) преследовали функционеров ФОО и проводили жестокие полицейские операции в районах их активности. Поэтому примирение двух организаций имеет огромное символическое значение. Однако и это не главное. После совместного заявления о сотрудничестве вооруженные отряды ФОО планомерно перенесли свои основные операции с юга штата Оромия на север — прямо в тыл правительственных войск на трассе Аддис-Абебе-Дессе. За несколько месяцев это позволило дезорганизовать действия Национальных сил обороны Эфиопии и отрядов региональных сил безопасности на основном фронте, прикрывающем столицу. Именно поэтому федеральным властям и пришлось 2 ноября объявить чрезвычайное положение, а во многих штатах стали собирать добровольцев в сводные отряды для восполнения потерь в живой силе. Таким образом, НФОТ и СОТ получили политическое и военное преимущество на главном направлении своего наступления против федеральных сил.
И, в-третьих, болезненная реакция ряда государств для федерального правительства оказалась неожиданной. В частности, мнение Вашингтона традиционно играло большую роль в эфиопской политике после 1991 г.: именно США вынудили Аддис-Абебу пойти на невыгодное перемирие с Эритреей в 2000 г., именно США поощряли Эфиопию активно участвовать в гражданской войне в Сомали с 2006 г., и именно американцы в конечном счете давили на правящую партию в 2017–2018 гг. и требовали смены руководства. Существует даже точка зрения, что и кандидатура самого Абий Ахмеда получила в какой-то форме одобрение Вашингтона [5]. Поэтому риторика администрации Дж. Байдена и равное распределение ответственности за конфликт с НФОТ встречают откровенное непонимание в Аддис-Абебе. После указа президента США от 17 сентября о разработке санкций в отношении участников конфликта в Эфиопии непонимание стало, по всей видимости, перерастать в отчуждение. В этом документе, например, в качестве потенциальных целей санкций отдельно упомянуты региональные силы безопасности штата Амхара — на сегодняшний момент наиболее боеспособные подразделения в распоряжении федерального центра.
Перечисленные политические сюрпризы вынуждают федеральное правительство в Эфиопии, во-первых, искать новые ресурсы для противостояния с НФОТ и его новыми союзниками, а во-вторых, обращаться за экономической и технической поддержкой к новым внешним партнерам — например, к Турции и Ирану. В острой фазе конфликта это только увеличивает непредсказуемость ситуации и вероятность импульсивных и невыверенных решений со стороны федерального правительства.
От асимметрии конфликта к асимметрии результатов
На первый взгляд, федеральному правительству Эфиопии не стоит беспокоиться, поскольку его силы по-прежнему в 12–15 раз превосходят силы противника [6]. Однако последние успехи НФОТ («Войяне») наглядно демонстрируют, что перед нами классический ассиметричный конфликт. Там, где федеральные войска проводят полномасштабные операции с участием авиации и артиллерии, Силы обороны Тиграя отвечают короткими контактными боями и деморализующими акциями. Там, где региональные силы штатов пытаются вести партизанскую войну и копировать тактику СОТ, отряды тиграйцев занимают оборону в населенных пунктах и ищут отвлекающие факторы в тылу противника (например, конфликтные точки с участием малых этнических групп — кемант, агау). Таким образом, асимметричность не позволяет федеральному правительству применять силовые меры так, как оно бы того хотело. В таких условиях многие преимущества федерального правительства фактически «обнуляются».
В теории ассиметричных конфликтов традиционно уделяется большое внимание тому, как выстроена система управления у каждой из противоборствующих сторон [7]. С этой точки зрения у Народного фронта освобождения Тиграя несомненное преимущество — крайне централизованная командная иерархия, скрепленная партийными и кровнородственными связями. Напротив, силы федерального правительства распылены между офисом премьер-министра, двумя крупными министерствами (Министерством обороны и Министерством мира), командованиями трех военных округов, правительствами штатов и разными координационными структурами, а также локальными игроками, которые формируют ополчение из взрослого населения и отряды молодежи («Керроо», «Фано» и другие).
В то же время логика ассиметричного конфликта вполне может сыграть с «Войяне» злую шутку. В самом Тиграе и в ближайших с ним районах население в основном не слишком требовательно к фактическим властям, поскольку возможное возвращение на эти территории федерального правительства считается менее приемлемым — случаи злоупотреблений, локального насилия и голода в ноябре 2020 г. – июне 2021 г. еще ждут своих историков и исследователей [8]. Вместе с тем по мере продвижения к многолюдному плоскогорному пространству в окрестностях Аддис-Абебы НФОТ придется изменить поведение. Народному Фронту потребуется предоставлять местному нетиграйскому населению убедительную альтернативу федерального управления — сохранять порядок в поселениях с враждебными жителями, обеспечивать минимальные социальные стандарты и хотя бы частично восстанавливать инфраструктуру, то есть — принять на себя функции государства. В противном случае из-за городских бунтов наступление на столицу закончится, толком и не начавшись. В этом и состоит ловушка асимметричности: как только НФОТ станет играть по стандартным правилам игры, у федерального правительства появится шанс не только нанести военное поражение противнику, но и создать политические препятствия для дальнейших успехов «Войяне» (например, с помощью международного гуманитарного права, институтов глобальной борьбы с терроризмом, заведомо затяжных переговоров под эгидой Афросоюза). Иными словами, чтобы выиграть в конфликте с федеральным правительством Народному фронту освобождения Тиграя, по всей видимости, придется отказаться от выигрышной стратегии.
Вместо заключения
Конфликт в Эфиопии между федеральным правительством и НФОТ интенсивно развивается. Время для принятия решений у каждой из сторон сжато до предела, поэтому ошибки, просчеты и неудачи практически неизбежны. Контуры урегулирования противостояния в последние месяцы остаются примерно такими: легализация НФОТ в границах Тиграя в обмен на признание Тиграем федерального правительства (вопрос в формах легализации, параметрах границ и конструкции федеральной власти). Но до проработки этих деталей еще достаточно далеко. В настоящий момент логика ассиметричного конфликта удерживает стороны от смены стратегии. Опираясь на партизанский опыт 1970–1980 гг., НФОТ остановил свой выбор на постепенном расширении зоны конфликта и обострении противоречий на территориях под контролем федерального правительства. Премьер-министр Абий Ахмед и его команда, напротив, все еще надеются уничтожить противника конвенциональными военными методами — наступательными военными операциями, занятием населенных пунктов, авиаударами по коммуникационным объектам и складам вооружений. Обе стороны знают, что цена смены стратегии очень высока, так как это разочарует сторонников, активизирует внутренних оппонентов, потребует дополнительных материальных и политических ресурсов. Иными словами, слишком много «но» при отсутствии гарантий результата. Пока такая ситуация более благоприятна для «Войяне», но вряд ли это будет продолжаться слишком долго.
1. В официальных российских документах принято написание Тыграй. Автор настоящей статьи полагает, что географические названия Эфиопии необходимо транслитерировать, а не транскрибировать. По крайней мере, такой подход находил понимание у прежних поколений эфиопистов. См.: См.: Горовая Е.В. Словарь географических названий Эфиопии. М., 1974.
2. В некоторых словарях отмечается, что исходный глагол, от которого образовано слово «Войяне», в амхарском и тигринья языках значил не только «противостоять», но и «говорить другому о его недостатках». Военный термин «фронт» обозначается другим словом.
3. Markakis J. Ethiopia. The last two frontiers. Woodbridge: James Currey, 2011. рр. 301-302.
4. Формально это сотрудничество только с одной из частей ФОО — Армией освобождения оромо. Однако другие ответвления ФОО нередко не способны отреагировать на происходящее, поскольку значительная часть руководства Фронта арестована. Дополнительный раскол возник из-за того, что федеральные власти сформировали лояльный исполком ФОО, который отстранил от руководства многолетнего лидера Фронта (с 1999) — Давуда Ибсу.
5. Косвенно об этом говорит тот факт, что премьер-министром не стал лидер внутрипартийной фронды в 2016–2018 гг. и непосредственный начальник Абий Ахмеда в эти года — Лемма Мегерса.
61. Это оценка автора.
7. См. например: Mack A. Why big nations lose small wars: The politics of asymmetric conflict // World politics. – 1975. – Vol. 27. – №. 2. – рр. 175-200; Merom G. How democracies lose small wars: state, society, and the failures of France in Algeria, Israel in Lebanon, and the United States in Vietnam. – Cambridge: Cambridge University Press, 2003.
8. Случаи изнасилования, уничтожения собственности, преследования по этническому принципу, внесудебных казней, совершенных обеими сторонами конфликта, зафиксированы в недавнем отчете Верховного Комиссара по правам человека ООН. См.: Report of the Ethiopian Human Rights Commission (EHRC)/Office of the United Nations High Commissioner for Human Rights (OHCHR) Joint Investigation into Alleged Violations of International Human Rights, Humanitarian and Refugee Law Committed by all Parties to the Conflict in the Tigray Region of the Federal Democratic Republic of Ethiopia. URL: https://www.ohchr.org/Documents/Countries/ET/OHCHR-EHRC-Tigray-Report.pdf