Распечатать
Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Нана Гегелашвили

К. полит. н., руководитель Центра региональных проблем Института США и Канады РАН, эксперт РСМД

На состоявшемся 28–29 ноября 2013 г. Вильнюсском саммите Соглашение об ассоциации в пакете с Договором о глубокой и всеобъемлющей зоне свободной торговли с ЕС не были парафированы Арменией. Вместе с тем ЕС и Армения подтвердили намерение развивать и укреплять сотрудничество во всех сферах, представляющих взаимный интерес, в рамках программы «Восточное партнерство».

На состоявшемся 28–29 ноября 2013 г. Вильнюсском саммите Соглашение об ассоциации в пакете с Договором о глубокой и всеобъемлющей зоне свободной торговли с ЕС не были парафированы Арменией. Вместе с тем ЕС и Армения подтвердили намерение развивать и укреплять сотрудничество во всех сферах, представляющих взаимный интерес, в рамках программы «Восточное партнерство».

Вильнюсский саммит продемонстрировал, что комплементарность становится главной чертой внешней политики Армении. Об этом свидетельствуют «разброд и шатания», характеризовавшие поведение Еревана вплоть до «окончательного» выбора в пользу евразийского вектора развития страны.

Но действительно ли этот выбор окончательный, или он еще будет меняться? Насколько его изменение зависит от зрелости политической элиты и общества, дистанция между которыми неуклонно растет? Какие плюсы и минусы получит Армения от членства в Таможенном союзе (ТС) и что участие Еревана в этом проекте даст Москве? Наконец, насколько политика «Восточного партнерства» отвечает интересам ЕС и в чем заключаются ее основные недочеты?

ЕС и Армения: планы и реалии

Несмотря на то, что на Вильнюсском саммите не был подписан какой-либо основополагающий для отношений ЕС и Армении документ, Брюссель не будет игнорировать стремление Армении к интеграции, а Ереван продолжит оставаться в поле интересов Европы.

Складывается впечатление, что ЕС будет предпринимать дальнейшие попытки наладить сотрудничество с Арменией, основываясь на имеющихся достижениях.

Показательно, что намерение Еревана вступить в ТС и включиться в процесс формирования Евразийского экономического союза, озвученное президентом Армении 3 сентября 2013 г., сразу же вызвало шквал критики со стороны европейских чиновников. Они заявили, что Армения практически прервала переговоры с Европой и сделала невозможным парафирование Соглашения об ассоциации с ЕС, которое должно было состояться на Вильнюсском саммите. Однако буквально на следующий день Еврокомиссия обнародовала заявление, в котором отмечалось, что Соглашение об ассоциации и Договор о глубокой и всеобъемлющей зоне свободной торговли (DCFTA) могут быть совместимы с экономическим сотрудничеством с членами Содружества Независимых Государств.

Складывается впечатление, что ЕС будет предпринимать дальнейшие попытки наладить сотрудничество с Арменией, основываясь на имеющихся достижениях. Этому будут способствовать несколько факторов.

Первый фактор – последствия глобального финансового кризиса, которые все еще ощущаются и вкупе с перенапряжением сил США не дают никакой уверенности в том, что ситуация может заметно улучшиться, по крайней мере, в среднесрочной перспективе. Это неизбежно будет влиять на сокращение диапазона политики «Восточного партнерства». К тому же непредсказуемость развития ситуации на Ближнем Востоке и в Афганистане будет обусловливать повышение значимости «кавказского измерения» для Запада. Именно данное соображение не в последнюю очередь способствовало понижению завышенных ожиданий, которые Евросоюз связывал со странами «Восточного партнерства». Пример Армении как нельзя лучше демонстрирует это.

Второй фактор – кардинальное изменение ситуации в Европе после принятия программы «Восточное партнерство». Ясно, что ЕС стоит на пороге серьезных перемен, требующих пересмотра прежних принципов интеграции. Отсутствие конечной цели программы «Восточное партнерство» делает ЕС уязвимым и вынуждает его идти на компромиссы в отношении своей восточной политики. В Брюсселе прекрасно понимают, что проводимая восточными партнерами политика далеко не всегда базируется на европейских ценностях (демократия, соблюдение прав человека и т.д.), однако сотрудничество с ними представляется желательным на любом уровне. Для ЕС это особенно важно в контексте намерения Б. Обамы поставить США во главе двух гигантских интеграционных объединений – Транстихоокеанского и Трансатлантического партнерств.

Третий фактор – потребность Евросоюза в инструментарии, который мог бы обеспечить восточным партнерам возможность сосуществовать без заключения договора о зоне свободной торговли на поле ЕС, развивая и углубляя другие форматы сотрудничества (например, в области общей внешней политики и политики безопасности, в вопросах юстиции и внутренних дел).

Один из недочетов политики «Восточного партнерства» заключается в неспособности Евросоюза определить, что является конечной целью для стран этого региона. У Брюсселя есть ряд инициатив, но у него никогда не было реальной стратегии. Главная «приманка» – членство в Европейском союзе – этим странам никогда не предлагалась. Если ЕС серьезно подойдет к достижению заявленных целей политики соседства (стабильность, безопасность и процветание), то ему придется постоянно придерживаться ранее принятых подходов к этим странам.

Отсутствие конечной цели программы «Восточное партнерство» делает ЕС уязвимым и вынуждает его идти на компромиссы в отношении своей восточной политики.

ЕС не может сбрасывать со счетов Армению из-за крайней непоследовательности его восточных партнеров в отношении интеграционных процессов. Так, по мнению депутата Европарламента от Литвы З. Бальчитиса, «Евросоюзу не стоит отказываться от Армении, поскольку в обозримом будущем она может принять другое решение и пойти на сближение с ЕС». При этом Брюссель призывает уважать суверенный выбор стран, которые стремятся интегрироваться в ЕС.

Помимо основных недочетов политики «Восточного партнерства» в целом, Брюссель, похоже, готов признать свои огрехи и в отношении Армении. Прежде всего, речь идет о неспособности предоставить Еревану гарантии в области безопасности, что, по мнению Брюсселя, решающим образом повлияло на решение армянского руководства вступить в ТС. Свою роль, как считают некоторые депутаты Европарламента, сыграло также то, что Брюссель всегда проявлял, по меньшей мере, равнодушие к Армении. Более того, в его рядах немало сторонников, разделяющих позицию Азербайджана и Турции. В отличие от богатого нефтью Азербайджана, Армения для Брюсселя всегда была проблемной страной, от которой с точки зрения realpolitik больше вреда, чем пользы.

Сегодня Брюссель в полной мере осознает, что предлагаемые им Еревану гарантии не выдерживают критики, а система взаимных обязательств, предусматривающих интеграцию в ЕС, должна в первую очередь учитывать интересы обеих сторон и стать более конкретной.

В любом случае подписание серьезного документа с Ереваном не может не предусматривать особых условий участия Армении в ЕС, даже несмотря на то, что Евросоюз никогда не занимался карабахским конфликтом. Есть понимание того, что переговоры о партнерстве с ЕС могут быть связаны с попытками реанимации переговоров по Нагорному Карабаху, поскольку один из главных принципов, на которых базируется Соглашение об ассоциации, – неприемлемость закрытых границ. В этом контексте интересно заявление, сделанное президентом Армении на саммите Европейской народной партии в Кишиневе, о том, что «торговля с Евросоюзом не может быть эффективной при сохраняющейся турецкой и азербайджанской блокаде армянских границ». Таким образом, вполне возможно, что решение карабахской проблемы и открытие армяно-турецкой границы могут быть увязаны с подписанием Соглашения об ассоциации с ЕС. В перспективе это позволит Брюсселю обозначить Армении более жесткие временные рамки для подписания рамочного договора с Азербайджаном, что в какой-то степени может стать попыткой урегулирования конфликта посредством ЕС.

Можно утверждать, что официальный Ереван руководствовался, в первую очередь, соображениями безопасности.

Другим механизмом, призванным способствовать активизации политики ЕС, согласно логике евростратегов, может стать предоставление восточным партнерам доступа на свои рынки сбыта, а также оказание им помощи в обеспечении энергоносителями по другим каналам, минуя Россию (в случае ее запрета на сбыт продукции из этих стран). Открытие сланцевого газа и повышение энергоэффективности делают Москву, на взгляд Брюсселя, более уязвимым партнером. К тому же Россия стала членом ВТО, что означает не только привилегии, но и обязательства. Однако пока это всего лишь планы, до реалий еще далеко.

В свою очередь, руководство Армении заявляет, что Ереван нацелен на «углубление сотрудничества и продолжение отношений с ЕС, не противоречащих членству в Таможенном союзе». Не исключено, что процесс интеграции Армении будет осуществляться по двум трекам – с ЕС без заключения соглашения о зоне свободной торговле и с ТС.

В октябре 2013 г. Европарламент одобрил соглашения об упрощении визового режима и реадмиссии между Арменией и ЕС, а в ноябре они были ратифицированы армянским парламентом. Тем не менее обсуждение политических и экономических вопросов двумя сторонами пока отложено в связи с тем, что Армения «имеет новые международные обязательства». В подписанной на Вильнюсском саммите Декларации Армения–ЕС отмечалось, что стороны согласились с необходимостью модернизации Программы действий политики Европейского соседства ЕС–Армения и выразили «общее стремление обратиться к основам двусторонних отношений на основе действующих рамок сотрудничества».

Таким образом, несмотря на некоторые недочеты политики «Восточного партнерства» и комплементаризм во внешней политике Армении, Ереван и ЕС намерены продолжить процесс интеграции без учета взаимных обязательств, т.е. по упрощенному, пока еще крайне формальному сценарию.

Армения и ТС: вынужденный маневр или осознанный выбор?

Фото: www.radioazadlyg.org
Херман ван Ромпей и Серж Саркисян на
пресс-конференции, Брюссель

Официальная позиция Армении по присоединению к ТС была озвучена президентом С. Саргсяном на встрече с российским президентом, которая состоялась в Москве 3 сентября 2013 г.

Можно утверждать, что официальный Ереван руководствовался, в первую очередь, соображениями безопасности. Россия, связанная с Арменией Договором о коллективной безопасности и имеющая на ее территории военную базу (г. Гюмри), несет перед ней конкретные обязательства и выступает гарантом ее неприкосновенности. Кроме того, Москва является одним из сопредседателей Минской группы ОБСЕ, возглавляющей процесс мирного разрешения нагорно-карабахского конфликта. Следует отметить, что ЕС в этом отношении всегда придерживался взвешенного подхода, стараясь обходить такие жизненно важные для Армении вопросы, как урегулирование карабахского конфликта, нормализация армяно-турецких отношений и открытие границы между двумя странами (это позволило бы Армении вырваться из региональной изоляции и стать транзитным государством, имеющим выход в Европу). Это и понятно, ведь ЕС не может разрешить данные вопросы, так как у него нет необходимых для этого рычагов.

Другим фактором, повлиявшим на намерение Еревана присоединиться к ТС, послужило решение Турции принять участие в интервенции в Сирии. Учитывая ситуацию, сложившуюся в Нагорном Карабахе, а также отсутствие дипломатических отношений с Турцией, решение турецкого руководства может привести к непредсказуемым последствиям для Армении.

Не последним фактором стала активность Москвы в вопросе разблокирования абхазской железной дороги, что в условиях двух закрытых границ особенно важно для Еревана.

В силу своего географического положения Ереван всегда будет вынужден проводить комплементарную политику, балансируя между амбициями Москвы и интересами Запада.

К вступлению в ТС Армению также подталкивает осознание того факта, что нынешняя изоляция Еревана, который к тому же, в отличие от Грузии, не имеет выгодного геополитического положения, делает его непривлекательным партнером с точки зрения участия в интеграционных проектах. Не стоит забывать и о том, что Россия пообещала Армении целый ряд бонусов в обмен на ее вступление в ТС. Среди них можно назвать выделение 15 млрд руб. на модернизацию армянской железнодорожной сети, находящейся в концессионном управлении ОАО «РЖД», готовность «Роснефти» инвестировать в химический комбинат «Наирит», намерение «Росатома» продлить функционирование Армянской атомной станции. Все эти обещания были призваны минимизировать растущее напряжение Еревана в связи с развитием российско-азербайджанского военно-технического сотрудничества, повышением цены на импортируемый российский газ, а также намерением «Газпрома» усилить свое присутствие в компании «АрмРосгазпром». Однако обещания пока остаются на уровне деклараций. Не случайно сторонники евроатлантической интеграции призывают Ереван более трезво относиться к подобным заявлениям России.

В отношении интеграции с Брюсселем осторожность Армении связана, прежде всего, с опасением, что ЕС может начать выстраивать партнерство с ней и без урегулирования конфликта вокруг Нагорного Карабаха, так как возможность создания зоны свободной торговли с ЕС может быть увязана с обязательством Еревана ввести таможенный режим на границе с Нагорно-Карабахской Республикой.

Власти Армении уверяют, что не сделают ни одного шага, который противоречил бы интересам страны и мог бы вызвать неприятие общества. Тем не менее процесс переговоров о подписании соглашения с Евросоюзом в рамках программы «Восточное партнерство», равно как и процесс переговоров о присоединении к ТС, нельзя назвать прозрачным. Политическое сообщество Армении не было проинформировано о сути документов, готовившихся к подписанию. Похоже, что подобные решения принимаются президентом Армении единолично.

Сегодня в элите и экспертном сообществе Армении широко обсуждается предложение о вынесении проекта заявления о вступлении в ТС на всенародный референдум. В связи с этим не может не вызывать скепсиса внезапное превращение некоторых представителей армянской власти из «оголтелых» западников, которые еще недавно горячо выступали в поддержку идеи евроинтеграции и против Таможенного союза, «ведущего к потере суверенитета», в убежденных русофилов, считающих присоединение к ТС «самым правильным» решением властей.

Тем не менее Армения сделала свой выбор в пользу ТС вполне осознанно, руководствуясь, как уже отмечалось, главным образом, соображениями безопасности. Сегодня Москве как единственному гаранту безопасности Армении нет альтернативы. Взвесив все за и против, Ереван предпочел евразийский интеграционный проект европейскому.

На состоявшейся 19 ноября 2013 г. в Москве совместной пресс-конференции с министром иностранных дел Белоруссии В. Макеем глава МИД России С. Лавров озвучил позицию Москвы: «…решение о том, подписывать какие-либо документы с зарубежными партнерами или нет, является суверенным решением соответствующего государства. Этот принцип абсолютно применим в случае с ‘Восточным партнерством’ и проектами соглашений, которые предлагаются в рамках этой программы. Это суверенный выбор каждой конкретной страны».

Решение Армении – это, несомненно, ее суверенный выбор. Другое дело, что этот выбор был исторически предопределен хорошо знакомым и все еще эффективно действующим наследием «советского общежития», а именно неспособностью (неготовностью) армянской политической элиты работать по европейским «стандартам», нежеланием «затянуть пояса» ради «европейской мечты», отсутствием политической воли у ее лидеров, дефицитом политической идентичности общества. Следует также учитывать, что в силу своего географического положения Ереван всегда будет вынужден проводить комплементарную политику, балансируя между амбициями Москвы и интересами Запада.

Интересы России в Армении

Фото: www.rbc.ru
Владимир Путин и Серж Саркисян

Армения является форпостом России в Закавказье – самом сложном и проблемном для Москвы регионе. Несмотря на небольшую территорию и скромную роль, которая играет экономика Армении в СНГ, в настоящее время она является единственной страной Закавказья (за исключением частично признанных государств Абхазии и Южной Осетии), в которой сохраняется военное присутствие России. Для Москвы это имеет огромное значение в контексте ситуации на Ближнем Востоке, а также в связи с закрытием Габалинской радиолокационной станции в Азербайджане. Российские пограничники участвуют в совместной охране границ Армении с Турцией и Ираном. Между Москвой и Ереваном достигнута договоренность о продлении срока пребывания 102-й военной базы в г. Гюмри до 2044 г.

В ближайшее время Россия намерена создать совместно с Арменией единую систему противовоздушной обороны. Благодаря членству в ОДКБ Армения имеет возможность получать технику и вооружения из России по ценам ниже мировых.

Присоединение Армении к ТС приведет к возникновению новой экономико-географической зоны, граничащей с Ираном, что позволит Тегерану участвовать в создании проектов транзитных коридоров между Персидским заливом, Россией и странами Закавказья. В первую очередь этому будет способствовать проект прямого железнодорожного сообщения между Арменией и Ираном, в реализации которого будет участвовать российская сторона.

В энергетической сфере следует особо отметить такие крупные совместные проекты, как продление срока действия Армянской АЭС до 2026 г., строительство газопровода Иран–Армения с участием «Газпрома», обновление Севана-Разданского каскада ГЭС, ведущего к увеличению экспорта электроэнергии, с участием компании «Интер РАО ЕЭС» и др.

Россия – ведущий торговый партнер Армении. Объем прямых российских инвестиций в Армению уже превысил 2,4 млрд долл. – это почти 45% всех прямых зарубежных инвестиций в экономику страны. К тому же предприятия с российским капиталом составляют более четверти от общего числа предприятий в республике.

Исходя из этого, можно утверждать, что интересы России в Армении неразрывно связаны с национальными интересами нашей страны, а не определяются чисто геополитическими амбициями.

В последнее время Россия делает ставку на создание Евразийского союза как своего рода противовес ЕС и европейской интеграции, что, по мнению Москвы, может способствовать появлению двух политико-экономических центров влияния. По этой же логике Таможенный союз и его будущая судьба жизненно важны для России, так как посредством этого инструмента она может вновь занять лидирующие позиции на постсоветском пространстве. Вот почему отсутствие у Армении общей границы со странами-членами Таможенного союза не помешало Москве рассматривать ее в качестве будущего члена ТС.

Однако присоединение к ТС предполагает внесение целого ряда изменений как в экономическую, так и в таможенную нормативно-правовую базу вступающей страны. Пока непонятно, какие преимущества получит Армения в топливно-энергетической сфере и что ТС может ей дать в плане экономического развития. Неясной остается ситуация в сфере коммуникаций. Нет ответов и на вопросы о том, насколько присоединение к ТС окажется выгодным армянскому бизнесу и какие преимущества стране может дать зона свободной торговли при отсутствии у нее общей границы с государствами-членами ТС.

Таможенный союз (и шире – Евразийский союз) и ЕС в какой-то мере могут рассматриваться как зеркальное отражение друг друга. И у ТС, и у ЕС есть ряд нерешенных проблем технического характера, что необходимо учитывать. К тому же позиции Москвы и Брюсселя в некоторых вопросах, несомненно, схожи. По мнению С. Лаврова, есть все основания для того, чтобы «сопрягать процесс европейской и евразийской интеграции, причем… не на основе принятия односторонних подходов Евросоюза, а на основе выработки взаимоприемлемых направлений сотрудничества». ЕС, в свою очередь, считает, что соглашения об ассоциации и глубокой и всеобъемлющей зоне свободной торговли (DCFTA) могут быть совместимы с экономической кооперацией с членами СНГ. При желании обеих сторон услышать друг друга именно это может послужить залогом будущего сотрудничества и стимулом к тому, чтобы начать работать по общим правилам в условиях глобализирующегося мира.

Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся