Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 9, Рейтинг: 4.78)
 (9 голосов)
Поделиться статьей
Иван Щедров

Младший научный сотрудник Группы Южной Азии и региона Индийского океана Центра Азиатско-Тихоокеанских исследований ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН

Пожалуй, наиболее значимым трансформационным процессом в контексте социально-экономического развития в Индии можно считать увеличение роли городов. В последнее время городское население страны растет на 2,3% в год, причем этот рост обеспечивается за счет притока сельских жителей — ежегодно около 3 млн сельчан переезжают жить в города. По прогнозам, через 30 лет численность городского населения Индии удвоится и будет превышать население России более чем в 5,3 раза. Эти тенденции влекут за собой проблемы, с которыми стране еще только предстоит столкнуться — качественные изменения в отношениях между городом и деревней, социальной стратификации и структуре потребления. Значительно увеличится численность среднего класса, а уже через 10 лет города будут обеспечивать до трех четвертей ВВП страны.

В целом, индийский подход к развитию интеллектуальных городских систем можно назвать фрагментарным. С одной стороны, решения, принимаемые правительством Нарендры Моди, соответствуют последним мировым тенденциям в области «умных городов». С другой — правительственные инициативы не всегда направлены на решение хронических проблем и сталкиваются с типичными для федеральных программ трудностями. Характер модернизации системы городского управления будет зависеть от состояния национальной полупроводниковой промышленности и желания правительства повышать уровень «технологического суверенитета».

15 ноября 2022 г., согласно оценкам ООН, родился 8-миллиардный житель планеты, а уже в следующем году Индия займет первое место в мире по количеству проживающего в стране населения — она обгонит Китай, который обладал этим статусом примерно 120 лет. Это историческое событие скрывает за собой серьезные изменения в социально-демографической структуре. Сегодня Индия переживает демографический переход и недавно вышла на «плато» по суммарному коэффициенту рождаемости. Демографический рост теперь обеспечивается за счет молодого населения, поскольку средний возраст индийца составляет 28 лет.

Пожалуй, наиболее значимым трансформационным процессом в контексте социально-экономического развития в Индии можно считать увеличение роли городов. В последнее время городское население страны растет на 2,3% в год, причем этот рост обеспечивается за счет притока сельских жителей — ежегодно около 3 млн сельчан переезжают жить в города [1]. По прогнозам, через 30 лет численность городского населения Индии удвоится и будет превышать население России более чем в 5,3 раза. Эти тенденции влекут за собой проблемы, с которыми стране еще только предстоит столкнуться — качественные изменения в отношениях между городом и деревней, социальной стратификации и структуре потребления. Значительно увеличится численность среднего класса, а уже через 10 лет города будут обеспечивать до трех четвертей ВВП страны.

Помимо проблем бедности и социальной дифференциации, все большую актуальность приобретают проблемы экологии и здравоохранения. По оценкам ВОЗ, в Индии находятся 9 из 10 городов с самым загрязненным воздухом, за 20 лет уровень промышленных выбросов увеличился более чем в 2,5 раза. Из-за болезней, связанных с загрязнением воздуха, в Индии ежегодно погибают 1,7 млн человек. Существенной нагрузкой на систему здравоохранения стала пандемия коронавируса, которая определила необходимость проведения «шоковой цифровизации» по всему миру.

Проблемы, с которыми сегодня сталкивается индийское общество, заставляют правительство проводить программы реформирования систем городского управления. В попытках найти ответы на эти вызовы руководство страны начинает задумываться о том, как будут выглядеть индийские города в будущем.

На пути к «умному городу» через решение инфраструктурных проблем

С 1990-х гг. в Индии на федеральном и региональном уровнях реализовывался целый ряд программ, направленных на решение конкретных проблем городского развития. В 1993–1994 гг. был обнародован проект Ускоренного развития городского водоснабжения (Accelerated Urban Water Supply Project, AUWPS), который предполагал развитие инфраструктуры в городах с населением до 20 тыс. человек.

Примерно в это же время правительство активизировало усилия по устранению проблемы трущоб, которые стали естественным следствием неконтролируемого и беспорядочного роста городских территорий. В 1996 г. была запущена Национальная программа развития трущоб (National Slum Development Program, NSDP), а позднее — программа «Valmiki Ambedkar Awas Yojana» (VAMBAY). В рамках инициатив планировалось строить дома для малоимущих жителей, развивать систему санитарии и оказывать социальную поддержку низшим слоям населения. Однако из-за проблем с финансированием эти инициативы принято считать неэффективными — правительство уделяло куда больше внимания развитию сельских поселений. Так, программы поддержки строительства в деревнях получали в шесть раз больше финансирования [2].

Пришедшее к власти в 2004 г. правительство Индийского национального конгресса (ИНК), возглавляемое Манмоханом Сингхом, пересмотрело подход к развитию городских территорий. Если раньше внимание уделялось отдельным аспектам городского развития, то новый подход можно назвать комплексным — правительство в рамках одной программы занималось модернизацией систем городского управления, общественного транспорта, а также благоустройством территорий. Так, была запущена Национальная миссия им. Джавахарлала Неру по обновлению городов (Jawaharlal Nehru National Urban Renewal Mission, JNNURM) сроком на семь лет, которая охватила 65 населенных пунктов [3]. Несмотря на то, что, согласно плану, программа включала в себя развитие различных аспектов городской инфраструктуры, основное внимание, как и прежде, уделялось решению проблем ЖКХ — более 60% всех проектов были направлены на модернизацию канализации, систем водоотведения и водоснабжения.

Городское развитие под новым брендом

После прихода к власти Нарендры Моди в 2014 г. проекты городского развития стали визитной карточкой правительства. Достаточно лишь вспомнить, какое внимание медиа было посвящено инициативам «Миссия “Чистая Индия”» (Swachh Bharat Abhiyan) и «AMRUT» (Atal Mission for Rejuvenation and Urban Transformation). В действительности же, несмотря на некоторые косметические изменения, они явились логичным продолжением общенациональных программ, запущенных предыдущим руководством.

По праву уникальным проектом можно считать «Миссию умных городов» (Smart Cities Mission), запуск которой стал подтверждением стремления нового руководства сделать ставку на информационно-коммуникационные технологии как один из драйверов развития страны. Согласно проекту, государство планировало модернизировать 100 городов и таким образом повысить качество жизни 130 млн человек. Принципиальным отличием здесь стало то, что инициатива реализуется в рамках концепции «умного города», которая активно набирает популярность в последнее время.

За семь лет существования миссии было реализовано множество решений. В городах были созданы интегрированные центры контроля и управления, которые стали инструментом городского управления, работающего на основе обработки данных из различных источников, и своеобразными «мозговыми центрами» города. Внедряются интеллектуальные транспортные системы, создаются мобильные приложения и поощряется использование альтернативных источников энергии. На фоне пандемии особое внимание получила сфера здравоохранения — активно создавались цифровые платформы, позволяющие получать оперативную информацию о распространении болезни, а также об уровне нагрузки на местные медицинские учреждения. С помощью системы ГИС производилось картирование очагов инфекции, отслеживалось местоположение машин скорой помощи и сотрудников медицинских учреждений.

В то же время эту программу вряд ли можно назвать успешной. По состоянию на начало 2022 г. лишь 37 из 100 городов завершили более половины планируемых проектов, а из 6 686 одобренных проектов лишь 50% значились завершенными. Причин низкой эффективности программы несколько, но, в целом, она столкнулась с проблемами, которые стали уже типичными для индийских национальных инфраструктурных программ. К ним относится спорная процедура выбора городов, в ходе которой часто отдавалось предпочтение сравнительно развитым муниципальным образованиям. Так, программы оказались неэффективными с точки зрения устранения диспропорций в развитии между штатами и союзными территориями — северо-восточные штаты традиционно демонстрируют низкую эффективность в реализации государственных программ. Кроме того, существуют проблемы недостатка финансирования, а также разделения полномочий между федеральным центром и регионами. Хронической проблемой национальных инициатив в Индии представляется несоответствие целей и средств. Ранее некоторые программы, нацеленные на поддержку низших слоев городского населения, не подразумевали реформирование системы здравоохранения, а необходимость проведения реформ воспринималась как формальность — при отсутствии должного финансирования решить проблему трущоб и городской бедности попросту невозможно.

Сегодня, несмотря на заявленные цели, «умные города» Индии не воспринимаются как инструмент решения хронических диспропорций развития. Под брендом «умного города» создаются центры обработки больших данных, центры обучения рукоделию, реализуются проекты модернизации общественных пространств, происходит строительство общественных туалетов, фонтанов, амфитеатров и реконструкция стадионов. Значительная доля проектов не соответствует целям устойчивого развития — примерно 40% инициатив в области транспорта направлены на расширение дорожной инфраструктуры, лишь малая часть — на развитие общественного транспорта. Более 30% проектов направлены на развитие городских территорий, сравнительно мало внимания уделяется вопросам общественной, природной и техногенной безопасности в контексте развития интернета вещей.

Глеб Макаревич, Иван Щедров:
Почему Индия — не Китай?

В этом контексте возникает вопрос о недостатке понимания концепции «умного города» в Индии. Из-за отсутствия четких критериев и терминологии на международном уровне, по всей видимости, в Индии эта концепция стала больше маркетинговым инструментом, чем парадигмой городского развития. Отметим, что решения на основе ИКТ реализовывались в Индии и раньше — платформы электронного правительства (e-Government), системы сбора имущественных налогов на основе ГИС были частью национальных программ правительства ИНК.

Фрагментарный подход к развитию миссии во многом восполняется другими программами правительства Н. Моди. В рамках флагманской программы «Цифровая Индия» (Digital India) создаются новые интегрированные цифровые сервисы, повышающие доступность государственных услуг, проводится обучение IT-специалистов. Создана система биометрической идентификации граждан Адхар, а программа «Megh Raj» позволяет хранить необходимые документы на одном облачном сервисе (что особенно важно при переезде в другой регион страны). Создана платформа по взаимодействию с правительственными структурами (MyGov). Хронические проблемы с качеством воздуха в городах правительство пытается решить за счет создания и расширения национальной сети мониторинга.

В целом, индийский подход к развитию интеллектуальных городских систем можно назвать фрагментарным. С одной стороны, решения, принимаемые правительством Нарендры Моди, соответствуют последним мировым тенденциям в области «умных городов». С другой — правительственные инициативы не всегда направлены на решение хронических проблем и сталкиваются с типичными для федеральных программ трудностями. Характер модернизации системы городского управления будет зависеть от состояния национальной полупроводниковой промышленности и желания правительства повышать уровень «технологического суверенитета».

1. Jajati Keshari Parida. Rural-Urban Migration, Urbanization, and Wage Differentials in Urban India. Internal Migration, Urbanization and Poverty in Asia: Dynamics and Interrelationship. P 189-218.

2. Robert M. Buckley, Mahavir Singh, and Jerry Kalarickal. Strategizing Slum Improvement in India: a Method to Monitor and Refocus Slum Development Programs. Global Urban Development Magazine. Volume 3. Issue 1. November 2007.

3. Namrata Panwar. Do we need another JNNURM? A Critical Review in context of Smart Cities. Journal of Development Management and Communication. Vol II. № 3. July-September 2015. P. 267.

Оценить статью
(Голосов: 9, Рейтинг: 4.78)
 (9 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
 
Социальная сеть запрещена в РФ
Социальная сеть запрещена в РФ
Бизнесу
Исследователям
Учащимся