Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 29, Рейтинг: 3.48)
 (29 голосов)
Поделиться статьей
Иван Щедров

Младший научный сотрудник Центра Индоокеанского региона ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН

Индийское руководство осознает, что технологический ресурс — ключевой фактор повышения конкурентоспособности страны, поэтому в целом следует принципам «делийского консенсуса». При этом власти вынуждены учитывать интересы предпринимательского класса, который сильно заинтересован в импортозамещении. Для стимулирования национального производства были запущены инициативы «Делай в Индии» («Make in India») «Цифровая Индия» («Digital India»), «Стартап в Индии» («Start up in India»), «Миссия Умных городов» («Smart Cities Mission») и т.д.

Основой технологического развития выступает полупроводниковая промышленность и сфера электроники. Осознавая это, правительство планирует инвестировать в данный сектор около 30 млрд долларов. Тем не менее по объему утвержденных финансовых затрат их доля в национальной экономике не превышает и 2%, что очень далеко от показателей «азиатских тигров».

Скромные успехи Индия демонстрирует и в производстве процессоров. Индийские компании в ближайшей перспективе вряд ли смогут выдержать конкуренцию со стороны новых индустриальных стран «первой волны», а также КНР. Для того чтобы превратиться в авангард цифровой революции стране необходимо решить проблему оторванности инноваций от нужд промышленности, увеличить долю разработок, которые приходят вместе с иностранными инвестициями, а также долю частного сектора.

Значительные изменения в мировой экономике, вызванные торговой войной между США и КНР, пандемией и украинским кризисом, ставят на повестку дня вопросы о месте Индии в мировом технологическом производстве и подогревают дискуссию о необходимости перехода к «технологическому суверенитету».

На фоне международных кризисов возрастет роль государственного регулирования и правительственных проектов, которые и будут служить определенным стимулом для развития технологий. Политика в этой области будет отвечать целям повышения эффективности производства, а также развития человеческого капитала.

Это ни в коем случае не означает движение к автаркии. Власти понимают, что значительные успехи были достигнуты благодаря «открытию» экономики для иностранных инвестиций и технологий.

Определенная ставка будет делаться на диверсификации партнеров, особенно по линии «Юг — Юг». Развивающиеся страны сталкиваются со схожими проблемами, а значит — испытывают необходимость в поиске дешевых, но эффективных инструментов для их решения. В рамках этого трека Индия становится не только реципиентом технологий, но и поставщиком, что отвечает целям повышения статуса страны на международной арене.

В долгосрочной перспективе развитие наукоемких отраслей должно способствовать достижению двух целей: поддержания темпов роста для решения внутренних социально-экономических проблем и увеличению роли страны в международных процессах. Именно эти факторы будут определять специфику достижения полного цикла производства как основы «технологического суверенитета».

«Полупроводники играют более важную роль в мире, чем мы себе можем это представить. Наша цель — превратить страну в ключевого партнера в глобальных цепочках добавленной стоимости», — заявил премьер-министр Индии в апреле 2022 года. Слова Нарендры Моди наглядно отражают национальные стремления в области развития высоких технологий.

От протекционизма до поддержки экспортоориентированных производств

После обретения независимости Индия столкнулась с глубокими социально-экономическими проблемами, которые достались ей по наследству от колониальных властей. Индийской элите предстояло преодолеть структурные дисбалансы посредством усиления роли государства. Огромный и постоянно увеличивающийся объем внутреннего рынка позволил правительству не использовать экспортоориентированную модель новых индустриальных стран, а прибегнуть к политике импортозамещения с присущими ей элементами автаркии. В итоге был заложен фундамент экономического развития страны — создан многоотраслевой промышленный комплекс, достигнута продовольственная самообеспеченность. Например, в области фармацевтики грамотная тарифная и патентная политика в сочетании с благоприятной международной конъюнктурой помогла снизить зависимость от импорта прекурсоров, что впоследствии вывело Индию в мирового лидера отрасли.

На повестке стояла задача достичь технологической компетентности и самостоятельности. Было необходимо увеличить эффективность поиска, внедрения и освоения технологий, адаптируя уже готовые решения посредством метода обратной разработки («reverse engineering»). Политика в области технологического развития полностью соотносилась с характером общеэкономического курса того этапа. Приток новых технологий был строго ограничен, а иностранные компании должны были доказать, что их решения отвечают целям планового развития, не имеют аналогов на внутреннем рынке и предлагают справедливую цену. При этом правительство увеличивало финансирование сферы исследований и разработок — с 1958 по 1987 гг. показатель наукоемкости увеличился в 5,7 раз. Одной из целей финансовых вливаний было увеличение скорости и эффективности внедрения технологий в промышленном секторе, что соответствовало задачам ускоренной индустриализации.

Постепенный отход от протекционистского курса произошел в 1960-х гг., но окончательно стал заметен с начала 1980-х гг., когда правительство Индиры Ганди начало стимулировать приток ПИИ в капиталоемкие и технически сложные отрасли. Тренды глобализации диктовали необходимость встраиваться в цепочки международных кооперационных связей. Именно поэтому реформы правительства П. В. Нарасимхи Рао, проводимые с начала 1990-х гг., предполагали «открытие» экономики и ликвидацию жесткой политики лицензирования («License Raj»). Проводилась приватизация и коммерциализация госсектора, снижались тарифные ставки. Речь шла не о росте, основанном на экспортной ориентации, а о поддержке экспортоориентированных производств. Иными словами, либерализация была не самоцелью, а инструментом развития национального хозяйства.

«Делийский консенсус» как модель сбалансированного развития

Индийская модель развития, реализуемая с начала 1990-х гг., вполне может быть названа «делийским консенсусом» по аналогии с неолиберальным «вашингтонским консенсусом» и «пекинским консенсусом». Она предполагала ориентацию на ускоренное, но сбалансированное развитие на основе инноваций и повышения открытости экономики с учетом устранения социально-экономических проблем. При этом у правительства сохранялись инструменты воздействия на макроэкономическую ситуацию в стране. Основой развития должен был стать приток ПИИ (вместе с технологиями) и увеличение объемов финансирования НИОКР.

Индия грамотно воспользовалась мировой конъюнктурой — расширилась доля высокотехнологичной продукции в экспорте, изменилась структура торговли услугами.

Бурный экономический рост и грамотное планирование позволили смягчить последствия кризисов 1997–1998 гг. и 2008 г., однако не решили основные хронические проблемы, к которым относят дефицит электроэнергии, диспропорции в развитии штатов и значительную долю теневого сектора.

Политика Моди: устранение дисбалансов на основе инноваций

Индийское руководство осознает, что технологический ресурс — ключевой фактор повышения конкурентоспособности страны, поэтому в целом следует принципам «делийского консенсуса». При этом власти вынуждены учитывать интересы предпринимательского класса, который сильно заинтересован в импортозамещении. Для стимулирования национального производства были запущены инициативы «Делай в Индии» («Make in India») «Цифровая Индия» («Digital India»), «Стартап в Индии» («Start up in India»), «Миссия Умных городов» («Smart Cities Mission») и т.д.

В некоторых секторах были достигнуты значительные успехи. Страна занимает 4-е место по производству легковых автомобилей, 6-е — по производству химикатов, 2-е — по производству мобильных телефонов. Индия стала вторым по величине экспортером ИТ-услуг; с 2014 г. производство электроники выросло более чем в два раза.

Особый акцент делается на ВПК: страна занимает 3-е место в мире по расходам на военные нужды и стремится достичь технологического и производственного уровня Китая. В большинстве своем технологии сосредоточены на уровне сборочных предприятий (производство танков Т-90, самолетов Су-30), хотя и заметны успехи на пути к полному циклу производства. Активно разрабатываются технологии беспилотных систем и ПВО. Индийская компания Hindustan Aeronautics Limited строит вертолеты Cheetah, Chetak и LUH. Компания PTC Industries производит детали для авиационных двигателей, различные компоненты для артиллерийских орудий и подводных лодок. Успешно проводятся испытания ракет SANT, Agni-P, HELINA, Prithvi-II.

Перспективное направление для Индии — возобновляемая энергетика, которая, в теории, поможет устранить проблему хронического дефицита электроэнергии. В планах правительства значительно увеличить долю зеленой энергетики, при том что уже сейчас страна находится в числе лидеров по установленным мощностям. Однако местные компании пока не выдерживают конкуренцию с производителями из Китая и Малайзии, что в итоге приводит к активной протекционистской политике, которая сильно влияет на ценообразование.

Основой технологического развития выступает полупроводниковая промышленность и сфера электроники. Осознавая это, правительство планирует инвестировать в данный сектор около 30 млрд долларов. Тем не менее по объему утвержденных финансовых затрат эта сфера более чем в 10 раз отстает от производства автомобилей и автомобильных продуктов, ее доля в национальной экономике не превышает и 2%, что очень далеко от показателей «азиатских тигров». Уровень локализации производства сравнительно мал и варьируется от 25% (электронные компоненты, телевизоры) до 70% (основная часть бытовой техники).

Скромные успехи Индия демонстрирует и в производстве процессоров. Переход на производство 10-нм обходится очень дорого. Индийские компании в ближайшей перспективе вряд ли смогут выдержать конкуренцию со стороны новых индустриальных стран «первой волны», а также КНР. Большое количество государственных производственных предприятий обслуживают интересы оборонного и космического сектора и не производят микросхемы для коммерческого применения. Другая проблема кроется в области частного предпринимательства. Несмотря на некоторые успехи по показателю легкости ведения бизнеса и значительный рост стартапов (страна занимает 3-е место по их количеству), процент неудач таких компаний все еще очень высок. Причиной этому служат и низкие темпы освоения новых технологий, и сравнительно невысокая производительность, и недостаточное финансирование НИОКР. Сейчас Индии необходимо улучшать сотрудничество как между наукой и производством, так и между государственным и частным секторами. Для того чтобы превратиться в авангард цифровой революции стране необходимо решить проблему оторванности инноваций от нужд промышленности, увеличить долю разработок, которые приходят вместе с иностранными инвестициями, а также увеличить долю частного сектора.

«Технологический суверенитет»: ответ на вызовы мировой конъюнктуры?

Значительные изменения в мировой экономике, вызванные торговой войной между США и КНР, пандемией и украинским кризисом, ставят на повестку дня вопросы о месте Индии в мировом технологическом производстве и подогревают дискуссию о необходимости перехода к «технологическому суверенитету».

Страна пытается произвести перекалибровку отношений с США и КНР (ключевыми векторами внешнеэкономической политики), между которыми долгое время пыталась найти адекватный баланс. Индийские политические и бизнес-элиты обеспокоены высокой зависимостью от импорта дешевого оборудования и электроники из Китая. Проявлением такой обеспокоенности можно считать запрет на использование 59 китайских приложений в 2020 г.; доля электроники и ИТ-оборудования в импорте из КНР постепенно снижается.

Американо-индийские связи оказались более прочными, хотя между странами постоянно возникают торговые споры. Необходимо понимать, что огромную роль в стабильности двусторонних отношений играет индийская диаспора: практически в каждой семье есть родственник, уехавший в США. Развивается сотрудничество в области высокотехнологичного военного оборудования и инфраструктурных проектов. На фоне пандемии поступали сообщения о желании Индии «переманить» более 1000 американских компаний из Китая. Действительно, некоторые компании уже перевели производство в южноазиатскую страну, однако не стоит думать, что процесс идет легко. Во-первых, пандемия не в меньшей степени ударила по экономической активности в Индии. Во-вторых, реструктурирование производства влечет за собой существенные экономические издержи и по факту лишь небольшая доля американских компаний вывела свое производство из КНР. Более того, не все эти компании выбрали Индию в качестве своего направления. Причин этому несколько. В стране существует бюрократически сложная процедура регистрации бизнеса и наблюдаются инфраструктурные проблемы. Что особенно важно, несмотря на большую численность населения, покупательная способность в Индии все еще сильно отстает от показателей восточноазиатского гиганта. Поэтому, несмотря на достаточное количество политических стимулов, переориентация производства все еще движима экономическими императивами.

Россия и Индия: перспективы сотрудничества

Российско-индийское экономическое и, в частности, технологическое сотрудничество нуждается в серьезном переосмыслении. Основой для него должно стать научное взаимодействие. Странам необходимо проработать механизмы по созданию новых образовательных платформ и научных центров, особенно инженерно-технической направленности. Инвестиции в существующие и создание новых технологических кластеров сделает Индию центром инновационного развития, а совместные разработки в области электроники и полупроводников ускорят темпы перехода к «Индустрии 4.0». Россия может помочь в строительстве «умных» городов Индии, особенно учитывая высокие темпы урбанизации и цифровизации страны.

Странам необходимо выходить за рамки традиционно-успешных областей взаимодействия. Россия не должна упускать возможностей, которые предоставляет индийский рынок. Вместе с тем необходимо учитывать специфику потребностей индийской экономики, активно включаться в развитие государственных проектов, а также играть на желании Индии диверсифицировать список международных партнеров в области технологического сотрудничества.

***

На фоне международных кризисов возрастет роль государственного регулирования и правительственных проектов, которые и будут служить определенным стимулом для развития технологий. Политика в этой области будет отвечать целям повышения эффективности производства, а также развития человеческого капитала.

Это ни в коем случае не означает движение к автаркии. Власти понимают, что значительные успехи были достигнуты благодаря «открытию» экономики для иностранных инвестиций и технологий. Именно поэтому можно говорить о некой преемственности экономического развития страны. Несмотря на значительные структурные изменения 1990-х гг., приоритеты сохраняются: иностранный капитал способствует развитию промышленности и привлечению новых технологий, но не должен представлять угрозу национальному бизнесу. Индийские элиты понимают, что перекос в сторону «чипового национализма» может создать огромные проблемы – в некоторых наукоемких отраслях в ближайшей перспективе южноазиатский гигант не сможет самостоятельно достичь уровня азиатских тигров.

Определенная ставка будет делаться на диверсификации партнеров, особенно по линии «Юг — Юг». Развивающиеся страны сталкиваются со схожими проблемами, а значит — испытывают необходимость в поиске дешевых, но эффективных инструментов для их решения. В рамках этого трека Индия становится не только реципиентом технологий, но и поставщиком, что отвечает целям повышения статуса страны на международной арене. Программы студенческого и научного обмена, например, часто воспринимаются в качестве инструмента «мягкой силы» в тех странах, где уровень двустороннего экономического взаимодействия далек от своего потенциала.

В долгосрочной перспективе развитие наукоемких отраслей должно способствовать достижению двух целей: поддержания темпов роста для решения внутренних социально-экономических проблем и увеличению роли страны в международных процессах. Именно эти факторы будут определять специфику достижения полного цикла производства как основы «технологического суверенитета».

Оценить статью
(Голосов: 29, Рейтинг: 3.48)
 (29 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся