Важную роль в сближении Востока и Запада сыграл мировой экономический кризис 2008 г., когда, с одной стороны, пришел конец сверхприбыльным финансовым моделям, основанным на высоко рискованных инструментах на Западе, а с другой стороны — перспективы экономического роста окончательно сместились в сторону Азии, прежде всего в сторону Индии, вследствие ее более выгодных по сравнению с Китаем, макроэкономических показателей. От анекдотов и смешных видео о том, на какие ухищрения приходится идти изобретательным индийцам в борьбе с суровой действительностью жизни в стране, где из 1,3 млрд человек населения около 20% живут за чертой бедности, индийский подход к инновациям уверенно перешел не только на страницы книг по менеджменту, учебников и статей в уважаемых изданиях, но и в презентации для советов директоров, а также в научные лаборатории. В условиях глобальной рецессии сокращение издержек, затягивание поясов и аскетизм (англ.: austerity) перестали быть зазорными. Топ-менеджеры, доказавшие свою эффективность при работе в Индии, стали пользоваться особым спросом и на международном уровне.
Новое обращение к теме «бережливых инноваций» на современном этапе связано с вопросами устойчивого развития. Многие из разработок, хорошо зарекомендовавших себя в странах с минимальными природными и финансовыми ресурсами, таких как Индия, достойны внедрения и в глобальном масштабе. С другой стороны, от того, по какому пути в отношениях с природой и с окружающей средой пойдут Китай, Индия и страны Африки, поднимая из бедности свое многомиллионное население в ближайшие десятилетия, без преувеличения зависит будущее всего человечества, поэтому интерес к технологическим решениям для развивающихся рынков приобретает новую актуальность.
Часто инженеры крупных западных корпораций под инновационностью понимают функциональную сложность и перегруженность, а менеджеры по продажам не хотят тратить время и силы на продукты с низкой маржинальностью, поскольку их никто не учил зарабатывать за счет масштаба. Долгое время такие разработки не добирались в корпоративной иерархии до тех, кто принимает решения. Но в условиях, когда Китай, а теперь и Индия, стали занимать все более значимое место в стратегии любой международной компании, «бережливым инновациям» уделяется повышенное внимание. Выигрывают от этого не только потребители в Китае и в Индии, но и на Западе. Более того, если западные корпорации, пересмотрев свои бизнес-модели, не предложат потребителям простые и доступные решения, за них это сделают их конкуренты с Востока. Ведь компании, созданные в Индии, или добившиеся там успехов, имеют неоспоримые преимущества: они адаптировались к высокой фрагментации рынка и к постоянно меняющимся условиям, они умеют работать в условиях ограниченных ресурсов и низкой маржинальности, они могут найти и предложить решения даже для клиентов, находящихся в основании пирамиды потребления. Их продукты просты, долговечны и надежны в эксплуатации. Главное, что индийцы, не стесняясь своих конкурентных преимуществ, при любом удобном случае готовы громко заявлять о таких разработках, поддерживая имидж своей страны в качестве лидера в области «бережливых инноваций» и претендуя на роль флагмана устойчивого развития XXI в.
Когда речь идет об оптимизации процессов и повышении эффективности, в бизнес-школах на Западе прежде всего приводят опыт Генри Форда, таких компаний как «Тойота» и «Уолмарт». Это не единственные, но хрестоматийные примеры инновационных подходов, которые в современном прочтении получили бы определение «бережливые инновации» (англ.: «frugal innovations»).
С повышением интереса к развивающимся рынкам, прежде всего к Китаю и Индии, со стороны крупных международных компаний на рубеже XX–XXI вв., западным менеджерам пришлось обратить внимание на то, что в странах, которые являются объектом экспансии их корпораций, поведение и предпочтения потребителей имеют свои особенности. Это, в свою очередь, влияет на подходы к стратегии управления бизнесом и к методам, которыми в компаниях разрабатываются и внедряются инновации.
Важную роль в сближении Востока и Запада сыграл мировой экономический кризис 2008 г., когда, с одной стороны, пришел конец сверхприбыльным финансовым моделям, основанным на высоко рискованных инструментах на Западе, а с другой стороны — перспективы экономического роста окончательно сместились в сторону Азии, прежде всего в сторону Индии, вследствие ее более выгодных по сравнению с Китаем, макроэкономических показателей. От анекдотов и смешных видео о том, на какие ухищрения приходится идти изобретательным индийцам в борьбе с суровой действительностью жизни в стране, где из 1,3 млрд человек населения около 20% живут за чертой бедности, индийский подход к инновациям уверенно перешел не только на страницы книг по менеджменту, учебников и статей в уважаемых изданиях, но и в презентации для советов директоров, а также в научные лаборатории. В условиях глобальной рецессии, сокращение издержек, затягивание поясов и аскетизм (англ.: austerity) перестали быть зазорными. Топ-менеджеры, доказавшие свою эффективность при работе в Индии, стали пользоваться особым спросом и на международном уровне.
Новое обращение к теме «бережливых инноваций» на современном этапе связано с вопросами устойчивого развития. Многие из разработок, хорошо зарекомендовавших себя в странах с минимальными природными и финансовыми ресурсами, таких как Индия, достойны внедрения и в глобальном масштабе. С другой стороны, от того, по какому пути в отношениях с природой и с окружающей средой пойдут Китай, Индия и страны Африки, поднимая из бедности свое многомиллионное население в ближайшие десятилетия, без преувеличения зависит будущее всего человечества, поэтому интерес к технологическим решениям для развивающихся рынков приобретает новую актуальность.
В России, где вопросы повышения эффективности труда и использования ресурсов стоят более чем остро, они, тем не менее, редко рассматриваются в контексте бережливых инноваций. Это понятие не вызывает особого интереса в поле публичных дискуссий. В рамках форума «Открытые Инновации», основной и самой масштабной площадки для обсуждения актуальных тенденций в сфере инноваций в нашей стране, к примеру, эта тема никак специально не поднималась. Вопросы устойчивого развития пока тоже далеки от основной массы населения России. Экстенсивные подходы к использованию природных ресурсов, сформировавшиеся во времена СССР, все еще преобладают не только у обывателей, но и менеджеров и руководителей российских компаний. Тем не менее появляется все больше управленцев и владельцев бизнеса, интересующихся глобальными тенденциями и лучшими международными практиками, а также планирующих выход своих компаний на зарубежные рынки, включая Индию, которым необходимо иметь хорошее представление о том, что собой представляют инновации по-индийски, и чем индийские методы могут быть полезны России.
Около 10 лет назад произошел всплеск интереса к теме инноваций по-индийски. Появились публикации-бестселлеры по этой теме: «Индия внутри: новый вызов для Запада в сфере инноваций» Н. Кумара и Ф. Пуранама (2011 г.), а также «Обратные инновации» авторов В. Говиндараджана и К. Тримбла (2012 г.). Одной из первых крупных и наиболее известных книг, освещающих инновации в контексте развивающихся рынков, была работа Н. Раджоу, Дж. Прабху и С. Ахуджи 2012 г. под названием «Джугад-инновации. Бережливый и гибкий подход к инновациям для XXI в.». В 2015 г. те же авторы выпустили еще одну книгу, которая на этот раз получила название «Бережливые инновации. Как делать больше меньшими силами», более точно отражающая суть происходящих в Индии процессов.
Термин «бережливые инновации» наиболее корректен. Понятие «джугад», хотя и стало в какой-то момент весьма модным, в своем подлинном значении не отражает суть процессов, о которых идет речь. «Джугад» в нескольких языках Северной Индии, включая хинди, означает способность к импровизации в экстремальных обстоятельствах, ум и смекалку, свидетельствующую о предприимчивости индийцев, даже в самых сложных условиях, сохраняющих свой природный оптимизм. Критики авторов одноименной книги говорили о том, что в широком распространении решений в стиле «джугад» нет поводов для гордости, и свидетельствуют они лишь о масштабе проблем и бедственном положении большой части жителей Индии. В российском контексте наиболее подходящую интерпретацию, передающую значение понятия «джугад» может дать поговорка: «Голь на выдумки хитра». Скептически настроенные индийские эксперты также отмечали, что в стране нет надлежащей экосистемы для поддержки инноваций, а надежда на творческую импровизацию не может заменить систематизированного подхода, необходимого для успешного инновационного развития страны.
С тех пор многое изменилось. Сфера бережливых инноваций в Индии получила широкую институционализацию как на уровне государственных структур (к примеру, в рамках Niti Aayog, основного государственного института, отвечающего за разработку и реализацию реформ правительства Н. Моди, действует подразделение AIM – Atal Innovation Mission), так и со стороны международных институтов и корпораций, а также в многочисленных партнерских структурах, объединяющих частные и государственные организации (к таким относится, к примеру, Национальный инновационный фонд — National Innovation Foundation — основанный крупными индийскими предпринимателями и ставший подразделением министерства науки и технологий Индии).
Индия сегодня может по праву гордиться целым рядом масштабных достижений, свидетельствующих об успешном внедрении бережливых инноваций и функционирующей экосистеме, ориентированной на инновации в условиях ограниченных ресурсов. Такие достижения широко освещаются и становятся предметом национальной гордости индийцев.
Один из главных примеров — индийская космическая программа. Несмотря на то, что Индийская организация космических исследований (ISRO) имеет бюджет, несопоставимо меньший по сравнению с бюджетами организаций других стран — лидеров космической отрасли, в ее активе уже много успехов. Так, Индии удалось с первой попытки вывести исследовательский зонд на орбиту Марса. Запущены сотни коммерческих спутников для целей Индии и других стран. К 2022 г. готовится первый пилотируемый полет, разрабатываются исследовательские миссии к Солнцу, Венере и другим планетам. Планируется изучение дальнего космоса. И хотя недавний запуск первого научного комплекса на неисследованный ранее Южный полюс Луны закончился неудачей, у Индии амбициозные планы в этой сфере. Большое преимущество индийской космической программы — в соотношении ее стоимости и качества. В своем выступлении по случаю запуска индийского аппарата к Марсу в 2014 г. премьер Н. Моди отметил: «Говорят, что наша миссия к Марсу стоит меньше, чем голливудский фильм «Гравитация»… Наши ученые показали миру новую парадигму инженерной работы и силу воображения». Бюджет миссии действительно составил всего 74 млн долл. (бюджет аналогичной миссии NASA — 671 млн долл.), в то время как создание знаменитого фильма обошлось более чем в 100 млн долл.
Еще один пример индийской эффективности связан с проводимыми в стране каждые пять лет всеобщими выборами. Известно, что это мероприятие является не только самым масштабным демократическим волеизъявлением в мире, но и технически сложным упражнением, полностью решенным силами индийских разработчиков. Выборы в Индии проводятся в несколько этапов в течение почти двух месяцев, а подсчет голосов осуществляется одновременно в один день по завершении голосования. Число индийцев, имеющих право голоса превышает 900 млн человек, количество пунктов для голосования — около 1 млн. Для автоматизированного голосования используется более 1,5 млн устройств (название устройства — EVM, electronic voting machine). Устройства примечательны тем, что разработаны и произведены в Индии, рассчитаны на многократное повторное использование при проведении выборов различного типа, отличаются высокой степенью надежности при голосовании и транспортировке, обеспечивают надежное сохранение итоговых данных. Таким образом, индийские выборы являются наиболее масштабным опытом проведения выборов без бумажных бюллетеней в автоматическом режиме с применением электронных машин для голосования. При этом используемое оборудование считается и наиболее экономичным из применяемого в различных странах мира на данный момент. Стоимость одного устройства EVM в 1989–1990 гг., когда была произведена их первая самая массовая партия, составила 5500 рупий (в ценах 2018 г. — это около 640 долл.), в 2014 г., когда была сделана новая поставка — цена составила 10500 рупий (180 долл. в ценах 2018 г.). Считается, что за одни выборы экономится около 10 тыс. тонн бумаги, а также стоимость доставки и обработки бюллетеней. Благодаря финансовой эффективности и качеству проведения, опыт Индии в организации выборов востребован многими другими развивающимися странами.
Важным достижением последних нескольких лет в Индии стало создание всеобщей системы цифровой биометрической идентификации граждан. Система получила название «Адхар», что переводится с хинди как «основа», «фундамент». На сегодняшний день система охватила все население страны и успешно функционирует. Особенно большую сложность при создании системы представлял сбор биометрических данных (сканирование сетчатки глаз и отпечатков пальцев) в отдаленных районах. Трудоемкий процесс сбора данных в целом занял несколько лет. Каждому жителю Индии теперь присвоен уникальный идентификационный номер, последовательность из 12 цифр, к которому привязана биометрическая и другая личная информация. Все данные хранятся на серверах в Бангалоре. Специалисты отмечают, что система «Адхар» обладает уникальной цифровой архитектурой, которой свойственна низкая стоимость эксплуатации и высокая скорость внесения новых данных. По некоторым сведениям, ранее в Индии до 40% социальных выплат, полагавшихся наименее защищенным слоям индийцев, не доходили до адресатов, теперь же благодаря системе «Адхар» эту проблему удалось решить.
Среди частных компаний, меняющих облик современной Индии благодаря своим инновационным решениям, можно назвать корпорацию Reliance Industries индийского предпринимателя Мукеша Амбани, богатейшего человека в Индии, реализовавшего на полях своего успешного диверсифицированного бизнеса амбициозный телекоммуникационный проект, направленный на обеспечение всей территории страны недорогим качественным интернетом. Благодаря гигантским вложениям, которые оцениваются в 32 млрд долл., телекоммуникационная компания М. Амбани Jio, появившаяся на индийском рынке в 2016 г., быстро потеснила конкурентов, бесплатно раздавая индийцам мобильные телефоны с высокоскоростным доступом в Интернет (позже компания начала взимать небольшую плату за трафик). Во многом благодаря такой агрессивной стратегии Jio число пользователей Интернета в Индии за несколько лет увеличилось с 125 млн до 512 млн. Количество клиентов Jio на сегодня составляет примерно 334 млн человек. И хотя стратегию М. Амбани нельзя назвать подлинно бережливой, она не имеет аналогов в мире. Столь активно содействуя цифровизации страны, буквально на глазах меняя ее облик и образ жизни, индийский предприниматель стремится к созданию бизнеса, полностью основанного на массовом доступе к Интернету и на больших данных, параллельно заявляя о том, что, конкурируя с зарубежными игроками, такими как Vodafone, он противостоит риску цифровой колонизации Индии иностранцами.
Существует значительное число примеров успеха недорогих надежных решений из Индии на международных рынках. Самые известные из них относятся к фармацевтическому сектору и к сфере информационных технологий. Из менее известных кейсов — опыт компании Mahindra & Mahindra в США. Предложив американцам небольшие, простые в эксплуатации тракторы и мелкую сельскохозяйственную технику, компания, по праву гордящаяся своим брендом и уверенная в собственных силах, перешла к производству в США своих внедорожников.
Не менее интересен опыт международных корпораций, пришедших на многообещающий индийский рынок. В результате их взаимодействия с индийской инновационной средой возникло массовое явление, получившее название «обратные инновации». Несмотря на рост покупательной способности индийцев, которому могут позавидовать стагнирующие западные рынки, индийский потребитель остается чрезвычайно чувствительным к цене предлагающихся товаров и услуг. Культура потребления в Индии, а также бизнес-этика, если мы говорим о сегменте В2В, таковы, что индийский потребитель не готов платить за имиджевые составляющие продукта. Его интересуют надежность решений, простота в обращении и в обслуживании, а также цена. Столкнувшиеся с необходимостью адаптации своих решений для индийского рынка международные компании методом проб и ошибок пришли к выводу, что вместо того, чтобы урезать функционал имеющихся разработок, для индийского рынка нужно создавать продукт заново с чистого листа, внимательно слушая индийского потребителя, наблюдая за его каждодневной жизнью, добавляя к специально созданному для него решению лишь минимальные «украшения», не влияющие на окончательную стоимость. В процессе такой работы оказалось, что научно-исследовательские лаборатории и конструкторские бюро стоит размещать в Индии — то есть не только ближе к конечному потребителю, но и ближе к инженерам, работающим над новым продуктом. Именно в Индию смещается все больше процессов, связанных с инновациями. Среди международных компаний-гигантов, уже переместивших в Индию значительную часть своих исследований — Cisco, GE, Bosch, Amazon, Accenture, 3M, Philips. Когда без передачи западных технологий в Индию компаниям не обойтись, чаще всего такой трансфер происходит в соответствии с потребностями и запросом индийских подразделений, а не на основании решений из штаб-квартиры.
Учитывая меняющиеся предпочтения потребителей на Западе, их большую склонность к экономии и к устойчивым, более долговечным решениям, разработанные в Китае и в Индии продукты представляют все больший интерес и для традиционных рынков. Однако не всегда подобные бережливые решения легко находят путь к потребителю в западных странах. Часто инженеры крупных западных корпораций под инновационностью понимают функциональную сложность и перегруженность, а менеджеры по продажам не хотят тратить время и силы на продукты с низкой маржинальностью, поскольку их никто не учил зарабатывать за счет масштаба. Долгое время такие разработки не добирались в корпоративной иерархии до тех, кто принимает решения. Но в условиях, когда Китай, а теперь и Индия, стали занимать все более значимое место в стратегии любой международной компании, «бережливым инновациям» уделяется повышенное внимание. Выигрывают от этого не только потребители в Китае и в Индии, но и на Западе. Более того, если западные корпорации, пересмотрев свои бизнес-модели, не предложат потребителям простые и доступные решения, за них это сделают их конкуренты с Востока. Ведь компании, созданные в Индии, или добившиеся там успехов, имеют неоспоримые преимущества: они адаптировались к высокой фрагментации рынка и к постоянно меняющимся условиям, они умеют работать в условиях ограниченных ресурсов и низкой маржинальности, они могут найти и предложить решения даже для клиентов, находящихся в основании пирамиды потребления. Их продукты просты, долговечны и надежны в эксплуатации. Главное, что индийцы, не стесняясь своих конкурентных преимуществ, при любом удобном случае готовы громко заявлять о таких разработках, поддерживая имидж своей страны в качестве лидера в области «бережливых инноваций» и претендуя на роль флагмана устойчивого развития XXI в.