Распечатать Read in English
Оценить статью
(Голосов: 10, Рейтинг: 4.9)
 (10 голосов)
Поделиться статьей
Лидия Кулик

К.и.н.; руководитель направления по исследованиям Индии, Институт исследований развивающихся рынков СКОЛКОВО; научный сотрудник, Центр индийских исследований, Институт востоковедения РАН, эксперт РСМД

За последние несколько лет Индия прошла путь стремительной цифровизации. Текущий кризис не только не остановил этот процесс, но и по некоторым направлениям его существенно ускорил, а также заметнее обозначил определенные тенденции.

Процессу формирования новых цифровых реалий в Индии содействовали не только усилия правительства, активные действия индийского бизнеса, но и совместные шаги индийских государственных структур и частных предпринимателей, в равной степени понимающих значение, сложности и перспективы цифровой трансформации для индийской экономики и общества в целом.

Доступ к Интернету действительно на глазах меняет облик и образ жизни Индии. В значительной степени благодаря решительности индийского бизнесмена М. Амбани страна всего за несколько лет совершила качественный скачок по многим направлениям, связанным с цифровизацией, избежав промежуточных этапов, на которые в других странах были потрачены годы, и уступая по скорости этого процесса только Индонезии. В 2018 г. по числу цифровых потребителей Индию (560 млн пользователей) опережал только Китай.

Перспективы развития цифровой экономики в Индии, прежде всего ее потребительского сегмента, стали стимулом для взрывного роста предпринимательства, опирающегося также на традиционно сильный пласт индийских IT-специалистов. Число приложений, созданных к 2017 г. с участием индийских разработчиков только для App Store, превышало 100 тыс., общее же количество таких приложений значительно больше, учитывая тот факт, что в основном индийские специалисты работают для системы Android.

Сложностей в работе на индийском рынке всегда очень много. Достаточно сказать, что большинство новых интернет-пользователей в Индии не владеют английским и нуждаются в интерфейсах и контенте на региональных языках. Основных таких языков в стране 22. К примеру, WhatsApp поддерживает 11 из них. Несмотря на это, международные инвесторы активно делают ставку на индийские технологические компании, чему немало способствуют индийские правительственные структуры, постоянно работающие над стимулированием инвестиционной привлекательности сектора. Лидерами по привлечению инвестиций среди технологических стартапов в Индии долгое время были компании в сфере интернет-торговли, цифровых платежей и туризма.

Компании, казалось бы, не имеющие осязаемых активов, не приносящие прибыли и увеличивающие свои долги, которых немало не только в развитых странах, но теперь и в Индии, тем не менее, продолжают увеличивать свой инвестиционный потенциал к большому недоумению финансистов традиционной формации. Однако все больше аналитиков вынуждены признать, что высокотехнологичные цифровые компании обладают уникальным массивом данных о своих клиентах, который позволяет этим компаниям продолжать наращивать долю рынка и принимать верные управленческие решения, при этом постоянно совершенствуя качество предоставляемых ими функций или услуг.

Важность больших данных повышается и для правительств. Качество аналитики, развитие технологий искусственного интеллекта и эффективность моделирования процессов напрямую зависят от объема данных, на которых происходит обучение, может использоваться, среди прочего, для эффективного управления процессами и ресурсами в рамках умных домов и городов. Одна из программ индийского правительства, Smart Cities, направлена именно на это.

Вместо спроса на нефть во всем мире усиливается спрос на инновации. При этом у Индии в сравнении с другими странами есть все шансы вписаться в этот процесс и выиграть в большей степени. Деловое сотрудничество нашей страны с Индией как никогда остро нуждается в дополнении существующих реалий и в новых форматах — будь то финансовые технологии, информационная безопасность, искусственный интеллект, анализ больших данных, инфраструктура возобновляемой энергетики, новые материалы или другие инновационные направления.


За последние несколько лет Индия прошла путь стремительной цифровизации. Текущий кризис не только не остановил этот процесс, но и по некоторым направлениям его существенно ускорил, а также заметнее обозначил определенные тенденции.

Процессу формирования новых цифровых реалий в Индии содействовали не только усилия правительства, активные действия индийского бизнеса, но и совместные шаги индийских государственных структур и частных предпринимателей, в равной степени понимающих значение, сложности и перспективы цифровой трансформации для индийской экономики и общества в целом.

В 2015 г. индийский премьер-министр Нарендра Моди объявил о старте кампании «Цифровая Индия» (Digital India), которая включила в себя ряд важнейших государственных инициатив, связанных с повышением уровня цифровой грамотности населения, развитием инфраструктуры, созданием электронного правительства. Среди наиболее значительных успехов, достигнутых на этом пути — завершение создания и ввод в действие государственной системы цифровой идентификации граждан «Адхар», единая цифровая налоговая система, распространенная на все штаты, ранее имевшие индивидуальные налоговые правила, а также разработка и внедрение Резервным банком Индии совместно с ассоциацией индийских банков системы быстрых платежей, аналогичной системе, созданной Центральным Банком России.

Экспертный комитет по вопросам цифровых платежей при Резервном банке Индии возглавляет известный индийский предприниматель и общественный деятель Нандан Нилекани. Инженер по образованию Н. Нилекани совместно с Нараяной Мурти и несколькими другими предпринимателями, был со-основателем Infosys, одной из наиболее известных и успешных индийских компаний в сфере разработки программного обеспечения и IT-консалтинга. Оставив активное руководство компанией Infosys в 2009 г., Н. Нилекани написал несколько книг о развитии Индии и о том, каким он видит ее будущее (Imagining India: The Idea of a Renewed Nation, 2009; Rebooting India: Realizing a Billion Aspirations, 2015). Он также возглавил государственную структуру Unique Identification Authority of India, разработавшую и распространившую на всю страну систему цифровой биометрической идентификации «Адхар», о которой уже говорилось и важность которой для Индии сложно переоценить. Благодаря цифровизации в Индии в кратчайшие сроки, не более чем за 5-7 лет, уже произошли революционные изменения в таких отраслях как электронные платежи и финтех, электронная коммерция, телемедицина, развлечения. Большое значение для страны и существенный потенциал имеет распространение цифровых технологий в сельском хозяйстве, образовании, в области повышения энергоэффективности, регулировании занятости и рынка труда, транспорте, логистике, а также в дальнейшем развитии электронного правительства.

Однако все это было бы невозможно, если бы действия правительства не подкрепляли амбиции и стратегический подход другого индийского предпринимателя — Мукеша Амбани, быстро обеспечившего миллионы индийцев дешевым Интернетом и доступными смартфонами. Продвигая свои бизнес-инициативы в цифровой сфере, М. Амбани не только выступил с призывом к правительству Н. Моди о максимальной локализации индийских данных в Индии, но и высказался о необходимости борьбы против нового вида колониализма — информационного порабощения страны со стороны глобальных корпораций (data colonisation). Бросив все необходимые ресурсы на создание новой суверенной цифровой платформы, М. Абмани уже в 2016–2017 гг. заявлял, что данные — это новая нефть, а умные данные — это новое моторное топливо для индийской экономики.

После либерализации отрасли на рубеже XX–XXI вв., в Индии сформировался рынок телекоммуникационных услуг, который отличала высокая степень конкуренции игроков (как индийских, так и международных компаний), пришедших на перспективную площадку через партнерства с национальными структурами, владевшими необходимыми лицензиями. Примерно к 2010 г. большинство компаний, работавших в Индии, видели потенциальные угрозы снижения своей выручки от традиционного сервиса и планировали переход на продажу данных. Однако такой переход не увенчался успехом ни для одной из многочисленных телекоммуникационных компаний, присутствовавших на индийском рынке в те годы. Этому способствовала не только политика регулятора, затеявшего пересмотр правил игры и проверку условий выданных ранее лицензий в самый критический для отрасли момент, но и появление нового игрока, имевшего необходимые ресурсы и готового их тратить на достижение своих масштабных целей. Таким игроком был Мукеш Амбани и его компания Jio. История семейного бизнеса М. Амбани — неотъемлемая и характерная часть индийской экономики, а траектория развития его компаний, включая Jio, не только не сходит со страниц деловой прессы, но и стала предметом нескольких бизнес-кейсов ведущих школ мира.

Итак, отец Мукеша и Анила Амбани, Дхирубхаи Амбани начал создание своей бизнес-империи в 1957 г. с небольшой компании в Бомбее, занимавшейся импортом синтетического волокна и экспортом специй. В 1977 г. компания Д. Амбани Reliance Group провела успешное размещение акций на бирже, став с тех пор синонимом удачи в делах и гарантом финансовых вложений для многих индийцев. Компания не ограничивалась текстильным бизнесом, превратившись в диверсифицированный холдинг, важной составляющей которого стали разведка и добыча углеводородов, переработка нефти, нефтехимия и продажа нефтепродуктов, а также энергетика, финансы, торговля и другие направления. Менее чем за 30 лет компания прочно вошла в список 500 глобальных компаний, лидирующих по объемам выручки, журнала Fortune (Fortune Global 500), и стала крупнейшей частной компанией Индии, составив конкуренцию знаменитым семейным холдингам, таким как Тата, Бирла, Годредж, Махиндра. Дхирубхаи Амбани скончался в 2002 г., оставив в распоряжении сыновей многомиллиардное состояние. Далее последовала череда громких нелицеприятных разбирательств между братьями, Анилом и Мукешем, результатом которых стал раздел активов Reliance Group в 2006 г. Созданную Мукешем Амбани в 2002 г. телекоммуникационную компанию, среди прочего, пришлось отдать Анилу, зато в распоряжении Мукеша осталось мощное нефтеперерабатывающее направление. Компания Мукеша Амбани стала называться Reliance Industries. Среди ее активов — знаменитый высокотехнологичный комплекс в Джамнагаре (штат Гуджарат), перерабатывающий до 1,4 млн баррелей нефти в сутки. Важным этапом этой истории стал 2010 год, когда братьям удалось договориться о пересмотре условий и сроков действия соглашений о неконкуренции, после чего у Мукеша появилась возможность открыто заявить о своих намерениях сделать качественно новый подход к бизнесу в сфере телекоммуникаций.

Для создания новой компании, получившей название Jio (в переводе с хинди — «Живи»), Мукешу Амбани потребовалось около 6 лет. Ее официальный запуск состоялся в сентябре 2016 г. Конкуренты по телекоммуникационной сфере тогда понимали, что их и так сложное положение после появления нового сильного игрока значительно ухудшится, но вряд ли кто-то мог предположить заранее настолько кардинальные и революционные изменения ждут отрасль. Индийское антимонопольное ведомство, обычно весьма активное, и другие регулирующие органы оказались готовы закрыть глаза на многие спорные моменты, поскольку цели М. Амбани по стремительному распространению доступного Интернета совпадали с курсом правительства на цифровизацию, а заявления о необходимости локализации данных индийцев не могли не импонировать политическому руководству страны. На сегодняшний день в телекоммуникационной сфере в Индии, кроме Jio, осталось только два крупных игрока, находящихся в глубоком финансовом кризисе. Индийскому правительству пришлось спасать эти компании, предоставив отсрочки налоговых платежей, разрешив масштабные инвестиции со стороны иностранных акционеров, а также ранее позволив всем игрокам немного поднять цены на свои услуги, снизившиеся за последние несколько лет до беспрецедентно низкого уровня (за период с 2013 г. по 2017 г. стоимость одного гигабайта данных в Индии упала на 95%).

Сегодня компания Reliance Jio является частью сформированного в 2019 г. холдинга Jio Platforms в составе Reliance Industries. Старшие из троих детей М. Амбани занимают руководящие посты в семейном бизнесе. Сын Акаш, выпускник Университета Брауна (Brown University) отвечает за стратегию в Reliance Jio, дочь Иша, выпускница Йельского университета (Yale University) — директор в Reliance Jio и Reliance Retail.

Вся инфраструктура, а затем и цифровая экосистема Reliance Jio была создана и введена в эксплуатацию менее чем за 2–3 года. Оценки стоимости создания Reliance Jio варьируются от 20 до 45 млрд долл. — примерно на такую сумму увеличились долги Reliance Industries за время создания Jio. На момент выхода компании на рынок в 2016 г. две трети населения Индии, насчитывающего более 1,3 млрд человек, не имели доступа в Интернет. Компания поставила перед собой задачу не только развернуть эффективную сеть передачи данных 4G на всей территории страны, включая самые отдаленные районы, сделав это с большим технологическим запасом для будущего усовершенствования, но и обеспечить своих абонентов дешевыми смартфонами, а также доступом к разнообразному контенту и сервисам с помощью собственных приложений. В первые несколько месяцев работы, пока шла проверка оборудования и всех систем, недорогие мобильные устройства под собственным брендом Jio буквально раздавали новым абонентам бесплатно. Позже были установлены минимальные тарифы, сразу сделавшие Индию лидером по доступности услуг мобильных операторов — как голосовых (звонки практически стали бесплатными), так и в области высокоскоростной передачи данных. Компания с начала продаж стремилась к показателю в 100 млн новых клиентов за первые 100 дней работы, и дальше не сбавляла темпов — за первые два года у Jio появилось 250 млн абонентов, на сегодняшний день их насчитывается 388 млн. Отметку в 500 млн пользователей компания планирует преодолеть к 2021 году.

Платформа Jio включает в себя большое число приложений и сервисов, быстро ставших привычными для индийцев. Среди них JioTV, JioCinema, JioSaavn (музыкальный сервис), JioMoney, JioCloud, JioFiber (сервис, обеспечивающий доступ к широкополостному Интернету). Достаточно эффективно Jio обеспечил цифровыми функциями торговую вертикаль конгломерата — компанию Reliance Retail, также лидирующую в своем сегменте в Индии. Недавним дополнением к этому обширному набору стал сервис видеозвонков JioMeet. Вклад Reliance Jio в увеличение индийского ВВП на душу населения оценивался в 5,65% в 2018 г.

Доступ к Интернету действительно на глазах меняет облик и образ жизни Индии. В значительной степени благодаря решительности М. Амбани Индия всего за несколько лет совершила качественный скачок по многим направлениям, связанным с цифровизацией, избежав промежуточных этапов, на которые в других странах были потрачены годы, и уступая по скорости этого процесса только Индонезии. В 2018 г. по числу цифровых потребителей Индию (560 млн пользователей) опережал только Китай. При этом по данным исследования компании McKinsey, проведенного в 2019 г., скорость потребления данных на одного пользователя в Индии росла в два раза быстрее, чем в США и Китае, увеличение объема составило 152% ежегодно. В среднем пользователь в Индии потребляет, по разным оценкам, до 9,8 гигабайт мобильного Интернета ежемесячно (в Китае этот показатель составляет 5,5 Гб, в Южной Корее 8–8,5 Гб, в России по состоянию на 2019 г. примерно столько же). Ожидалось, что к 2023 году число пользователей Интернета в Индии увеличится примерно на 40% до 750–800 млн человек, а количество смартфонов удвоится до 650–700 млн (всего по состоянию на 2018 г. в стране насчитывалось 1,2 млрд мобильных абонентов). С большой степенью уверенности можно предположить, что новые условия, связанные с пандемией, значительно ускорят эти процессы.

Алексей Куприянов:
Индия в эпоху кибервойн

Перспективы развития цифровой экономики в Индии, прежде всего ее потребительского сегмента, стали стимулом для взрывного роста предпринимательства, опирающегося также на традиционно сильный пласт индийских IT-специалистов. Число приложений, созданных к 2017 г. с участием индийских разработчиков только для App Store, превышало 100 000, общее же количество таких приложений значительно больше, учитывая тот факт, что в основном индийские специалисты работают для системы Android. В высшей предпринимательской лиге 30 цифровых высокотехнологичных индийских компаний на сегодняшний день находятся в статусе единорогов (их капитализация превышает 1 млрд долл., и они пока остаются в собственности своих основателей). В 2017 г. таких компаний было 10. Самое важное, что «скамейка» претендентов на этот статус в Индии также весьма многочисленна: в 2019 г. будущих потенциальных чемпионов насчитывалось более 50.

Сложностей в работе на индийском рынке всегда очень много. Достаточно сказать, что большинство новых интернет-пользователей в Индии не владеют английским и нуждаются в интерфейсах и контенте на региональных языках. Основных таких языков в стране 22. К примеру, WhatsApp поддерживает 11 из них. Несмотря на это, международные инвесторы активно делают ставку на индийские технологические компании, чему немало способствуют индийские правительственные структуры, постоянно работающие над стимулированием инвестиционной привлекательности сектора. Лидерами по привлечению инвестиций среди технологических стартапов в Индии долгое время были компании в сфере интернет-торговли, цифровых платежей и туризма. Показательной иллюстрацией к гонке международного капитала за цифровую Индию последних лет стала сделка по приобретению американской Walmart одной из многочисленных индийских площадок электронной торговли Flipcart в мае 2018 г. Долго и безуспешно пытавшаяся получить доступ к индийскому офлайн-рынку Walmart все-таки пришла в Индию, через приобретение 77% Flipcart за 16 млрд долл.

Среди тех, кто вкладывает значительные средства в Индию, есть и несколько инвестиционных фондов с российскими корнями. Для них, как и для других инвесторов, сейчас продолжается активная работа по отбору новых объектов для инвестиций и корректировке стратегии.

Компании, казалось бы, не имеющие осязаемых активов, не приносящие прибыли и увеличивающие свои долги, которых немало не только в развитых странах, но теперь и в Индии, тем не менее, продолжают увеличивать свой инвестиционный потенциал к большому недоумению финансистов традиционной формации. Однако все больше аналитиков вынуждены признать, что высокотехнологичные цифровые компании обладают уникальным массивом данных о своих клиентах, который позволяет этим компаниям продолжать наращивать долю рынка и принимать верные управленческие решения, при этом постоянно совершенствуя качество предоставляемых ими функций или услуг.

Важность больших данных повышается и для правительств. Качество аналитики, развитие технологий искусственного интеллекта и эффективность моделирования процессов напрямую зависят от объема данных, на которых происходит обучение, может использоваться, среди прочего, для эффективного управления процессами и ресурсами в рамках умных домов и городов. Одна из программ индийского правительства, Smart Cities, направлена именно на это. Jio уже к концу 2020 г. планировал представить коммерческие решения для интернета вещей. Технические возможности компании позволяют это сделать. Когда индийское правительство только готовится принять решение о развертывании сетей 5G, М. Амбани, по его словам, уже построил инфраструктуру, способную работать и с 6G, и теперь стремится к тому, чтобы сделать Индию важным фактором, участником и бенефициаром 4-й промышленной революции. Платформа Jio не имеет конкурентов в Индии по возможностям сбора актуальных данных об индийских потребителях, и планирует совершенствовать технологии по их наиболее оперативной и точной обработке и дальнейшем использовании, параллельно развивая такие направления как облачные вычисления, умные устройства, блокчейн, дополненная реальность и другие.

Текущий кризис, связанный с пандемией, не только формирует новые привычки потребителей, но и усиливает запрос на качественные изменения в подходах к проблемам экономического развития для многих стран мира в будущем. Это важно и для России, для которой, несмотря на усилия по диверсификации экономики, сохраняется опасность, связанная с зависимостью от экспорта природных ресурсов и с высокой энергоемкостью остального российского экспорта; и для Индии, более чем на 80% зависимой от импорта угля, нефти и газа.

The Times of India

В условиях, когда цены на нефть сократились до рекордных показателей, в марте стало известно, что не состоится ранее анонсированная сделка по продаже 20% доли в нефтехимическом бизнесе Reliance Industries саудовскому нефтяному гиганту Saudi Aramco, стоимость которой оценивалась в 15 млрд долл.

Вместо сделки с Saudi Aramco были заключены три сделки о продаже Jio Platforms: 9,99% компании были проданы Facebook за 5,7 млрд долл., 2,32% Jio Platforms теперь принадлежит инвестиционному фонду Vista Equity Partners (стоимость — 1,5 млрд долл.), и еще 1,15% компании купили инвесторы Silver Lake Partners за 747 млн долл. В руках М. Амбани на сегодняшний день остается 86,54% компании. Вероятно, последуют дальнейшие сделки с другими инвесторами, что позволит индийскому предпринимателю окончательно расплатиться с задолженностью Reliance Industries (около 8 млрд долл.) к марту 2021 г., не потеряв при этом контроль за Jio Platforms — как он и планировал.

В своих официальных заявлениях по итогам трех сделок, все их участники, включая М. Амбани и Марка Цукерберга не только подчеркивают свою веру в перспективный индийский рынок и в потенциал Jio Platforms. В полной мере отвечая ожиданиям правительства и простых индийцев, они говорят, что новое сотрудничество не предполагает обмена данными пользователей между компаниями-партнерами. Jio, Facebook, Vista и Silver Lake также заявляют о намерении использовать имеющиеся в их распоряжении технологии на благо индийского среднего и малого бизнеса через более активное подключение таких предпринимателей к электронным торговым площадкам. Речь здесь идет об уличной торговле и киранах — небольших лавках привычного для индийцев формата «магазина у дома», которые смогут более эффективно найти цифровой путь к пожеланиям своих покупателей. Большая роль в этом, как предполагается, будет отведена принадлежащей Facebook платформе WhatsApp, пользующейся большой популярностью в Индии. В случае, если переговоры с регулятором о наделении WhatsApp платежными функциями увенчаются успехом, объединив усилия с JioMart, компания сможет значительно расширить возможности продавцов и покупателей и составить конкуренцию наиболее распространенному в Индии финтех-сервису PayTM, среди инвесторов которого и Alibaba Group (доля китайской компании — 40%).

Для Facebook Индия является крупнейшим рынком — 300 млн пользователей. Более 400 млн пользователей насчитывает в Индии WhatsApp. Что касается двух других новых инвесторов в JioPlatforms, то Vista Equity Partners примечательна тем, что уже имеет значительное присутствие в технологическом секторе Индии — принадлежащие ей индийские компании насчитывают более 13 тыс. сотрудников, а один из ее основателей Брайан Шет является выходцем из штата Гуджарат, как и М. Амбани и Н. Моди. Silver Lake, как и Vista, базируется в Кремниевой долине, и уже вложила более 40 млрд долл. в такие технологические компании как Airbnb, Alibaba, Ant Financial, принадлежащие Alphabet Verily и Waymo, а также Dell Technologies и Twitter.

Наблюдатели с воображением давно заметили, что название компании Jio является зеркальным отображением слова oil (нефть). Была или нет в этом специальная задумка ее основателя достоверно неизвестно, но события последних месяцев и сделки вокруг Jio Platforms подтверждают, что вместо спроса на нефть, во всем мире усиливается спрос на инновации. При этом у Индии есть все шансы вписаться в этот процесс и выиграть в большей степени, чем другие страны. Деловое сотрудничество нашей страны с Индией, между тем, как никогда остро нуждается в дополнении существующих реалий и в новых форматах — будь то финансовые технологии, кибербезопасность, искусственный интеллект, анализ больших данных, инфраструктура возобновляемой энергетики, новые материалы или другие инновационные направления.


(Голосов: 10, Рейтинг: 4.9)
 (10 голосов)

Прошедший опрос

  1. Как вы оцениваете угрозу от нового коронавируса и реакцию на него?
    Реакция на коронавирус гипертрофирована и представляется более опасной, чем сам вирус  
     369 (43%)
    В мире всё ещё недооценивается угроза вируса — этим и объясняется пандемический характер распространения заболевания  
     277 (32%)
    Реакция на коронавирус адекватна угрозе, представляемой пандемией COVID-19  
     211 (25%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся