Оценить статью
(Голосов: 30, Рейтинг: 3.53)
 (30 голосов)
Поделиться статьей
Иван Щедров

Младший научный сотрудник Центра Индоокеанского региона ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН

Индийское руководство осознает, что технологический ресурс — ключевой фактор повышения конкурентоспособности страны, поэтому в целом следует принципам «делийского консенсуса». При этом власти вынуждены учитывать интересы предпринимательского класса, который сильно заинтересован в импортозамещении. Для стимулирования национального производства были запущены инициативы «Делай в Индии» («Make in India») «Цифровая Индия» («Digital India»), «Стартап в Индии» («Start up in India»), «Миссия Умных городов» («Smart Cities Mission») и т.д.

Основой технологического развития выступает полупроводниковая промышленность и сфера электроники. Осознавая это, правительство планирует инвестировать в данный сектор около 30 млрд долларов. Тем не менее по объему утвержденных финансовых затрат их доля в национальной экономике не превышает и 2%, что очень далеко от показателей «азиатских тигров».

Скромные успехи Индия демонстрирует и в производстве процессоров. Индийские компании в ближайшей перспективе вряд ли смогут выдержать конкуренцию со стороны новых индустриальных стран «первой волны», а также КНР. Для того чтобы превратиться в авангард цифровой революции стране необходимо решить проблему оторванности инноваций от нужд промышленности, увеличить долю разработок, которые приходят вместе с иностранными инвестициями, а также долю частного сектора.

Значительные изменения в мировой экономике, вызванные торговой войной между США и КНР, пандемией и украинским кризисом, ставят на повестку дня вопросы о месте Индии в мировом технологическом производстве и подогревают дискуссию о необходимости перехода к «технологическому суверенитету».

На фоне международных кризисов возрастет роль государственного регулирования и правительственных проектов, которые и будут служить определенным стимулом для развития технологий. Политика в этой области будет отвечать целям повышения эффективности производства, а также развития человеческого капитала.

Это ни в коем случае не означает движение к автаркии. Власти понимают, что значительные успехи были достигнуты благодаря «открытию» экономики для иностранных инвестиций и технологий.

Определенная ставка будет делаться на диверсификации партнеров, особенно по линии «Юг — Юг». Развивающиеся страны сталкиваются со схожими проблемами, а значит — испытывают необходимость в поиске дешевых, но эффективных инструментов для их решения. В рамках этого трека Индия становится не только реципиентом технологий, но и поставщиком, что отвечает целям повышения статуса страны на международной арене.

В долгосрочной перспективе развитие наукоемких отраслей должно способствовать достижению двух целей: поддержания темпов роста для решения внутренних социально-экономических проблем и увеличению роли страны в международных процессах. Именно эти факторы будут определять специфику достижения полного цикла производства как основы «технологического суверенитета».

«Полупроводники играют более важную роль в мире, чем мы себе можем это представить. Наша цель — превратить страну в ключевого партнера в глобальных цепочках добавленной стоимости», — заявил премьер-министр Индии в апреле 2022 года. Слова Нарендры Моди наглядно отражают национальные стремления в области развития высоких технологий.

От протекционизма до поддержки экспортоориентированных производств

После обретения независимости Индия столкнулась с глубокими социально-экономическими проблемами, которые достались ей по наследству от колониальных властей. Индийской элите предстояло преодолеть структурные дисбалансы посредством усиления роли государства. Огромный и постоянно увеличивающийся объем внутреннего рынка позволил правительству не использовать экспортоориентированную модель новых индустриальных стран, а прибегнуть к политике импортозамещения с присущими ей элементами автаркии. В итоге был заложен фундамент экономического развития страны — создан многоотраслевой промышленный комплекс, достигнута продовольственная самообеспеченность. Например, в области фармацевтики грамотная тарифная и патентная политика в сочетании с благоприятной международной конъюнктурой помогла снизить зависимость от импорта прекурсоров, что впоследствии вывело Индию в мирового лидера отрасли.

На повестке стояла задача достичь технологической компетентности и самостоятельности. Было необходимо увеличить эффективность поиска, внедрения и освоения технологий, адаптируя уже готовые решения посредством метода обратной разработки («reverse engineering»). Политика в области технологического развития полностью соотносилась с характером общеэкономического курса того этапа. Приток новых технологий был строго ограничен, а иностранные компании должны были доказать, что их решения отвечают целям планового развития, не имеют аналогов на внутреннем рынке и предлагают справедливую цену. При этом правительство увеличивало финансирование сферы исследований и разработок — с 1958 по 1987 гг. показатель наукоемкости увеличился в 5,7 раз. Одной из целей финансовых вливаний было увеличение скорости и эффективности внедрения технологий в промышленном секторе, что соответствовало задачам ускоренной индустриализации.

Постепенный отход от протекционистского курса произошел в 1960-х гг., но окончательно стал заметен с начала 1980-х гг., когда правительство Индиры Ганди начало стимулировать приток ПИИ в капиталоемкие и технически сложные отрасли. Тренды глобализации диктовали необходимость встраиваться в цепочки международных кооперационных связей. Именно поэтому реформы правительства П. В. Нарасимхи Рао, проводимые с начала 1990-х гг., предполагали «открытие» экономики и ликвидацию жесткой политики лицензирования («License Raj»). Проводилась приватизация и коммерциализация госсектора, снижались тарифные ставки. Речь шла не о росте, основанном на экспортной ориентации, а о поддержке экспортоориентированных производств. Иными словами, либерализация была не самоцелью, а инструментом развития национального хозяйства.

«Делийский консенсус» как модель сбалансированного развития

Индийская модель развития, реализуемая с начала 1990-х гг., вполне может быть названа «делийским консенсусом» по аналогии с неолиберальным «вашингтонским консенсусом» и «пекинским консенсусом». Она предполагала ориентацию на ускоренное, но сбалансированное развитие на основе инноваций и повышения открытости экономики с учетом устранения социально-экономических проблем. При этом у правительства сохранялись инструменты воздействия на макроэкономическую ситуацию в стране. Основой развития должен был стать приток ПИИ (вместе с технологиями) и увеличение объемов финансирования НИОКР.

Индия грамотно воспользовалась мировой конъюнктурой — расширилась доля высокотехнологичной продукции в экспорте, изменилась структура торговли услугами.

Бурный экономический рост и грамотное планирование позволили смягчить последствия кризисов 1997–1998 гг. и 2008 г., однако не решили основные хронические проблемы, к которым относят дефицит электроэнергии, диспропорции в развитии штатов и значительную долю теневого сектора.

Политика Моди: устранение дисбалансов на основе инноваций

Индийское руководство осознает, что технологический ресурс — ключевой фактор повышения конкурентоспособности страны, поэтому в целом следует принципам «делийского консенсуса». При этом власти вынуждены учитывать интересы предпринимательского класса, который сильно заинтересован в импортозамещении. Для стимулирования национального производства были запущены инициативы «Делай в Индии» («Make in India») «Цифровая Индия» («Digital India»), «Стартап в Индии» («Start up in India»), «Миссия Умных городов» («Smart Cities Mission») и т.д.

В некоторых секторах были достигнуты значительные успехи. Страна занимает 4-е место по производству легковых автомобилей, 6-е — по производству химикатов, 2-е — по производству мобильных телефонов. Индия стала вторым по величине экспортером ИТ-услуг; с 2014 г. производство электроники выросло более чем в два раза.

Особый акцент делается на ВПК: страна занимает 3-е место в мире по расходам на военные нужды и стремится достичь технологического и производственного уровня Китая. В большинстве своем технологии сосредоточены на уровне сборочных предприятий (производство танков Т-90, самолетов Су-30), хотя и заметны успехи на пути к полному циклу производства. Активно разрабатываются технологии беспилотных систем и ПВО. Индийская компания Hindustan Aeronautics Limited строит вертолеты Cheetah, Chetak и LUH. Компания PTC Industries производит детали для авиационных двигателей, различные компоненты для артиллерийских орудий и подводных лодок. Успешно проводятся испытания ракет SANT, Agni-P, HELINA, Prithvi-II.

Перспективное направление для Индии — возобновляемая энергетика, которая, в теории, поможет устранить проблему хронического дефицита электроэнергии. В планах правительства значительно увеличить долю зеленой энергетики, при том что уже сейчас страна находится в числе лидеров по установленным мощностям. Однако местные компании пока не выдерживают конкуренцию с производителями из Китая и Малайзии, что в итоге приводит к активной протекционистской политике, которая сильно влияет на ценообразование.

Основой технологического развития выступает полупроводниковая промышленность и сфера электроники. Осознавая это, правительство планирует инвестировать в данный сектор около 30 млрд долларов. Тем не менее по объему утвержденных финансовых затрат эта сфера более чем в 10 раз отстает от производства автомобилей и автомобильных продуктов, ее доля в национальной экономике не превышает и 2%, что очень далеко от показателей «азиатских тигров». Уровень локализации производства сравнительно мал и варьируется от 25% (электронные компоненты, телевизоры) до 70% (основная часть бытовой техники).

Скромные успехи Индия демонстрирует и в производстве процессоров. Переход на производство 10-нм обходится очень дорого. Индийские компании в ближайшей перспективе вряд ли смогут выдержать конкуренцию со стороны новых индустриальных стран «первой волны», а также КНР. Большое количество государственных производственных предприятий обслуживают интересы оборонного и космического сектора и не производят микросхемы для коммерческого применения. Другая проблема кроется в области частного предпринимательства. Несмотря на некоторые успехи по показателю легкости ведения бизнеса и значительный рост стартапов (страна занимает 3-е место по их количеству), процент неудач таких компаний все еще очень высок. Причиной этому служат и низкие темпы освоения новых технологий, и сравнительно невысокая производительность, и недостаточное финансирование НИОКР. Сейчас Индии необходимо улучшать сотрудничество как между наукой и производством, так и между государственным и частным секторами. Для того чтобы превратиться в авангард цифровой революции стране необходимо решить проблему оторванности инноваций от нужд промышленности, увеличить долю разработок, которые приходят вместе с иностранными инвестициями, а также увеличить долю частного сектора.

«Технологический суверенитет»: ответ на вызовы мировой конъюнктуры?

Значительные изменения в мировой экономике, вызванные торговой войной между США и КНР, пандемией и украинским кризисом, ставят на повестку дня вопросы о месте Индии в мировом технологическом производстве и подогревают дискуссию о необходимости перехода к «технологическому суверенитету».

Страна пытается произвести перекалибровку отношений с США и КНР (ключевыми векторами внешнеэкономической политики), между которыми долгое время пыталась найти адекватный баланс. Индийские политические и бизнес-элиты обеспокоены высокой зависимостью от импорта дешевого оборудования и электроники из Китая. Проявлением такой обеспокоенности можно считать запрет на использование 59 китайских приложений в 2020 г.; доля электроники и ИТ-оборудования в импорте из КНР постепенно снижается.

Американо-индийские связи оказались более прочными, хотя между странами постоянно возникают торговые споры. Необходимо понимать, что огромную роль в стабильности двусторонних отношений играет индийская диаспора: практически в каждой семье есть родственник, уехавший в США. Развивается сотрудничество в области высокотехнологичного военного оборудования и инфраструктурных проектов. На фоне пандемии поступали сообщения о желании Индии «переманить» более 1000 американских компаний из Китая. Действительно, некоторые компании уже перевели производство в южноазиатскую страну, однако не стоит думать, что процесс идет легко. Во-первых, пандемия не в меньшей степени ударила по экономической активности в Индии. Во-вторых, реструктурирование производства влечет за собой существенные экономические издержи и по факту лишь небольшая доля американских компаний вывела свое производство из КНР. Более того, не все эти компании выбрали Индию в качестве своего направления. Причин этому несколько. В стране существует бюрократически сложная процедура регистрации бизнеса и наблюдаются инфраструктурные проблемы. Что особенно важно, несмотря на большую численность населения, покупательная способность в Индии все еще сильно отстает от показателей восточноазиатского гиганта. Поэтому, несмотря на достаточное количество политических стимулов, переориентация производства все еще движима экономическими императивами.

Россия и Индия: перспективы сотрудничества

Российско-индийское экономическое и, в частности, технологическое сотрудничество нуждается в серьезном переосмыслении. Основой для него должно стать научное взаимодействие. Странам необходимо проработать механизмы по созданию новых образовательных платформ и научных центров, особенно инженерно-технической направленности. Инвестиции в существующие и создание новых технологических кластеров сделает Индию центром инновационного развития, а совместные разработки в области электроники и полупроводников ускорят темпы перехода к «Индустрии 4.0». Россия может помочь в строительстве «умных» городов Индии, особенно учитывая высокие темпы урбанизации и цифровизации страны.

Странам необходимо выходить за рамки традиционно-успешных областей взаимодействия. Россия не должна упускать возможностей, которые предоставляет индийский рынок. Вместе с тем необходимо учитывать специфику потребностей индийской экономики, активно включаться в развитие государственных проектов, а также играть на желании Индии диверсифицировать список международных партнеров в области технологического сотрудничества.

***

На фоне международных кризисов возрастет роль государственного регулирования и правительственных проектов, которые и будут служить определенным стимулом для развития технологий. Политика в этой области будет отвечать целям повышения эффективности производства, а также развития человеческого капитала.

Это ни в коем случае не означает движение к автаркии. Власти понимают, что значительные успехи были достигнуты благодаря «открытию» экономики для иностранных инвестиций и технологий. Именно поэтому можно говорить о некой преемственности экономического развития страны. Несмотря на значительные структурные изменения 1990-х гг., приоритеты сохраняются: иностранный капитал способствует развитию промышленности и привлечению новых технологий, но не должен представлять угрозу национальному бизнесу. Индийские элиты понимают, что перекос в сторону «чипового национализма» может создать огромные проблемы – в некоторых наукоемких отраслях в ближайшей перспективе южноазиатский гигант не сможет самостоятельно достичь уровня азиатских тигров.

Определенная ставка будет делаться на диверсификации партнеров, особенно по линии «Юг — Юг». Развивающиеся страны сталкиваются со схожими проблемами, а значит — испытывают необходимость в поиске дешевых, но эффективных инструментов для их решения. В рамках этого трека Индия становится не только реципиентом технологий, но и поставщиком, что отвечает целям повышения статуса страны на международной арене. Программы студенческого и научного обмена, например, часто воспринимаются в качестве инструмента «мягкой силы» в тех странах, где уровень двустороннего экономического взаимодействия далек от своего потенциала.

В долгосрочной перспективе развитие наукоемких отраслей должно способствовать достижению двух целей: поддержания темпов роста для решения внутренних социально-экономических проблем и увеличению роли страны в международных процессах. Именно эти факторы будут определять специфику достижения полного цикла производства как основы «технологического суверенитета».

Оценить статью
(Голосов: 30, Рейтинг: 3.53)
 (30 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
 
Социальная сеть запрещена в РФ
Социальная сеть запрещена в РФ
Бизнесу
Исследователям
Учащимся
sexy film kannada coffetube.info very very hot women محجبة بتتناك arabysexy.org صور سكس اخ واخته natasha malkova sex video jizzman.mobi www.indian sex .com rambha swimsuit images yourporn.name lauren gottlieb hot 藤代ゆかり freejavporn.mobi honb-142 hot teen fuck lazoom.mobi desi aunty xvideos.com arabella episode 58 wowteleserye.com lotto result complete today xnxxtalugu redpornvideos.mobi desi99 سيكس لبناني freepornjournal.com سكس مصري مشعر سكس فنانات ار 18 tropsha.com سكس حصان وبنات boa foda pornucho.mobi ayyan ali maria clara at ibarra december 21 2022 full episode pinoycinema.org mga dokumentaryo xxx hindi sex story ganstagirls.com imo sex videos فيديو منى وشيما سكس blackpornsexvideos.com صور طياز بلدى michael keikaku megahentai.org secret journey po-ju