Распечатать
Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Нана Гегелашвили

К. полит. н., руководитель Центра региональных проблем Института США и Канады РАН, эксперт РСМД

В настоящее время Грузия, некогда одна из наиболее близких России советских республик, стала для Москвы самым проблемным партнером из всех закавказских государств. И это несмотря на общую двухвековую историю, общую православную веру и влияние культур, определившее единый культурный код двух стран.

В настоящее время Грузия, некогда одна из наиболее близких России советских республик, стала для Москвы самым проблемным партнером из всех закавказских государств. И это несмотря на общую двухвековую историю, общую православную веру и влияние культур, определившее единый культурный код двух стран.

История российско-грузинских отношений насчитывает несколько столетий, однако вопрос о том, какие уроки были извлечены из опыта сосуществования двух государств, до сих пор остается открытым.

Отправной точкой двусторонних отношений послужил Договор о признании царем Карталинским и Кахетинским Ираклием II покровительства и верховной власти России. Договор, более известный как Георгиевский трактат, был заключен 24 июля (4 августа) 1783 г. в г. Георгиевске (Северный Кавказ) между Российской империей и Картли-Кахетинским царством (Восточная Грузия) по просьбе Ираклия II. В связи с этим важно вспомнить не только ситуацию, в которой тогда находились обе страны, но и предпосылки к подписанию этого документа.

В те времена Грузия с ее немногочисленным населением находилась в окружении двух могущественных мусульманских соседей – Ирана и Турции. Постоянные набеги со стороны этих государств поставили многочисленные грузинские царства (в объединенном виде они существовали лишь в 1089–1125 гг. при Давиде Строителе и в 1184–1212 гг. при царице Тамаре) [1] на грань полного исчезновения. Уже тогда перед страной остро встала задача сохранения государственности/территориальной целостности. Выгодное геополитическое положение Грузии привлекало к ней внимание не только соседних государств, но и Европы. Неслучайно Ираклий II изначально связывал процветание своей страны с возможностью заинтересовать Европу перспективой развития торговых путей с Индией через Грузию и Иран. Но, как и в наше время, Европа оказалась не готова вести на Кавказе крупные геополитические игры. В то время Франция выступала на стороне восставших английских колоний в Северной Америке, резко ослабляя позиции Англии, против которой тогда воевали Испания и Голландия. К тому же грузинский царь прекрасно понимал, что попытки решить проблему создания независимого грузинского государства за счет одной Европы обречены на провал. В результате Тифлис обратил свои взоры к северному соседу – России, которая превращалась в огромную и могущественную империю.

wikipedia.org
Царь Карталинский и Кахетинский Ираклий II

В результате подписания Георгиевского трактата Российская империя приняла Восточную Грузию под свое покровительство и гарантировала ей полную внутреннюю автономию, сохранение целостности владений Ираклия II и защиту на случай войны. Таким образом, была ликвидирована политическая и экономическая раздробленность Грузии и усилена культурная связь между двумя нациями.

Для России подписание Георгиевского трактата означало укрепление ее позиций на юге Кавказа, обеспечивало проход через Кавказский хребет, а также открывало возможность развития торговых путей на Востоке – в Закавказье, Средней Азии, Индии. Таким образом, Георгиевский трактат положил начало реализации российских имперских планов на Кавказе.

12 сентября 1801 г. император Александр I подписал Указ правительствующему Сенату об упразднении Картли-Кахетинского царства, а в 1802 г. утвердил положение «Об управлении Грузией». Политика Российской империи, направленная на упразднение грузинской государственности, вызвала недовольство грузин. Они понимали, что вслед за Восточной Грузией будет решена и судьба Западной Грузии. Присоединение к России отторгнутых от Грузии земель, составляющих современную территорию этого независимого государства, произошло в результате русско-иранских (1804–1813, 1826–1828 гг.) и русско-турецких войн (1806–1812, 1828–1829 гг.). В состав Российской империи вошли: в 1810 г. – Имеретия, в 1828 г. – Гурия, в 1854 г. – Сванетия, в 1857 г. – Мингрелия.

Недовольство имперской политикой России, связанное с упразднением грузинской государственности, привело к подъему национально-освободительного движения в 1860–1880 гг. Несмотря на масштабность этого движения, оно не предусматривало организацию общенационального восстания против России. Главная причина заключалась отнюдь не в осознании Грузией того факта, что любые попытки вооруженного восстания внутри одной из самых могущественных на тот момент держав, частью которой она являлась, обречены на провал. Вопрос суверенитета всегда остро стоял перед Грузией, однако проблема сохранения территориальной целостности была и остается для нее вопросом «жизни или смерти». Россия в какой-то степени решила эту проблему путем интеграции Грузии в имперский проект. К тому же грузины прекрасно понимали, что проблему территориальной целостности страны им в одиночку не решить, главным образом, из-за неспособности обеспечить политическую стабильность и сплоченность нации. Пример Грузии показывает, какое значение для малых стран имеет наличие сильного и могущественного партнера, способного взять на себя решение проблемы их территориальной целостности. По мере становления, развития и укрепления национального государства необходимость в таком партнере отходит на задний план.

Российско-грузинские отношения: в поисках
новых путей развития.
Рабочая тетрадь РСМД и ICCN (Грузия)

Интеграция Грузии в имперский проект способствовала превращению ее в форпост Российской империи на Большом Кавказе. Именно за счет него Россия активно действовала в Кавказской войне (1817–1864 гг.), подавила Абхазское восстание (1866 г.), успешно воевала против Персии (1804–1813 гг., 1826–1828 гг.) и Османской империи (1806–1812, 1828–1829, 1853–1856, 1877–1878 гг.). При этом следует особо подчеркнуть, что в силу общих религиозных и культурных связей Грузия всегда считалась самым лояльным союзником Российской империи, и ей отводилась ведущая роль на юге Кавказа.

В интеграции Грузии в имперский проект нашло отражение стремление России распространить свой огромный культурный и просветительский потенциал на все субъекты империи.

После Октябрьской революции Грузия получила независимость, но уже в 1921 г. ее территорию заняла 11-я армия большевиков, установившая здесь советскую власть. 25 февраля 1921 г. была образована Грузинская ССР. С марта 1922 г. она вошла в состав Закавказской Федерации, а с декабря 1936 г. – в состав СССР уже в качестве союзной республики.

Основной просчет национальной политики СССР заключался в перекройке территориальных границ, произведенной в соответствии с имперским принципом «разделяй и властвуй». После распада Советского Союза именно эта проблема стала главной «головной болью» практически всех постсоветских государств. Ярким примером этой политики в отношении Грузии стало, с одной стороны, включение ее пограничных территорий в соседние с ней Азербайджан и РСФСР, с другой – передача ей Абхазской и Аджарской автономных республик, а также Юго-Осетинского автономного округа, сформированных по этническому и религиозному принципам. Характерно, что эти автономии всегда больше ориентировались на Москву, осознавая мощную поддержку со стороны центральной власти.

Все это осложнило проблему сохранения территориальной целостности Грузии, учитывая ее небольшие размеры и территориальное устройство – она включает более 25 этнографических и субэтнических групп [2], представляя своего рода микромодель России.

С распадом СССР все бывшие советские республики обрели независимость и вступили в процесс формирования новой государственности и перехода к рыночной экономике.

Среди претендентов на влияние на постсоветском пространстве в первую очередь оказалась Россия как преемница СССР.

В 1990-е годы отношения со странами ближнего зарубежья, в том числе и с Грузией, отошли для России на задний план. Ослабление российских позиций в этой стране объясняется отсутствием четкой внешнеполитической стратегии, непоследовательностью приоритетов и чрезмерной пассивностью проводимой политики. В то же время именно тогда была отмечена беспрецедентная активизация политики США, нацеленной на укрепление позиций Вашингтона в Закавказье в целом и в Грузии в частности. В этих условиях неспособность России справиться с ролью гаранта грузинской безопасности во многом способствовала выбору Грузией западного направления в качестве нового вектора своего развития.

Таким образом, проблема сохранения территориальной целостности Грузии продолжает оставаться для Тбилиси ключевой и проходит красной нитью через весь период становления и развития российско-грузинских отношений. Будущее отношений двух стран во многом зависит от того, насколько эффективно России удастся решить эту проблему. В случае успеха это станет залогом укрепления позиций России в Грузии.

1. Романовский В.Е. Очерки из истории Грузии. М., 2011. С. 99.

2. Топчишвили Р.А. Этнография/этнология Грузии: Краткий лекционный курс. Тбилиси: Универсал, 2006. С. 57.


Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся