Оценить статью
(Голосов: 14, Рейтинг: 4.36)
 (14 голосов)
Поделиться статьей
Екатерина Энтина

Д.полит.наук, профессор НИУ ВШЭ, руководитель Отдела черноморско-средиземноморских исследований Института Европы РАН

Москва, пожалуй, никогда не имела столь узкого пространства для дипломатического и внешнеполитического маневра в регионе, как сейчас. В начале 2000-х гг. Россия ошибочно приняла на веру постулат о том, что европейская интеграция Балкан может развиваться автономно от евроатлантической и решит все проблемы постконфликтного региона, одновременно создав для своего «восточного» партнера — Москвы — оптимальные условия для торгово-экономического сотрудничества. Кроме того, быстрый рост Китая и других незападных стран существенно расшатали имевшуюся после окончания холодной войны архитектуру международных отношений. Противоречия евроатлантического и незападного миров начали сказываться и на внутренних процессах в регионах «перекрестья», одним из которых бесспорно являются Балканы.

Европа в условиях внутреннего кризиса начала все острее реагировать на любую, даже гипотетическую возможность подрыва собственного влияния в регионе. Сделала ставку на полный контроль над балканскими политическими элитами. В Москве же все последние годы продолжали прагматично считать, что эта часть Европы не может являться первостепенно важным направлением внешней политики в силу своей политической безальтернативной ориентации на Брюссель и сверхмалых объемов собственного рынка, и, не испытывая особых иллюзий, удовлетворялись церемониально теплыми объятиями балканских лидеров, все в меньшей степени обращая внимание на то, чем реально наполнено взаимодействие.

Как результат — славянский, а точнее православный мир сегодня вновь открывает, похоже, печальную, антироссийскую страницу своей истории.

Сегодня позициям Москвы в центральной во всех смыслах стране региона — Сербии — грозит черногорский сценарий. В республике на повестке дня одновременно оказались две важнейшие проблемы: окончательное решение вопроса о статусе Косово и Метохии и резкое сужение партийно-политического спектра, вытолкнувшее на обочину любое инакомыслие. Так сложилось, что вне контекста отношений с Москвой они рассматриваться не могут. При этом, по какому пути ни пошло бы решение обеих этих проблем, в условиях жесткого давления Запада на Белград и конфронтационного характера отношений по линии РФ — ЕС Россия оказывается в проигрышном положении.

В случае если соглашение между Белградом и Приштиной будет подписано, то, одобряя его в Совете безопасности ООН, Москва теряет основной инструмент взаимодействия с Белградом — совместную поддержку Резолюции 1244 СБ ООН. Фактически «дает добро» на скорейшее присоединение Сербии к ЕС в условиях отсутствия каких-либо договоренностей с Брюсселем по поводу соблюдения интересов Москвы в Юго-Восточной Европе. Открывает путь к дальнейшей, хотя бы формальной, натоизации региона.

Если же Москва заблокирует одобрение (что в целом маловероятно, но возможно), то автоматически даст Вашингтону повод к продолжению дальнейшей дискредитации Совета Безопасности ООН как неэффективного и требующего реформирования органа. В условиях, когда Белград и Приштина будут «затягивать» достижение окончательного решения косовского вопроса, Москву обвинят в срыве сербско-албанского диалога и существенно, в том числе через неправительственные каналы, активизируют давление на Белград с целью максимальной дискредитации роли России на Балканах. Все признаки движения в эту сторону наблюдаются в Сербии на протяжении последних лет.

В схожей ситуации Москва оказывается и в отношении внутриполитических процессов в Сербии. Москва оказывается зажатой в тиски внутренних сербских проблем. С одной стороны, официальная Россия по целому ряду обстоятельств не может не поддерживать Белград. Формально — это наиболее дружеский и пророссийски настроенный режим в Европе. Начавшиеся в 2016 году в Белграде протесты против А. Вучича и его политики вынудили Москву практически полностью разорвать все связи с другими политическими силами, которые прежде были в рамках межпартийного и межправительственного диалога. Парадокс заключается в том, что социальной опорой всей оппозиции является значительная масса сербских граждан, выступающих против признания независимости Косово и Метохии и ощущающих режим А. Вучича как родственный авторитарному, «коррумпированному», как утверждают в регионе, черногорскому режиму М. Джукановича. Именно они верят в то, что единственной силой, на которую сегодня может рассчитывать их страна, является Россия, открыто осуждающая происходящее в Черногории, и чьим интересам не отвечает косовская независимость под патронажем НАТО.

Таким образом, не поддерживая и, наверное, не имея возможности поддержать их, Москва лишается гораздо более важного, глубокого фактора своего влияния в Сербии, чем какой-бы то ни было действующий режим. Доверие сербского общества, по сути, и обеспечивает России имидж и присутствие на Балканах. Его потеря, которой добиваются на Западе, повлечет за собой не только минимизацию политического влияния Москвы на Балканах, но и новую антироссийскую волну среди славян.

Однако Белград Москве терять нельзя. Ни с А. Вучичем, ни без него. Ни с Косово, ни без Косово. С учетом узости политического маневра наиболее рациональным движением стало бы ускоренное разворачивание масштабной и не завязанной напрямую на сербское правительство программы по сотрудничеству, например, в области цифровых технологий с КНР.

Второй шаг — запуск крупных образовательных проектов в Юго-Восточной Европе, включая приход российских университетов в регион. Скорее всего, именно образование, а не занятие ниши в медийном пространстве, которое было востребовано еще вчера, сможет не допустить самых негативных сценариев для Москвы на Балканах и позволит удержать хотя бы культурное влияние.

В 1877 году, во время русско-турецкой войны, Федор Михайлович, как известно, писал в своем дневнике: «как ни будут они [славяне] ненавистничать, сплетничать и клеветать на нас Европе, заигрывая с нею и уверяя ее в любви, но чувствовать-то они всегда будут инстинктивно (конечно, в минуту беды, а не раньше), что Европа естественный враг их единству, была им и всегда останется, а что если они существуют на свете, то, конечно, потому, что стоит огромный магнит — Россия»[1].

Этот художественно описанный рефрен истории политической жизни православных южных славян с некоторой оговоркой актуален и сегодня. «Оговорка» же заключается в том, что Москва, пожалуй, никогда не имела столь узкого пространства для дипломатического и внешнеполитического маневра в регионе, как сейчас. Связано это с множеством обстоятельств. Во-первых, с тем, что в начале 2000-х гг. Россия ошибочно приняла на веру постулат о том, что европейская интеграция Балкан может развиваться автономно от евроатлантической и решит все проблемы постконфликтного региона, одновременно создав для своего «восточного» партнера — Москвы — оптимальные условия для торгово-экономического сотрудничества. Во-вторых, быстрый рост Китая и других незападных стран существенно расшатали имевшуюся после окончания холодной войны архитектуру международных отношений. Противоречия евроатлантического и незападного миров начали сказываться и на внутренних процессах в регионах «перекрестья», одним из которых бесспорно являются Балканы. Европа в условиях внутреннего кризиса начала все острее реагировать на любую, даже гипотетическую возможность подрыва собственного влияния в регионе. Сделала ставку на полный контроль над балканскими политическими элитами. В Москве же все последние годы продолжали прагматично считать, что эта часть Европы не может являться первостепенно важным направлением внешней политики в силу своей политической безальтернативной ориентации на Брюссель и сверхмалых объемов собственного рынка, и, не испытывая особых иллюзий, удовлетворялись церемониально теплыми объятиями балканских лидеров, все в меньшей степени обращая внимание на то, чем реально наполнено взаимодействие. Как результат — славянский, а точнее православный мир сегодня вновь открывает, похоже, печальную, антироссийскую страницу своей истории.

Все последнее десятилетие ее писали в Черногории, исторически (более 300 лет) являвшейся близким союзником России, располагавшим вследствие маргонических связей императорского дома с черногорскими князьями отдельной статьи в бюджете Российской империи. Для Москвы она приоткрылась сначала сложностями с реализацией бизнес-проектов во второй половине 2000-х гг., затем присоединением Черногории к санкциям против России, обвинениями в организации покушения на черногорского лидера Мило Джукановича в 2016 г., вступлением Черногории в НАТО — в 2017 г. И, наконец, принятием Закона о свободе вероисповедания в 2019 г., который де-факто касается прав Сербской православной церкви в Черногории, но косвенно, безусловно, наносит удар по единству не только СПЦ, но и в целом православия.

Сегодня позициям Москвы в центральной во всех смыслах стране региона — Сербии — грозит черногорский сценарий. В республике на повестке дня одновременно оказались две важнейшие проблемы: окончательное решение вопроса о статусе Косово и Метохии и резкое сужение партийно-политического спектра, вытолкнувшее на обочину любое инакомыслие. Так сложилось, что вне контекста отношений с Москвой они рассматриваться не могут. При этом, по какому пути ни пошло бы решение обеих этих проблем, в условиях жесткого давления Запада на Белград и конфронтационного характера отношений по линии РФ — ЕС Россия оказывается в проигрышном положении. Объясним почему.

В отношении Косовского вопроса Белград и Приштина выражают готовность возобновить переговоры о нормализации отношений при посредничестве ЕС. Европейский союз принципиально заинтересован в их скорейшем успешном завершении. Пробуксовка, в немалой степени вызванная внутренними для ЕС противоречиями между ведущими государствами-членами, грозит тем, что окончательное решение вопроса пройдет под эгидой США, что в очередной раз серьезно ударит по собственным внешнеполитическим амбициям Брюсселя. На столе переговоров вновь появился план территориального разграничения, против которого, как неоднократно заявляли белградские власти, Москва ничего не имеет. Одновременно с этим, в ходе визита в Белград в конце июня 2020 года, министр иностранных дел С.В. Лавров недвусмысленно дал понять, что торопиться с окончательным решением Косовского вопроса руководству Сербии не стоит, хотя Россия по-прежнему поддерживает тот компромисс, которого смогут достичь Белград и Приштина.

Получается следующее. В случае если соглашение между Белградом и Приштиной будет подписано, то, одобряя его в Совете безопасности ООН, Москва теряет основной инструмент взаимодействия с Белградом — совместную поддержку Резолюции 1244 СБ ООН. Фактически «дает добро» на скорейшее присоединение Сербии к ЕС в условиях отсутствия каких-либо договоренностей с Брюсселем по поводу соблюдения интересов Москвы в Юго-Восточной Европе. Открывает путь к дальнейшей, хотя бы формальной, натоизации региона.

Если же Москва заблокирует одобрение (что в целом маловероятно, но возможно), то автоматически даст Вашингтону повод к продолжению дальнейшей дискредитации Совета Безопасности ООН как неэффективного и требующего реформирования органа.

В условиях, когда Белград и Приштина будут «затягивать» достижение окончательного решения косовского вопроса, Москву обвинят в срыве сербско-албанского диалога и существенно, в том числе через неправительственные каналы, активизируют давление на Белград с целью максимальной дискредитации роли России на Балканах. Все признаки движения в эту сторону наблюдаются в Сербии на протяжении последних лет.

В сухом остатке очевидно, что Москва упустила момент собственного включения в переговорный формат Белграда и Приштины, при котором объективная конструктивность существующей по Косовскому вопросу российской позиции не могла бы быть поставлена под сомнение и обращена против нее. Два года назад, когда Приштина ввела 100% пошлины в отношении сербских товаров, и даже полгода назад, когда премьер-министром т.н. Республики Косово стал А. Курти, официально отказавшийся от переговоров с Белградом в качестве приоритета своего срока в пользу социально-экономического развития территории, такая возможность была. Сегодня она может открыться только случайно. Но по-прежнему интересам международного мира и стабильности, поступательного развития, снижения конфликтогенности региона в большей степени соответствует «пакетное» решение, в котором Косовский вопрос и проблема государственности и развития Боснии и Герцеговины обсуждались бы как значимые для всей Европы международные сюжеты с участием России, а решение принималось на базе широкого международного консенсуса.

Екатерина Энтина, Максим Сучков, Александр Пивоваренко:
США на Балканах: эволюция присутствия, приоритеты, перспективы

В схожей ситуации Москва оказывается и в отношении внутриполитических процессов в Сербии. Объективно существующие проблемы в диалоге сербских властей и общества не сулят ничего позитивного России. Начавшиеся 7 июля 2020 г. протесты в республике только формально стали реакцией на возможное, но не состоявшееся повторное введение карантинных мер. В действительности речь идет о гораздо более глубоком явлении, возникшем под влиянием политики ЕС: длительный процесс евроинтеграции сделал возможными узурпацию всего партийно-политического спектра в республике правящей элитой и утверждение ее в качестве единственной силы, способной привести страну в ЕС. В целях создания стабильной и удобной для себя политической среды на протяжении многих лет такая политика последовательно поддерживалась Брюсселем. Отсутствие диалога власти и общества, политических элит между собой в условиях необходимости решения сложнейших и очень болезненных для республики задач привело к уничтожению взаимного доверия и массовому распространению самых разных мифов относительно друг друга. Среди них — «предательство национальных интересов властью», «представление оппозиции как циничных и беспринципных «цветных революционеров», «вездесущий внешний фактор», одинаково используемый в своих обвинениях как властью, так и оппозицией. Кульминацией этого стал бойкот со стороны оппозиционных сил выборов в парламент 21 июня 2020 г., фактический возврат к условно однопартийной системе в стране как их результат, а также переход оппозиции в статус несистемной.

Москва же оказывается зажатой в тиски внутренних сербских проблем. С одной стороны, официальная Россия по целому ряду обстоятельств не может не поддерживать Белград. Формально — это наиболее дружеский и пророссийски настроенный режим в Европе. Начавшиеся в 2016 году в Белграде протесты против А. Вучича и его политики вынудили Москву практически полностью разорвать все связи с другими политическими силами, которые прежде были в рамках межпартийного и межправительственного диалога. В рядах оппозиции никакого единства нет. По своей структуре она очень напоминает разношерстную и объединенную только идеей отстранения от власти С. Милошевича силу конца 1990-х гг. Принципиально пророссийские силы там очень невелики. Однако парадокс заключается в том, что социальной опорой всей оппозиции является значительная масса сербских граждан, выступающих против признания независимости Косово и Метохии и ощущающих режим А. Вучича как родственный авторитарному, «коррумпированному», как утверждают в регионе, черногорскому режиму М. Джукановича. Именно они верят в то, что единственной силой, на которую сегодня может рассчитывать их страна, является Россия, открыто осуждающая происходящее в Черногории, и чьим интересам не отвечает косовская независимость под патронажем НАТО.

Таким образом, не поддерживая и, наверное, не имея возможности поддержать их, Москва лишается гораздо более важного, глубокого фактора своего влияния в Сербии, чем какой-бы то ни было действующий режим. Доверие сербского общества, по сути, и обеспечивает России имидж и присутствие на Балканах. Его потеря, которой добиваются на Западе, повлечет за собой не только минимизацию политического влияния Москвы на Балканах, но и новую антироссийскую волну среди славян. «Шпионский» скандал конца прошлого года в Белграде, как и широкое тиражирование заявления главы Центра евроатлантических исследований Е. Милич, которая, помимо всего прочего, последовательно поддерживает официальный Белград в переговорах по Косову, о «российском следе» в протестах (или беспорядках) 7–8 июля в Сербии— скорее всего, только первые ласточки.

Без Сербии достижения российской дипломатии в регионе, выразившиеся в том, что за последние два десятилетия Москве удалось нормализовать и в определенной степени развить отношения с Хорватией, а также получить Словению как наиболее предсказуемого и стабильного партнера в Юго-Восточной Европе, оказываются в вакууме. Сужается маневр в диалоге с КНР и Турцией, рассматривающих Сербию в качестве центрального государства в регионе с растущим транзитным потенциалом. Наконец, нейтрализуется возможный, если не пророссийский, то рассматривающий Москву как важного партнера фланг в Центральной и Юго-Восточной Европе.

Поэтому Белград Москве терять нельзя. Ни с А. Вучичем, ни без него. Ни с Косово, ни без Косово. С учетом узости политического маневра наиболее рациональным движением стало бы ускоренное разворачивание масштабной и не завязанной напрямую на сербское правительство программы по сотрудничеству, например, в области цифровых технологий с КНР. Напомним, что Сербия уже больше семи лет не видела крупных российских инвестиций. В целом существование стратегических партнеров — Пекина и Москвы — на Балканах сегодня как двух параллелей не отвечает уровню их текущего взаимодействия. При значимых финансовых вложениях в рамках «Инициативы пояса и пути» КНР по-прежнему очень далека от того, чтобы стать на Балканах партнером, которому доверяют. Сопряжение с Россией могло бы быть в этом отношении обоюдовыгодным.

Второй шаг — запуск крупных образовательных проектов в Юго-Восточной Европе, включая приход российских университетов в регион. Резкий рост дистанционных образовательных технологий в период пандемии показал осуществимость и востребованность таких проектов. Скорее всего, именно образование, а не занятие ниши в медийном пространстве, которое было востребовано еще вчера, сможет не допустить самых негативных сценариев для Москвы на Балканах и позволит удержать хотя бы культурное влияние.

Вес любого современного государства на международной арене определяется характером и разветвленностью межгосударственных связей. Способностью при любых обстоятельствах не терять лояльность союзников и партнеров. Пока это по-прежнему лучше всех удается евроатлантическому миру. Этому постепенно, хотя и с переменным успехом, учится Китай. Очередь — за Россией. Если верить русскому классику, шанс на Балканах у Москвы есть.

1. Достоевский Ф. М. Собрание сочинений в пятнадцати томах. Том 14. Дневник писателя 1877 – 1880. С. 354-356


Оценить статью
(Голосов: 14, Рейтинг: 4.36)
 (14 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
 
Социальная сеть запрещена в РФ
Социальная сеть запрещена в РФ
Бизнесу
Исследователям
Учащимся
sexy film kannada coffetube.info very very hot women محجبة بتتناك arabysexy.org صور سكس اخ واخته natasha malkova sex video jizzman.mobi www.indian sex .com rambha swimsuit images yourporn.name lauren gottlieb hot 藤代ゆかり freejavporn.mobi honb-142 hot teen fuck lazoom.mobi desi aunty xvideos.com arabella episode 58 wowteleserye.com lotto result complete today xnxxtalugu redpornvideos.mobi desi99 سيكس لبناني freepornjournal.com سكس مصري مشعر سكس فنانات ار 18 tropsha.com سكس حصان وبنات boa foda pornucho.mobi ayyan ali maria clara at ibarra december 21 2022 full episode pinoycinema.org mga dokumentaryo xxx hindi sex story ganstagirls.com imo sex videos فيديو منى وشيما سكس blackpornsexvideos.com صور طياز بلدى michael keikaku megahentai.org secret journey po-ju