Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 11, Рейтинг: 5)
 (11 голосов)
Поделиться статьей
Максим Сучков

К.полит.н., старший научный сотрудник Центра (лаборатории) анализа международных процессов (ЛАМП) МГИМО МИД России; редактор российской секции издания Al-Monitor (США); эксперт РСМД

Екатерина Энтина

К.полит.н., доцент НИУ ВШЭ, старший научный сотрудник Института Европы РАН, эксперт РСМД

Александр Пивоваренко

К.и.н., старший научный сотрудник Института славяноведения РАН, эксперт РСМД

События в Косово уже двадцать лет являются предметом политических споров, суть которых в целом сводится к двум подходам: нормативному и realpolitik. Очень часто те события показывают как пример необдуманности или наоборот обоснованности американских действий. Согласно первому подходу, они посеяли хаос и создали опасные международные прецеденты. С точки зрения второго они стали примером необходимого интервенционизма во имя мира, свободы и защиты гуманитарных ценностей.

Как же оценить действия США сегодня?

Присутствие США на Балканах не ограничивается прошедшими двадцатью-тридцатью годами. Имея хоть и меньшую, чем европейские империи, историю, они заметны в регионе достаточно долго. Дипломатические отношения между Сербией и США были установлены достаточно давно, 14 октября 1881 г. – позднее, чем с европейскими странами и Российской империей, отсчет официальных дипломатических отношений с которой сербский МИД ведет с 1828 г. Сегодня утверждение, что конфликтный период 1990-х гг. является лишь небольшим периодом в истории двусторонних отношений является заметным нарративом как в США, так и в Сербии. С большим размахом в 2018 г. прошли торжества в честь столетия подъема сербского флага над Белым домом 28 июля 1918 г., который появился в знак уважения перед подвигом сербского народа в начале Первой мировой войны.

Первые попытки включиться в решение балканских вопросов были предприняты Вудро Вильсоном в знаменитых «14 пунктах». 9 пункт посвящался границам Италии, в том числе на Истре. 10 пункт, как известно, признавал право на суверенитет народов Австро-Венгрии и стал отправной точкой в создании Королевства сербов, хорватов и словенцев. 11 пункт поддерживал воссоздание Сербского королевства и Черногорского княжества. 12 пункт называл Османскую империю «больным человеком Европы» и предусматривал освобождение балканских народов от османского влияния. Тем не менее, отказ США ратифицировать Версальский договор привел к самоустранению Вашингтона из региона Юго-Восточной Европы в межвоенный период. В дальнейшем Балканы попали в сферу влияния гитлеровской Германии и фашистской Италии.

Югославия оказала сопротивление гитлеровской агрессии. После разгрома в апрельской войне 1941 г. Вашингтон усилил поддержку силам сопротивления, действуя, правда, в основном через британцев. После окончания Второй мировой войны политика США в отношении Югославии и Албании диктовалась условиями разворачивающейся холодной войны. Албанская коммунистическая партия во главе с Энвером Ходжой заняла просоветские позиции и оказалась для Вашингтона «по ту сторону баррикад». США разорвали в ноябре 1946 г. дипломатические отношения с Албанией и препятствовали приему Тираны в ООН. Изначально Вашингтон также был довольно враждебно настроен и по отношению к социалистической Югославии. Однако конфликт Тито и Сталина коренным образом изменил расстановку сил. На протяжении 1950–1980-х гг. США активно поддерживали Югославию и дипломатически, и экономически. В 1951 г. было подписано соглашение о военном сотрудничестве между НАТО и Социалистической Федеративной Республикой Югославией. Кроме того, Вашингтон косвенно поддерживал и усилия Белграда по формированию «движения неприсоединения», попутно предоставляя дотации югославской экономике и поощряя рыночные реформы конца 1980-х гг.

В 1990-е гг. США усилили свое присутствие на Балканах. Активное вовлечение в Югославский кризис стало одним из оснований к сохранению военно-политической структуры НАТО и расширению Альянса в Центральной и Юго-Восточной Европе в начале 2000-х гг. С тех пор ситуация изменилась. ЕС стал претендовать на собственную роль на континенте. Расширению НАТО стала открыто сопротивляться Россия. В Европу пришла Азия – на Балканы вернулась Турция, стал проводить активную политику Китай.

Наконец, демократическая перспектива и свободный рынок, «подаренные» Балканам двадцать лет назад не улучшила ситуацию. Во многих странах региона – если не кризис, то стагнация. Глобалистско-демократические тенденции сменились авторитарными и даже этатистскими, а свободный рынок – протекционистскими пошлинами и изоляционизмом.

В старом интервью, сохранившимся на YouTube, Дональд Трамп заявил, что хочет быть президентом США. Ответ на вопрос о Косово возник из вопроса, что бы будущий президент Дональд Трамп изменил в политике администрации Билла Клинтона. Осторожность, с которой в 1999 г. Трамп формулировал свои мысли, показывает характер настроений в американском обществе – оценку Трампа нельзя назвать мейнстримом. Прошли годы, и сейчас он стал первым человеком в США, а Балканы, побывав на периферии, вновь представляют интерес исследователей в области мировой политики.

Придя на европейский континент в 1918 г. (если не сказать 6 апреля 1917 г., когда США вступили в Первую мировую войну), США закрепились в Европе в 1944 г. Сделав бросок на восток в 1990-е и 2000-е гг. посредством расширения НАТО, сегодня они превращают Центральную и Юго-Восточную Европу в место своего базирования, перемещая сюда военную инфраструктуру и войска. У США есть большое пространство для маневра: они могут позволить себе ослабление и усиление присутствия, смену приоритетов и партнеров в зависимости от тактических обстоятельств. Как будет развиваться политика США в отношении Балканского региона в сегодняшних мировых условиях? От каких императивов отталкиваться в ближайшей и средней перспективе?

Данная рабочая тетрадь – продолжение спецпроекта «Россия на Балканах», где был поставлен вопрос формирующейся проблемы взаимоотношений в Юго-Восточной Европе глобальных и региональных игроков. Цель настоящей работы – дать оценку американскому присутствию в регионе, выделить ключевую проблематику данного присутствия в контексте отношений США с другими акторами, дать прогноз относительно американского присутствия в регионе.

В рабочей тетради представлен комплексный анализ политики США на Балканах в исторической перспек- тиве с 1999 до 2019 гг. Особое внимание авторы уделяют политическим, военным, экономическим аспек- там присутствия. Также рассматриваются позиции США в контексте отношений с другими участниками регионального процесса (игроками, имеющими интересы в регионе). Публикация приурочена к двадцатой годовщине бомбардировок Югославии войсками НАТО.

США на Балканах: эволюция присутствия, приоритеты, перспективы, 2,5 Мб

Оценить статью
(Голосов: 11, Рейтинг: 5)
 (11 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Каковы, по вашему мнению, цели США в отношении России?
    Сдерживать военно-политическую активность России  
     262 (44.48%)
    Добиться распада и исчезновения России  
     172 (29.20%)
    Создать партнерские отношения с Россией при условии выполнения требований США  
     94 (15.96%)
    Создать союзнические отношения в противовес Китаю на условиях США  
     61 (10.36%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся