Распечатать Read in English
Оценить статью
(Голосов: 8, Рейтинг: 4.25)
 (8 голосов)
Поделиться статьей
Лидия Кулик

К.и.н.; руководитель направления по исследованиям Индии, Институт исследований развивающихся рынков СКОЛКОВО; старший научный сотрудник, Центр индийских исследований, Институт востоковедения РАН

Как для сегодняшней России, так и для Индии цифровая трансформация — одно из приоритетных направлений работы правительства, деловых кругов и гражданского общества. Несмотря на все сложности, связанные с пандемией, перед Москвой и Дели открываются новые возможности для расширения сотрудничества и ставят перед ними новые задачи.

Когда прогнозы экономического роста в Индии вновь, как и год назад, скорректированы в сторону понижения, а на индийское население обрушилась новая волна пандемии, сложно поверить, что значительная часть позитивных преобразований последних лет в этой стране связана с научно-техническим прогрессом четвертой промышленной революции, расширением экономики знаний и стремительной цифровизацией. Между тем это так, и специальное исследование «Цифровизация Индии. От локального феномена к фактору глобального влияния», подготовленное недавно Сколковским институтом исследований развивающихся рынков совместно с Индийской школой бизнеса, сфокусировано именно на аспекте глубокой трансформации, которую проходит индийская экономика и общество.

Несмотря на то, что российская и индийская ИТ-отрасли развивались по-разному, между ними появляются элементы взаимодополняемости и новые возможности для сотрудничества. Сегодня многие российские компании («Цифра», «Tactise», Росатом и др.) активно участвуют в инновационном развитии Индии. Вместе с тем существует большой потенциал для расширения этого списка.

Несмотря на большую конкуренцию как с индийскими, так и с международными игроками, решения из России востребованы, индийский бизнес и правительство готовы работать с российскими компаниями в своих интересах, невзирая на возможное давление извне. С Индией также работают несколько инвестиционных фондов российского происхождения, наводя мосты и стремясь к объединению российского, индийского и мирового опыта. К ним относятся: Sistema Asia Capital, RTP Global, DST Global.

У двух стран есть потенциал для сотрудничества в области глубоких технологий, таких как искусственный интеллект, большие данные и аналитика, умная энергетическая инфраструктура, умная логистика, фотоника и новые материалы, микроэлектроника и полупроводники, а также блокчейн и финансовые технологии. Одним из важных элементов поддержки со стороны правительств с обеих сторон могло бы стать создание так называемых регуляторных песочниц и открытие их для участия российских и индийских компаний, чтобы экспериментальные правовые режимы могли облегчить перекрестное тестирование идей между технологическими компаниями и стартапами из Индии и России.

В современных условиях Индию нельзя рассматривать исключительно как потенциальный рынок сбыта. С этой страной необходимо работать как с ценным партнером. В Индии на уровне государственной политики приветствуют иностранный бизнес, который помогает решить стоящие перед страной задачи, не усугубляя ее проблем (к примеру, таких как безработица и загрязнение окружающей среды).

Еще одно важное потенциальное направление сотрудничества Индии и России — информационная безопасность. В быстро развивающемся цифровом мире среда, в которой приходится работать людям и бизнесу, становится все более проницаемой, пространство, требующее защиты, будет все труднее очертить периметром безопасности. В настоящее время национальная стратегия в сфере информационной безопасности находится в Индии в стадии разработки. Эта страна сталкивается с регулярными кибератаками на свою инфраструктуру, которые индийские регуляторы, понимая сложность и неоднозначность этой темы, избегают приписывать каким-либо конкретным группам киберпреступников или называть их происхождение.

В новой развивающейся международной киберсреде, вероятно, будет несколько технологических кластеров, каждый со своими собственными принципами безопасности. В интересах как России, так и Индии согласовать эти принципы на раннем этапе, чтобы в ближайшем будущем не оказаться на разных технологических континентах. Учитывая постоянное и последовательное стремление обоих государств защищать свой суверенитет и соблюдать нормы международного права и принципы невмешательства во внутренние дела других стран, Россия и Индия являются естественными партнерами в процессе формирования нового цифрового мира, и, если их усилия будут активизированы, это принесет пользу не только двум странам, но и всему международному сообществу в целом.

Как для сегодняшней России, так и для Индии цифровая трансформация — одно из приоритетных направлений работы правительства, деловых кругов и гражданского общества. Несмотря на все сложности, связанные с пандемией, перед Москвой и Дели открываются новые возможности для расширения сотрудничества и ставят перед ними новые задачи.

Когда прогнозы экономического роста в Индии вновь, как и год назад, скорректированы в сторону понижения, а на индийское население обрушилась новая волна пандемии, сложно поверить, что значительная часть позитивных преобразований последних лет в этой стране связана с научно-техническим прогрессом четвертой промышленной революции, расширением экономики знаний и стремительной цифровизацией. Между тем это так, и специальное исследование «Цифровизация Индии. От локального феномена к фактору глобального влияния», подготовленное недавно Сколковским институтом исследований развивающихся рынков совместно с Индийской школой бизнеса, сфокусировано именно на аспекте глубокой трансформации, которую проходит индийская экономика и общество.

В данном исследовании рассматриваются основные отличительные черты, которые, по мнению авторов, делают профиль индийской цифровизации уникальным. В их числе не только широко известная система биометрической идентификации граждан, но и тесное партнерство государства и частного сектора при разработке и реализации программ цифровизации, а также бум предпринимательства, который также во многом связан со стремительным распространением в Индии цифровых технологий. В связи с быстрой технологической трансформацией страны в 2020 г. министерство иностранных дел Индии объявило о создании отдела новых и перспективных стратегических технологий (NEST), который будет заниматься технологической дипломатией, внешнеполитическими и международно-правовыми аспектами использования новых технологий. Как ожидается, это позволит Индии более активно участвовать в глобальной дискуссии в области управления технологиями и эффективнее отстаивать национальные интересы страны в этой сфере.

В указанном исследовании также рассматривается влияние цифровизации на такой важнейший для Индии сектор, как образование. В частности, анализируется большой потенциал, который имеют индийские образовательные компании. Сегодня именно они являются наиболее быстрорастущими в своем сегменте в глобальном масштабе и планируют международную экспансию, делая таким образом качественное образование более доступным и эффективным как для развивающихся, так и для развитых стран.

Исследование содержит информацию о компаниях, институтах и предпринимателях, без которых невозможно представить нарождающуюся цифровую Индию. В части исследования, касающейся российско-индийского сотрудничества, авторы анализируют опыт работы российского бизнеса в Индии и выражают точку зрения, что в стратегическом партнерстве двух стран необходимо расширять сегмент технологического стратегического партнерства, что не только диктуется требованием времени, но и к чему имеется большой потенциал.

Российско-индийское партнерство в эпоху цифровой трансформации

В 2020 г. Россия и Индия отметили 20-летие Декларации о стратегическом партнерстве. Она была подписана в октябре 2000 г. в Нью-Дели премьер-министром Аталом Бихари Ваджпаи и президентом Владимиром Путиным. В декабре 2010 г. партнерство было повышено до уровня особого и привилегированного стратегического партнерства. В апреле 2019 г. В. Путин подписал Указ о награждении премьер-министра Н. Моди орденом Святого апостола Андрея Первозванного за выдающиеся заслуги в развитии особо привилегированного стратегического партнерства между Россией и Индией и дружественных связей между российским и индийским народами. Стратегический статус отношений не является исключительным для обеих стран, тем не менее, глубокое взаимопонимание по большинству вопросов современной и исторической повестки дня, характерное для российско-индийских отношений, уникально. Ежегодная встреча лидеров двух стран в 2020 г. не состоялась, однако, очередной саммит в очном формате по-прежнему значится в планах на 2021 г. Отдельного анализа заслуживают взгляды Москвы и Дели на развитие геополитической ситуации в двух важнейших для них макрорегионах — в Евразии и в Азиатско-Тихоокеанском регионе, где и Россия, и Индия играют важную роль, и где две страны стремятся сгладить намечающееся расхождение в подходах к их будущему. В апреле 2021 г. было объявлено, что между двумя странами будет создан формат диалога «два + два» с участием министров иностранных дел и министров обороны. В таком составе Индия уже работает с США, Японией и Австралией.

Помимо прочных политических связей традиционное сотрудничество в энергетической сфере, а также военно-техническое партнерство имеют особенно большой масштаб и важность как для Индии, так и для России. В сентябре 2019 г. премьер-министр Нарендра Моди был почетным гостем на V Восточном экономическом форуме во Владивостоке. Российский Дальний Восток, обширная территория страны, которая призвана стать новыми воротами России в Азию, открыт для индийского бизнеса и стремится стать одним из новых драйверов развития российско-индийских связей. Планирующийся морской коридор Ченнаи — Владивосток станет новым важным транспортным звеном, соединяющим российскую Арктику и Дальний Восток с Индией. В этой связи энергетический мост между двумя странами, который подразумевает торговлю и инвестиции в нефть и газ, СПГ, ядерную энергетику, добычу и переработку угля, обязательно будет расширяться, учитывая естественную взаимодополняемость экономик двух стран. Также обсуждается сотрудничество в сферах возобновляемой энергетики и водородной экономики. Совместное производство вакцины против COVID-19 является важным недавним дополнением к списку приоритетных сфер сотрудничества. Москва и Дели также планируют расширить военно-техническое взаимодействие с использованием преимуществ программ «Делай в Индии» и «Самодостаточная Индия», которые активно продвигает индийское правительство и лично Н. Моди.

Тем не менее хорошо известно, что экономическое сотрудничество между Россией и Индией по разным причинам отстает от уровня их расширенного политического партнерства. В 2019 г. российско-индийский товарооборот составил 11,2 млрд долл. (российский экспорт в Индию составил 7,3 млрд долл., а экспорт Индии в Россию — 3,9 млрд долл.). До пандемии правительства двух стран поставили цель утроить товарооборот до 30 млрд долл. и увеличить двусторонние инвестиции с 30 до 50 млрд долл. к 2025 г. Н. Моди и В. Путин определили активизацию торгово-экономических отношений в качестве приоритетного направления сотрудничества. Между Индией и Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС) обсуждается создание зоны свободной торговли. Правительствам было поручено выявить и устранить узкие места и препятствия на пути расширения экономических связей. Министерство экономического развития России и Министерство торговли и промышленности Индии запустили механизмы «единого окна» для облегчения беспрепятственного инвестирования индийскими и российскими компаниями. Индийское Национальное агентство по развитию и стимулированию инвестиций «Invest India» создало специальный отдел по работе с Россией, чтобы предоставить российскому бизнесу удобную платформу для поддержки и консультаций по вопросам инвестирования. Агентство Дальнего Востока по привлечению инвестиций и поддержке экспорта, Российский экспортный центр, «Деловая Россия», а также Конфедерация индийской промышленности (CII), Федерация торгово-промышленных палат Индии (FICCI) и другие организации содействуют расширению прямых контактов между деловыми кругами двух стран. Состоялись два раунда стратегического экономического диалога между Индией и Россией: в Санкт-Петербурге — в 2018 г. и в Нью-Дели — в 2019 г.

В 2020 г. Россия председательствовала в БРИКС, и несмотря на то, что саммит группы, как и всю другую деятельность, пришлось перевести в дистанционный режим, российская сторона постаралась сделать наполнение этой работы наиболее актуальным и соответствующим запросам сегодняшнего дня. Так, тема сотрудничества стран БРИКС в сферах, связанных с быстрой цифровизацией, нашла отражение в принятой по итогам встречи Московской декларации XII саммита БРИКС. В новой Стратегии экономического партнерства БРИКС на 2020–2025 гг. одним из трех основных направлений впервые стало сотрудничество в сфере цифровой экономики. В 2021 г. в БРИКС председательствует Индия, поэтому близкая ей тема цифровизации, несомненно, найдет дальнейшее отражение в работе ассоциации и в этом году. В последние годы эта страна добилась значительного прогресса в повышении доступности Интернета и цифровой грамотности населения, развитии цифрового правительства, распространении цифровых финансовых технологий и электронной торговли, а также в других областях, связанных с цифровизацией.

Цифровая трансформация — один из главных приоритетов России

Цифровая трансформация сейчас является одним из главных приоритетов для России. Это нашло отражение в назначении Михаила Мишустина премьер-министром страны в январе 2020 г. Выступая в Государственной думе в 2020 г., М. Мишустин отметил: «Цифра — это нефть, золото и платина XXI в. Если мы не будем заниматься цифрой, то цифра займется нами». До назначения на премьерский пост М. Мишустин возглавлял Федеральную налоговую службу России, сумев в короткие сроки полностью перестроить работу этого ведомства на новой цифровой основе. В России разработана Национальная технологическая инициатива (НТИ) — долгосрочная программа, направленная на обеспечение лидерства российских компаний на новых высокотехнологичных рынках, которые сформируются в мировой экономике в ближайшие 15–20 лет. Как и в Индии, в России сейчас готовятся к тестированию и развертыванию сетей 5G. Реализуется национальная программа «Цифровая экономика», рассчитанная до 2030 г. НТИ и другие усилия России в технологической сфере могут быть скоординированы со стратегическими планами Индии на аналогичных направлениях.

Взаимодополняемость и новые возможности для сотрудничества

Несмотря на то, что российская и индийская ИТ-отрасли развивались по-разному, между ними появляются элементы взаимодополняемости и новые возможности для сотрудничества. Примечательно, что Российская ассоциация компаний-разработчиков программного обеспечения РУССОФТ, основанная в 1999 г., была создана по примеру Индийской национальной ассоциации компаний-разработчиков программного обеспечения и ИТ-услуг (NASSCOM). Сегодня такие компании, как «МаксимаТелеком» (решения для цифровых городов и бизнеса), «Световые Технологии» (системы освещения для умных городов), «Технониколь» (высокотехнологичные строительные материалы), «Цифра» (искусственный интеллект и промышленные интернет-решения на основе интернета вещей), «Tactise» (разработка и внедрение передовых решений в сфере охраны труда и промышленной безопасности), а также государственные гиганты, например, Росатом (ключевой партнер индийской стороны в ядерной отрасли) и другие организации, активно участвуют в инновационном развитии Индии. Вместе с тем существует большой потенциал для расширения этого списка.

Несмотря на большую конкуренцию как с индийскими, так и с международными игроками, решения из России востребованы, индийский бизнес и правительство готовы работать с российскими компаниями в своих интересах, невзирая на возможное давление извне. С Индией также работают несколько инвестиционных фондов российского происхождения, наводя мосты и стремясь к объединению российского, индийского и мирового опыта. К ним относятся: Sistema Asia Capital, RTP Global, DST Global. Это опытные инвесторы, представляющие так называемый «умный капитал», специализирующиеся на инвестициях в высокотехнологичную сферу и обладающие умением работать на сложных рынках, к которым безусловно относится Индия.

У двух стран есть потенциал для сотрудничества в области глубоких технологий, таких как искусственный интеллект, большие данные и аналитика, умная энергетическая инфраструктура, умная логистика, фотоника и новые материалы, микроэлектроника и полупроводники, а также блокчейн и финансовые технологии. Одним из важных элементов поддержки со стороны правительств с обеих сторон могло бы стать создание так называемых регуляторных песочниц и открытие их для участия российских и индийских компаний, чтобы экспериментальные правовые режимы могли облегчить перекрестное тестирование идей между технологическими компаниями и стартапами из Индии и России.

В современных условиях Индию нельзя рассматривать исключительно как потенциальный рынок сбыта. С этой страной необходимо работать как с ценным партнером. В Индии на уровне государственной политики приветствуют иностранный бизнес, который помогает решить стоящие перед страной задачи, не усугубляя ее проблем (к примеру, таких как безработица и загрязнение окружающей среды). Индийская сторона предлагает стимулы для локализации производства и имеет уникальный опыт масштабирования низкомаржинальных продуктов и услуг. Стоит отметить, что индийский бизнес активно глобализируется и может служить плацдармом для выхода российских решений на международные рынки.

Еще одно важное потенциальное направление сотрудничества Индии и России — информационная безопасность. В быстро развивающемся цифровом мире среда, в которой приходится работать людям и бизнесу, становится все более проницаемой, пространство, требующее защиты, будет все труднее очертить периметром безопасности. Защита критической инфраструктуры потребует новых подходов и принципов защиты, в основе которых могут быть квантовые технологии и квантовая криптография. В настоящее время национальная стратегия в сфере информационной безопасности находится в Индии в стадии разработки. Эта страна сталкивается с регулярными кибератаками на свою инфраструктуру, которые индийские регуляторы, понимая сложность и неоднозначность этой темы, избегают приписывать каким-либо конкретным группам киберпреступников или называть их происхождение. При этом западные партнеры Индии часто спешат приписать кибератаки на индийские объекты Китаю или Северной Корее.

Пандемия значительно ускорила процессы цифровизации, и в новом цифровом мире государства становятся все более зависимыми от развития технологий, чем когда-либо прежде. На протяжении многих лет Россия последовательно выступает за достижение широкого международного консенсуса под эгидой ООН в отношении принципов, правил и норм, которые бы регулировали киберпространство. В ответ на растущие киберугрозы и в отсутствие всеобъемлющего международного регулирования, глобальное цифровое пространство становится все более раздробленным. В новой развивающейся международной среде, вероятно, будет несколько технологических кластеров, каждый со своими собственными принципами безопасности. В интересах как России, так и Индии согласовать эти принципы на раннем этапе, чтобы в ближайшем будущем не оказаться на разных технологических континентах. Учитывая постоянное и последовательное стремление обоих государств защищать свой суверенитет и соблюдать нормы международного права и принципы невмешательства во внутренние дела других стран, Россия и Индия являются естественными партнерами в процессе формирования нового цифрового мира, и, если их усилия будут активизированы, это принесет пользу не только двум странам, но и всему международному сообществу в целом.

Оценить статью
(Голосов: 8, Рейтинг: 4.25)
 (8 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся