Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 7, Рейтинг: 4.43)
 (7 голосов)
Поделиться статьей
Пан Дапэн

Заместитель директора, научный сотрудник Института России, Восточной Европы и Центральной Азии (ИРВЕЦА) Китайской академии общественных наук (КАОН)

Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) была создана на основе механизма «Шанхайской пятерки». Из структуры, запущенной в целях укрепления доверия и демилитаризации приграничных районов Китая, России, Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана, ШОС превратилась в организацию с отлаженным механизмом всестороннего сотрудничества. Она является результатом усилий Китая и соседних государств по созданию новой модели безопасности, межгосударственного и межрегионального взаимодействия. Можно сказать, что ШОС — это изобретение китайской дипломатии. В 2021 г. исполнится 20 лет с момента ее основания. На протяжении 20 лет Организация, руководствуясь положениями Хартии и Договора о долгосрочном добрососедстве, дружбе и сотрудничестве государств-членов, выстраивала отношения конструктивного партнерства, основанного на принципах неприсоединения к блокам, отсутствия конфронтации и ненаправленности против третьих стран. Это значимое нововведение в теорию и практику международных отношений создало новую модель межрегионального сотрудничества и внесло особый вклад в мир и развитие в регионе.

Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) была создана на основе механизма «Шанхайской пятерки». Из структуры, запущенной в целях укрепления доверия и демилитаризации приграничных районов Китая, России, Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана, ШОС превратилась в организацию с отлаженным механизмом всестороннего сотрудничества. Она является результатом усилий Китая и соседних государств по созданию новой модели безопасности, межгосударственного и межрегионального взаимодействия. Можно сказать, что ШОС — это изобретение китайской дипломатии. В 2021 г. исполнится 20 лет с момента ее основания. На протяжении 20 лет Организация, руководствуясь положениями Хартии и Договора о долгосрочном добрососедстве, дружбе и сотрудничестве государств-членов, выстраивала отношения конструктивного партнерства, основанного на принципах неприсоединения к блокам, отсутствия конфронтации и ненаправленности против третьих стран. Это значимое нововведение в теорию и практику международных отношений создало новую модель межрегионального сотрудничества и внесло особый вклад в мир и развитие в регионе.

ШОС как важная составляющая дипломатии крупной державы с китайской спецификой в новую эпоху

ШОС была сформирована параллельно с проведением политики реформ и открытости и реализацией социалистической модернизации в Китае, поэтому для ее исследования необходимо рассмотреть ход развития КНР и общие требования китайской дипломатии. Только подобный подход позволяет изучить ШОС и понять взаимосвязь между «шанхайским духом» и дипломатией крупной державы с китайской спецификой.

После того как в 2010 г. Китай твердо занял место второй экономики мира, постепенно начали проявляться отличительные признаки, характеризующие его как великую глобальную державу. Современный исторический этап требует, чтобы Пекин дал ответ на вопрос о том, каким образом государство может сбалансировано и всеобъемлюще выстраивать отношения с внешним миром. Изучение влияния подъема Китая на международную ситуацию стало важным аспектом наблюдения за глобальными процессами, поскольку без этого невозможно всесторонне проанализировать положение в мире и сделать верные выводы. В марте 2013 г. после вступления в должность председателя КНР Си Цзиньпин совершил свой первый зарубежный визит в Россию, где впервые предложил содействовать установлению новой модели международных отношений, в основе которой лежит взаимовыигрышное сотрудничество. В ноябре 2014 г. на Центральном рабочем заседании по внешней политике Си Цзиньпин подчеркнул, что «для того чтобы соответствовать времени, нельзя ногами войти в XXI век, а головой остаться в прошлом, в рамках мышления времен холодной войны и игр с нулевой суммой… Следует активно продвигать концепцию безопасности в Азии, включающую коллективную безопасность, всеобъемлющую безопасность, безопасность на основе сотрудничества и устойчивую безопасность, создавать новые концепции безопасности, выстраивать новую структуру взаимодействия в сфере региональной стабильности и стремиться вступить на путь совместного строительства и совместного использования взаимовыгодной безопасности в Азии». Китай реализует концепцию взаимовыигрышного сотрудничества в сфере политики, экономики, безопасности и культуры, стремится превратить новую модель международных отношений, основанную на взаимовыгодной кооперации, в руководящую идею китайской дипломатии.

В сентябре 2015 г. председатель КНР Си Цзиньпин принял участие в серии саммитов ООН по случаю 70-летия Организации. Выступая с трибуны ООН, он предложил «продолжать наследовать и развивать цели и принципы Устава ООН, строить международные отношения нового типа, основанные на сотрудничестве и обоюдном выигрыше, создать сообщество с единой судьбой для всего человечества». Данная инициатива стала идеологической концепцией, получившей признание и одобрение всех государств.

В 2017 г. на XIX съезде Коммунистической партии Китая Си Цзиньпин отметил, что «необходимо стимулировать формирование нового типа международных отношений, основанных на взаимном уважении, равенстве и справедливости, сотрудничестве и всеобщем выигрыше», «высоко нести знамя мира, развития, сотрудничества и всеобщего выигрыша», «твердо придерживаясь мирного пути развития, содействовать строительству сообщества единой судьбы человечества». Это цели развития дипломатии крупной державы с китайской спецификой.

С опорой на концепцию дипломатии крупной державы с китайской спецификой ШОС добилась выдающихся результатов не только в сфере безопасности, но и в экономической, гуманитарной и других областях. В вопросах формирования новых системы и механизмов также был сделан колоссальный прогресс. Сегодня в ШОС входят 8 государств-членов, 4 государства-наблюдателя и 6 государств — партнеров по диалогу, Организация представляет собой важную силу в деле обеспечения региональной безопасности, содействия общему развитию и совершенствования системы глобального управления.

Реализация важных национальных интересов Китая через развитие ШОС

Китай является одним из учредителей ШОС. Создание и развитие Организации служит национальным интересам КНР.

Основание ШОС ознаменовало собой решение проблем стратегической обороны северо-восточного, северного и северо-западного районов страны, остро стоявших перед Китаем на протяжении 150 лет. Создание Организации способствует миру и стабильности на северной границе государства. Протяженность границы КНР с 4 странами — участницами ШОС (Россией, Казахстаном, Кыргызстаном и Таджикистаном) составляет более 7600 км — более трети длины всех сухопутных границ Китая. Создание Организации также способствует безопасности и стабильности на западе КНР. С момента распада СССР наибольшую угрозу безопасности для западных регионов Китая и стран Центральной Азии представляют «три силы зла»: этнический сепаратизм, религиозный экстремизм и международный терроризм. Одна из основополагающих целей ШОС — это совместная борьба государств-членов с этими вызовами. Деятельность Организации стала важной гарантией устранения угроз безопасности и достижения долгосрочной стабильности в западном Китае.

Важно подчеркнуть, что укрепление и развитие ШОС будут способствовать превращению северо-восточного, северного и северо-западного регионов Китая в надежный стратегический тыл. Таким образом, при необходимости КНР сможет незамедлительно сосредоточить силы на решении любых непредвиденных проблем, которые могут возникнуть в других районах страны, особенно на юго-восточном побережье. Это приобретает особое стратегическое значение в контексте текущего обострения китайско-американского противостояния, а также продолжающегося роста напряженности в Южно-Китайском море.

В 2017 г. на саммите глав государств ШОС в Астане впервые было объявлено о расширении Организации, Индия и Пакистан стали новыми членами ШОС. Данный шаг позволил увеличить политико-географическое пространство ШОС и ознаменовал вступление Организации в новый этап развития. После расширения ШОС Китаю необходимо еще тщательнее обеспечивать защиту своих национальных интересов. Несмотря на увеличение политико-географического пространства ШОС, первоначальное позиционирование Организации должно оставаться неизменным для Китая.

Вопрос политико-географического расширения ШОС в некотором смысле является и вопросом ее позиционирования, эти два аспекта неразрывно связаны. Вступление Индии и Пакистана означает не только изменение структуры Организации, но и возможность появления в ее повестке таких проблем, как очаги напряженности в Южной Азии. Деятельность ШОС вышла за географические рамки одной лишь Центральной Азии. С вступлением Индии и Пакистана общая площадь Организации увеличилась до 34 млн кв. км, что составляет 64% площади Евразии, а численность населения — до 3,3 млрд человек, то есть около 80% населения Евразии. С геостратегической точки зрения ШОС теперь включает в себя Хартленд и простирается до Индийского океана.

Несмотря на данные изменения, позиционирование и функции ШОС следует разделять на основные и расширенные. Иными словами, несмотря на увеличение пространства ШОС, сопряженное с изменениями в ее структуре и повестке, для Китая позиционирование ШОС и ее основных функций должно по-прежнему основываться на следующих трех аспектах:

  • обеспечение стабильности границ и создание для Китая буферной зоны безопасности в Евразии;
  • стимулирование регионального экономического сотрудничества для развития китайской нации;
  • стратегическая опора Китая на международной арене.

Значение подхода России к Организации для выстраивания китайско-российских отношений в рамках ШОС

Развитие отношений Китая и России в рамках ШОС представляется важным. Проблемы Организации в значительной степени являются и проблемами китайско-российских отношений. В настоящее время и в перспективе следующих нескольких лет влияние России в Центральной Азии будет превосходить влияние любой другой страны. Для успешного развития ШОС требуется уделять повышенное внимание восприятию Организации в России. Политика Москвы в отношении ШОС сводится к укреплению роли Организации в решении региональных и глобальных задач и расширению их спектра, развитию ее политического и экономического потенциала, принятию необходимых мер в ее рамках для укрепления взаимного доверия и партнерских отношений со странами Центральной Азии.

Поскольку международная ситуация и внутренняя политика оказывают друг на друга влияние, на разных этапах восприятие, позиционирование и перспективы развития ШОС для России менялись. С момента основания Организации в мире произошли такие события, как теракт 11 сентября 2001 г., война в Ираке, цветные революции на пространстве Содружества Независимых Государств (СНГ), российско-грузинский конфликт, мировой финансовый кризис и кризис на Украине. Все они оказали глубокое воздействие на национальные интересы РФ и ее подходы к международным отношениям. С развитием и изменением концепции государственного управления изменился и подход России к ШОС: от акцента на внешнем влиянии до одновременного учета как внутренних процессов в Организации, так и ее внешнего влияния. Затем произошел переход от восприятия ШОС как нового субъекта в меняющемся мировом порядке до ее позиционирования как основной силы в Большой Евразии. После переизбрания В.В. Путина на пост президента РФ основными целями России на международной арене стали углубление евразийской интеграции и управление противоречиями с Западом. На фоне негативного восприятия отношений с Западом еще отчетливее заметен поворот РФ на Восток. Роль ШОС во внешнеполитической стратегии России продолжает расти.

Исторически задачей российской стратегии в Евразии является избежание войны на два фронта — на Западе и на Востоке. От того, сможет ли Москва выстроить отношения с Пекином, будет зависеть вопрос обеспечения безопасности и стабильности на востоке страны.

Таким образом, наличие у Китая и других государств-членов, включая Россию, общих интересов и обширного консенсуса по международным вопросам выступает фундаментом и драйвером развития ШОС. Все страны-участницы защищают свои независимость, суверенитет и территориальную целостность, ратуют за продвижение многополярного мироустройства и установление справедливого, рационального и демократичного международного политического и экономического порядков. Все члены ШОС выступают то, чтобы ООН играла ведущую роль в решении международных вопросов, а также за создание новой концепции и модели безопасности.

Значение китайско-индийских противоречий для развития ШОС

Пограничный конфликт между Китаем и Индией в июне 2020 г. поставил перед развитием Организации новые серьезные вызовы.

В середине 1990-х гг. для сохранения выгодного стратегического положения России на международной арене в изменившемся после распада СССР мире Е.М. Примаков выдвинул концепцию стратегического треугольника Китай — Россия — Индия. Ранее Пекин был склонен полагать, что на общем фоне того, что США рассматривают КНР в качестве основного стратегического противника и втягивают Дели в противостояние с Пекином, участие Индии в ШОС может принести больше выгод, чем вреда, и после ее вступления Организация станет платформой для укрепления связей и расширения сотрудничества между двумя странами. Однако, по мнению Китая, присоединившись к ШОС, Индия на самом деле так и не приняла обязательства Договора о долгосрочном добрососедстве, дружбе и сотрудничестве. Китайско-индийские пограничные конфликты стали внешним проявлением комплексной проблемы постоянно растущей напряженности на международной арене и усиливающегося соперничества двух государств, что привело к активному наращиванию военной мощи Индии, строительству инфраструктуры в приграничных районах и интенсификации взаимодействия Дели с Вашингтоном, что окажет существенное влияние на Евразию и глобальную ситуацию.

Россия придерживается политики невмешательства и не поддерживает ни одну из сторон, избрав политику «балансирования» в новой международной обстановке. В то же время Россия придает большое значение экономическим выгодам дипломатии. В 2019 г. объем торговли между РФ и Индией составил 11 млрд долл., а товарооборот КНР и РФ — 110 млрд долл. Индия — основной покупатель российского оружия и техники, с 2015 по 2019 гг. на поставки в Индию пришлось 25% от общего объема российского экспорта вооружения.

Связь истории и актуальных вопросов китайско-индийских отношений

Китайско-индийская пограничная война 1962 г. была и остается источником напряженности между двумя сторонами.

За последние 20 лет Китай и Индия углубили дипломатические отношения и укрепили экономическое взаимодействие, объем двусторонней торговли в 2019 г. превысил 90 млрд долл. Страны проводят встречи на высшем уровне, являются участниками таких региональных институтов, как Азиатский банк инфраструктурных инвестиций, и таких многосторонних объединений, как БРИКС. Китай — второй по величине торговый партнер Индии, текущий и планируемый объем китайских инвестиций в Индию возрос до 26 млрд долл. Однако расширение китайско-индийского сотрудничества не предотвратило усиления соперничества между государствами.

В последние 10 лет долгосрочные пограничные споры обострились. Например, в 2013 г. накалилась ситуация в регионе Дапсанг, в 2014 г. — в Джамму, а в 2017 г. произошло 73-дневное противостояние с участием военных на плато Дунлан (Доклам). Станет ли конфликт в долине Галван, произошедший 15 июня 2020 г., переломным моментом в китайско-индийских отношениях? Будет ли сложно улучшить отношения в будущем? Повлияют ли изменения в китайско-индийских отношениях на развитие ШОС? Можно констатировать, что недоверие между Китаем и Индией глубоко укоренилось, а решение двусторонних проблем на многосторонних платформах представляется затруднительным. Из этой ситуации необходимо извлечь уроки для будущего развития ШОС: двусторонние конфликты между государствами-членами не следует выносить на площадку Организации.

Проблемы, стоящие перед ШОС на пути к устойчивому развитию

В новую эпоху ШОС необходимо не только осуществлять стабильное и устойчивое развитие, но и планомерно решать проблемы и задачи, стоящие на ее пути.

  • Фактор вмешательства США может воздействовать на развитие Организации. После распада СССР основной целью внешней политики США, ставших единственной мировой сверхдержавой, стало предотвращение появления государства, способного составить им конкуренцию. Вашингтон недоволен созданием и развитием региональных многосторонних организаций с участием Китая и России. Необходимо внимательно анализировать влияние Стратегии США для Центральной Азии на 2019-2025 гг. на развитие ШОС.
  • ШОС во многом пересекается с иными международными организациями. Все страны — участницы ШОС, за исключением КНР, а также Индии и Пакистана, являются членами СНГ, а Россия, Казахстан, Кыргызстан и Таджикистан — участниками Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). В рамках ОДКБ также создана Рабочая группа по вопросам борьбы с терроризмом и экстремизмом при Комитете секретарей советов безопасности. Евразийский экономический союз, в который входят Россия, Казахстан и Кыргызстан, нацелен на достижение свободного перемещения товаров, услуг, капитала и рабочей силы к 2025 г., а также на реализацию скоординированной экономической политики. Частичное дублирование привело к определенным трудностям в функционировании ШОС.
  • Необходимо создать механизм контроля над реализацией учредительных документов ШОС. В Хартии указано, что контроль над выполнением обязательств государств-членов по ее реализации осуществляется органами ШОС в пределах их компетенции. Кроме того, в ШОС должен быть создан механизм вертикального контроля для избежания затруднительных ситуаций, когда постановление не может быть исполнено.
  • Важно продолжать активно укреплять торгово-экономическое взаимодействие. ШОС является примером успешного регионального сотрудничества, развивает «шанхайский дух» взаимного доверия, взаимовыгоды, равенства, откровенных консультаций, уважения путей цивилизационного развития и стремления к общему развитию, активно выступает за новый тип международных отношений, основанный на открытости, инклюзивности и взаимовыгодном сотрудничестве, стимулирует усиление сплоченности и готовности к кооперации. Все это вносит важный вклад в укрепление региональной стабильности и процветания. Поддержка Организацией сопряжения Инициативы пояса и пути и ЕАЭС также должна основываться на крепких экономических отношениях. Для уточнения долгосрочных целей и перспектив взаимодействия необходимо составить детализированный план долгосрочного сотрудничества в различных сферах в рамках ШОС. Позиционирование ШОС следует основывать на региональных связях, экономике и торговле, что позволит достичь долгосрочного и стабильного развития Организации.
  • Необходимо пристально следить за влиянием пандемии на развитие ШОС. В 2020 г. произошла внезапная вспышка новой коронавирусной инфекции. 13 мая 2020 г. член Государственного совета и министр иностранных дел Ван И в ходе видеоконференции с министрами иностранных дел стран — участниц ШОС заявил, что COVID-19 распространяется по всему миру, и страны должны высоко нести знамя «шанхайского духа», отстаивать концепцию единой судьбы человечества, углублять сплоченность, взять на себя ответственность и внести вклад в скорейшую победу над эпидемией и восстановление социально-экономического развития в регионе и в мире. Для этого ШОС в будущем необходимо придерживаться четырех принципов. Во-первых, следует сплотиться, чтобы сообща победить в борьбе с глобальной пандемией. Во-вторых, необходимо продвигать взаимодействие в сфере безопасности и общими усилиями поддерживать региональный мир и стабильность. В-третьих, важно поощрять взаимовыгодное сотрудничество и осуществлять совместное развитие. В-четвертых, следует поддерживать мультилатерализм и вместе совершенствовать систему международных отношений. В ходе совещания глав внешнеполитических ведомств государств — членов ШОС все стороны выразили глубокую озабоченность в связи с огромным влиянием пандемии коронавирусной инфекции нового типа на мировую экономику и глобальное социально-экономическое развитие. Стороны подчеркнули, что мировое сообщество должно твердо придерживаться принципа мультилатерализма, играть согласованную и руководящую роль в системе ООН, а также сплотиться для борьбы с пандемией.

Оценить статью
(Голосов: 7, Рейтинг: 4.43)
 (7 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Как вы оцениваете угрозу от нового коронавируса и реакцию на него?
    Реакция на коронавирус гипертрофирована и представляется более опасной, чем сам вирус  
     369 (43%)
    В мире всё ещё недооценивается угроза вируса — этим и объясняется пандемический характер распространения заболевания  
     277 (32%)
    Реакция на коронавирус адекватна угрозе, представляемой пандемией COVID-19  
     211 (25%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся