Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 1, Рейтинг: 1)
 (1 голос)
Поделиться статьей
Владимир Балобаев

Центр польских исследований БФУ им. И. Канта, эксперт РСМД

Игорь Жуковский

К.полит.н., представитель Россотрудничества в Польше, эксперт РСМД

Современное пространство международных отношений требует особого внимания с точки зрения соотношения эффективности использования традиционных инструментов дипломатии и «новых инструментов» («прямое» и «непрямое» использование некоммерческих организаций, развитие инструментов культурной и образовательной дипломатии, общественной дипломатии, других инструментов непрямого влияния). Чтобы определить наиболее оптимальную траекторию вхождения России в систему международного научного и образовательного сотрудничества, необходимо изучать опыт других стран, в том числе и стран бывшего социалистического лагеря.

Современное пространство международных отношений требует особого внимания с точки зрения соотношения эффективности использования традиционных инструментов дипломатии и «новых инструментов» («прямое» и «непрямое» использование некоммерческих организаций, развитие инструментов культурной и образовательной дипломатии, общественной дипломатии, других инструментов непрямого влияния). Чтобы определить наиболее оптимальную траекторию вхождения России в систему международного научного и образовательного сотрудничества, необходимо изучать опыт других стран, в том числе и стран бывшего социалистического лагеря.

Развитие системы высшего образования в Польше и демографический прогноз

По данным Центрального статистического управления, к 1990 г. в Польской Народной Республике (ПНР) только 7% населения имели высшее образование. В 1990/1991 академическом году насчитывалось 403800 студентов высших учебных заведений.

В период существования ПНР основным трендом экспорта образовательных услуг являлось обучение граждан из ряда стран Африки, Латинской Америки и региона Персидского залива преимущественно по техническим прикладным специальностям. Польские граждане получали зарубежное образование, главным образом, в СССР, а также в других странах социалистического лагеря (ГДР, Чехословакия, Венгрия).

Геополитическим выбором Республики Польша (РП) стала политика максимальной интеграции в евроатлантическое военное, политическое и экономическое сообщество. Это определило направления реформирования польской системы высшего образования в рамках Болонского процесса, предусматривающего значительную роль интернационализации и интеграции высшего образования разных стран для решения задач сопряженности национальных образовательных систем при сохранении высокого качества образовательных услуг.

Основополагающие моменты Болонского процесса:

  • повышение качества образования;
  • создание единой системы зачетных единиц;
  • развитие академической мобильности;
  • внедрение единой двухступенчатой системы подготовки специалистов (бакалавр – магистр);
  • признание академических квалификаций и степеней, в том числе на основе единого приложения к дипломам.

Болонские инициативы, перенесенные на польскую почву, были ориентированы на поиск и развитие новых образовательных моделей, отвечающих быстрым изменениям на национальном, региональном и глобальном рынках образовательных услуг и рынке труда.

Заметным трендом начала 1990-х годов стало массовое открытие в Польше небольших частных университетов, академий и высших школ, осуществлявших подготовку по нескольким образовательным программам социально-гуманитарного профиля (часто с выдачей второго диплома иностранного университета, преимущественно американского, канадского, голландского или французского). Очень быстро, по академическим меркам, открываются новые направления и специальности подготовки, появляются новые институты и факультеты. Понятными и естественными спутниками этого процесса становятся вопросы о качестве образования в частных университетах и – в более широком контексте – о сопоставимости польской и так называемой западной системы образования, научных степеней и т.д.

По данным на 2011 г., в первую десятку самых популярных специальностей (по конкурсу) входило большинство гуманитарных специальностей. Однако в последнее время наблюдается тенденция к увеличению спроса на обучение по сервисным и техническим специальностям (см. табл. 1; составлена по данным Министерства науки и высшего образования РП).

Таблица 1. Академический рейтинг укрупненных групп специальностей на 2011 г.

Рейтинг Группы специальностей
1 Экономика и управление
2 Социология
3 Педагогика
4 Инженерно-технические
5 Медицина
6 Информатика
7 Услуги, сервис
8 Архитектура и строительство
9 Производство и переработка
10 Право

С 1991 г. политические и экономические изменения обусловили массовый наплыв абитуриентов в уже существующие университеты, в том числе и на стремительно увеличивавшиеся платные места. С начала 1990-х годов начинается волна демографического роста: на протяжении пятнадцати лет количество абитуриентов ежегодно росло, достигнув в 2005/2006 академическом году рубежа в 1,9 млн студентов.

В 2010/2011 академическом году в РП было зарегистрировано 470 высших учебных заведений, из них 132 – государственные, 338 – негосударственные (см. табл. 2; составлена по данным Министерства науки и высшего образования РП).

Таблица 2. Динамика изменения численности вузов в РП

Академический год Всего Негосударственные вузы
1992/1993 124 18
1995/1996 179 80
2000/2001 310 195
2005/2006 445 315
2008/2009 458 326
2010/2011 470 338

В то же время с 2010 г. в польских СМИ и академическом сообществе все чаще стали обсуждаться перспективы резкого сокращения негосударственных вузов и неполной загрузки существующих государственных вузов по причине начала «демографической ямы» и снижающегося спроса на образование в частных вузах среди абитуриентов.

Кроме вполне очевидной «демографической ямы», нынешняя ситуация осложняется негативным прогнозом по количеству абитуриентов – потенциальных студентов польских вузов (см. диаграмму 1; составлена по данным Центрального статистического управления Польши).

Диаграмма 1. Динамика изменения численности 19-летних подростков в Польше

Динамика изменения численности 19-летних подростков в Польше

Вторым аспектом, определяющим ситуацию в системе высшего образования Польши, стала реформа, проведенная в 2011 г. Помимо акцента на усиление конкурентной борьбы между вузами за ресурсы и абитуриентов в национальном масштабе, правительство стремится повышать глобальную конкурентоспособность польской системы высшего образования путем консолидация ресурсов в ведущих университетах – центрах науки и образования. Растут расходы бюджета на развитие системы высшего образования. Кроме того, Польша активно привлекает ресурсы структурных фондов Евросоюза: профильное министерство является администратором трех программ ЕС, в рамках которых в бюджетной пятилетке 2007–2013 гг. предусмотрено выделение 13 158 013 831 злотых (4,1 млрд евро) на развитие инфраструктуры научных исследований и образовательной деятельности.

С 2011 г. законодательно закреплена возможность получения только одного высшего образования на бесплатной основе, при сохранении возможности получения бесплатного высшего образования по второй специальности только для самых лучших студентов. Такое решение создает дополнительные «бюджетные» (бесплатные) места для абитуриентов и сокращает число обучающихся на платной основе (см. диаграмму 2; составлена по данным Центрального статистического управления Польши).

Диаграмма 2. Динамика изменения численности студентов, обучающихся на платной и бесплатной основе

Поддержка «восточного» направления экспорта образовательных услуг

Наибольшей известностью в регионе Центральной и Восточной Европы и в странах бывшего СССР пользуются Варшавский университет и Ягеллонский университет в Кракове. Для Калининградской области главными партнерами и наиболее привлекательными направлениями научно-образовательного сотрудничества являются крупные университетские центры в городах Гданьск (Гданьский университет, Гданьский политехнический университет, Гданьский медицинский университет) и Ольштын.

Иностранные студенты (см. диаграмму 3; составлена по данным Центрального статистического управления Польши: http://www.stat.gov.pl) из стран бывшего СССР могут обучаться в польских вузах в рамках различных финансовых инструментов:

  • гранты/стипендии правительства Польши и других стран;
  • гранты/стипендии польских университетов;
  • международная образовательная программа «Эразмус Мундус: Окно в европейское сотрудничество» и другие программы обмена, финансируемые ЕС или благотворительными фондами.

 Обладатели карты поляка освобождаются от оплаты обучения.

Диаграмма 3. Динамика изменения количества иностранных студентов в Польше

Динамика изменения количества иностранных студентов в Польше

В рамках международного научного сотрудничества польское правительство фактически субсидирует экспорт образовательных услуг, предлагая ряд стипендий, ориентированных, главным образом, на аспирантов и молодых ученых из региона, в котором геополитическое присутствие Польши усиливается в последние годы.

Программа «Стипендии Правительства Республики Польша для молодых ученых» адресована кандидатам из России, Украины, Белоруссии, а также стран Центральной Азии и Кавказа. Программа существует с 2003 года. Она предусматривает предоставление стипендий молодым ученым по программам докторантуры или для проведения научных исследований в лучших университетах Польши в течение девяти месяцев с возможностью продления на один месяц. Ежегодно выделяется около 70 таких стипендий.

Стипендиальная программа имени Лэйна Киркланда ориентирована на кандидатов с высшим образованием из Украины, Белоруссии, России, Молдавии, Грузии, Армении, Азербайджана, Казахстана и Киргизии, на молодых лидеров, заинтересованных в развитии экономики и гражданского общества в своих странах и в регионе. В ходе выполнения программы стипендиаты проходят обучение в высших учебных заведениях Польши (два семестра) и двух–четырехнедельную стажировку в государственных учреждениях или частных организациях. Спонсор программы – Польско-Американский фонд свободы, администратор – Польско-Американская комиссия Фулбрайта. На 2012 г. программой профинансировано обучение более 300 человек. В последние несколько лет ежегодно присуждается 50 стипендий.

Стипендиальная программа имени Кшиштофа Скубишевского, министра иностранных дел Польши в 1989–1993 гг., ориентирована на молодых ученых и аспирантов из стран Центральной и Восточной Европы, Балканского полуострова, Прибалтики, Центральной Азии и Кавказа, а также России. Стипендия дает возможность получить индивидуальную научную стажировку в Варшавском университете или другом польском вузе, специализируясь в области права, политических наук или новейшей истории.

Стипендиальная программа имени Кастуся Калиновского была запущена в 2006 г. как первая версия специальной стипендиальной программы польского правительства для 300 белорусских студентов. Цель программы – предоставить студентам, исключенным из высших учебных заведений по политическим мотивам, возможность завершить образование в Польше или обучаться здесь до того времени, пока они не смогут вернуться в свои учебные заведения (это касалось тех белорусских студентов, которые были отчислены из университетов за активное участие в митингах протеста по итогам президентских выборов в РБ).

Варшавский университет, являясь администратором специальной правительственной программы, ежегодно предоставляет 25 стипендий на обучение по магистерской программе с помощью Интернета «Восточноевропейские исследования онлайн». Стипендии могут получить окончившие бакалавриат кандидаты из стран ЦВЕ, Балканского полуострова, России, государств Центральной Азии и Кавказа. За время существования программы выпускниками стали 280 человек. Кроме того, Варшавский университет предоставляет 20 стипендий в год по программе «Курсы политических исследований Восточной Европы». Стипендии предназначаются для прохождения углубленных одногодичных политологических курсов при отделении восточных исследований Университета. На курсах читаются лекции по истории политических идей и доктрин, геополитике, политологии, национальной проблематике, социотехнике, методам управления в политических организациях и т. д.

Существует также ряд стипендий, выделяемых по решению руководства отдельных университетов. Так, стипендия Фонда королевы Ядвиги в Ягеллонском университете рассчитана на поддержку научных сотрудников и аспирантов из стран Центральной и Восточной Европы, бывшего Советского Союза, а также Балканcких государств, которые будут осуществлять в Кракове свои научно-исследовательские проекты. В 2012/2013 г. стипендиальный грант представляет возможность пройти в Кракове стажировку в течение одного–трех месяцев. В Ягеллонском университете можно также получить стипендию Йозефа Диетла. Она рассчитана на исследователей-медиков и покрывает годичный срок пребывания (двенадцать месяцев).

На сегодня в Польше действуют 11 лотов программы Эразмус Мундус, представляющей собой финансовый инструмент для осуществления академического обмена между странами-членами ЕС и «третьими странами» (см. табл. 3).

Таблица 3. Лоты и участники программы Эразмус Мундус

Лот Польские университеты, участники лота
1. Лот 1: Марокко, Алжир, Тунис
(3 консорциума)
Люблинский политехнический университет
2. Лот 2: Египет, Ливан
(3 консорциума)
Варшавская школа экономики
Университет имени Адама Мицкевича
3. Лот 5: Сирия, Иордания
(2 консорциума)
Варшавский университет
Варшавский политехнический университет
4. Лот 6: Россия
(3 консорциума)
Вроцлавский политехнический университет
Вроцлавский университет
Пултусская гуманитарная академия
Ягеллонский университет
5. Лот 7: Грузия, Армения, Азербайджан Варшавский университет живых систем
6. Лот 8: Украина, Молдова, Беларусь
(4 консорциума)
Ягеллонский университет
Пултусская гуманитарная академия
7. Лот 9: Йемен, Иран, Ирак Варшавский университет
8. Лот 10: Казахстан, Киргизстан, Таджикистан, Узбекистан, Туркменистан
(5 консорциумов)
Варшавский университет живых систем
Университет имени Адама Мицкевича
Варшавский политехнический университет
9. Лот 12: Регионы Азии 1
(5 консорциумов)
Варшавский университет
10. Лот 13: Регионы Азии 2
(5 консорциумов)
Люблинский технологический университет
Варшавская школа экономики
11. Лот 16 B: Аргентина Ягеллонский университет

Польская часть бюджета программы составила: в 2007/2008 академическом году – 31 902 911 евро, 2008/2009 – 35 413 000 евро, 2009/2010 – 37 505 000 евро.

Об изменении количества участников программы в эти же годы можно судить по данным, представленным в таблице 4 (см. табл. 4).

Таблица 4. Динамика изменения количества участников программы Эразмус Мундус

Участники 2007/2008 2008/2009 2009/2010
Приезжающие в РП 4446 4923 6070
Уезжающие из РП 12854 13402 14021

Статистические данные о количестве студентов из стран бывшего СССР, обучавшихся и обучающихся сейчас в РП по финансовому инструменту Эразмус Мундус, отсутствуют (программа еще не завершена); по экспертным оценкам, они составляют примерно 50 % от общего числа участников программы. Некоторые польские университеты предоставляют стипендии ректора, стипендии ученого совета либо фондов развития университетов иностранным гражданам за особые заслуги в науке, культуре, искусстве, спорте. Группа университетов получила от правительства РП средства на организацию бесплатных (или условно бесплатных) курсов для тех иностранцев, которые не знают польский язык, но собираются получать образование в польских университетах. Целевые стипендии долгое время (вплоть до 2010 г.) были доступны российским гражданам польского происхождения. Их обучение в государственных университетах Польши финансировалось в рамках правительственной программы по сотрудничеству с иностранцами польского происхождения и поляками, проживающими за границей.

7 сентября 2007 г. парламент РП принял законопроект о карте поляка, который был подписан президентом Лехом Качиньским и вступил в силу 31 марта 2008 г. Данный документ регламентирует и формализует вопросы декларирования принадлежности к польскому народу этнических поляков (либо лиц, считающих себя частью польского народа), проживающих в странах бывшего СССР, и предоставляет им льготы при оформлении виз для посещении Польши, гарантирует социальную и статусную поддержку при ведении бизнеса, трудоустройстве или получении образования в польских вузах.

Обладатель карты поляка может пользоваться бесплатной системой образования на основном, среднем и высшем уровнях на тех же условиях, что и польские граждане, и одновременно обращаться за финансовой помощью и стипендиями, предназначенными для иностранцев, которые обучаются в Польше. По данным журнала «Wprost» от 25 мая 2010 г., было выдано 32 тыс. карт поляка, из которых 80 % – в Белоруссии и Украине. По различным оценкам, на начало 2012 г. число обладателей таких документов приближалось к 50 тыс. Доступной статистики о количестве обучающихся в польских вузах обладателей карты поляка нет, но можно предположить, что доступ к польской системе образования является важным мотивом для получения такого статуса. По данным Центрального статистического управления Польши, около 25 % студентов-иностранцев декларируют свое польское происхождение.

Выводы

  1. В силу сокращения количества абитуриентов в самой стране польские вузы вынуждены выходить на внешние рынки для привлечения дополнительного количества абитуриентов, прежде всего польского происхождения (уже сейчас таких студентов 25 % от общего числа иностранных студентов), и абитуриентов из стран бывшего СССР (уже сейчас их более 70 % от общего числа иностранных студентов).
  2. Польское правительство наращивает систему эффективной поддержки и фактического субсидирования (получение иностранными гражданами безвозмездных целевых трансфертов) экспорта образовательных услуг.
  3. Получение карты поляка дает возможность абитуриентам из стран бывшего СССР получать образование на тех же принципах, что и польские граждане.
  4. Регион ЦВЕ и ряд кавказских и азиатских стран бывшего СССР – зона геополитических интересов Польши, поэтому можно ожидать, что дальнейшее продвижение образовательных услуг будет осуществляться на рынки именно этих стран.
  5. Система внешнеполитических представительств и культурно-информационных центров активно продвигает польские образовательные услуги на приоритетных рынках (бесплатные языковые курсы, стажировки, предоставление преподавателей польского языка в общеобразовательные школы, частные школы, университеты и т.д.).
  6. Наращивание темпов прироста иностранных студентов превращает польские образовательные центры в значимого конкурента российских университетов в борьбе за абитуриентов, прежде всего из таких стран, как Украина и Белоруссия.

 

Оценить статью
(Голосов: 1, Рейтинг: 1)
 (1 голос)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся