Read in English
Оценить статью
(Голосов: 34, Рейтинг: 3.32)
 (34 голоса)
Поделиться статьей
Андрей Петров

Заместитель генерального директора информационно-аналитического агентства «Вестник Кавказа»

20 сентября 2023 г. на Южном Кавказе исчез источник фундаментальной нестабильности. Никто больше не стреляет и не закладывает мины в Карабахе, нет постоянной угрозы вспышки боевых действий и их эскалации до крупномасштабной войны, напряженность на армяно-азербайджанской границе снизилась почти до нуля. В регионе возникла совершенно новая ситуация: Южный Кавказ стал на 100% безопасен и стабилен. Потенциальные риски, конечно, сохраняются, но у них нет политических и/или материальных ресурсов для реализации. Основной умиротворяющий фактор состоит в том, что никто из региональных государств не заинтересован в новых войнах друг с другом. Азербайджан не претендует на территории Армении, Армения отказалась от претензий на территории Азербайджана (хотя их еще предстоит вычеркнуть из армянской Конституции), Ирану нет смысла нападать на Азербайджан как союзника России и Турции, Грузия никогда не решится воевать с Россией. Да, мирный договор между Азербайджаном и Арменией еще не подписан, а армяно-азербайджанская и армяно-турецкая границы еще не открыты, но эти двусторонние вопросы не составляют общерегиональную проблему. Пусть не де-юре, но де-факто теперь Южный Кавказ — мирный регион.

Мир на Южном Кавказе — то, к чему три десятка лет стремилась Россия. У него есть своя цена — временное усиление антироссийских тенденций в Армении, — но во внешнеполитическом балансе РФ он, несомненно, является геополитическим и геоэкономическим доходом. Теперь, когда задача выполнена, настало время подытожить достижения конфликтного времени и определить, в каких поправках может нуждаться российская политика в связи с кардинальным изменением реалий. Если в отношениях с Арменией еще предстоит большая работа по устранению неопределенностей и реконструкции прежнего уровня связей, то в контактах с Азербайджаном, выигравшим Карабахскую войну не только для себя, но и для всего региона, уже сейчас можно с уверенностью говорить о перспективах союзнического взаимодействия в новую историческую эпоху.

Мирный режим существования Южного Кавказа еще только предстоит осмыслить. Разумеется, никакого «конца истории», которые видятся после финалов многолетних противостояний, не будет. Стоит констатировать завершение постсоветского перехода в регионе, поскольку заложенное в советское время политическое минное поле обезврежено, но это не конец, а начало лучшей жизни. Фундаментальные основания внешнеполитических курсов России и Азербайджана определяют исключительно конструктивное направление развития их отношений. Эти отношения предстоит защищать, поскольку внерегиональные силы не оставят попытки заново расшатать Южный Кавказ, но ни Москве, ни Баку не привыкать к отстаиванию национальных интересов и интересов своих союзников.

Карабахский эпилог

20 сентября 2023 г. произошло историческое событие, масштабы влияния которого на перспективы Южного Кавказа и российской политики в регионе еще только предстоит осмыслить. Очаг сепаратизма в Карабахе, в течение 32 лет поддерживавшийся Арменией военными, дипломатическими и финансовыми средствами, объявил о самоликвидации в результате однодневной контртеррористической операции ВС Азербайджана. В этот день Баку восстановил конституционный строй Азербайджанской Республики на всей территории Карабахского экономического района, и в течение недели остатки армянских вооруженных сил были разоружены и выведены на территорию Армении. Так обеими сторонами армяно-азербайджанского урегулирования был решен «карабахский вопрос» о претензии Еревана на создание на азербайджанских землях второго армянского государства с его последующим присоединением к Армении. Власти Азербайджана приняли силовые меры для обеспечения безопасности в Карабахе, а власти Армении вместо того, чтобы начать боевые действия против азербайджанской армии или организовать «правительство Карабаха в изгнании», распорядились объявить о закрытии сепаратистского проекта в Ханкенди (Степанакерте).

Таким образом, 20 сентября 2023 г. на Южном Кавказе исчез источник фундаментальной нестабильности. Никто больше не стреляет и не закладывает мины в Карабахе, нет постоянной угрозы вспышки боевых действий и их эскалации до крупномасштабной войны, напряженность на армяно-азербайджанской границе снизилась почти до нуля. В регионе возникла совершенно новая ситуация: Южный Кавказ стал на 100% безопасен и стабилен. Потенциальные риски, конечно, сохраняются, но у них нет политических и/или материальных ресурсов для реализации. Основной умиротворяющий фактор состоит в том, что никто из региональных государств не заинтересован в новых войнах друг с другом. Азербайджан не претендует на территории Армении, Армения отказалась от претензий на территории Азербайджана (хотя их еще предстоит вычеркнуть из армянской Конституции), Ирану нет смысла нападать на Азербайджан как союзника России и Турции, Грузия никогда не решится воевать с Россией. Да, мирный договор между Азербайджаном и Арменией еще не подписан, а армяно-азербайджанская и армяно-турецкая границы еще не открыты, но эти двусторонние вопросы не составляют общерегиональную проблему. Пусть не де-юре, но де-факто теперь Южный Кавказ — мирный регион.

Мир на Южном Кавказе — то, к чему три десятка лет стремилась Россия. У него есть своя цена — временное усиление антироссийских тенденций в Армении, — но во внешнеполитическом балансе РФ он, несомненно, является геополитическим и геоэкономическим доходом. Теперь, когда задача выполнена, настало время подытожить достижения конфликтного времени и определить, в каких поправках может нуждаться российская политика в связи с кардинальным изменением реалий. Если в отношениях с Арменией еще предстоит большая работа по устранению неопределенностей и реконструкции прежнего уровня связей, то в контактах с Азербайджаном, выигравшим Карабахскую войну не только для себя, но и для всего региона, уже сейчас можно с уверенностью говорить о перспективах союзнического взаимодействия в новую историческую эпоху.

Российско-азербайджанский багаж

Каким в новую историческую эпоху Южного Кавказа вступает Азербайджан с точки зрения интересов РФ? Во-первых, это дружественная России страна; более того, надежный и беспроблемный союзник. Во-вторых, это по-настоящему независимое государство, выстраивающее внешнюю политику в соответствии с национальными интересами. В-третьих, это ответственный и трезвомыслящий участник международных отношений, всегда выполняющий свои обязательства. Наконец, это состоятельный экономический партнер. Все факторы вместе обуславливают синергию российской и азербайджанской региональных политик. Рассмотрим их более подробно.

Суверенность — это принципиальная основа современной государственной политики Азербайджанской Республики. В отличие от многих государств схожих размеров, предпочитающих роль сателлита региональных и мировых держав, Баку стремится в любых внешних контактах сохранять независимость. Республика предпочитает взаимодействовать со всеми партнерами путем прямых двусторонних связей и участвует только в тех международных организациях, которые нацелены на экономическое сотрудничество и не имеют политической подоплеки, навязываемой влиятельными участниками. Причем и в случае с экономическими структурами Азербайджан ставит на первое место собственные выгоды от членства — например, он до сих пор не вошел в ВТО, поскольку его не удовлетворяют условия.

У Азербайджана нет ни экспансионистских планов, ни характерных для ряда постсоветских режимов мечтаний о политическом «переезде» на Запад. Республика хочет спокойно жить «у себя дома» в мире с крупными (Россия, Турция, Иран), малыми (Грузия, Армения) и заморскими (страны Центральной Азии) соседями, развивая взаимовыгодные бизнес-контакты со всеми внешними партнерами. Азербайджан работает над сохранением и развитием национальной идентичности, а не пытается найти себя в идеологическом импорте, как страны со слабой государственностью. Это и есть суверенность здорового государства: у него есть все, что нужно для самостоятельной жизни (включая способность защищать свое от посягательств извне), и ему не надо чужого.

Для России суверенность государств — одна из ключевых ценностей внешнеполитических партнеров. С сателлитами невозможно выстраивать устойчивые связи, поскольку они дрейфуют туда, куда дуют политические ветры государства-хозяина. Ведение с ними переговоров и заключение соглашений — пустая трата времени и сил, поскольку они де-факто не являются субъектами международных отношений и всю ответственность за свои слова и действия перекладывают на хозяев. Независимость во внешней политике — то, к чему Москва призывает все страны мира, видя в этом залог глобального геополитического баланса. В Азербайджане Россия находит образцовую реализацию подходящей для небольших государств модели суверенности.

Трезвомыслие и ответственность — вторая особенность государственной политики Азербайджанской Республики, взаимодополняющая установку на защиту суверенитета. Баку трезво оценивает и свои возможности (как их ограничения, так и их потенциал для развития), и свое положение на перекрестке интересов региональных и мировых держав. Власти Азербайджана не ввязываются в чужие политические аферы, где рано или поздно придется принимать чью-то одну сторону, неукоснительно придерживаются норм международного права и умеют находить компромиссы в контактах с настроенными на сотрудничество странами. А главное — они исполняют договоренности и реализуют соглашения, что означает предсказуемость внешней политики.

Более 30 лет назад, с приходом к власти общенационального лидера Гейдара Алиева Республика сделала ставку на создание как можно большего числа взаимовыгодных экономических связей с ближним и дальним зарубежьем и за эти десятилетия показала себя неординарно стабильным бизнес-партнером. Политическая конъюнктура не влияет на сотрудничество Азербайджана с партнерами в экономике. После Карабахской войны Париж последовательно ухудшает отношения с Баку ради голосов армянской диаспоры и колонизации Еревана, но французская компания «Total Energies» продолжать работать на азербайджанских месторождениях. В ЕС, в целом, можно наблюдать «раздвоение личности» в отношении к Азербайджану: Еврокомиссия превозносит импорт азербайджанского газа, а Европарламент и ПАСЕ бушуют из-за независимости действий Баку от желаний Брюсселя.

Для России ответственность является еще одной ценной чертой иностранных государств. Природу нормальных внешнеполитических отношений и составляет соблюдение сторонами своих обязательств — как по нормам международного права, так и по двусторонним/многосторонним документам. К сожалению, суверенность государства еще не означает его надежности или хотя бы вменяемости во внешних контактах, что мы видим на примере тех же США. В случае Азербайджана Россия может быть уверена, что все заключенные официальные и неформальные соглашения будут выполнены. Не меньше уверенности и в том, что Баку не будет участвовать в антироссийских кампаниях и ставить под угрозу весь комплекс выгод от союзничества с РФ.

Экономическая состоятельность Азербайджана по большей части происходит из его трезвомыслия и ответственности. Преимуществом Республики являются ее углеводородные богатства, однако, во-первых, их еще нужно доставить покупателям, а во-вторых, нефтегазовые ресурсы исчерпаемы, и для стабильности экономики необходима ее как можно более широкая диверсификация. Для решения обеих задач власти Азербайджана инициируют, организуют на международном уровне и реализуют крупные инфраструктурные проекты. Азербайджанский газ в Италию и на Балканы поступает по «Южному газовому коридору», азербайджанская нефть прибывает на средиземноморское побережье по трубопроводу «Баку — Тбилиси — Джейхан», оба — проекты Баку XXI в.

Азербайджан активно развивает свой потенциал, а не ждет, когда к нему придут с предложениями и финансированием. Благодаря этому через территорию Республики сегодня проходят два глобальных логистических маршрута: «Север — Юг», открывающий России наземный доступ к Ирану и Пакистану (и морской к Индии через иранские порты); и «Восток —Запад», позволяющий Китаю и Центральной Азии перевозить грузы в Турцию и Европу. Свои обязательства Баку исполняет целиком и с опережением — например, азербайджанский участок железной дороги Международного транспортного коридора «Север — Юг» уже построен, а запуск откладывается только из-за промедлений Ирана. В направлении «Восток — Запад» Азербайджан развивает проект «Срединный коридор», действующей частью которого является железная дорога «Баку — Тбилиси — Карс»; и проект «Зангезурский коридор» — его азербайджанский участок планируется завершить уже летом 2024 г.

Для России экономическая состоятельность Азербайджана имеет особую ценность, поскольку расширяется пространство для взаимодействия в сфере бизнеса. Азербайджан инвестировал в российские предприятия более 1 млрд долл., российские компании вложили в азербайджанские проекты свыше 4 млрд долл. Товарооборот растет двузначными темпами: в 2022 г. рост составил 23,9% (до 3,71 млрд долл.), в 2023 г. — 17,5% (до 4,358 млрд долл.), и в нем три четверти принадлежит российскому экспорту. Число совместных предприятий и российских компаний, работающих в Азербайджане, превысило 1 000. Крайне важно, что свою часть инициированных проектов Баку выполняет сам на собственные средства и России не приходится ему помогать, как тому же Ирану с достройкой железнодорожного участка «Астара — Решт» МТК «Север — Юг».

Дружественность Азербайджана России также является следствием трезвомыслия и ответственности. Россия и Азербайджан граничат друг с другом на Южном Кавказе и в Каспийском море, их объединяют многовековые связи. В отличие от соседних Грузии и Армении, где исторический и гуманитарный факторы не мешают властям стремиться в евроатлантические структуры, Азербайджан рассматривает Россию как естественного приоритетного партнера. Отличительной чертой Республики является внимание к русскому языку: из 4,5 тыс. азербайджанских школ в 340 (а это 140 тыс. детей, порядка 10% всех учащихся) обучение ведется на русском языке, еще в 3 тыс. школ он изучается как иностранный; свыше 15 тыс. студентов учатся в вузах на отделениях русского языка. Конечно, свою роль в этом играют и традиции азербайджанского мультикультурализма, проявляющегося в уважении ко всем национальностям, религиям и языкам, однако статистика русскоязычного образования указывает на признание и поощрение руководством Азербайджана особого места России во внешних связях Республики.

Нельзя не сказать и о факторе личности в феномене дружественности Азербайджана к России. Взаимопонимание президента Владимира Путина и президента Ильхама Алиева выделяется даже на фоне контактов российского лидера с руководством стран-участниц российских интеграционных проектов. Их переговоры неизменно посвящены сотрудничеству и лишены конфликтных элементов. Ильхам Алиев, продолжая дело Гейдара Алиева, является автором современного внешнеполитического курса Азербайджана, и фокус на укрепление связей с Россией — его выбор. Самым сильным его решением последних лет стало подписание Декларации о союзническом взаимодействии России и Азербайджана 22 февраля 2022 г. Азербайджан на протяжении всех 20 лет президентства И. Алиева вел себя как надежный партнер и союзник России.

Мирные перспективы

Над чем же теперь — после решения «карабахского вопроса» и предстоящих в феврале–марте президентских выборов в России и Азербайджане — будут совместно работать Москва и Баку? Поскольку оба государства стабильны и, весьма вероятно, останутся стабильными в поствыборный период, в первую очередь будет продолжена реализация комплекса «дорожных карт» 2018 г. и положений Декларации о союзническом взаимодействии. Надежность связей двух стран в эпоху мира на Южном Кавказе на днях подтвердило подписание в Баку более детальной экономической и социально-гуманитарной «дорожной карты», прописывающей план сотрудничества в 2024–2026 гг.

Новая «дорожная карта» демонстрирует широту российско-азербайджанских экономических связей: правительства будут поддерживать двустороннюю кооперацию в малом и среднем предпринимательстве, в промышленном производстве (прежде всего, речь идет об нефтегазовом и аграрном машиностроении), в обоюдном экспорте-импорте продуктов питания и других сельхозтоваров, в совершенствовании рынков сбыта, во взаимном увеличении туристических потоков. Предпринимательские контакты будут поддержаны государствами путем организации бизнес-миссий и межрегиональных форумов. Планируется также увеличить число азербайджанских студентов в российских вузах, провести курсы повышения квалификации школьных учителей и целый комплекс спортивных и молодежных мероприятий, усилить внимание профильных министерств к развитию совместных проектов в сфере культуры и профобразования.

Отдельной темой нового времени является завершение работ по глобальным инфраструктурным проектам. Пока Иран с российской помощью готовится построить железнодорожный участок «Астара — Решт», Россия и Азербайджан займутся реконструкцией пунктов пропуска на границе и прилегающей дорожной инфраструктуры, чтобы пропускная способность дорог Международного транспортного коридора «Север — Юг» и таможни имела запас на будущее. В ситуации с Зангезурским коридором стороны будут совместно воздействовать на Армению, которая все еще не начала строить свой участок через Мегри, и контролировать строительство мостов на иранском участке. Сегодня для России как никогда важны логистические возможности Азербайджана для экспорта-импорта товаров — запуск Зангезурского коридора и совершенствование «Баку — Тбилиси — Карс» позволят создать новый глобальный маршрут «Север — Запад».

В политической сфере Москве и Баку предстоит добиться от Еревана подписания мирного договора. Здесь, как и в экономике, позиции России и Азербайджана совпадают, и по недавнему заявлению премьер-министра Армении Никола Пашиняна о необходимости замены армянской Конституции (в которой содержатся претензии на Карабах) можно судить о том, что их совместные усилия дают результат. У России есть задача удержать власти Армении от чрезмерного западного крена, у Азербайджана — задача запустить процесс возвращения в Армению изгнанных оттуда азербайджанцев, и союзники могут обращаться друг к другу за помощью по этим вопросам. Баку гарантирована помощь Москвы в защите итогов Карабахской войны, а Москве — помощь Баку в борьбе с антироссийскими тенденциями в регионе.

Мирный режим существования Южного Кавказа еще только предстоит осмыслить. Разумеется, никакого «конца истории», которые видятся после финалов многолетних противостояний, не будет. Стоит констатировать завершение постсоветского перехода в регионе, поскольку заложенное в советское время политическое минное поле обезврежено, но это не конец, а начало лучшей жизни. Фундаментальные основания внешнеполитических курсов России и Азербайджана определяют исключительно конструктивное направление развития их отношений. Эти отношения предстоит защищать, поскольку внерегиональные силы не оставят попытки заново расшатать Южный Кавказ, но ни Москве, ни Баку не привыкать к отстаиванию национальных интересов и интересов своих союзников.

Оценить статью
(Голосов: 34, Рейтинг: 3.32)
 (34 голоса)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
 
Социальная сеть запрещена в РФ
Социальная сеть запрещена в РФ
Бизнесу
Исследователям
Учащимся
sexy film kannada coffetube.info very very hot women محجبة بتتناك arabysexy.org صور سكس اخ واخته natasha malkova sex video jizzman.mobi www.indian sex .com rambha swimsuit images yourporn.name lauren gottlieb hot 藤代ゆかり freejavporn.mobi honb-142 hot teen fuck lazoom.mobi desi aunty xvideos.com arabella episode 58 wowteleserye.com lotto result complete today xnxxtalugu redpornvideos.mobi desi99 سيكس لبناني freepornjournal.com سكس مصري مشعر سكس فنانات ار 18 tropsha.com سكس حصان وبنات boa foda pornucho.mobi ayyan ali maria clara at ibarra december 21 2022 full episode pinoycinema.org mga dokumentaryo xxx hindi sex story ganstagirls.com imo sex videos فيديو منى وشيما سكس blackpornsexvideos.com صور طياز بلدى michael keikaku megahentai.org secret journey po-ju