Оценить статью
(Голосов: 13, Рейтинг: 4.85)
 (13 голосов)
Поделиться статьей
Елена Зиновьева

Д.полит.н., профессор кафедры мировых политических процессов ФУП МГИМО МИД России

Пандемия коронавирусной инфекции стала катализатором цифровой трансформации мировой политики, а также способствовала обострению целого ряда проблем, среди которых одна из наиболее острых — углубляющееся неравенство между богатыми и бедными, которое приобретает цифровое измерение. Вынужденная изоляция продемонстрировала важность доступа к информационно-коммуникационным технологиям (ИКТ) — без них были бы невозможны дистанционное обучение, удаленная работа и обеспечение социального дистанцирования в целом. Проблема цифрового разрыва стала одной из ключевых на международной повестке дня, ей уделяют внимание ведущие международные организации. Кроме того, она входит в повестку внешней политики наиболее влиятельных государств мира, в том числе Российской Федерации.

Сегодня технологии становятся фактором конкурентоспособности государства, а уровень их развития определяет положение страны в международной политической системе. Проблема цифрового неравенства в этих условиях становится важным фактором геополитической конкуренции, а программы наращивания потенциала, направленные на повышение цифровой инклюзивности могут быть использованы государствами-донорами в целях укрепления собственных позиций в глобальном информационном пространстве путем влияния на информационную политику стран-реципиентов.

Цифровой разрыв — это не только экономическая проблема, но и важный фактор международной безопасности и стабильности. Необходимыми условиями его преодоления являются помощь в развитии и международное сотрудничество, направленное на выработку правил ответственного поведения государств в глобальной информационной среде при учете мнений правительств, бизнеса, академического сообщества и гражданского общества.

Цифровой разрыв — это не только экономическая проблема, но и важный фактор международной безопасности и стабильности. Необходимыми условиями преодоления цифрового разрыва являются помощь в развитии и международное сотрудничество, направленное на выработку правил ответственного поведения государств в глобальной информационной среде при учете мнений правительств, бизнеса, академического сообщества и гражданского общества.

Углубление цифрового неравенства под влиянием пандемии COVID-19

Пандемия коронавирусной инфекции стала катализатором цифровой трансформации мировой политики, а также способствовала обострению целого ряда проблем, среди которых одна из наиболее острых — углубляющееся неравенство между богатыми и бедными, которое приобретает цифровое измерение. Вынужденная изоляция продемонстрировала важность доступа к информационно-коммуникационным технологиям (ИКТ) — без них были бы невозможны дистанционное обучение, удаленная работа и обеспечение социального дистанцирования в целом. Проблема цифрового разрыва [1] стала одной из ключевых на международной повестке дня, ей уделяют внимание ведущие международные организации. Кроме того, она входит в повестку внешней политики наиболее влиятельных государств мира, в том числе Российской Федерации.

Как отмечают эксперты Всемирного экономического форума, сегодня проблема неравномерного доступа к ИКТ — это основное препятствие для достижений Целей устойчивого развития ООН. В докладе ЮНКТАД о цифровой экономике за 2021 подчеркивается, что по мере роста значения данных в цифровой экономике появляются новые измерения проблемы цифрового разрыва, связанные с ростом значения данных в современных глобальных цепочках создания добавленной стоимости. В докладе даже предложен новый термин — «неравенство в области данных», которое авторы определяют как разрыв в доступе к источникам данных и к программным возможностям обработки данных между развитыми и развивающимися странами.

Если в 1990-х и начале 2000-х гг. цифровой разрыв воспринимался как искусственно навязанная международному сообществу крупными западными ИТ-гигантами проблема с целью расширить свои рынки сбыта, то сегодня ни у кого не вызывает сомнений ее высокая значимость и тесная увязка с вопросами обеспечения международной безопасности. Более того, как отмечается в итоговом докладе Рабочей группы открытого состава ООН по международной информационной безопасности от 2021 года, пандемия коронавирусной инфекции подчеркнула уязвимость государств перед вызовами, связанными с использованием ИКТ [2] , к числу которых относится и неравномерность их развития как между регионами, так и внутри государств. Таким образом, цифровой разрыв уже не является исключительно экономической проблемой, но становится фактором международной стабильности.

Онлайн-образование и дистанционная работа, программы электронного правительства и другие цифровые услуги, которые получили дополнительный импульс в ходе вынужденной изоляции, являются частью общемировых тенденций 4-й промышленной революции, наметившейся еще до пандемии, и, вероятно, сохранятся и после победы человечества над вирусом. Однако повсеместная цифровизация не только позволила более эффективно организовать самоизоляцию и контроль над распространением вируса, но и поспособствовала появлению новых форм неравенства и усугубила уже существующие.

Цифровое неравенство на современном этапе развития международной политики

По статистике ООН, сегодня почти 40% населения планеты до сих пор не имеет постоянного доступа к Интернету, при этом большинство из них женщины, проживающие в развивающихся странах. Цифровой разрыв создавал напряженность еще до пандемии, однако, именно пандемия показала, что цифровое неравенство несет серьезные угрозы не только для экономического развития, но и для международной безопасности и стабильности.

Процент населения, имеющего доступ к Интернету, существенно разнится по странам. Так, в странах с высоким уровнем доходов доступность Интернета достигает 87%, однако в слаборазвитых странах она ниже — 17%. Внутри стран доступ к цифровым технологиям определяется социально-экономическим положением людей, и проблемы существуют в том числе и в странах с высоким уровнем дохода. На международном и межгосударственном уровне проблема приобретает политическое и геополитическое измерение. Линии геополитических разломов, в том числе разломов между богатыми и бедными, переносятся в цифровую среду, что чревато ростом конфликтности и напряженности.

Однако цифровой разрыв не ограничивается проблемами доступа к глобальной сети, это еще и вопросы наличия знаний и навыков работы с ИКТ. Согласно данным Всемирного экономического форума, на момент начала пандемии у 60% взрослого населения планеты не было необходимых цифровых навыков для удаленной работы и учебы. При этом во многих странах наблюдался цифровой разрыв на внутреннем уровне. Так, в 2020 г. во время самоизоляции у многих студентов не было бесперебойного доступа к Интернету: в Китае их число достигло 25%, в Мексике — 45% и в Индонезии — 65%. Согласно данным ЮНЕСКО, в 2020 г. около 826 млн учащихся — это половина от общего числа, не посещающих школу из-за пандемии COVID-19 — не имели доступа к домашнему компьютеру, а 43% (706 млн) — доступа к Интернету в домашних условиях, в то время как цифровое дистанционное обучение использовалось в 2020 г. для обеспечения непрерывности образования в подавляющем большинстве стран. Это неравенство стало серьезным вызовом для систем образования развивающихся стран в период беспрецедентных сбоев в системе образования и в долгосрочной перспективе способно подорвать уровень экономического развития стран и человеческого потенциала. Таким образом, цифровое неравенство в условиях пандемии приобретает существенную политическую окраску — оно усугубляет уже существующие линии неравенства и разделения на международной арене.

Неравномерность доступа к новым ИКТ создает напряженность как внутри обществ в отдельных странах, так и на уровне международной системы и препятствует экономическому восстановлению стран и регионов. Однако обеспечение «цифровой инклюзивности» (то есть повсеместного доступа к ИКТ) наталкивается на различия в уровнях образования между странами и регионами, пробелы в регулятивной базе в сфере ИКТ на национальном и международном уровнях и информационные манипуляции как со стороны государств, так и со стороны ИТ-гигантов, направленные на формирование цифровой зависимости развивающихся стран от государств-доноров программ в области наращивания цифрового потенциала.

Проблема цифрового неравенства как вызов международной безопасности

Политические и экономические риски, связанные с углублением цифрового разрыва, возрастают по мере того, как увеличивается зависимость экономики и всех остальных сфер жизни общества от ИКТ и в геометрической прогрессии растет объем данных. В итоговом докладе РГОС ООН по международной информационной безопасности, созданной по инициативе Российской Федерации, отмечается, что недостаточный цифровой потенциал ряда стран не позволяет им выявлять, предотвращать и отражать акты враждебного использования ИКТ, что делает их еще более уязвимыми. Кроме того, менее развитые страны могут быть объектами информационного воздействия и манипуляции.

Сегодня технологии становятся фактором конкурентоспособности государства, а уровень их развития определяет положение страны в международной политической системе. Проблема цифрового неравенства в этих условиях становится важным фактором геополитической конкуренции, а программы наращивания потенциала, направленные на повышение цифровой инклюзивности могут быть использованы государствами-донорами в целях укрепления собственных позиций в глобальном информационном пространстве путем влияния на информационную политику стран-реципиентов.

Российская дипломатия рассматривает проблемы цифрового разрыва в качестве приоритетного направления деятельности международного сообщества, при этом акцент делается на справедливом и равноправном характере сотрудничества и учете мнений и интересов всего международного сообщества. В Основах государственной политики России в области международной информационной безопасности в качестве одного из направлений государственной политики указано «содействие разработке и реализации на глобальном, региональном, многостороннем и двустороннем уровнях международных программ, направленных на преодоление информационного неравенства между развитыми и развивающимися государствами». При этом «использование отдельными государствами технологического доминирования в глобальном информационном пространстве для монополизации рынка информационно-коммуникационных технологий, ограничения доступа других государств к передовым информационно-коммуникационным технологиям, а также для усиления их технологической зависимости от доминирующих в сфере информатизации государств и информационного неравенства» представляет собой одну из угроз международной информационной безопасности.

Основные направления международного сотрудничества в области преодоления цифрового неравенства

В настоящее время на международном уровне реализуется целый ряд программ по сокращению цифрового разрыва. Так, ООН была принята Дорожная карта цифрового сотрудничества, которая ставит задачей обеспечить повсеместное подключение к Интернету на планете к 2030 году. Комиссия по широкополосной связи, возглавляемая МСЭ и ЮНЕСКО, более десяти лет ведет работу по преодолению неравенства в доступе к ИКТ. ЮНИСЕФ и МСЭ выступили с инициативой «Giga», которая ставит цель подключить каждую школу на планете к Интернету. ПРООН поддерживает преодоление цифрового неравенства среди женщин и разрабатывает показатели для измерения гендерных аспектов цифрового разрыва.

Сегодня крупные ИТ-компании играют важную роль в определении основных направлений развития и использования ИКТ, однако, когда они сталкиваются с трансграничными проблемами информационной безопасности, как подстрекательство к насилию в Интернете, вопросы защиты персональных данных и иные, они вынуждены опираться на решения государств, которые обладают легитимностью в решении проблем безопасности, а также правосубъектностью в рамках международного права.

В силу взаимозависимости глобального цифрового пространства в одиночку ни одна страна и ни одна крупная ИТ-корпорация не могут управлять глобальной цифровой трансформацией, поэтому очень важно развивать программы сотрудничества в области преодоления цифрового разрыва, которые учитывали бы интересы и опирались на возможности различных заинтересованных сторон — государств, бизнеса, академического сообщества и организаций гражданского общества при должном внимании к вопросам информационной безопасности.

В этих условиях чрезвычайно востребованной оказывается выработка правил ответственного поведения государств в глобальном информационном пространстве, которые учитывали бы риски международной информационной безопасности и опирались на ресурсы и интересы всех заинтересованных сторон при ведущей и координирующей роли государств.

Вывод

Цифровой разрыв представляет собой комплексную проблему и затрагивает все уровни социально-экономического неравенства в современном мире, а также приобретает международно-политическое измерение, становится важным фактором международной информационной безопасности. Повсеместная цифровизация, обусловленная во многом необходимостью обеспечить социальное дистанцирование в условиях пандемии коронавирусной инфекции, обострила международно-политическое измерение проблемы цифрового разрыва, которая нуждается в согласованном решении со стороны международного сообщества.

На современном этапе цифровой разрыв и цифровое неравенство становится составной частью проблемы международной информационной безопасности. Новый цифровой неоколониализм стран Запада усугубляет зависимость развивающихся стран и ставит их в уязвимое положение. В этих условиях востребованным становится выработка общих принципов в области наращивания потенциала и преодоления цифрового разрыва, которые могли бы найти закрепление в правилах ответственного поведения государств в глобальном информационном пространстве.

1. Под термином «цифровой разрыв» понимается неравномерность в доступе к ИКТ в масштабах отдельной страны, международно-политического региона или международной системы в целом.

2. UN OEWG Final Report.


Оценить статью
(Голосов: 13, Рейтинг: 4.85)
 (13 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
 
Социальная сеть запрещена в РФ
Социальная сеть запрещена в РФ
Бизнесу
Исследователям
Учащимся
sexy film kannada coffetube.info very very hot women محجبة بتتناك arabysexy.org صور سكس اخ واخته natasha malkova sex video jizzman.mobi www.indian sex .com rambha swimsuit images yourporn.name lauren gottlieb hot 藤代ゆかり freejavporn.mobi honb-142 hot teen fuck lazoom.mobi desi aunty xvideos.com arabella episode 58 wowteleserye.com lotto result complete today xnxxtalugu redpornvideos.mobi desi99 سيكس لبناني freepornjournal.com سكس مصري مشعر سكس فنانات ار 18 tropsha.com سكس حصان وبنات boa foda pornucho.mobi ayyan ali maria clara at ibarra december 21 2022 full episode pinoycinema.org mga dokumentaryo xxx hindi sex story ganstagirls.com imo sex videos فيديو منى وشيما سكس blackpornsexvideos.com صور طياز بلدى michael keikaku megahentai.org secret journey po-ju