Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 26, Рейтинг: 4.54)
 (26 голосов)
Поделиться статьей
Артем Соколов

К.и.н., научный сотрудник Лаборатории анализа международных процессов, Центра европейских исследований ИМИ МГИМО МИД России

Первый визит Олафа Шольца в качестве федерального канцлера в Китай 4 ноября получил множество оценок и трактовок, зачастую эмоциональных, со стороны экспертного сообщества. Причины повышенного интереса стоит искать не только особенностях современного состояния международных отношений. Германия и КНР уже долгое время появляются в лентах новостей чаще обычного. Обе страны прошли, пусть и по-разному, период политической трансформации, с чем внешние наблюдатели нередко связывали надежды или опасения изменений их внешней и внутренней политики.

Однако есть ли у Берлина политическая воля и ресурсы, чтобы проводить самостоятельную политику на китайском направлении? Усиление трансатлантического вектора немецкой дипломатии ограничивает пространство для инициативы для Германии. Открытый конфликт между МИД и Ведомством федерального канцлера по базовым принципам внешнеполитической стратегии ослабляет позиции Олафа Шольца, хотя и обнаруживает выдающиеся способности канцлера в области маневрирования в море немецкого политикума. «Зелёная» внешняя политика не предполагает гибкости и компромиссов в отношении стран не-Запада. Китай интересует Анналену Бербок только как государство, где нарушаются права человека и не работают принципы углеродной нейтральности.

Первый визит Олафа Шольца в качестве федерального канцлера в Китай 4 ноября получил множество оценок и трактовок, зачастую эмоциональных, со стороны экспертного сообщества. Причины повышенного интереса стоит искать не только особенностях современного состояния международных отношений. Германия и КНР уже долгое время появляются в лентах новостей чаще обычного. Обе страны прошли, пусть и по-разному, период политической трансформации, с чем внешние наблюдатели нередко связывали надежды или опасения изменений их внешней и внутренней политики.

Выборы в Бундестаг в сентября 2021 г. оформили окончание «эры Меркель» и время продолжительного политического доминирования ХДС. Правящая коалиция во главе с СДПГ, начиная работу на принципах преемственности курса, после февраля 2022 г. перешла к ревизии основ внешней политики ФРГ. Вместо размеренной работы по реализации «зелёной сделки» Берлин запустил масштабную программу ремилитаризации. При этом идейная разнородность правящей коалиции регулярно становится причиной трений и скандалов внутри немецкого правительства. Германия Олафа Шольца оказалась непохожей на Германию Ангелы Меркель с её видимой стабильностью и предсказуемостью.

ХХ съезд КПК также заставил экспертов делать выводы о новом качестве управленческой модели Китая. Несмотря на то, что, в отличие от ФРГ, фигура первого лица КНР осталась неизменной, новый состав Политбюро КПК позволил экспертам сделать вывод о формировании новых устойчивых тенденций в политическом развитии страны. Относительно компромиссным мнением на этот счет стал вывод специалистов о приоритизации китайским руководством интересов безопасности над внешнеэкономическим сотрудничеством, однако контуры изменений еще предстоит определить.

Переговоры германского и китайского лидеров попали в большинство чувствительных нервов современной мировой политики. Укрепление внутреннего единства стран Запада на антироссийской основе, вооруженный конфликт на Украине, напряженность вокруг Тайваня, трансформация мировых экономических связей, преодоление последствий пандемии коронавируса — эти и другие темы были предметом разговора Олафа Шольца с Си Цзиньпином или создавали для них соответствующий информационный фон. Трудно представить, что канцлер ФРГ совершал 23-х часовой перелёт в другую часть света для формальных переговоров.

Острота внутригерманской дискуссии дополнялась скандалом вокруг покупки части терминала порта Гамбурга китайской компанией «Cosco». Федеральному канцлеру пришлось фактически в одиночку отстаивать право сделки на реализацию, вступив в дискуссию с профильными министерствами и ведомствами ФРГ — от Министерства экономики и климата до спецслужб. Оппозиция в лице ХДС угрожала вынести вопрос на обсуждение в Бундестаге, что грозило перевести ситуацию в состояние полноценного правительственного кризиса. В итоге О. Шольцу пришлось согласовать параметры сделки, уменьшив размер продаваемой доли терминала и ограничив китайского покупателя в полномочиях по принятию ключевых решений по работе портового объекта. Компромиссное решение позволило сбить накал дебатов, но оставило много недовольных принципиальностью федерального канцлера в вопросах работы с китайскими представителями.

Лететь или не лететь?

Показательно, прежде всего то, что О. Шольцу удалось реализовать свой китайский вояж, несмотря на давление со стороны значительной части политического истеблишмента ФРГ. Более того, визит состоялся именно в том формате, на который рассчитывал глава немецкого правительства. Вопреки декларируемой приверженности «многостороннему» подходу, Берлин отказался от подключения к переговорам в Пекине президента Франции Эммануэля Макрона, оставив в стороне механизмы франко-германского тандема. На борту самолета Олафа Шольца не нашлось место и еврочиновникам — его заняли представители крупного немецкого бизнеса: Siemens, BASF, Adidas и др. Флаг ЕС, обычно соседствующий на официальных мероприятиях с национальным немецким, в этот раз вызывающе отсутствовал. В результате О. Шольц во время поездки представлял Германию и её интересы настолько, насколько это вообще возможно при нынешнем позиционировании Берлина в международных отношениях.

Германо-китайские отношения стали, пожалуй, первой темой, которая вывела в публичную плоскость противоречия между СДПГ и «Зелёными» по вопросам немецкой внешнеполитической стратегии. Парадоксальным образом именно возглавляемый Анналеной Бербок МИД ФРГ стал одним из основных противников визита Олафа Шольца в КНР или, по крайне мере, настаивал на формировании определенной программы визита, выдвигая на первый план вопросы так называемой «ценностной» политики. Речь идет, в частности, о положении уйгурского населения или ситуации с Тайванем. Несмотря на то, что Ведомство федерального канцлера обладает безусловным приоритетом в определении основ внешней политики ФРГ, «Зелёные» с первых дней работы «светофорной» коалиции дали понять, что рассчитывают на возможность проявлять внешнеполитическую инициативу. Если в случае с конфликтом на Украине противоречия между социал-демократами и экологами до сих пор распространяются на сравнительно локальные вопросы, такие как поставки Киеву тех или типов вооружений или размеры финансовой помощи, то отношения с Китаем стали предметом дискуссии о фундаментальных основах немецкой дипломатии.

Параллельно c поездкой О. Шольца в Пекин А. Бербок принимала в Мюнстере глав МИД стран G7. На фоне противоречивой поездки главы государства в КНР руководитель немецкого внешнеполитического ведомства выглядела как добросовестный трансатлантист, дирижирующий союзниками в их противостоянии «российской агрессии». Были и те, кто усмотрел к поведении А. Бербок возрождение канцлерских амбиций.

Массированное давление вынудило Олафа Шольца выступить с развернутым текстом в газете «Frankfurter Allgemeine Zeitung». Канцлер объяснял целесообразность своего визита в Китай глобальными изменениями в мировой политике, необходимостью выстраивать эффективное экономическое взаимодействие с Китаем, ценностью дипломатической коммуникации. Всё это имело много общего с тем, как Ангела Меркель объясняла ценность диалога с Россией после 2014 г.

Россия сегодня — Китай завтра?

Как и следовало ожидать, двухчасовое общение Олафа Шольца с китайским руководством не стало началом нового этапа взаимоотношений Китая и ФРГ, как и источником резонансных двусторонних инициатив. Трактовки символических аспектов визита не стоит автоматически распространять на широкое полотно германо-китайского взаимодействия. И хотя Берлин приобрел болезненную аллергическую реакцию на принцип «weiter so» («как и прежде»), при иных обстоятельствах визит О. Шольца можно было бы охарактеризовать скорее как рутинное продолжение курса его предшественницы.

Вместе с тем в данном случае рутинность не вполне синонимична стабильности или позитивной динамике. Диспропорции экономического взаимодействия Германии и Китая, о которых писал О. Шольц в статье для FAZ, беспокоят Берлин уже долгое время. Травма покупки китайской компанией «Midea» немецкого флагмана робототехники «Kuka» еще в 2016 г. обозначила поворот в восприятии немецкими политиками инвесторов из КНР. С этого момента китайская активность в Германии начала восприниматься с настороженностью, что привело в том числе и к блокированию сделок. Заморозка Всеобъемлющего инвестиционного соглашения между ЕС и Китаем расширила проблему экономического взаимодействия с Поднебесной на общеевропейский уровень.

Коалиционное соглашение действующего правительства ФРГ уделяет особое внимание германо-китайским отношениям в широком диапазоне от сотрудничества до соперничества. При определяющем влиянии «Зелёных» германский подход к Китаю получил значительное «ценностное» наполнение как в части соблюдения прав человека, так и в отношении тайваньского вопроса. Несмотря на то, что события февраля 2022 г. преждевременно деактуализировали содержание основного рабочего документа «светофорной» коалиции, китайское направление внешней политики ФРГ по-прежнему находится в стадии переосмысления.

Германо-китайские отношения в обозримой перспективе будут развиваться в условиях осмысления опыта трансформации российско-германских связей. Для немецкой внутриполитической дискуссии выстраивание параллелей между Россией и Китаем стало разновидностью интеллектуальной гимнастики. Декларируемый высокопоставленными немецкими политиками отказ от фундаментальных основ российско-германских связей неизбежно ставит вопрос: каким образом теперь выстраивать коммуникацию с другими «неудобными» партнёрами?

Разрыв экономических связей с Москвой привёл к острому энергетическому кризису в ФРГ. Немецкие политики неверно оценили место дешевых российских энергоресурсов в структуре экономического благополучия ФРГ и не стали прилагать особые усилия для получения преференций в рамках антироссийских санкций, как это делала, например, Венгрия. Масштаб потерь для Германии еще предстоит оценить.

Торгово-экономические связи Китая и ФРГ еще более насыщенны и разнообразны. Для ориентированной на экспорт немецкой промышленности китайский рынок с его демографическим потенциалом и изменением культуры потребления прочно удерживает позицию одного из основных приоритетов. Вынужденное сокращение экономических контактов с Поднебесной рискует вызвать сильное сопротивление представителей немецкой бизнес-элиты.

Вместе с тем, с точки зрения американских политиков, растущий Китай представляет собой долгосрочную угрозу, которой необходимо противостоять. Сомкнув ряды Запада на антироссийской основе, Вашингтон готов повторить этот опыт и в отношении КНР. Рассуждения О. Шольца в статье для FAZ о нежелании идти на decoupling с Пекином в этом контексте звучат едва ли не как фронда, распалившая критиков визита канцлера в Китай.

Однако есть ли у Берлина политическая воля и ресурсы, чтобы проводить самостоятельную политику на китайском направлении? Усиление трансатлантического вектора немецкой дипломатии ограничивает пространство для инициативы для Германии. Открытый конфликт между МИД и Ведомством федерального канцлера по базовым принципам внешнеполитической стратегии ослабляет позиции Олафа Шольца, хотя и обнаруживает выдающиеся способности канцлера в области маневрирования в море немецкого политикума. «Зелёная» внешняя политика не предполагает гибкости и компромиссов в отношении стран не-Запада. Китай интересует Анналену Бербок только как государство, где нарушаются права человека и не работают принципы углеродной нейтральности.


Оценить статью
(Голосов: 26, Рейтинг: 4.54)
 (26 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся