Оценить статью
(Голосов: 10, Рейтинг: 5)
 (10 голосов)
Поделиться статьей
Андрей Кортунов

К.и.н., эксперт Международного дискуссионного клуба «Валдай»

Итоги Берлинской конференции по Ливии уже породили поток критических комментариев со стороны многочисленных скептиков. Действительно, утверждать о состоявшемся прорыве в разрешении ливийского кризиса было бы, как минимум, преждевременно. Соглашение о прекращении огня не было подписано, противостояние сил Фаиза Сараджа и Халифы Хафтара продолжается. Официально ни первый, ни второй не были даже участниками берлинской встречи и не подписали заключительного документа, хотя и неформально согласились назначить представителей для участия в работе двусторонней военной комиссии, которая может собраться в Женеве уже в конце января для обсуждения модальностей прекращения огня.

Сблизить нынешние взгляды двух сторон на урегулирование конфликта будет очень непросто даже при наличии консенсуса между внешними игроками. Если в Триполи настаивают на полной эвакуации сил Хафтара из всей западной Ливии в качестве предварительного условия прекращения огня, то в Тобруке никакую эвакуацию обсуждать не готовы и, более того, фактически сводят вопрос о прекращении огня к переговорам об условиях военной капитуляции сил Сараджа и о создании нового правительства под контролем Тобрука. Для придания своей позиции большей убедительности, маршал Хафтар практически полностью блокировал всю ливийскую инфраструктуру, связанную с добычей и экспортом нефти — основного источника национального благосостояния, тем самым наглядно показав, «кто в доме хозяин».

«Берлинский консенсус» между главными внешними участниками ливийского кризиса также остается крайне хрупким и может рухнуть в любой момент. Соблазн обеспечить своим политическим протеже в Ливии наилучшие условия для переговоров в Женеве путем оказания дополнительной военной поддержки может перевесить намерение выполнять условия оружейного эмбарго и договоренности о невмешательстве. Каждый из внешних игроков имеет основания подозревать остальных в двойной игре и в готовности под любым благовидным предлогом ревизовать берлинские договоренности в свою пользу. Тот факт, что президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган демонстративно не стал оставаться на заключительный ужин участников берлинской конференции, красноречиво свидетельствует о той напряженной атмосфере, в которой проходили обсуждения.

Именно поэтому так важно закрепить достигнутое в Берлине взаимопонимание внешних игроков принятием соответствующей резолюции Совета Безопасности ООН. Основные положения этой резолюции очевидны: немедленное прекращение огня, принципиальный отказ сторон разрешить конфликт военными средствами, начало переговоров о будущем политическом устройстве страны. Переговоры о ливийском политическом транзите, по всей видимости, будут не менее сложными и временами не менее разочаровывающими, чем переговоры о политическом транзите в Сирии. Собственно, уже первые попытки создания ливийского аналога сирийского Конституционного комитета говорят о том, что даже согласование первоначального состава такого органа потребует немало времени, настойчивости и дипломатического мастерства.

К сожалению, возобновление активных боевых действий с многочисленными жертвами и новыми потоками беженцев выглядит более чем реальной перспективой. Внутренний потенциал гражданской войны далеко не исчерпан, и даже в самых оптимистических сценариях развития событий следует предусмотреть многочисленные нарушения режима прекращения огня и периодические провокации стой или другой стороны.

Однако если взаимопонимание внешних игроков, обозначившееся в Берлине, приобретет вид конкретных договоренностей по ужесточению режима оружейного эмбарго и минимизации внешнего вмешательства в ливийскую гражданскую войну с помощью соответствующих механизмов СБ ООН, то новая вспышка насилия, даже если она и состоится, неизбежно быстро затухнет без масштабной внешней подпитки. И мы окажемся ближе к разрешению конфликта, чем были на протяжении всех девяти долгих лет ливийского кризиса. И чуть дальше от перспективы неконтролируемой эскалации, чем мы были всего неделю назад.

Если среди множества самых разнообразных военно-политических столкновений нашего времени попытаться выявить «образцово-показательный» конфликт XXI века, своего рода классическую геополитическую шахматную партию начала столетия, то, вероятно, таким конфликтом окажется гражданская война в Ливии. Эта война долгое время оставалась в тени более разрушительного и более центрального для Ближнего Востока сирийского противостояния, но в последнее время Ливия заметно потеснила Сирию на страницах газет, на экранах телевизоров и в повестках дня лидеров великих держав.

Дебют нового века

Какие новые особенности конфликтов XXI века проявляются сегодня в Ливии?

Во-первых, ливийская война кажется бесконечной. Она длится уже девять лет — почти столько же, сколько длились обе мировые войны прошлого столетия, вместе взятые. При том, что, в отличие от войны в Сирии, никакой усталости от боевых действий и тенденции к затуханию военного противостояния в Ливии пока не наблюдается. Только последнее обострение, начавшееся в середине 2019 г., унесло жизни более трех тысяч человек и добавило к общему числу внутренних беженцев еще двести тысяч (не будем забывать, что общая численность населения страны составляет всего около 7 миллионов).

Более того, сохраняются предпосылки для дальнейшей эскалации, особенно с учетом возможности прямого вовлечения в конфликт вооруженных сил Турции. В отличие от не слишком богатой природными ресурсами Сирии или нищего Йемена, Ливия очень богата нефтью и газом, а значит, в стране всегда найдутся средства для закупок оружия и оплату услуг наемников — как местных, так и иностранных.

Во-вторых, хотя речь вроде бы идет о гражданской войне, все хорошо понимают, что на кону не только судьба самой Ливии. Дальнейший ход и вероятный исход конфликта во многом определят геополитический баланс в Восточном Средиземноморье, окажут глубокое влияние на обстановку во всем Магрибе, да и в Сахеле тоже, существенно осложнят или, напротив, облегчат ситуацию с беженцами и вынужденными мигрантами в Южной Европе. В Ливии воюют исламские радикалы из сирийского Идлиба и из других стран Ближнего Востока и Северной Африки, а сама Ливия является потенциальным ведущим поставщиком экстремистских групп для соседних африканских государств (например, для Египта) и, возможно, международных террористов для Европы.

Гражданская война в Ливии — это и флуктуации мировых цен на углеводороды, и сдвиги в географии перемещения радикальных исламистов, и динамика рынков вооружений, и многие другие региональные и даже глобальные последствия разных масштабов и разной длительности. Поэтому совершенно не случайно то, что в ливийский водоворот оказались втянуты многие региональные и нерегиональные державы, а события в Ливии и вокруг нее стали классическим примером такого специфического для нынешнего столетия явления как «интернационализация гражданских войн».

В-третьих, конфликт в Ливии отражает очень характерное для XXI века противопоставление демократии и порядка. Если Правительство национального согласия (ПНС), возглавляемое Фаизом Сараджем, претендует на следование демократическим процедурам и взаимодействие с максимально широким спектром политических сил в стране, включая и самые радикальные, то основные противники Сараджа — Халифа Хафтар и его Ливийская национальная армия (ЛНА) — считаются более последовательными и более эффективными борцами с исламскими террористами. Что более перспективно для будущего ливийской государственности — максимально широкое политическое представительство или жесткое авторитарное правление — вопрос остается открытым.

В-четвертых, ливийская ситуация категорически не вписывается в унаследованную от ХХ века привычную систему геополитических координат. В этом конфликте Соединенные Штаты противостоят Турции, своему стратегическому партнеру по Североатлантическому альянсу. Позиции Франции существенно расходятся с позициями соседней Италии, а ведущие страны Залива — Катар, Саудовская Аравия и ОАЭ — оказались на разных сторонах конфликта. Конфессиональный фактор используется обеими сторонами: поддерживая правительство в Триполи, Турция пытается укрепить свои позиции как безусловного лидера исламского мира, в то время как многие племенные группировки на востоке и юге Ливии призывают к джихаду против «второго издания турецкого колониализма».

Для России ливийский конфликт также имеет свои уникальные особенности. С одной стороны, с 2011 г. ссылка на трагические события в Ливии — один из неизменных и отнюдь не безосновательных аргументов Москвы, подтверждающих двойные стандарты, лицемерие и политическую близорукость Запада. С другой стороны, в отличие от ситуации в Сирии, Россия не является главным внешним игроком в ливийском конфликте и не несет сопоставимую ответственность за будущее этой страны.

Если в Сирии для Москвы на первом плане оказываются геополитические и военно-стратегические соображения, то в Ливии, насколько можно судить, более видное место занимают конкретные экономические интересы. Если в Сирии Москва делает ставку на победу Дамаска во главе с Башаром Асадом, то в Ливии она не без успеха лавирует между Триполи и Тобруком, сохраняя партнерские отношения как с ПНС, так и ЛНА. Добавим, что, хотя Россия официально вообще никак не участвует в ливийском конфликте, однако противостоящие силы и многие внешние игроки настойчиво пытаются перетянуть Москву на свою сторону.

Берлинский миттельшпиль

Коль скоро мы имеем дело с конфликтом нового столетия, то и алгоритмы его решения должны быть иными. Состоявшаяся 19 января 2020 г. международная конференция по Ливии в Берлине стала уникальным событием в истории международного сотрудничества по урегулированию региональных кризисов. Достаточно перечислить ее участников, многие из которых были представлены на высшем уровне: Германия, Россия, США, Великобритания, Франция, Италия, Китай, Турция, Египет, ОАЭ, Алжир, Республика Конго, а также ООН, Европейский союз, Лига арабских государств и Организация африканского единства. Берлинцы очень давно не видели столь масштабного события в столице Германии, а канцлер Ангела Меркель давно не получала столько комплиментов в свой адрес.

Стоит отдать должное участникам берлинской встречи — они пытались не только сформулировать новые алгоритмы решения ливийской головоломки, но и найти для них максимально конкретное практическое воплощение. Например, для всех было ясно, что ливийский кризис не может быть завершен каким-то одним «мирным договором», подписанным на международной конференции типа Версальской или Потсдамской. Скорее, речь должна идти о некоторой последовательности весьма скромных, но конкретных шагов в направлении де-эскалации, а далее — в направлении национального примирения и постконфликтного восстановления. Отсюда — вполне логичное решение разбить процесс ливийского урегулирования на шесть «корзин», (прекращение огня, выполнение оружейного эмбарго, политический процесс, реформа сектора безопасности, экономическая реформа, а также соблюдение норм гуманитарного права и прав человека).

В Берлине де-факто согласились и с тем, что международное сообщество не располагает необходимым единодушием и политической волей для того, чтобы «навязать мир» сторонам конфликта. Ни о какой масштабной миротворческой операции под эгидой ООН или иной международной организации (ОАЭ? НАТО? ЛАГ? ЕС?) в Ливии сегодня не может быть и речи. Тем более не было готовности делегировать такую операцию вооруженным силам Турции, поскольку трудно рассчитывать на полную беспристрастность и политическую нейтральность Анкары в ливийском вопросе. А без такой операции повисает в воздухе вопрос о разоружении нерегулярных военных формирований и решительном пресечении попыток нарушить договоренности о прекращении огня, не говоря уже о защите базовых прав человека или о мониторинге будущих выборов.

Соответственно, ближайшая практическая задача, стоящая перед внешними игроками, заключается не столько в том, чтобы загасить ливийский костер, сколько в том, чтобы не подбрасывать в этот костер дров. А дровами могут оказаться и «серые» поставки оружия, и деятельность военных советников, и направление воинских контингентов, и усилия по укреплению международного статуса одной из сторон в конфликте за счет другой стороны. В Берлине был сделан первый шаг к решению этой задачи — участники конференции согласились с необходимостью воздержаться от внешнего вмешательства в ливийские дела. Но вопросы о выводе иностранных войск и наемников частных компаний, которые уже находятся в Ливии и участвуют в боевых действиях, пока повис в воздухе. Как, впрочем, и не менее деликатный вопрос о международных санкциях за нарушение оружейного эмбарго.

Помимо всего прочего, конференция в Берлине в очередной раз подтвердила незаменимость Организации Объединенных Наций, которая остается единственным легитимным и приемлемым для всех механизмом внешнего воздействия на ситуацию внутри страны. Никакие «коалиции согласных» (Coalitions of the Willing) не могут считаться адекватной заменой ООН в лице ее Совета Безопасности и специальных представителей.

Наконец, дискуссии в Берлине показали, что разрешение региональных конфликтов сегодня нельзя отделить от общего политического контекста, в котором действуют основные внешние игроки. Трудно договариваться по Ливии и продолжать противостояние в Сирии, сотрудничать в Йемене и принципиально расходиться относительно Ирана. Для разрешения ливийского конфликта нужен новый уровень доверия между великими державами, новые каналы коммуникации на разных уровнях и новое понимание общности не только тактических и ситуативных, но также стратегических и долгосрочных интересов. К сожалению, пока эти условия не созданы.

Каким будет эндшпиль?

Итоги Берлинской конференции по Ливии уже породили поток критических комментариев со стороны многочисленных скептиков. Действительно, утверждать о состоявшемся прорыве в разрешении ливийского кризиса было бы, как минимум, преждевременно. Соглашение о прекращении огня не было подписано, противостояние сил Фаиза Сараджа и Халифы Хафтара продолжается. Официально ни первый, ни второй не были даже участниками берлинской встречи и не подписали заключительного документа, хотя и неформально согласились назначить представителей для участия в работе двусторонней военной комиссии, которая может собраться в Женеве уже в конце января для обсуждения модальностей прекращения огня.

Сблизить нынешние взгляды двух сторон на урегулирование конфликта будет очень непросто даже при наличии консенсуса между внешними игроками. Если в Триполи настаивают на полной эвакуации сил Хафтара из всей западной Ливии в качестве предварительного условия прекращения огня, то в Тобруке никакую эвакуацию обсуждать не готовы и, более того, фактически сводят вопрос о прекращении огня к переговорам об условиях военной капитуляции сил Сараджа и о создании нового правительства под контролем Тобрука. Для придания своей позиции большей убедительности, маршал Хафтар практически полностью блокировал всю ливийскую инфраструктуру, связанную с добычей и экспортом нефти — основного источника национального благосостояния, тем самым наглядно показав, «кто в доме хозяин».

Shehab Al Makahleh, Maria Al Makahleh:
2020 Forecast: Revealing the Future of the Middle East

«Берлинский консенсус» между главными внешними участниками ливийского кризиса также остается крайне хрупким и может рухнуть в любой момент. Соблазн обеспечить своим политическим протеже в Ливии наилучшие условия для переговоров в Женеве путем оказания дополнительной военной поддержки может перевесить намерение выполнять условия оружейного эмбарго и договоренности о невмешательстве. Каждый из внешних игроков имеет основания подозревать остальных в двойной игре и в готовности под любым благовидным предлогом ревизовать берлинские договоренности в свою пользу. Тот факт, что президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган демонстративно не стал оставаться на заключительный ужин участников берлинской конференции, красноречиво свидетельствует о той напряженной атмосфере, в которой проходили обсуждения.

Именно поэтому так важно закрепить достигнутое в Берлине взаимопонимание внешних игроков принятием соответствующей резолюции Совета Безопасности ООН. Основные положения этой резолюции очевидны: немедленное прекращение огня, принципиальный отказ сторон разрешить конфликт военными средствами, начало переговоров о будущем политическом устройстве страны. Переговоры о ливийском политическом транзите, по всей видимости, будут не менее сложными и временами не менее разочаровывающими, чем переговоры о политическом транзите в Сирии. Собственно, уже первые попытки создания ливийского аналога сирийского Конституционного комитета говорят о том, что даже согласование первоначального состава такого органа потребует немало времени, настойчивости и дипломатического мастерства.

К сожалению, возобновление активных боевых действий с многочисленными жертвами и новыми потоками беженцев выглядит более чем реальной перспективой. Внутренний потенциал гражданской войны далеко не исчерпан, и даже в самых оптимистических сценариях развития событий следует предусмотреть многочисленные нарушения режима прекращения огня и периодические провокации с той или другой стороны.

Однако если взаимопонимание внешних игроков, обозначившееся в Берлине, приобретет вид конкретных договоренностей по ужесточению режима оружейного эмбарго и минимизации внешнего вмешательства в ливийскую гражданскую войну с помощью соответствующих механизмов СБ ООН, то новая вспышка насилия, даже если она и состоится, неизбежно быстро затухнет без масштабной внешней подпитки. И мы окажемся ближе к разрешению конфликта, чем были на протяжении всех девяти долгих лет ливийского кризиса. И чуть дальше от перспективы неконтролируемой эскалации, чем мы были всего неделю назад.

Оценить статью
(Голосов: 10, Рейтинг: 5)
 (10 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
 
Социальная сеть запрещена в РФ
Социальная сеть запрещена в РФ
Бизнесу
Исследователям
Учащимся
sexy film kannada coffetube.info very very hot women محجبة بتتناك arabysexy.org صور سكس اخ واخته natasha malkova sex video jizzman.mobi www.indian sex .com rambha swimsuit images yourporn.name lauren gottlieb hot 藤代ゆかり freejavporn.mobi honb-142 hot teen fuck lazoom.mobi desi aunty xvideos.com arabella episode 58 wowteleserye.com lotto result complete today xnxxtalugu redpornvideos.mobi desi99 سيكس لبناني freepornjournal.com سكس مصري مشعر سكس فنانات ار 18 tropsha.com سكس حصان وبنات boa foda pornucho.mobi ayyan ali maria clara at ibarra december 21 2022 full episode pinoycinema.org mga dokumentaryo xxx hindi sex story ganstagirls.com imo sex videos فيديو منى وشيما سكس blackpornsexvideos.com صور طياز بلدى michael keikaku megahentai.org secret journey po-ju