Read in English
Оценить статью
(Голосов: 12, Рейтинг: 2.92)
 (12 голосов)
Поделиться статьей
Дмитрий Наркевский

Независимый обозреватель

В последнее время борьба за энергетические потоки в Южной Азии обострилась настолько, что ее вполне можно ставить в один ряд с конкуренцией на европейском рынке. Так же, как и в Европе, газовые контракты несут отпечаток стратегического видения основными геополитическими и региональными игроками перспектив развития Южной Азии.

Традиционно лидерами по поставкам энергоресурсов в Южную Азию являлись страны Персидского залива. Картина поставщиков дополнялась незначительным присутствием производителей из Африки, Юго-Восточной Азии и Австралии. До недавнего времени региональный газовый рынок можно было считать достаточно устойчивым и предсказуемым, а по некоторым направлениям, например, поставкам СПГ в Индию, фактически монополизированным Катаром.

Катар не ограничивает свое присутствие в регионе индийским рынком. В феврале 2016 г. Доха и Исламабад подписали соглашение о ежегодных поставках 3,75 млн т СПГ сроком на 16 лет. Но Катару пора отвыкать от золотых лет монопольных поставок газа в регион — активность новых игроков может внести серьезные изменения в нынешнюю ситуацию.

Успехи сланцевой добычи открыли перед Соединенными Штатами перспективы газового экспорта и вытеснения с рынка конкурирующих торговцев углеводородами. В свете агрессивной протекционистской политики нынешней Администрации США совершенно логично, что Вашингтон пытается захватить южно-азиатский рынок в том числе и за счет давления нерыночными методами. Иран, обладающий огромными запасами природного газа, испытывает определенные трудности со сбытом не только из-за американских санкций, но и из-за отсутствия достаточных мощностей по сжижению газа.


В последнее время борьба за энергетические потоки в Южной Азии обострилась настолько, что ее вполне можно ставить в один ряд с конкуренцией на европейском рынке. Так же, как и в Европе, газовые контракты несут отпечаток стратегического видения основными геополитическими и региональными игроками перспектив развития Южной Азии.

Традиционно лидерами по поставкам энергоресурсов в Южную Азию являлись страны Персидского залива. Картина поставщиков дополнялась незначительным присутствием производителей из Африки, Юго-Восточной Азии и Австралии. До недавнего времени региональный газовый рынок можно было считать достаточно устойчивым и предсказуемым, а по некоторым направлениям, например, поставкам СПГ в Индию, фактически монополизированным Катаром.

Катар

Безоговорочный лидер газовых поставок в Южную Азию в 2004 г. заключил крайне выгодный контракт на поставку сжиженного газа в Индию до 2029 г. Ценность этого соглашения для Катара стала по-настоящему ощутима после резкого падения мировых цен на нефть. Расчетливая Индия оказалась в ловушке собственного желания сэкономить. Привязка цены на поставляемый газ к средней цене нефти на японском рынке за последние пять лет при постоянном росте цены углеводородов в 2000-х гг. представлялась индийцам неплохой страховкой. Однако последующее стремительное падение цен на нефть стало для Индии кошмаром. Цена упала втрое, а Индия продолжала платить максимальные суммы. Это повлекло за собой не только переплату, но и невыполнение обязательств по объемам закупаемого газа, а, следовательно, штрафные санкции, которых к началу 2016 г. накопилось на сумму в 1,5 млрд долл.

Пришедшее в 2014 г. к власти правительство Н. Моди приложило серьезные усилия к пересмотру договоренностей с Катаром. Новые условия предусматривали переход привязки цены на газ к средней за три месяца цене нефти марки Brent, а также реструктуризацию задолженности по пеням и штрафам. В последнее время с целью заинтересовать поставщиков из Катара и одновременно обеспечить бесперебойность поставок газа Индия предлагает катарцам инвестировать в индийские перерабатывающие предприятия. По задумке Нью-Дели, катарские компании, став собственниками таких активов, будут заинтересованы в стабильности поставок газа по конкурентной цене.

Катару пора отвыкать от золотых лет монопольных поставок газа в регион — активность новых игроков может внести серьезные изменения в нынешнюю ситуацию.

Катар не ограничивает свое присутствие в регионе индийским рынком. В феврале 2016 г. Доха и Исламабад подписали соглашение о ежегодных поставках 3,75 млн т СПГ сроком на 16 лет. Такие объемы газа обеспечат до 20% энергетических потребностей Пакистана. Но Катару пора отвыкать от золотых лет монопольных поставок газа в регион — активность новых игроков может внести серьезные изменения в нынешнюю ситуацию.

США

Успехи сланцевой добычи открыли перед Соединенными Штатами перспективы газового экспорта и вытеснения с рынка конкурирующих торговцев углеводородами — и бороться есть за что. По данным Thomson Reuters, в 2017 г. Индия заняла второе место в мире по объемам импорта сжиженного газа, получая ежемесячно из-за границы в среднем по 1,7 млн т и значительно обогнав бронзового призера — Японию — с его 1,1 млн т. Темпы роста импорта СПГ Индией таковы, что в ближайшее время она может вплотную приблизиться к лидеру — Китаю; тем более что в декабре 2017 г. индийцам удалось хоть пока и единожды, но превысить ежемесячный импорт Поднебесной (индийские 2,4 млн т против китайских 2,3 млн т СПГ).

Индийские государственные и частые компании ведут активную работу по строительству новых и расширению пропускной способности действующих терминалов по приему СПГ, что позволит в ближайшие 3–5 лет значительно нарастить импорт. Программа правительства Н. Моди предусматривает ускоренный переход индийской энергетики на более чистые энергоносители, включая газ. Всего за два года — с 2015 г. по 2017 г. — число индийских домохозяйств, использующих природный газ, выросло практически на 30% — со 140 млн. до 181 млн. В 2017 г. индийская государственная компания GAIL заключила с поставщиками американского СПГ с терминалов в Луизиане и Мэриленде долгосрочные контракты, по которым в том же году американцы осуществили первые достаточно крупные поставки. Как утверждал Дональд Трамп после встречи с Нарендрой Моди в 2017 г., его участие в переговорах было направлено на фиксацию более высокой цены СПГ в американо-индийских газовых соглашениях. Таким образом, действия американских компаний можно рассматривать как довольно удачную попытку закрепиться на емком рынке под политическим прикрытием Белого дома.

В свете агрессивной протекционистской политики нынешней Администрации США совершенно логично, что Вашингтон пытается захватить южно-азиатский рынок в том числе и за счет давления нерыночными методами. Ограничения визового режима, введение тарифных барьеров, а главное — требование сократить положительное сальдо Индии в торговле не в последнюю очередь направлены на получение США преимуществ на газовом рынке. Так, министр энергетики США Рик Перри еще год назад заявлял, что масштабные поставки американского СПГ в Индию позволят снизить дисбаланс во взаимной торговле.

В свете агрессивной протекционистской политики нынешней Администрации США совершенно логично, что Вашингтон пытается захватить южно-азиатский рынок в том числе и за счет давления нерыночными методами.

Напряженность на Ближнем Востоке, блокада просаудовской коалицией Катара, выход США из СВПД и угроза новых санкций в отношении Ирана подрывают уверенность покупателей в надежности поставок из Персидского залива и вынуждают искать новых поставщиков. В частности, согласно требованию США, покупатели иранских углеводородов должны до 4 ноября 2018 г. прекратить закупки у Тегерана.

Иран

Иран, обладающий огромными запасами природного газа, испытывает определенные трудности со сбытом не только из-за американских санкций, но и из-за отсутствия достаточных мощностей по сжижению газа. Иранская программа развития СПГ-мощностей предусматривала масштабное строительство терминалов до 2030 г., однако в связи с действовавшими долгое время санкциями процесс серьезно затормозился. Недавнее заявление США о выходе из СВПД вновь возвращает Иран в обстановку неопределенности, в этих условиях в Тегеране рассчитывают на твердую позицию Индии и Пакистана. Без сомнения, США оказывают серьезное давление на эти страны. Но с одной стороны, Вашингтон крайне заинтересован в вовлечении Индии в антикитайскую коалицию, а потому вынужден учитывать позицию Нью-Дели и по возможности не перегибать палку. А с другой, Пакистан так долго бывший верным союзником Вашингтона, в последние десять лет осуществил серьезный дрейф в сторону Пекина, что дает ему возможность опираться на определенную поддержку Поднебесной в игре против Вашингтона.

Проблема для Тегерана усугубляется еще и тем, что на позицию его соседа Пакистана, помимо США, дополнительное влияние оказывает Саудовская Аравия — многолетний союзник, а главное, донор Исламабада. Индия в свою очередь поддерживает тесные отношения с Израилем, который также не заинтересован в успехах Ирана. Желание обезопасить свой газовый экспорт от влияния США и своих региональных противников ведет Иран к сближению с еще одним игроком — Россией. Страны, которые, казалось бы, обречены на соперничество в борьбе за рынки углеводородов, могут стать и становятся стратегическими союзниками именно в газовой сфере.

Россия

Осознавая уязвимость максимальной привязки газовых поставок к западным потребителям в нынешних условиях, Россия в последние годы принимает меры по диверсификации потребителей. Помимо Китая, Москва устремила свой взгляд и на другие регионы, в том числе Южную Азию. 4 июня 2018 г. газовый терминал в штате Гуджарат принял первую партию сжиженного газа «Газпрома». Министр нефти и природного газа Дхармендра Прадхан назвал этот день «золотым днем индийских энергетических устремлений», ведь российские поставки открывающие путь к реализации долгосрочного контракта, оказались дешевле предлагаемых Катаром и США.

Критики российского газового гиганта обратили внимание на то, что поставленный газ не являлся продуктом собственной добычи «Газпрома», а был приобретен российской компанией на спотовом рынке. Действительно, «Газпром» испытывает некоторые трудности с обеспечением российско-индийского контракта. Первоначально, компания могла рассчитывать на газ того же Штокмановского газоконденсатного месторождения, но высокие затраты на его разработку на фоне резкого увеличения мировой добычи сланцевого газа, а затем и падения цен на нефть и газ привели к заморозке проекта. Кроме того, несмотря на запуск в 2017 г. терминала «Ямал-СПГ», Россия испытывает определенные ограничения, связанные с недостатком мощностей по сжижению газа. Несмотря на эти трудности, Россия стремится закрепиться и в Пакистане — в октябре 2017 г. подписано российско-пакистанское межправительственное соглашение о сотрудничестве в сфере поставок СПГ Исламабаду.

Сегодня «Газпром», «Роснефть» и «НОВАТЭК» ведут активную работу по строительству СПГ-терминалов на Балтике, в Арктике и на Дальнем Востоке. Таким образом, поставляя уже сейчас спотовый газ, «Газпром» имеет возможность закрепиться на региональном рынке к моменту выхода новых российских СПГ-терминалов на проектную мощность в ближайшие годы.

Трубопроводная альтернатива

Пакистан так долго бывший верным союзником Вашингтона, в последние десять лет осуществил серьезный дрейф в сторону Пекина, что дает ему возможность опираться на определенную поддержку Поднебесной в игре против Вашингтона.

Ввиду географической удаленности России и Индии вопрос о строительстве трубопроводов между двумя странами всегда выглядел экзотично. Однако в последнее время на повестку дня выходят проекты, которые могут серьезно изменить сложившуюся картину. И здесь важную роль могут сыграть партнерские отношения России и Ирана.

Идеи строительства газопроводов в Южной Азии не новы. Стоит вспомнить систематически буксующий «Трубопровод мира» из Ирана в Пакистан и далее в Индию (ИПИ) и газопровод ТАПИ (Туркменистан-Афганистан-Пакистан-Индия). Следует отметить, что со стороны производителей газа — Ирана и Туркменистана — необходимые работы проведены, соответствующие ветки трубопроводов на территории этих стран построены. Проблема в состоит в торможении процесса потребителями и транзитерами. В первом случае недостаток собственных финансовых средств и давление со стороны США и Саудовской Аравии затормозили строительство на территории Пакистана, а Индия фактически вышла из проекта. Во втором, напротив, ТАПИ пользуется серьезной поддержкой из-за океана, но дополнительным сдерживающим фактором наравне с ограниченностью финансовых ресурсов является нестабильность Афганистана.

Наиболее слабым звеном ИПИ и ТАПИ было и остается обеспечение гарантий Пакистана в отношении стабильности поставок в Индию. Политическое и военное противостояние Исламабада и Нью-Дели может сыграть решающую роль и перечеркнуть перспективы энергетического сотрудничества. В этом смысле предложенный проект офшорного трубопровода из Ирана в Индию мог бы стать определенным компромиссом для всех участников. Идея строительства трубопровода активно обсуждается с лета 2017 г. и, в первую очередь, продвигается Россией и Ираном. Буквально накануне июньского саммита ШОС в Циндао пакистанская пресса со ссылкой на представителя МИД Пакистана сообщила о подготовленном к подписанию меморандуме между Россией, Ираном и Пакистаном о взаимопонимании в отношении строительства подводного газопровода из Ирана. Ориентировочная стоимость проекта может составить 10 млрд долл., хотя окончательная цифра будет определена на основе расчетов «Газпрома».

По первоначальной задумке, в этом проекте должна принять участие и Индия. Надежный доступ к конкурентным по цене ресурсам в интересах как Индии, так и Ирана и России. Подводный трубопровод рассматривается сторонами отдельно от существовавших ранее наземных проектов, что должно избавить его от груза застарелых проблем газового сотрудничества. Загрузка трубопровода может быть обеспечена газом четырех иранских месторождений, в разработке которых принимает участие «Газпром», а также за счет поставок иранского газа из Персидского залива в обмен на российский газ, направленный в северные районы Ирана через Каспий.

Конечно, Индия, скептически относящаяся к энергетическому партнерству с Пакистаном, может в конечном счете отказаться от проекта. Однако в этом случае реализацию проекта потенциально может обеспечить еще один важный геополитический игрок — Китай. Если Пекину удастся перехватить у Нью-Дели инициативу в проекте морского трубопровода из Ирана, то для обеспечения доставки газа в западные районы Китая Пекин и Исламабад смогут использовать активно создаваемый Китайско-пакистанский экономический коридор (CPEC). Кстати, сейчас дочерняя компания «Ростех» «РТ-Глобальные ресурсы» ведет строительство газопровода пропускной способностью 12,4 млрд куб. м газа в год от терминала в Карачи до Лахора. И хотя предварительной точкой ввода трубопроводного газа на территорию Пакистана называют Гвадар, а не Карачи, не стоит исключать, что этот порт будет использован для транзита газа в Китай.

Энергетическое партнерство Ирана и Китая может перерасти в политическое, что окончательно отрежет Индию от Средней Азии и Афганистана.

Возможный отказ Нью-Дели от проекта, помимо переориентации иранского газа на емкий китайский рынок, будет иметь целый ряд негативных последствий как для Индии, так и для России. В наиболее неблагоприятном варианте Индия может лишиться всех проектов трубопроводной доставки газа, так как ключевым транзитером выступает Пакистан, а наиболее серьезным конкурентом в борьбе за поставки — Китай. Страна по-прежнему во многом будет зависеть от катарского СПГ. Потенциальная нестабильность в Персидском заливе, в частности блокада Катара или перекрытие Ормузского пролива, может привести к значительным рискам для индийских покупателей. В свою очередь, расширение присутствия американского СПГ может повлечь формирование условий для давления Вашингтона, в том числе и политического, на Индию, критически зависящую от импорта энергоресурсов. И, наконец, энергетическое партнерство Ирана и Китая может перерасти в политическое, что окончательно отрежет Индию от Средней Азии и Афганистана.

Нужно отдельно отметить, что Россия может столкнуться с целым рядом угроз. Речь идет о сужении возможностей работы на индийском рынке и сохранении зависимости от двух основных потребителей российского газа — Европы и Китая. Российским компаниям придется довольствоваться только сегментом СПГ, где они пока не настолько сильны. Кроме того, существует опасность ослабления стратегического партнерства Москвы и Нью-Дели. Несмотря на высокий статус отношений двух стран, относительно малоразвитые экономические связи препятствуют сохранению и развитию партнерства. Проект трубопровода мог бы значительно увеличить товарооборот между двумя странами и способствовать более тесному сотрудничеству. Стоит также добавить, что крен политического руководства Индии в сторону США станет необратимым на фоне противостояния союзу Пакистан-Китай и ослабления связей с Россией.

В этих условиях российской дипломатии и представителям энергетических компаний необходимо приложить максимум усилий по объединению интересов России, Ирана, Пакистана и Индии вокруг совместных газовых проектов. Выстраивание партнерства в газовой сфере, гарантом которого будет выступать Россия, будет способствовать определенному улучшению взаимоотношений этих стран и снижению напряженности в регионе. С полноценным вступлением Исламабада и Нью-Дели в ШОС Москва может использовать эту площадку для продвижения энергетических проектов в Южной Азии. Кроме того, договоренности России и стран региона с Ираном могут стать определенным противовесом односторонним действиям США по выходу из ядерной сделки, развязыванию торговых войн и попыткам способствовать формированию блоковой военно-политической структуры в регионе.


Оценить статью
(Голосов: 12, Рейтинг: 2.92)
 (12 голосов)
Поделиться статьей
Выберите
Выберите

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся