На фоне продолжающихся военных конфликтов в Восточной Европе и на Ближнем Востоке, а также ввиду вновь набирающей обороты экономической конфронтации между США и Китаем, африканский регион привлекает к себе особое внимание, становясь местом борьбы «средних» и «великих держав» за перспективные рынки континента. Свидетельством этому выступает бурный рост экономического и военно-политического присутствия Китая, России и стран Европы в Африке. Европейский союз провозглашает развитие отношений со странами Африки в качестве одного из своих геополитических приоритетов, называя государства континента союзниками, попутно отмечая братский характер связей. При этом Африка для Европы остается тем континентом, где государства сохраняют возможность проводить относительно автономную от блоковых объединений внешнюю политику.
Единого и комплексного подхода к выстраиванию взаимовыгодных отношений со странами Африканского континента в настоящий момент на уровне государств — членов ЕС нет. Несмотря на растущий интерес мировой общественности к Африке, принимаемые европейскими политическими элитами стратегические и программные документы в отношении Африки отличаются декларативностью и дублированием тезисов от страны к стране, не привнося в двустороннюю повестку свежих идей по углублению кооперации. Современная африканская политика европейских держав, с одной стороны, опирается на колониальный опыт взаимодействия с Африканским континентом, с другой стороны, направлена на снижение остроты текущих европейских проблем и продвижение западных ценностей миропорядка, «основанного на правилах». К сожалению, провозглашаемый курс на равноправное сотрудничество с африканскими партнерами до сих пор по большей части остается таковым лишь на бумаге — европейские государства все еще имеют склонность рассматривать страны Африканского континента в качестве «реципиентов», нуждающихся во всесторонней помощи.
Изменится ли ситуация с позиционированием Италии и других ведущих европейских государств в ближайшем будущем — вопрос дискуссионный. С одной стороны, поддержка и благосклонность Африки как одного из ключевых представителей глобального Юга может оказаться чрезвычайна полезна европейским державам как в политическом, так и в экономическом измерении, с другой стороны, не похоже, что у Европы действительно есть что-то стоящее, что можно предложить африканским коллегам. Государства мирового большинства, среди которых Россия и Китай, а также страны Ближнего Востока, могут показаться более привлекательными партнерами для Африки, готовыми на постоянной основе инвестировать, продвигать интересы и усиливать ее голос на международной арене. Пересмотр внешнеполитических подходов с учетом культурного, экономического и политического многообразия Африки и предложение перспективных инициатив для реализации на местах — то, что может приблизить страны ЕС к успеху «в битве» за Африканский континент.
Большинство исследователей Африканского континента по всему миру признают наличие структурных сдвигов в национальных экономиках государств, направленных на обеспечение устойчивого развития. Ежегодно пополняющийся рынок труда в странах континента обращает на себя пристальное внимание развитых государств, которые видят в нем перспективы экономического роста. Европейский союз провозглашает развитие отношений со странами Африки в качестве одного из своих геополитических приоритетов, называя государства континента союзниками, попутно отмечая братский характер связей. При этом Африка для Европы остается тем континентом, где государства сохраняют возможность проводить относительно автономную от блоковых объединений внешнюю политику.
На фоне продолжающихся военных конфликтов в Восточной Европе и на Ближнем Востоке, а также ввиду вновь набирающей обороты экономической конфронтации между США и Китаем, африканский регион привлекает к себе особое внимание, становясь местом борьбы «средних» и «великих держав» за перспективные рынки континента. Свидетельством этому выступает бурный рост экономического и военно-политического присутствия Китая, России и стран Европы в Африке.
Прежде всего отметим, что за последние годы отношения между Италией и африканскими государствами претерпели множественные изменения, чему способствовали не только геополитические сдвиги и новые экономические императивы, но и необходимость решения насущных проблем, среди которых особенно выделяются энергетический и миграционный вопросы. Возрастающий интерес Италии к Африке находит отражение в активизации дипломатических усилий, интенсификации экономического взаимодействия, а также в мерах, направленных на регулирование миграционных потоков.
Исторические связи Италии с Африканским континентом, сформированные в колониальный период, продолжают оказывать влияние на современную внешнюю политику государства, особенно в регионе Африканского Рога. В конце XIX – начале XX веков Италия стремилась создать свою колониальную империю на территории современных Эфиопии, Эритреи и Сомали. Особое место в списке желанных территорий занимала и Ливия, что сохраняло актуальность вплоть для рубежа конца XX – начала XXI столетия. Не последнюю роль в процессе сближения с ливийским правительством Муаммара Каддафи сыграл лично четырежды премьер-министр Италии Сильвио Берлускони, политика которого на долгие годы заложила основы относительно успешного миграционного и энергетического сотрудничества двух стран [1].
Колониальная экспансия Италии в Африке была продиктована экономическими интересами, включая добычу природных ресурсов и эксплуатацию рабочей силы. Итальянские компании стремились получать прибыль от африканских ресурсов с целью стимулирования роста промышленного развития на родине.
Сегодня же этот регион вновь оказался в фокусе внимания дипломатии Апеннин, которыми движет необходимость смягчить миграционный и энергетический кризис. Стратегический расчет Италии предусматривает использование своего исторического наследия для укрепления экономических и политических связей, балансирования влияния соперничающих держав и расширения присутствия на ключевых морских маршрутах, связывающих Средиземное море с Красным, Аравийский полуостров с Индийским океаном.
С экономической точки зрения интересы Италии в Африке сосредоточены на двусторонней торговле, инвестициях и получении доступа к природным ресурсам региона. Страны Африканского континента представляют собой растущий рынок для итальянского экспорта и источник сырья, особенно в таких секторах, как энергетика, жесткая инфраструктура и обрабатывающая промышленность.
К 2020 г. Италия сумела занять почетное третье место после КНР и ОАЭ по совокупным объемам инвестиций в страны Африканского Рога, к составу которого относят Эфиопию, Эритрею, Джибути и Сомали. Экономическая активность Италии в регионе, особенно в Эфиопии, отражает ее стратегию по освоению перспективных рынков и использованию демографических дивидендов континента. Эфиопия, демонстрирующая устойчивый экономический рост и занимающая ключевое географическое положение, стала важным партнером Италии, способствуя расширению ее влияния в регионе.
Более того, дипломатическая активность Рима по направлению Кении и Судана означает расширение итальянского регионального присутствия. В то же время взаимодействие Италии с Тунисом, Ливией, Алжиром, Чадом и Нигером подчеркивает ее приверженность общеевропейской идее укрепления безопасности на Севере Африки путем сдерживания нелегальных миграционных потоков.
Италия действительно заинтересована в управлении миграционными потоками из Африки, проходящими прежде всего через Средиземное море. За 2023 г. на итальянский берег морем прибыло около 150 тыс. мигрантов из разных стран, что больше на 68% в сравнении с аналогичным периодом предшествующего года. В 2022 г. в государствах —членах ЕС официально было зарегистрировано порядка 900 тыс. заявлений на убежище, в 2023 г. — 1,1 млн ходатайств. Борьба с бесконтрольными потоками нелегальных мигрантов требует укрепления границ, устранения первопричин миграции и достижения договоренностей с африканскими странами. Помимо этого, Италия открыто признает важность сотрудничества с государствами континента в области безопасности для решения общих проблем, таких как терроризм, организованная преступность и морское пиратство.
Так, в течение 2022–2024 гг. итальянское правительство Джорджи Мелони работало над заключением договоренностей в сфере миграции с целым рядом стран, откуда в Италию зафиксированы наибольшие входящие потоки нелегальной миграции [2]. Дж. Мелони нанесла официальный визит в январе 2023 г. в Ливию и, помимо заключения энергетической сделки, обсудила с местным руководством вопросы безопасности и проработку сокращения нелегальной миграции через Средиземное море в Италию, однако так и не добилась прорывных результатов по этому вопросу. В июне того же года она отправилась в Тунис для проведения переговоров с лидером национального правительства Каисом Саидом, ключевой темой которых стало ограничение миграционных потоков из Туниса в Италию. Предметным итогом этой деятельности можно считать подписание в июле 2023 г. меморандума между ЕС и Тунисом, в соответствии с которым правительству К. Саида планировалось предоставить один млрд евро для решения ряда внутренних экономических проблем и выстраивания более эффективной миграционной политики внутри страны. Однако реализация заключенных договоренностей затягивается и по сей день из-за неуступчивой позиции тунисского правительства.
Таким образом, приходится констатировать, что меры по разрешению нового этапа миграционного кризиса, предпринятые итальянским правительством в 2023–2024 гг., недостаточно эффективны. Объясняется это рядом факторов. Во-первых, неустойчивость рамочных соглашений в сфере миграции, заключенных Италией за этот период с рядом государств Северной Африки, а также с Албанией, так как их содержание с точки зрения юридических норм Европейского союза и международного права имеет неоднозначный характер, а практическое значение представляется труднодостижимым. Во-вторых, правительство Дж. Мелони все чаще сталкивается с критикой своей миграционной политики не только со стороны оппозиции, но и от партий-партнеров по коалиции, а также с крайне низкой оценкой одобрения обществом предпринимаемых шагов. В-третьих, внутри ЕС с каждым новым витком миграционного кризиса разделительные линии и трения по вопросу его урегулирования только нарастают, что свидетельствует о разобщенности государств — членов объединения.
Помимо миграционного взаимодействия, Италия уделяет все большее внимание диверсификации источников энергии и снижению зависимости от традиционных поставщиков, рассматривая Африку как потенциального партнера для тесного энергетического сотрудничества. Активное инвестирование в возобновляемые источники энергии, разведку нефти и газа открывают возможности для сотрудничества и вносят вклад в стратегию энергетической безопасности Италии.
Дж. Мелони на протяжении 2023–2024 гг. не раз рассуждала о «плане Маттеи». Его название отсылает к имени главы крупнейшей энергетической компании Италии Eni Энрико Маттеи, который после окончания Второй мировой войны лоббировал политику расширения сотрудничества в сфере энергетики с африканскими государствами. Сегодня Джорджа Мелони ставит ту же цель, так как видит в системной поддержке стран Африканского континента возможность купирования неконтролируемых потоков нелегальной миграции в Европу, одновременно способствуя легальной миграции и привлечению рабочей силы.
Первый международный саммит Италия — Африка с участием лидеров государств состоялся 28–29 января 2024 г. в Риме. В ходе мероприятия приняли участие более 40 представителей высокого уровня стран Африки. Среди главных целей фигурировали укрепление энергетического сотрудничества Италии с африканскими странами и обсуждение итальянской поддержки в области здравоохранения, образования и ряда иных гуманитарных проектов. Однако основной задачей ставилась очередная попытка минимизации массовой миграции с Африканского континента и налаживание многосторонних проектов в области энергетики.
Центральным событием прошедшего саммита стало обнародование «Плана Маттеи», направленного на устранение экономических причин массовой миграции. Особое внимание уделяется сотрудничеству в области энергетики, инвестициям в здравоохранение и образование, а также развитию критически важной инфраструктуры. Италия объявила о первоначальных инвестициях в «План Маттеи» в размере 5,5 млрд евро для государств Африки.
Эксперты отмечают, что амбициозное обращение Италии к африканским государствам не обходится без проблем и противоречий. Идея «Плана Маттеи», задуманная для укрепления сотрудничества и развития, подвергается критике за предполагаемый неоколониальный подтекст и отсутствие конкретики в отношении механизмов финансирования и реализации проектов. Более того, усилия Италии по сдерживанию миграции, например, в рамках упомянутых соглашений с Ливией и Тунисом от 2023 г., натолкнулись на препятствия, подчеркивающие сложности управления миграционной динамикой и осуществления внутреннего и международного контроля.
Что касается иных доктринальных проектов в рамках внешнеполитической деятельности по отношению к Африке, особое внимание было приковано к стратегическому документу «Партнерство с Африкой», объявленному во время международной видеоконференции 15 декабря 2020 г. тогдашним министром иностранных дел и международного сотрудничества Италии Луиджи Ди Майо.
В одноименном документе подчеркиваются конкретные тематические приоритеты, такие как поддержание мира, безопасности, права человека, а также коммерческое, культурное и экологическое сотрудничество. Отмечается, что взаимодействие Италии с Африкой основано на «ценностно-ориентированной дипломатии», подчеркивающей отсутствие скрытых геополитических планов. Эти усилия по пониманию реальных потребностей государств Африканского континента и инвестирования в их национальные экономики необходимы для сохранения роли Италии в качестве одного из главных действующих акторов мировой политики в Африке.
Помимо декларативных аспектов, организации встреч на высшем уровне с африканскими лидерами и доктринальных документов, за период 2022–2024 гг. президент Италии Серджо Маттарелла и премьер-министр страны Джорджа Мелони нанесли восемь официальных зарубежных визитов в Африку. Растущий интерес итальянского государства за последние годы был наглядно продемонстрирован поездками лидеров Итальянской Республики в Замбию, Мозамбик, Кению, ДРК, Эфиопию, Гану, Тунис, Ливию и Кот-д’Ивуар.
Возрастающие притязания Рима на сотрудничество с африканскими государствами неизбежно порождают новые трения в современной конфигурации присутствующих в регионе сил. К примеру, стратегические расчеты Италии в Африке отчасти пересекаются с более широким геополитическим соперничеством, особенно со стороны Франции. Конкурирующие интересы в Северной Африке и странах к югу от Сахары, воплощением которых выступает соперничество между энергетическими компаниями из Италии Eni и Франции Total, подчеркивают сложность синхронизации европейской дипломатии на африканском направлении и в полной мере отражают стремление даже «средних держав» к влиянию в стратегических регионах мира. Частичное совпадение интересов ряда ведущих европейских государств, особенно в Сахеле и Восточной Африке, указывают на возможность возникновения геополитических трений и доказывает необходимость ведения более гибкой дипломатической работы и точечного экономического взаимодействия в регионе.
***
Единого и комплексного подхода к выстраиванию взаимовыгодных отношений со странами Африканского континента в настоящий момент на уровне государств — членов ЕС нет. Несмотря на растущий интерес мировой общественности к Африке, принимаемые европейскими политическими элитами стратегические и программные документы в отношении Африки отличаются декларативностью и дублированием тезисов от страны к стране, не привнося в двустороннюю повестку свежих идей по углублению кооперации. Современная африканская политика европейских держав, с одной стороны, опирается на колониальный опыт взаимодействия с Африканским континентом, с другой стороны, направлена на снижение остроты текущих европейских проблем и продвижение западных ценностей миропорядка, «основанного на правилах». К сожалению, провозглашаемый курс на равноправное сотрудничество с африканскими партнерами до сих пор по большей части остается таковым лишь на бумаге — европейские государства все еще имеют склонность рассматривать страны Африканского континента в качестве «реципиентов», нуждающихся во всесторонней помощи.
Изменится ли ситуация с позиционированием Италии и других ведущих европейских государств в ближайшем будущем — вопрос дискуссионный. С одной стороны, поддержка и благосклонность Африки как одного из ключевых представителей глобального Юга может оказаться чрезвычайна полезна европейским державам как в политическом, так и в экономическом измерении, с другой стороны, не похоже, что у Европы действительно есть что-то стоящее, что можно предложить африканским коллегам. Государства мирового большинства, среди которых Россия и Китай, а также страны Ближнего Востока, могут показаться более привлекательными партнерами для Африки, готовыми на постоянной основе инвестировать, продвигать интересы и усиливать ее голос на международной арене. Пересмотр внешнеполитических подходов с учетом культурного, экономического и политического многообразия Африки и предложение перспективных инициатив для реализации на местах — то, что может приблизить страны ЕС к успеху «в битве» за Африканский континент.
1. Coralluzzo, V. (2010). La politica mediterranea di Berlusconi: luci e ombre. Rivista di politica: trimestrale di studi, analisi e commenti. No. 2. P. 129–150.
2. Костеж В. (2024) Политика Италии в контексте нового этапа миграционного кризиса // Доклады Института Европы РАН. №412. С. 95–105.