Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 11, Рейтинг: 3.45)
 (11 голосов)
Поделиться статьей
Дмитрий Попцов

Независимый политолог

Проблема морского пиратства, несмотря на регулярное присутствие боевых кораблей национальных государств в акватории Мирового океана, по-прежнему является достаточно острой, особенно в отдельных географических регионах. Среди них можно отметить район Африканского рога, возле Сомали, Гвинейский залив у западного побережья Африки, а также Малаккский пролив, разделяющий Индийский и Тихий океаны.

И если ситуацию с морским разбоем вблизи побережья Сомали в целом удалось стабилизировать, то в Гвинейском заливе уже в первом квартале 2021 г. фиксируется значительный рост пиратских нападений на рыболовные суда и танкеры.

Реагируя на новые вызовы, в том числе исходя из значения торговых маршрутов вдоль берегов Африки для экономики Европы, руководство Евросоюза обеспечивает постоянное присутствие своих военно-морских сил в зонах пиратской активности.

В целях оперативного реагирования на кризисные ситуации, в настоящее время официальные лица ЕС объявили о запуске концепции «Скоординированного морского присутствия», пилотным регионом для отработки механизмов которой выбран Гвинейский залив.

В то же время решения о проведении полноценной военно-морской операции, аналогичной миссиям IRINI или ATALANTA, на западном побережье Африки на текущий момент нет. На этом фоне вопрос об эффективности мер, предпринимаемых ЕС для стабилизации ситуации в Гвинейском заливе, по-прежнему остается открытым.

Статистика пиратских нападений в Гвинейском заливе будет только расти. Очевидно, что для решения этой проблемы только военных усилий недостаточно. Как и в случае с Сомали, необходимы серьезные позитивные изменения социально-экономической ситуации на территории государств, расположенных вдоль побережья Гвинейского залива.

Проблема морского пиратства, несмотря на регулярное присутствие боевых кораблей национальных государств в акватории Мирового океана, по-прежнему является достаточно острой, особенно в отдельных географических регионах. Среди них можно отметить район Африканского рога, возле Сомали, Гвинейский залив у западного побережья Африки, а также Малаккский пролив, разделяющий Индийский и Тихий океаны.

И если ситуацию с морским разбоем вблизи побережья Сомали в целом удалось стабилизировать, то в Гвинейском заливе уже в первом квартале 2021 г. фиксируется значительный рост пиратских нападений на рыболовные суда и танкеры.

Реагируя на новые вызовы, в том числе исходя из значения торговых маршрутов вдоль берегов Африки для экономики Европы, руководство Евросоюза обеспечивает постоянное присутствие своих военно-морских сил в зонах пиратской активности.

В целях оперативного реагирования на кризисные ситуации, в настоящее время официальные лица ЕС объявили о запуске концепции «Скоординированного морского присутствия», пилотным регионом для отработки механизмов которой выбран Гвинейский залив.

В то же время решения о проведении полноценной военно-морской операции, аналогичной миссиям IRINI или ATALANTA, на западном побережье Африки на текущий момент нет. На этом фоне вопрос об эффективности мер, предпринимаемых ЕС для стабилизации ситуации в Гвинейском заливе, по-прежнему остается открытым.

19 апреля 2019 г. вблизи побережья Сомали пятеро пиратов захватили йеменский дау. Превратив корабль в свою плавучую базу, флибустьеры пополнили экипаж и вышли в море в поисках новой добычи.

Два дня спустя, 21 апреля, в 280 морских милях от Сомали нападению подвергся корейский балкер Adria. Рядом с ним находилось испанское рыболовное судно Txori Argi, которое тоже стало объектом атаки.

Увеличив скорость и осуществляя маневры уклонения, рыболовные корабли попытались оторваться от преследователей, направивших в их сторону быстроходные катера (скиффы). Примерно через час погони пираты настигли своих жертв, открыв огонь, предположительно, из гранатометов.

Находившиеся на борту Adria и Txori Argi сотрудники частных служб безопасности применили в ответ свое оружие. В итоге налетчики были вынуждены отступить. В тот же день сообщение о нападении со стороны двух скиффов передало рыболовное судно Shin Shuen Far 889, экипаж которого, применив оружие, сумел отбить атаку.

Реагируя на инцидент, руководство операции EUNAVFOR Somali (operation ATALANTA) направило в район нападения свои морские патрульные самолеты, в том числе Р-3С Orion (ФРГ) и Cisna (Испания). По итогам поиска был обнаружен и идентифицирован базовый пиратский корабль (в данном случае захваченный дау), на перехват которого отправился испанский фрегат Navarra F85 (на тот момент флагман операции ATALANTA).

В результате проведенного абордажа дау «Аль-Азхам» был освобожден, пятеро пиратов задержаны, двоим понадобилась медицинская помощь. Среди 23 заложников, находившихся на судне, пострадавших не было.

25 апреля Navarra F85 доставил пятерых подозреваемых в пиратстве на Сейшельские острова, где позже они были преданы суду.

Приведенный сюжет во многом иллюстрирует типичную картину морского судоходства в районе побережья Сомали с 2008 г., когда впервые пиратские нападения стали фиксироваться в официальной статистике.

В то же время рассмотренный случай стал единственной зарегистрированной пиратской атакой вблизи побережья Сомали за весь 2019 год. С этого времени и практически до конца 2020 г. инцидентов, связанных с пиратством в зоне ответственности военно-морских сил ЕС, в официальной статистике нет.

Однако в начале декабря 2020 г. в штаб операции ATALANTA поступил телефонный звонок о сигнале бедствия с корабля, подвергшегося нападению двух скиффов во время плавания в Салалу, Оман.

Командующий операцией с борта испанского фрегата Reina Sofia F84 (флагмана миссии) отдал приказ о направлении в район инцидента патрульного самолета Р-3С Orion, который обнаружил судно, подавшее сигнал бедствия, и подтвердил факт атаки, закончившейся безрезультатно для ее инициаторов, не сумевших завершить абордаж и в спешке покинувших место нападения. Спасенный корабль под наблюдением сил ЕС проследовал в безопасный порт.

По официальным данным командования операции ATALANTA, в первом квартале 2021 г. пиратских атак в Аденском заливе не было. Однако в независимых источниках сообщается, что неназванный балкер передал информацию о приближении к нему лодки c вооруженными людьми, оборудованной выдвижной лестницей. После предупредительных выстрелов, произведенных охраной балкера, пираты ретировались. Таким образом, несмотря на длительное присутствие (почти 13 лет) в регионе боевых кораблей европейских стран, полностью блокировать пиратские нападения не удалось.

Развертывание военно-морского контингента ЕС в составе подразделений Великобритании, Франции, Германии и Испании в районе побережья Сомали началось в ноябре 2008 г. С 8 декабря этого же года официально запущена и в настоящее время продолжается операция «Аталанта» (operation ATALANTA), проводимая Европейским союзом. Декларируемая цель миссии — защита гражданского судоходства от нападений морских пиратов у побережья Сомали, Кении и в районе Сейшельских островов. Позже задачи операции были расширены. Среди прочего на подразделения ЕС были возложены функции по обеспечению контроля за ситуацией в морских портах Сомали, перехвату плавучих баз пиратов, уничтожению их наземной инфраструктуры (расположенной до 2 км вглубь береговой полосы).

Первоначальный состав европейских сил в лице Великобритании, Германии, Греции, Испании, Нидерландов, Франции и Швеции насчитывал шесть боевых кораблей (эсминец и пять фрегатов), а также три самолета базовой патрульной авиации. В 2009 г. этот контингент был усилен еще двумя кораблями от ВМС Бельгии и Португалии, а численность личного состава достигла 1 700 человек.

Поддержку силам ЕС также оказывали корабли 1-й постоянной группы ОВМС НАТО, действующие в рамках операции Ocean Shield. В отдельные периоды пиратам противостояли до 12 надводных боевых кораблей, подводная лодка, вспомогательное судно, а также три-пять самолетов базовой патрульной авиации.

Столь внушительные силы, привлеченные к борьбе с пиратами, способствовали стабилизации ситуации в регионе. После пика нападений в 2010–2011 гг., когда в общей сложности было зарегистрировано 350 атак, активность пиратов пошла на убыль и в последние годы, как уже отмечалось выше, фиксировалось лишь по одну-двум инцидентам.

В то же время успехи в борьбе с сомалийскими пиратами могут быть связаны и с деятельностью Эрика Принса, основателя частной военной компании Blackwater.

Поскольку Аденский залив является важной торговой артерией, от активности пиратов страдали в том числе владельцы кораблей и портов в Объединенных Арабских Эмиратах, извлекающих выгоду от интенсивного трафика торгового судоходства.

Э. Принс предложил им свои услуги для устранения пиратской угрозы. Получив щедрое финансирование, он приступил к формированию так называемых Морских полицейских сил Пунтленда [1] (автономный район в составе федеративного Сомали). Фактически эти подразделения состояли из местных новобранцев, которых тренировали и обучали инструкторы из США, Японии, ЮАР.

В достаточно короткие сроки созданная морская полиция продемонстрировала свою эффективность, осуществив несколько успешных операций против пиратов на территории Пунтленда, который считался основным оплотом разбойничьего промысла на сомалийском побережье.

В целом усилия, приложенные участниками борьбы с пиратством в районе Африканского рога, не прошли даром. Сегодня трудно представить, что несколько лет назад численность морских разбойников на сомалийском побережье, по некоторым оценкам, доходила до 5 тыс. человек.

Однако теперь резко обострилась ситуация в Гвинейском заливе — на противоположной стороне от сомалийского побережья. Так, из 38 инцидентов, зафиксированных в последнем глобальном отчете о пиратстве, подготовленным Международным морским бюро (IMB), 43% всех атак в первом квартале 2021 г. произошли именно в этом регионе (16 нападений). Что особенно тревожно, все случаи похищения членов экипажей судов пиратами (более 50 человек за пять месяцев 2021 г.) произошли в этом районе. Растет и градус насилия — один моряк был убит.

Необходимо отметить, что по экспертным данным, площадь, на которой действуют пираты в Гвинейском заливе, на 20% меньше зоны, охваченной деятельностью сомалийских пиратов. Известно и основное место базирования морских разбойников — дельта реки Нигер. Тем не менее положить конец их активности не удается.

Между тем проблема морского пиратства в Гвинейском заливе также находится в фокусе внимания Европейского союза. Еще в 2013 г. руководство ЕС приступило к реализации Программы по обеспечению безопасности стратегически важных морских маршрутов в Гвинейском заливе (CRITICAL MARITIME ROUTES IN THE GULF OF GUINEA PROGRAMME, CRIMGO). Данная инициатива была направлена на защиту торговых маршрутов вдоль западного побережья Африки — региона, где в том числе ведется добыча нефти. Также среди целей Программы обозначались борьба с наркотрафиком, незаконной торговлей оружием и др. Характерно, что в качестве ключевых инструментов реализации CRIMGO предполагалось создание региональной системы мониторинга обстановки и оперативного обмена информацией об активности преступных группировок, а также подготовка местной береговой охраны, включая ее оснащение техническими средствами и вооружением.

Объем финансирования для реализации CRIMGO составил 4,5 млн евро из фонда ЕС «Инструмент стабильности». Странами-участниками были определены Бенин, Габон, Камерун, Нигерия, Сан-Томе и Принсипи, Того, Экваториальная Гвинея.

Через год, в марте 2014 г., была запущена Стратегия ЕС в отношении государств Гвинейского залива, где в качестве цели обозначалась борьба с морским пиратством.

Тем не менее переломить ситуацию в Гвинейском заливе не удалось. Пиратские нападения продолжились, присутствие европейских боевых кораблей носило ограниченный характер и в основном осуществлялось по линии отработки задач в рамках национальных планов развертывания.

В конце января 2021 г. глава европейской дипломатии Ж. Боррель объявил о запуске новой инициативы ЕС — пилотного проекта «Скоординированное морское присутствие» (СКМ) в акватории Гвинейского залива. Суть новой концепции заключается в том, что в конкретном морском районе, представляющем интерес для ЕС, для обеспечения безопасности могут быть привлечены уже находящиеся там национальные военные активы государств-членов ЕС. Подчеркивается, что координация будет происходить на добровольной основе, а военные активы останутся в национальном подчинении. В качестве основных инструментов такой координации предполагается использовать возможности Группы по координации морской зоны интересов (MAICC), которая была создана в Военном штабе ЕС, а также сеть MARSUR. Последняя представляет собой сетевую платформу, объединяющую оперативные данные европейских морских информационных систем, включая местоположение судов, пути их следования, идентификационные данные и иное.

Таким образом, корабли — участники проекта «Скоординированного морского присутствия», продолжая выполнять задачи по планам национального развертывания в том или ином морском регионе, при необходимости и с согласия национального военного командования могут быть привлечены к выполнению иных функций, уже связанных с реализацией целей ЕС.

Отмечается, что в Гвинейском заливе сегодня развернуты военно-морские и воздушные силы Франции, Италии и Испании, которые дали свое согласие на участие в пилотном проекте.

С точки зрения Еврокомиссии, «Скоординированное морское присутствие»:

  • может быть реализовано в любой морской зоне мира, определяемой Советом ЕС как морская сфера интересов;
  • использует существующие военно-морские и воздушные средства государств — членов ЕС, присутствующие или развернутые на добровольной основе в этих морских районах;
  • осуществляет усиленную координацию военно-морских и воздушных средств, которые остаются под национальным командованием;
  • обеспечивает преемственность и взаимодополняемость действий государств-членов ЕС;
  • проводит анализ и обмен информацией между государствами — членами ЕС через Группу по координации морской зоны интересов (MAICC), созданной в Военном штабе ЕС;
  • использует сеть MARSUR для вопросов оперативного взаимодействия.
Андрей Кортунов:
Об Айболитах и Бармалеях

В то же время практика показывает, что в настоящее время эффективность проекта СМП недостаточна для того, чтобы устранить угрозу пиратства в акватории Гвинейского залива. Так, на начало июня 2021 г. более 300 участников морской отрасли по всему миру подписались под Декларацией о пресечении пиратства в Гвинейском заливе. В тексте документа, в частности, отмечается, что «насилие, масштабы и изощренность атак на судоходство продолжали расти, и сегодня они происходят на территории более 200 морских миль от пиратских баз, которые в основном расположены в дельте реки Нигер».

С точки зрения экспертов Балтийского и Международного морского совета (BIMCO), для подавления пиратской активности у западного побережья Африки необходим достаточно небольшой наряд сил: два фрегата с вертолетами и один морской патрульный самолет. Однако их присутствие в районе должно быть постоянным и осуществляться в формате патрулирования.

Обращает внимание, что предлагаемый вариант военного развертывания сопоставим с присутствием подразделений ЕС в районе Африканского рога. Однако политическое решение на уровне ЕС о запуске отдельной военно-морской операции по аналогии с ATALANTA в Гвинейском заливе не принято. При этом мандат EU Naval Force — Somalia продлен до 31 декабря 2022 г.

На этом фоне можно ожидать, что статистика пиратских нападений в Гвинейском заливе будет только расти. Очевидно, что для решения этой проблемы только военных усилий недостаточно. Как и в случае с Сомали, необходимы серьезные позитивные изменения социально-экономической ситуации на территории государств, расположенных вдоль побережья Гвинейского залива.

Статические данные о нападениях пиратов в морской акватории Гвинейского залива в январе–июне 2021 года
(составлено на основе материалов Международного морского бюро)

06 июня

около 208 морских миль на юго-запад от Лагоса, Нигерия.

Шесть вооруженных пиратов на скиффе приблизились и попытались взять на абордаж балкер. По тревоге часть команды ушла в цитадель (безопасное помещение). Капитан послал сигнал бедствия, увеличил скорость и начал маневры уклонения. Благодаря предпринятым мерам безопасности, пираты не сумели завершить абордаж с использованием лестниц и крюков, после чего оставили попытки проникнуть на корабль и отступили.

31 мая

около 104 морских миль к югу от Котону, Бенин.

Вооруженные пираты на двух скиффах подошли к рыболовному судну и взяли его на абордаж. Они произвели обыск на судне, похитили пятерых членов экипажа и скрылись. Патрульный катер Ганы сопроводил судно в безопасный порт. Экипаж сообщил, что поблизости была замечена плавучая база.

19 мая

около 66 морских миль к югу от Темы, Гана.

Вооруженные пираты обстреляли и взяли на абордаж рыболовное судно. Были украдены личные вещи членов экипажа, похищены пять моряков. Нападавшие скрылись. На помощь был выслан патрульный катер ВМС Ганы, который осуществил сопровождение рыболовного суда на пути обратно в Тему.

23 апреля

около 132 морских миль к северо-западу от Невеса, Сан-Томе и Принсипи.

Экипаж контейнеровоза заметил приближающихся пиратов. Поднялась тревога, и команда судна укрылась в цитадели проинформировав власти. На помощь направился фрегат ВМС Италии. До его прибытия пираты сумели подняться на борт контейнеровоза, однако не смогли взломать цитадель и вскоре покинули корабль, скрывшись в неизвестном направлении.

20 апреля

примерно в 188 морских милях к югу от Лагоса, Нигерия.

Контейнеровоз заметил подозрительный скифф, приближающийся на большой скорости. По тревоге часть команды ушла в цитадель, была увеличена скорость корабля. Через некоторое время было замечено, что подозрительный катер снизил скорость и ушел.

14 марта

около 208 морских миль к югу от Лагоса, Нигерия.

Вооруженные пираты напали на проходившее в открытом море вспомогательное судно и взяли его на абордаж. Экипаж сумел укрыться в цитадели, предварительно отправив сигнал бедствия. Нигерийское патрульное судно отправилось к месту атаки, но пираты сумели скрыться до его подхода, причинив некоторые повреждения захваченному кораблю. В сопровождении прибывшего патрульного судна корабль проследовал в безопасный порт.

11 марта

около 212 морских миль к югу от Котону, Бенин.

Девять вооруженных пиратов поднялись на борт танкера. Команда успела подать сигнал бедствия, на который откликнулось судно ВМС Нигерии. Однако к тому времени, когда оно прибыло на место, пираты уже покинули танкеры, захватив 15 членов экипажа.

9 февраля

около 112 морских миль к северо-западу от острова Сан-Томе, Сан-Томе и Принсипи.

Танкер-контейнеровоз подвергся абордажу, но команда судна сумела укрыться в цитадели и послать сигнал бедствия. На помощь прибыл военный корабль, спугнувший пиратов, скрывшихся в неизвестном направлении.

9 февраля

около 83 морских миль к юго-западу от Порт-Жантиль, Габон.

Рыболовное судно с четырнадцатью членами экипажа на борту было захвачено пиратами. 12 февраля судно удалось перехватить ВМС Габона, установивших, что девять членов экипажа были похищены, оставшиеся на борту члены команды вели корабль в ближайший порт.

8 февраля

около 75 морских миль к юго-западу от Порт-Жантиль, Габон.

Экипаж танкера заметил плавучую пиратскую базу, спускающую на воду скифф с четырьмя людьми. Капитан объявил тревогу, увеличил скорость, предпринял маневры уклонения и собрал экипаж в цитадели. Пиратскому катеру удалось подойти к судну, но из-за мер по усилению безопасности, предпринятых капитаном, абордажа удалось избежать

6 февраля

около 50 морских миль к северо-востоку от острова Принсипи, Сан-Томе и Принсипи.

Восемь вооруженных пиратов взяли на абордаж контейнеровоз. Экипаж укрылся в цитадели и отправил сигнал бедствия. Пираты повредили аппаратуру связи и навигации на корабле, после чего покинули контейнеровоз. Несмотря на повреждения аппаратуры, членам команды удалось встретиться с патрульными катерами Камеруна и Экваториальной Гвинеи, высланным им на помощь.

30 января

около 200 морских миль к юго-востоку от Аккры, Гана.

Экипаж балкера подвергся нападению пиратов, но сумел отступить в цитадель, отправив предварительно сигнал бедствия. Из-за технических проблем патрульный катер ВМС Ганы, отправленный на помощь, не сумел выполнить свою задачу. После ухода пиратов балкер направился в нигерийские воды, где его встретило судно ВМС Нигерии и сопроводило в порт.

23 января

около 98 морских миль к северо-западу от острова Сан-Томе, Сан-Томе и Принсипи.

Во время плавания контейнеровоз был взят на абордаж неустановленным количеством пиратов. Один член экипажа судна был убит, 15 человек похищены. Оставшимся трем членам экипажа удалось добраться на корабле до безопасного порта.

13 января

около 120 морских миль на юго-запад от Брасса, Нигерия.

Во время движения к контейнеровозу приблизились пираты с небольшого судна и обстреляли его. Экипаж укрылся в цитадели, абордаж пиратов не удался.

1. Пунтленд — автономный район в составе федеративного Сомали.


Оценить статью
(Голосов: 11, Рейтинг: 3.45)
 (11 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся