Read in English
Оценить статью
(Голосов: 25, Рейтинг: 4.84)
 (25 голосов)
Поделиться статьей
Иван Тимофеев

К.полит.н., генеральный директор РСМД, член РСМД

Владимир Морозов

Независимый аналитик

Юлия Сокольщик

Независимый аналитик

На сегодняшний день санкции являются одним из ключевых политических рисков для российского и международного бизнеса. Они создают проблемы для иностранных инвесторов в отечественную экономику, а также для зарубежных партнеров и контрагентов российских компаний. Сохраняется неопределенность применения существующих ограничительных мер или появ­ления новых.

России свойственны и другие политические риски. Но в отличие от санкций они либо менее вероятны, либо более предсказуемы. Например, риски серьезных внутриполитических потрясений на сегодняшний день маловероятны, хотя и не должны сбрасываться со счетов. То же можно сказать и о риске крупного вооруженного конфликта с участием России — любой такой конфликт резко изменит правила игры, но пока он маловероятен. Риски, связанные с действиями отдельных регуляторов в отношении бизнеса вероятны, но они формировались годами и бизнесом хорошо изучены. Кроме того, здесь вряд ли произойдет резкая смена уже существующей ситуации.

Что касается санкций, то здесь неопределенность выше даже в перспективе одного года. Санкции меняются в соответствии с политической обстановкой. Проблема в том, что связь между санкциями и политикой нелинейна. Если механизм санкций уже запущен, то к их наращиванию может привести даже относительно локальное событие. Тогда как улучшение политических отношений не обязательно приведет к отмене или снижению уровня санкций. В масштабе российской экономики действующие санкции вряд ли способны привести к дестабилизации. Однако для отдельных компаний и проектов они чреваты серьезными проблемами.

Доклад №51/2020

На сегодняшний день санкции являются одним из ключевых политических рисков для российского и международного бизнеса. Они создают проблемы для иностранных инвесторов в отечественную экономику, а также для зарубежных партнеров и контрагентов российских компаний. Сохраняется неопределенность применения существующих ограничительных мер или появ­ления новых.

России свойственны и другие политические риски. Но в отличие от санкций они либо менее вероятны, либо более предсказуемы. Например, риски серьезных внутриполитических потрясений на сегодняшний день маловероятны, хотя и не должны сбрасываться со счетов. То же можно сказать и о риске крупного вооруженного конфликта с участием России — любой такой конфликт резко изменит правила игры, но пока он маловероятен. Риски, связанные с действиями отдельных регуляторов в отношении бизнеса вероятны, но они формировались годами и бизнесом хорошо изучены. Кроме того, здесь вряд ли произойдет резкая смена уже существующей ситуации.

Что касается санкций, то здесь неопределенность выше даже в перспективе одного года. Санкции меняются в соответствии с политической обстановкой. Проблема в том, что связь между санкциями и политикой нелинейна. Если механизм санкций уже запущен, то к их наращиванию может привести даже относительно локальное событие. Тогда как улучшение политических отношений не обязательно приведет к отмене или снижению уровня санкций. В масштабе российской экономики действующие санкции вряд ли способны привести к дестабилизации. Однако для отдельных компаний и проектов они чреваты серьезными проблемами.

Резюме доклада

  • Цель доклада — оценка риска санкций в отношении России в перспективе ближайшего года.

  • К 2020 г. применение санкций против России стало носить существенно более стабильный характер в сравнении с предыдущими годами. Ущерб от новых ограничительных мер можно считать ограниченным. Ключевой вопрос в том, сохранится ли относительно стабильная обстановка в ближайший год?

  • В масштабе российской экономики существующие санкции вряд ли способны привести к дестабилизации. Однако для отдельных компаний и проектов они чреваты серьезными проблемами. Риск новых санкций связан с рядом политических факторов: украинским кризисом и ситуацией на Донбассе, выборами в США и проблемой предполагаемого вмешательства, ситуацией на Ближнем Востоке и др.

  • На украинском направлении ситуация заметно стабилизировалась. Но ожидать дальнейшего решительного продвижения в выполнении Мин­ских соглашений в ближайший год не приходится. Стабилизация обста­новки на Донбассе существенно снижает риски новых санкций. Однако улучшение не приведет к пропорциональной отмене существующих ограничений.

  • В связи с предстоящими выборами президента США в 2020 г., вероятно обострение проблемы предполагаемого вмешательства в выборы. Вопрос о превентивных санкциях против России будет подниматься в Конгрессе, СМИ и материалах экспертных центров. Однако сам факт обсуждения по­добных мер не означает их автоматического принятия.

  • Ситуация на Ближнем Востоке пока не связана с высоким риском санкций для России. Но наращивание ограничений США против Ирана повышает риски вторичных санкций для международного бизнеса, включая российские компании.

  • В ближайший год возможно наращивание санкций США против КНР. Но процесс не будет носить лавинообразного характера. На российский бизнес санкции США против Китая повлияют лишь косвенно.

  • Наш базовый сценарий предполагает дальнейшую стабилизацию риска

Санкции против России: взгляд в 2020 г., 1,8 Мб

Оценить статью
(Голосов: 25, Рейтинг: 4.84)
 (25 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
 
Социальная сеть запрещена в РФ
Социальная сеть запрещена в РФ
Бизнесу
Исследователям
Учащимся