Распечатать Read in English
Оценить статью
(Голосов: 22, Рейтинг: 5)
 (22 голоса)
Поделиться статьей
Иван Тимофеев

К.полит.н., программный директор РСМД, член РСМД

Владимир Морозов

Программный менеджер РСМД

Юлия Тимофеева

Программный ассистент РСМД

На сегодняшний день санкции являются одним из ключевых политических рисков для российского и международного бизнеса. Они создают проблемы для иностранных инвесторов в отечественную экономику, а также для зарубежных партнеров и контрагентов российских компаний. Сохраняется неопределенность применения существующих ограничительных мер или появ­ления новых.

России свойственны и другие политические риски. Но в отличие от санкций они либо менее вероятны, либо более предсказуемы. Например, риски серьезных внутриполитических потрясений на сегодняшний день маловероятны, хотя и не должны сбрасываться со счетов. То же можно сказать и о риске крупного вооруженного конфликта с участием России — любой такой конфликт резко изменит правила игры, но пока он маловероятен. Риски, связанные с действиями отдельных регуляторов в отношении бизнеса вероятны, но они формировались годами и бизнесом хорошо изучены. Кроме того, здесь вряд ли произойдет резкая смена уже существующей ситуации.

Что касается санкций, то здесь неопределенность выше даже в перспективе одного года. Санкции меняются в соответствии с политической обстановкой. Проблема в том, что связь между санкциями и политикой нелинейна. Если механизм санкций уже запущен, то к их наращиванию может привести даже относительно локальное событие. Тогда как улучшение политических отношений не обязательно приведет к отмене или снижению уровня санкций. В масштабе российской экономики действующие санкции вряд ли способны привести к дестабилизации. Однако для отдельных компаний и проектов они чреваты серьезными проблемами.

Доклад №51/2020

На сегодняшний день санкции являются одним из ключевых политических рисков для российского и международного бизнеса. Они создают проблемы для иностранных инвесторов в отечественную экономику, а также для зарубежных партнеров и контрагентов российских компаний. Сохраняется неопределенность применения существующих ограничительных мер или появ­ления новых.

России свойственны и другие политические риски. Но в отличие от санкций они либо менее вероятны, либо более предсказуемы. Например, риски серьезных внутриполитических потрясений на сегодняшний день маловероятны, хотя и не должны сбрасываться со счетов. То же можно сказать и о риске крупного вооруженного конфликта с участием России — любой такой конфликт резко изменит правила игры, но пока он маловероятен. Риски, связанные с действиями отдельных регуляторов в отношении бизнеса вероятны, но они формировались годами и бизнесом хорошо изучены. Кроме того, здесь вряд ли произойдет резкая смена уже существующей ситуации.

Что касается санкций, то здесь неопределенность выше даже в перспективе одного года. Санкции меняются в соответствии с политической обстановкой. Проблема в том, что связь между санкциями и политикой нелинейна. Если механизм санкций уже запущен, то к их наращиванию может привести даже относительно локальное событие. Тогда как улучшение политических отношений не обязательно приведет к отмене или снижению уровня санкций. В масштабе российской экономики действующие санкции вряд ли способны привести к дестабилизации. Однако для отдельных компаний и проектов они чреваты серьезными проблемами.

Резюме доклада

  • Цель доклада — оценка риска санкций в отношении России в перспективе ближайшего года.

  • К 2020 г. применение санкций против России стало носить существенно более стабильный характер в сравнении с предыдущими годами. Ущерб от новых ограничительных мер можно считать ограниченным. Ключевой вопрос в том, сохранится ли относительно стабильная обстановка в ближайший год?

  • В масштабе российской экономики существующие санкции вряд ли способны привести к дестабилизации. Однако для отдельных компаний и проектов они чреваты серьезными проблемами. Риск новых санкций связан с рядом политических факторов: украинским кризисом и ситуацией на Донбассе, выборами в США и проблемой предполагаемого вмешательства, ситуацией на Ближнем Востоке и др.

  • На украинском направлении ситуация заметно стабилизировалась. Но ожидать дальнейшего решительного продвижения в выполнении Мин­ских соглашений в ближайший год не приходится. Стабилизация обста­новки на Донбассе существенно снижает риски новых санкций. Однако улучшение не приведет к пропорциональной отмене существующих ограничений.

  • В связи с предстоящими выборами президента США в 2020 г., вероятно обострение проблемы предполагаемого вмешательства в выборы. Вопрос о превентивных санкциях против России будет подниматься в Конгрессе, СМИ и материалах экспертных центров. Однако сам факт обсуждения по­добных мер не означает их автоматического принятия.

  • Ситуация на Ближнем Востоке пока не связана с высоким риском санкций для России. Но наращивание ограничений США против Ирана повышает риски вторичных санкций для международного бизнеса, включая российские компании.

  • В ближайший год возможно наращивание санкций США против КНР. Но процесс не будет носить лавинообразного характера. На российский бизнес санкции США против Китая повлияют лишь косвенно.

  • Наш базовый сценарий предполагает дальнейшую стабилизацию риска

Санкции против России: взгляд в 2020 г., 1,8 Мб

(Голосов: 22, Рейтинг: 5)
 (22 голоса)

Прошедший опрос

  1. Как вы оцениваете угрозу от нового коронавируса и реакцию на него?
    Реакция на коронавирус гипертрофирована и представляется более опасной, чем сам вирус  
     369 (43%)
    В мире всё ещё недооценивается угроза вируса — этим и объясняется пандемический характер распространения заболевания  
     277 (32%)
    Реакция на коронавирус адекватна угрозе, представляемой пандемией COVID-19  
     211 (25%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся