Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 4, Рейтинг: 5)
 (4 голоса)
Поделиться статьей
Иван Тимофеев

К.полит.н., программный директор РСМД, член РСМД

В 2020 году Россия находится в числе привлекательных стран для иностранных инвесторов. Но есть нюанс — политические риски. Отношения с Западом остаются напряженными. Страховок от новых кризисов нет. В любой момент может сработать приводной ремень западного недовольства — санкции. Ситуацию осложняют предстоящие в США президентские выборы, которые воскресят призрак «российского вмешательства». А в нервозной обстановке можно наломать дров. Например, протащить в Конгрессе «санкции из ада» (DASKA). Судя по всему, российские финансовые власти к такому сценарию готовы. А вот компаниям, банкам и инвесторам явно неспокойно. Призрак DASKA бродит…

На деле риски санкций сегодня меньше, чем когда-либо начиная с 2014 года.

А на ближайший год можно говорить о стабилизации рисков.


В 2020 году Россия находится в числе привлекательных стран для иностранных инвесторов. Но есть нюанс — политические риски. Отношения с Западом остаются напряженными. Страховок от новых кризисов нет. В любой момент может сработать приводной ремень западного недовольства — санкции. Ситуацию осложняют предстоящие в США президентские выборы, которые воскресят призрак «российского вмешательства». А в нервозной обстановке можно наломать дров. Например, протащить в Конгрессе «санкции из ада» (DASKA). Судя по всему, российские финансовые власти к такому сценарию готовы. А вот компаниям, банкам и инвесторам явно неспокойно. Призрак DASKA бродит…

На деле риски санкций сегодня меньше, чем когда-либо начиная с 2014 года.

А на ближайший год можно говорить о стабилизации рисков. Об этом говорит, в частности, новый прогнозный доклад Российского совета по международным делам (будет опубликован до 7 февраля 2020 г. — прим. ред.). Конечно, может прилететь очередная стая «черных лебедей». Политика и рынки иногда удивляют. Но если взглянуть на текущую стабилизацию хотя бы из начала прошлого года, то она тоже «черный лебедь». Тогда, в разгар расследования Роберта Мюллера о российском вмешательстве в американские выборы, после морских таранов в Азовском море и еще свежего «дела Скрипалей» мало кто ожидал хорошего. Санкции в итоге были. Однако Россия отделалась сравнительно легко.

Стабилизация связана с несколькими политическими факторами.

Во-первых, больше предсказуемости вокруг Донбасса и Украины. Прошел обмен пленными. Состоялось разведение сил. Возобновил работу «нормандский формат». Конечно, до выполнения Минских соглашений еще очень далеко. Именно к ним формально привязаны «украинские» санкции США и ЕС. В то же время текущий режим конфликта ограничивает возможности для новых масштабных ограничений. Мелкие эпизоды, вроде включения в черные списки российских физлиц, для экономики незаметны.

Во-вторых, меняется ситуация с «российским вмешательством». Да, власти США уверены, что вмешательство в выборы 2016 года было. Но политически эпизод уже отработан, а для новых серьезных действий пока не хватает фактуры. На промежуточных выборах в Конгресс в 2018 году «руку Кремля» никто не обнаружил. Конечно, американские СМИ и политики будут будоражить общественность теориями заговора. Но это не означает автоматического появления новых санкций.

В-третьих, ситуация на Ближнем Востоке. Против Москвы уже применялись точечные санкции США за действия в Сирии. Но до масштабных мер дело не дошло. И в обозримой перспективе вряд ли дойдет. Здесь США куда как больше сосредоточены на Иране. Еще меньше рисков связано с Венесуэлой и, например, КНДР. Они актуальны лишь для небольшого числа компаний.

Иными словами, базовый прогноз стабильный. Но есть проблемы.

Решение тех или иных политических вопросов не обязательно ведет к отмене санкций. Например, керченский инцидент исчерпан, а вопрос об отмене санкций за него США (восемь компаний и шесть физлиц) и ЕС (восемь физлиц) даже не поднимался. То есть линейной связи между политикой и санкциями нет. Мелкий кризис может привести к их наращиванию, но продвижение вперед не означает отмены. Еще одна проблема — уже существующие режимы ограничений. Компании могут попадать под штрафы за их нарушение. Некоторые предпочитают вообще не связываться с Россией даже там, где можно. Либо завышать цены за реальный и мнимый риски. И все же это сравнительно мелкие сложности. Особенно если сравнивать с «призраком» DASKA.

Источник: Коммерсант.


Оценить статью
(Голосов: 4, Рейтинг: 5)
 (4 голоса)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Каковы, по вашему мнению, цели США в отношении России?
    Сдерживать военно-политическую активность России  
     262 (44.48%)
    Добиться распада и исчезновения России  
     172 (29.20%)
    Создать партнерские отношения с Россией при условии выполнения требований США  
     94 (15.96%)
    Создать союзнические отношения в противовес Китаю на условиях США  
     61 (10.36%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся