Глобальный прогноз 2019–2024
Прогноз социально-экономического и политического развития стран Северной Европы
Наталья Еремина
Д.полит.н., к.и.н., доцент факультета международных отношений Санкт-Петербургского государственного университета, Советник Президента Российской Ассоциации Прибалтийских Исследований
В обзоре представлены следующие страны Северной Европы: Исландия, Дания, Швеция, Норвегия, Финляндия, Латвия, Литва, Эстония.

Данные страны можно разделить на три группы согласно нескольким критериям: географическому местоположению, идентичности, фактору ЕС. Группа 1 — Дания, Швеция, Финляндия; Группа 2 — Норвегия и Исландия; Группа 3 — Латвия, Литва и Эстония.

Комментарии к методологии исследования:

1) Данные по ВВП и инфляции на 2018 г. указаны по прогнозируемым оценкам экспертов МЭФ и МВФ, уточненных на апрель 2018 г., поскольку текущий год еще не завершен. Эти цифры одновременно показывают «потолок роста» на краткосрочную и среднесрочную перспективы [1].

2) Для оценок политических трендов проанализированы результаты избирательных кампаний [2].

3) Выводы в отношении краткосрочной и долгосрочной перспектив определяются исходя, из объёма проблем, стоящих перед государствами, и механизмов их решения.

I. Тренды социально-экономического развития стран Северной Европы в краткосрочной и среднесрочной перспективах

Для развития всего макрорегиона в целом характерны следующие переменные:

1) Все государства Северной Европы региона переживают спад, поэтому падение доходов населения, замедление развития потребительского рынка, рост безработицы — это основные общие задачи для всех государств.

2) Государства Северной Европы, входящие в ЕС, либо активно сотрудничающие с ним, подвержены неблагоприятным последствиям развития финансовой сферы в условиях непреодоленного кризиса еврозоны [3].

Группа 1

Основные черты экономик государств первой группы: высокая степень социальных гарантий государства; обеспечение высокой конкурентоспособности; развитие экономики, ориентированной на экспорт. Например, за 2018 г. в Дании ВВП составил 2%, а инфляция — 1,4%; в Швеции ВВП обозначен на уровне 2,4 %, инфляции — 1,9 %; в Финляндии ВВП составил 2,6%, инфляции — 1,9%. При этом по уровню конкурентоспособности Швеция находится на 7 месте, Дания — на 12-м, Финляндия — на 10 месте.

Проблемы социально-экономического развития на исследуемый период: проблема безработицы, кризис зоны евро (хотя в еврозону входит только Финляндия), санкции.

Вывод: экономический рост в группе этих государств в период 2019–2021 гг. не превысит 2%. Ситуация стабилизуется к 2024 г. Данные страны сохранят свой статус стабильных экономик.

Группа 2

Норвегия и Исландия в 2019 г., столкнется с теми же социально-экономическими задачами. Однако фактор еврозоны, фактор Евросоюза не будет оказывать на них такое же влияние, как и на страны ЕС. В Норвегии рост ВВП в 2018 г. составил 2,1%, а инфляция зафиксирована на уровне 1,9 %. В Исландии — 3,7% и 2,5% соответственно.

Основные проблемы в исследуемый период: замедление роста доходов и падение внутреннего спроса. Для обоих государств значительные риски влечет за собой Brexit, так как они столкнутся с повышенной конкуренцией в рыболовной сфере с британцами, отказывающимися благодаря выходу из ЕС от жестких квот в рыбной отрасли.

Вывод: в 2019 г. риски для экономик этих государств будут нарастать, а экономический рост существенно замедлится. Однако к 2024 г. эти государства, реализуя свои задачи в области экономики, смогут улучшить все экономические показатели и стать лидерами в Северной Европе.

Группа 3:

Для стран этой группы характерна чрезмерная зависимость от прямых иностранных инвестиций. Кроме того, именно в этой группе стран политика в абсолютной степени поставлена перед экономикой, прежде всего это связано с русофобией [4]. Уже сейчас данные государства по рейтингу конкурентоспобности сдвинулись вниз: Эстония — 28 место, Литва — 41, Латвия — 54 место (для сравнения: Россия в рейтинге находится на 38 месте). И это притом, что страны в отчетах говорят о росте ВВП, хотя также и о росте инфляции. В Латвии ВВП — около 3,7%, инфляция — 2,7%. В Литве ВВП — 3,5%, инфляция — 2,5%. В Эстонии ВВП — 3,7%, инфляция — 3%.

Вывод: поскольку страны Прибалтики столкнулись с комплексом взаимосвязанных проблем, можно прогнозировать, что и в краткосрочной (2019 г.), и в среднесрочной (2024 г.) перспективах рынки этих государств продолжат сокращаться, что повлечет за собой ухудшение всех социальных показателей жизни населения, тем более в условиях Brexit.

II. Тренды политического развития в странах Северной Европы в краткосрочной и среднесрочной перспективах

С учетом текущих тенденций можно говорить о росте влияния популистов. Также у граждан есть запрос на обновление политической системы в своих странах и зафиксировано ожидание появления новых партий.

Группа 1

На парламентских выборах и в Финляндии, и в Дании в 2019 г. ожидается рост влияния крайне правых партий (Истинные финны и Датская народная партия). В Швеции именно крайне правые (Шведские демократы) добились значительного успеха на антиммиграционной платформе на парламентских выборах в сентябре 2018 г.

Вывод: среднесрочной перспективе до 2024 г. данные партии уже достаточно укрепятся на политическом ландшафте.

Группа 2

В Норвегии сохраняет свои позиции правоцентристская Консервативная партия в коалиции с крайне правым партнером — Партией прогресса. В Исландии сохраняется правоцентристская коалиция, которая представляет национально-ориентированные партии.

Вывод: в краткосрочной и среднесрочной перспективах будет сохранен существующий политический расклад.

Группа 3

В Прибалтике в качестве ключевой политической идеи выступает русофобия.

В Латвии националистические идеи сохраняют свои позиции (Новая консервативная партия, Национальное объединение «Всё для Латвии!»). В Литве стабильные позиции у партий «Союз Отечества и Христианские демократы Литвы» и «Литовский союз крестьян и зеленых». В Эстонии ведущие политические силы связаны с вопросами защиты эстонской идентичности или компромисса между разными сообществами. Соответственно тройка лидеров — Партия реформ, Центристская партия и Консервативная народная партия Эстонии.

Вывод: 2019 г. не принесет с собой никаких изменений. А с учетом политических событий в странах Прибалтики, можно говорить о нарастании ситуации политического раскола к 2024 г.

Общие выводы

1) 2019 г. станет сложным годом для всех государств макрорегиона: падение уровня ВВП, рост безработицы, сокращение инвестиций. К 2024 г. ожидается стабилизация экономического развития, но с сохранением низких темпов роста.

2) Политическая ситуация в 2019 г. и в 2024 г. в странах макрорегиона во многом сохранит существующие политические расклады. Однако именно к 2024 г. может быть реализован запрос на новые политические силы (несистемные партии, антипартии). Одновременно растёт евроскептицизм и укрепляют свои позиции крайне правые.

3) Взаимоотношения с Россией в большинстве случаев сохранят негативный характер.
1. European economic outlook 2018–2022 // PwC NL. URL: https://www.pwc.nl/en/topics/economic-office/europe-monitor/economic-growth-continues-yet-at-a-slower-pace.html; Countries profiles // International Monetary Fund. URL: https://www.imf.org/en/Countries/; Competitiveness index // World Economic Forum. URL: http://reports.weforum.org/global-competitiveness-index-2017-2018/competitiveness-rankings/; How Sweden Created a Model Economy // Sweden Sverige, 02.11.2018. URL: https://sweden.se/business/how-sweden-created-a-model-economy/
2. True Finns split holds lesson for Europe's populists // Financial Times, 16.06.2017. URL: https://www.ft.com/content/fe376512-51b8-11e7-bfb8-997009366969; Wienberg Ch. Denmark's biggest party adopts anti-immigrant view // Bloomberg, 06.06.2018. URL: https://www.bloomberg.com/news/articles/2018-06-06/anti-immigrant-view-adopted-by-denmark-s-biggest-political-party; Stubley P. Sweden Democrats: Anti-immigration party with neo-Nazi roots on course to become second biggest in general election // Independent, 05.09.2018. URL: https://www.independent.co.uk/news/world/europe/sweden-democrats-election-poll-results-nationalist-populist-party-immigration-a8524181.html; Rigillo N., Sleire S. These Are the Parties Battling for Power In Norway // Bloomberg, 08.09.2017. URL: https://www.bloomberg.com/news/articles/2017-09-07/norway-s-elections-is-a-hornet-s-nest-here-s-the-party-guide; Elections '17: Who Are Iceland's Political Parties & Who Will Lead Next? // Grapevine, 30.10.2017. URL: https://grapevine.is/news/2017/10/30/elections-17-who-are-icelands-political-parties-who-will-lead-next/; Who Is Who In Upcoming Latvian Parliamentary Elections, 14 августа 2018 г. URL: https://en.rebaltica.lv/2018/08/who-is-who-in-upcoming-latvian-parliamentary-elections/; Рейтинги политических партий Литвы // Обзор, 27.11.2017. URL: https://www.obzor.lt/news/n34028.html; Политические партии Литвы продекларировали списки своих однопартийцев // Baltnews, 07.03.2018. URL: https://m.baltnews.lt/vilnius_news/20180307/1017983570.html; Консерваторы и крестьяне – самые популярные партии Литвы // DELFI, 25.06.2018 г. URL: https://ru.delfi.lt/news/politics/konservatory-i-krestyane-samye-populyarnye-partii-litvy.d?id=78396683; Рейтинги партий // Postimees, 19.04.2018. URL: https://rus.postimees.ee/4475203/reytingi-partiy-socdemy-balansiruyut-na-krayu-propasti-irl-uzhe-v-ney
4. Еремина Н.В. Еврофонды в Латвии, Литве, Эстонии. Проблемы и перспективы. Научные доклады Российской Ассоциации Прибалтийских Исследований. М.: Русская книга, 2018.