Распечатать
Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей

24 ноября в Москве состоялась конференция «Развитие стратегического партнерства России и Ирана». Соорганизаторами мероприятия выступили Российский совет по международным делам (РСМД), Центр энергетики и безопасности, Посольство Исламской Республики Иран и Центр по изучению Ирана и Евразии (г. Тегеран), при финансовой поддержке ОАО «Лукойл». Конференция стала первым мероприятием РСМД, подготовленным в партнерстве с иранской стороной.

24 ноября в Москве состоялась конференция «Развитие стратегического партнерства России и Ирана». Соорганизаторами мероприятия выступили Российский совет по международным делам (РСМД), Центр энергетики и безопасности, Посольство Исламской Республики Иран и Центр по изучению Ирана и Евразии (г. Тегеран), при финансовой поддержке ОАО «Лукойл». Конференция стала первым мероприятием РСМД, подготовленным в партнерстве с иранской стороной.

Пленарную сессию открыли президент РСМД Игорь Иванов и замминистра иностранных дел Ирана Хади Солейманпур. В своих выступлениях оба докладчика подчеркнули необходимость переосмысления существующего мирового порядка, роли международных институтов, понимания силы и мощи государства. Быстро меняющаяся ситуация в современном мире, появление новых общих глобальных и региональных вызовов, схожесть «подсанкционного» положения России и Ирана заставляют задуматься о возможностях сближения позиций двух стран. При этом, как подчеркнул президент РСМД, «главная задача сейчас заключается в том, чтобы наполнить двусторонние отношения реальным содержанием в интересах обеих стран и их взаимодействия на международной арене».

Разумеется, самым острым вопросом, касающимся Ирана, остается вопрос о судьбе иранской ядерной программы. По мнению Игоря Иванова, ошибочным является мнение о том, «жесткая линия» Запада якобы в какой-то степени соответствует российским интересам… Дескать, в условиях изоляции от Запада Иран будет просто вынужден расширять сотрудничество с Россией». По мнению Президента РСМД, «нельзя строить стратегическое партнерство с таким государством, как Иран, на основе политической конъюнктуры. Это слишком шаткое и ненадежное основание».

Замминстра иностранных дел Ирана Хади Солеманпур отметил также важность сближения России и Ирана на ценностном уровне – необходимо развитие взаимопонимания базовых основ современного миропорядка, накопление знаний друг о друге, уважение интересов и понимание мотивов партнера. По словам Игоря Иванова, ключевым моментом двусторонних отношений является прежде всего формирование доверия между нашими государствами. А для формирования доверия нужны два элемента – диалог и совместная работа.

В ходе трех сессий конференции участники обсудили перспективы партнерства России и Ирана на глобальном, региональном и двустороннем уровнях. В части региональных вызовов дискуссия разворачивала вокруг вызовов, исходящих от Исламского государства, ситуации в Сирии, угрозы нарастания нестабильности в Афганистане, распространения религиозного экстремизма. Схожесть позиций экспертных сообществ России и Ирана в восприятии данных угроз позволяет надеяться на развитие партнерства в решении данных проблем. В части двусторонних отношений речь шла о нераскрытом потенциале взаимной торговли и барьерах, препятствующих налаживанию более тесного сотрудничества в экономической сфере, таких как отсутствие адекватных механизмов взаиморасчетов, таможенные ограничения, бюрократические препоны.

В завершение конференции директор Центра энергетики и безопасности Антон Хлопков отметил, что, несмотря на наличие сложностей в понимании интересов друг друга, исторической памяти, которая порой мешает забыть о взаимных обидах и прошлых конфликтах, развитие стратегического партнерства стоит начинать с определения списка конкретных дел, точечных проектов, взаимодействие в рамках которых могло бы положить начало дальнейшему сближению и налаживанию взаимовыгодного сотрудничества. И такая работа вполне реальна и реализуема.

Посол Ирана в Москве Мехди Санаи подчеркнул необходимость совместной аналитической и информационной работы как непременное условие для развития стратегического партнерства. В настоящее время эксперты обеих сторон для получения знаний и информации друг о друге зачастую пользуются западными источниками. Такая ситуация является неприемлемой и требует серьезной двусторонней работы по ее исправлению. Именно на такую работу нацелен РСМД совместно с иранскими партнерами – Институтом изучения Ирана и Евразии (IRAS), Центром обучения и исследований при МИДе Ирана (IPIS). Данная конференция, как ожидается, будет иметь своим продолжением серию двусторонних экспертных российско-иранских мероприятий.

Наряду с руководством МИД Ирана в конференции принял участие ряд  известных иранских экспертов – специалистов по исследованиям Евразии и отношениям с Россией: Али Акрамифар, глава Центра по инновациям и технологическому сотрудничеству при Президенте ИРИ, Кейан Барзегар, директор Института ближневосточных стратегических исследований Ирана, Нассер Хейдиан-Джази, профессор Факультета права и политических наук Университета г. Тегеран, Мандана Тишехер, и.о. директора Центра изучения Ирана и Евразии (IRAS), Джахангир Карами, приглашенный профессор Университета г. Тегеран, Бахрам Амирахмадиан, член научного совета Центра изучения Ирана и Евразии (IRAS), Махмуд Шури, член Центра стратегических исследований, г. Тегеран, Махди Амири, глава внешнеполитического комитета Парламентского исследовательского центра Исламской Республики Иран, Фархад Паранд, член научного совета Центра изучения Ирана и Евразии (IRAS).

С российской стороны в конференции приняли участие представители МИД России, Совета Безопасности, Администрации Президента, ТПП РФ, Российско-иранского делового совета, члены и эксперты РСМД, сотрудники Института востоковедения РАН, Дипакадемии МИД России, МГИМО (У) МИД России, МГУ, СПбГУ и других вузов России, представители бизнеса.

Конференция «Развитие стратегического партнерства между Россией и Ираном», 24.11.14

Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. У проблемы Корейского полуострова нет военного решения. А какое есть?
    Восстановление многостороннего переговорного процесса без предварительных условий со всех сторон  
     147 (32%)
    Решения не будет, пока ситуация выгодна для внутренних повесток Ким Чен Ына и Дональда Трампа  
     146 (32%)
    Демилитаризация региона, основанная на российско-китайском плане «заморозки»  
     82 (18%)
    Без открытого военного конфликта все-таки не обойтись  
     50 (11%)
    Ужесточение экономических санкций в отношении КНДР  
     18 (4%)
    Усиление политики сдерживания со стороны США — модернизация военной инфраструктуры в регионе  
     14 (3%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся