Распечатать
Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей

С 26 по 28 мая 2015 г. прошел второй семинар по обмену опытом между российскими и итальянскими экспертами по проблемам глобализации в обучении и проведении исследований. Семинар состоялся в г. Калининград на базе Балтийского федерального университета имени И.Канта. В семинаре приняли участие представители восьми федеральных и национальных исследовательских университетов России – участников проекта и корпоративных членов РСМД. С итальянской стороны в семинаре участвовали представители пяти университетов: Венецианского международного университета, Римского университета Ла Сапиенца, университета Рим 3, университета г. Бари и университета Тор Вергата в Риме.

С 26 по 28 мая 2015 г. прошел второй семинар по обмену опытом между российскими и итальянскими экспертами по проблемам глобализации в обучении и проведении исследований. Семинар состоялся   в г. Калининград на базе Балтийского федерального университета имени И.Канта. 

В семинаре приняли участие представители восьми федеральных и национальных исследовательских университетов России – участников проекта и корпоративных членов РСМД. С итальянской стороны в семинаре участвовали представители пяти университетов: Венецианского международного университета,  Римского университета Ла Сапиенца, университета Рим 3, университета  г. Бари  и университета Тор Вергата  в Риме.

Задача семинара состояла в проведении критического  анализа учебных программ и курсов российских и итальянских университетов по проблемам глобализации и международных отношений, для улучшения качества их разработки, преподавания и методического обеспечения.

С приветственным словом на семинаре выступил ректор Балтийского Федерального университета А.П. Клемешев, который отметил, что расположение университета между Востоком и Западом как нельзя более способствует обсуждению проблем глобализации. Генеральный директор РСМД А.В.Кортунов отметил, что в рамках проекта «Глобализация.2.0: Новые подходы в исследованиях, преподавании и обучении»  РСМД удалось сформировать «критическую массу» институтов,   университетов и отдельных преподавателей, профессоров, менеджеров российских и итальянских университетов, заинтересованных в улучшении качества преподавания глобализации и проведения исследований в этой области.

Президент Венецианского международного университета посол У.Ваттани подчеркнул, что в истории российско-итальянских отношений Россия всегда стремилась сохранять и поддерживать дружеские отношения, и нынешний   семинар вносит свой вклад не только в развитие российско-итальянского научно-технического сотрудничества, но и в развитие международного сотрудничества между двумя странами.  Научный руководитель проекта А.Ю.Мельвиль отметил, что структурирование программы семинара оказалось не простой задачей, поскольку  было связано как с многогранностью тематики глобализация, так  и с большим количеством курсов российских и итальянских университетов, представленных для обсуждения на семинаре.

В результате,  программа семинара была построена по кластерному принципу и состояла из секций, каждая из которых была посвящена отдельным проблемам глобализации: Глобализация: контент, участники и тренды; Глобальная экономика; Глобализация и безопасность; Глобальный мир: культура, ценности, идентичность; Окружающая среда и устойчивое развитие в глобальном мире.

Профессура и преподаватели  российских и итальянских   университетов представили предварительно отобранные РСМД учебные программы и курсы по глобализации, глобальным проблемам и международным отношениям. Каждое представление сопровождалось критическим анализом коллег с целью обмена опытом как разработки курсов, их  преподавания, так  и  формирования их методического обеспечения. 

В развернувшейся на семинаре дискуссии среди вызовов глобализации обсуждались  проблемы миграции, проблемы усиления националистических настроений как в России, так и в странах Европы и рост радикальных настроений молодежи, проблемы региональной интеграции и появление новых конфликтов, украинский кризис, а также   краткосрочные и долгосрочные результаты процессов глобализации. Было отмечено, что вызовы глобализации требуют от академического   сообщества обеих стран разработки новых подходов к преподаванию и новых методов исследования глобальных проблем.

Участники семинара проанализировали сложности, с которыми приходится сталкиваться преподавателям университетов, при разработке курсов по глобальным проблемам и в процессе обучения студентов. Указывалось на необходимость  усиления роли преподавателей университетов в изменении сознания современных студентов, подверженных влиянию современного телевидения и средств массовой информации.  Указывалось на необходимость развития «специализации» университетов в разработке курсов и программ по глобализации, в выделении уникальных подходов к преподаванию и обучению глобальных проблем. Подчеркивалось, что в региональных университетах недостаточно современной литературы по глобальным проблемам, необходимой как для разработки курсов, так и для обучения студентов. Российские участники семинара отметили слабую заинтересованность своих  коллег в разработке курсов и программ, посвященных анализу ценностей глобализации в отличие от итальянских коллег, разработавших достаточное количество курсов по этой тематике. Российские и итальянские участники семинара согласились, что обмен «лучшими практиками» преподавания курсов по глобализации и обмен методиками обучения будет способствовать повышению качества образования обеих стран.

Анализируя проведение исследований в области глобализации и глобальных проблем,   российские и итальянские участники семинара  согласились с необходимостью использования в исследованиях междисциплинарного подхода, уменьшения традиционного влияния экономистов в междисциплинарных исследованиях, а также с необходимостью проведения исследований строго с использованием норм международного права.

На заключительной секции семинара были высказаны предложения по дальнейшему сотрудничеству российских и итальянских университетов, среди которых: проведение серии семинаров по обмену опытом на базе Венецианского международного университета;  проведение летних и зимних школ для студентов и преподавателей на базе Венецианского международного университета; создание электронной базы данных публикаций по глобальным проблемам; разработка совместных партнерских проектов для участия российских университетов как партнеров в Программе ЕС Эразмус Плюс; разработка совместных российско-итальянских магистерских программ в области глобализации и международных отношений.

Переработанные с учетом замечаний на семинаре, курсы и программы российских и итальянских университетов будут отобраны РСМД для включения  в сборник, публикация которого планируется Российским советом по международным делам на конец 2015 г.

Презентации участников семинара

Второй российско-итальянский семинар в рамках проекта «Глобализация 2.0: Новые подходы в исследованиях, преподавании и обучении», 27-28.05.2015

Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
array(4) {
  ["Внешняя политика России"]=>
  string(44) "Внешняя политика России"
  ["Глобальное управление"]=>
  string(41) "Глобальное управление"
  ["Образование и наука"]=>
  string(36) "Образование и наука"
  ["Глобализация  2.0: новые подходы к преподаванию и исследованиям"]=>
  string(114) "Глобализация  2.0: новые подходы к преподаванию и исследованиям"
}

Прошедший опрос

  1. Развиваем российско-китайские отношения. На какое направление Россия и Китай вместе должны обратить особое внимание?
    Необходимо ускорить темпы евразийской интеграции в рамках сопряжения ЕАЭС и «Одного пояса — одного пути»  
     71 (28%)
    Развивать сферу двусторонних экономических отношений и прикладывать больше усилий для роста товарооборота между странами  
     71 (28%)
    Развивать гуманитарные связи, чтобы народы обеих стран лучше понимали друг друга  
     45 (18%)
    Создавать новые двусторонние политические механизмы для более тесного политического сотрудничества  
     32 (13%)
    Повысить эффективность координации действий в многосторонних международных организациях  
     30 (12%)
    Ваш вариант (в комментариях)  
     3 (1%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся